ТОП 10:

Новые подходы к иностранному капиталу



4. Внешнеторговый сектор: основные проблемы и тенденции преобразований.

 

За 50-60-е гг. в Латинской Америке сформировался особый тип экономики.

Вариант между государственным капитализмом и государственно-монополистическим капитализмом.

20-80-е гг.

Сущность государственно-монополистического капитализма:

Взаимодействие государства с частно-националистическим капитализмом, который еще только зарождается при активной роли иностранного капитала.

Т.е. государство, национальный капитал, иностранный капитал.

При нем произошло огосударствление важнейших отраслей: транспорта, связи, энергетики.

Созданы государственные компании в нефтедобычи, нефтехимии, металлургии и осн. химии.

Иностранный капитал действовал в секторе «А».

В истории государственного монополизма были процессы:

Национализация

30-е гг. – нефтяная промышленность

1952 г. – олово-литиевая в Боливии

1973 г. – медная промышленность в Чили.

1974 г. – нефтяная и горная промышленность в Венесуэле.

1968-1975 гг. – нефтяная и газовая промышленность в Перу.

В отечественной историографии в последние годы характеризуется отрицательно, на деле это не так, т.к. государственный капитализм способствовал развитию частного капитала. В эти годы сложились крупные финансовые группы.

В 80-е гг. он тормозил развитие, что связано с коррупцией, бюрократией и наличием нерентабельных предприятий.

«-» государственного капитализма – политика высоких таможенных барьеров, т.е. протекционизм à не способствовало конкурентоспособности товаров. à Нет выхода на мировой рынок.

Главная черта – импортозамещающая экономика.

Основные страны: Чилим, Бразилия, Мексика.

Но импортозамещающую экономику не удалось создать.

Причины кризиса монополистического капитализма:

Внешние

Мировой кризис 1982-1983 гг. В его условиях традиционная модель экономики перестала функционировать:

1. расстройство финансов

2. инфляция

3. сокращение производства

4. прекращение иностранных инвестиций.

à падение платежеспособности латиноамериканских государств.

Долг начала 90-х гг. – 400 млрд. долл.

Кризис был катализатором

К началу 80-х гг. в рамках экономик стран накопились причины для отказа от государственно-монополистического капитализма.

Внутренние:

1. Наличие административного контроля

2. Торможение со стороны таможенного протекционизма

3. Наличие нерентабельных предприятий, искусственно поддерживаемых государством, низкая производительность труда.

80-е гг. – появление новой модели на принципах неолиберализма.

Страны вынуждены ее принять, т.к. прекратился рост производства, в перспективе – экономический кризис.

Начало 80-х гг. – прирост 3% в год (в развитых странах) и менее 1,5% в развитых странах Латинской Америки.

ВВП – 10% от ВВП развитых стран.

ВВП всех стран Латинской Америки в 1988 г. – 808 млрд. долл. (в 1,5 раза меньше, чем в Италии – где 51 млн. человек).

Проблема бедности. Из 414 млн. 70 млн. – бедные, 50 млн. - крайне бедные (но их уровень жизни в целом выше, чем у нас).

à переход к новым отношениям.

Основные преобразования

1. Сняты все таможенные барьеры à дешевые и качественные товары из других стран.

2. Активная приватизация государственного сектора в форме распродажи, продажи акций, ликвидации нерентабельных. Т.е. государство прекратило поддерживать нерентабельное производство.

3. Пересмотр законодательства, которое регулирует инвестиционную деятельность иностранных государств

· Смягчены нормы о деятельности

· Разрешение свободного проникновения иностранного капитала на территорию страны

· Снятие всех ограничений. Создание совместных банков.

4. Изменение в налоговой системе – сокращение количества налогов.

5. Денежные реформы – привязка к мировым валютам (к доллару США)

Первая приступила Чили. Начала приватизацию (авиа, горные компании и т.д.)

1. Стали активно использовать иностранный капитал.

2. От импортозамещающей экономики перешли к новой модели - экспортоориентированной промышленности, т.е. попытка технической модернизации. Повышение производительности труд, переход к проектам экономии энергии, что товары были конкурентоспособны, но основная статья экспорта – кофе.

Тенденции экономического развития

· Сокращение доли традиционных отраслей

· Возрастание веса новых отраслей: тяжелая промышленность и машиностроение (Бразилия – спутник, Бразилия и Аргентина – есть АЗС).

Изменения произошли, но государственный монополизм сам подготовил почву и слишком отрицательно сказался. Реформирование идет сложно и пока результатов нет.

Сейчас – тенденция к совмещению государственного регулирования и неолиберальных тенденций.

 

Черты банковской системы Латинской Америки

1. Развитость.

2. Широкий набор финансовых услуг, которые есть в Европе.

Но она была под контролем государства: ограничено участие иностранного капитала (не могли организовать банки и кредитные учреждения)

В Бразилии – не могли быть акционерами частных банков.

Мексика – в банковской сфере – участие только местных. Нельзя открывать филиалы иностранных банков.

Исключение Чили: 1978 г. – приватизация государственных банков, могли участвовать иностранцы (активно Англия, но особенно – США)

Начало 80-х гг. – активная роль в банковской сфере

Мексика – у государства 50% активов

Аргентина – 40%

Перу – более 65%.

Российские банки значительную роль сыграли в развитии обрабатывающей промышленности отсталых районов.

Но частные банки были. Государство их контролировало в них размещали государственные облигации, заставляли кредитовать (льготно) какие-либо отрасли, выгодные государству.

Реформы:

· Открытость, сокращение государственного контроля

· Государство стало опекать частные банки, т.к. упор делался на национальное накопление, что деньги не уходили за рубеж.

· Разрешение иностранцам создавать банки.

· Продажа акций государства в крупных банках. Население неохотно несло сбережения в банки, т.к. высокая инфляция.

· Разрешено участие иностранцев.

1991 г. – при президенте Колоре иностранцы допущены на финансовый рынок и разрешено участие в местных биржах и приобретать контрольные пакеты.

В Мексике – открытость была частичной, т.к. соглашение «НАВТ» с США и Канадой 1992 г. à приоритет инвесторам из этих стран, из других стран – ограничено, им лимит 15% всех банковских активов, операции…

В настоящее время банковская система Латинской Америки не способна инвестировать крупные проекты, они поддерживают мелкий, средний бизнес, сельское хозяйство. Сохранено государственное кредитование и развиваются совместные банки.

 

Привлечение иностранного капитала.

С одной стороны, привлекать иностранный капитал необходимо, т.к. своих средств не хватает.

С другой, на каких условиях привлекать иностранные инвестиции.

Наиболее привлекательны для иностранного капитала. Бразилия, Мексика.

Т.к., стабильная власть, благоприятное законодательство (правовой режим иностранных инвесторов как и для местных)

Гондурас, Уругвай, Панама – нет ограничений для иностранного капитала, кроме регистрации в государственном учреждении.

Для иностранных инвесторов:

Отменены налоги и ограничения на перевод прибыли.

Как поощрение – сокращение налогов.

Приоритет иностранного инвестирования и поощрения в определенной отрасли – Чили, Венесуэла, Бразилия.

Инвестиции: из США, Евросоюза и Юго-Восточной Азии.

Правительство допускают инвесторов в те отрасли, которые раньше были закрыты полностью: Венесуэла и Аргентина – нефть, Чили и Эквадор – банковско-кредитная сфера, Колумбия – банки.

Долг. Ежегодные выплаты превышают весь объем иностранных инвестиций.

Оценка. Раньше – иностранные инвестиции – ограбление Латинской Америки.

Сейчас – это основной источник финансирования.

 

Одна из проблем – наиболее широкое вовлечение в систему мирового товарообмена.

Это связано с тем, что к началу 70-х доля региона в мировой торговле резко сократился и составил только 3,5% от всего объема мировой торговли, а в 50-е – 11,5%.

Причины отставания

1. Валютно-финансовый кризис

2. Сокращение инвестиций

3. Преобразования в экономике

Начало 80-х гг. – поняли, что структура экспорта, который они могли предложить не востребована → перестройка внешнеторговых связей.

Основной партнер ЕС

Но это партнерство не равное, т.к. импорт 23%, а Латинская Америка экспортирует 2% (от всего импорта ЕС).

Состав экспорта неоднозначен.

1. Сельскохозяйственная продукция

2. Сырье (руда и нефть)

Если был прирост за счет экспорта, то все деньги идут на погашение долга.

Соль государства – контроль экспортно-импортной деятельности, хотя меньше, чем раньше.

Страны отказываются от значительного регулирования торговли.

Первая – 1976 г. – Мексика подписала международное тарифное соглашение и признала принципы свободной торговли.

Сейчас изменены отношения во внешней торговле.

· Раньше: Юг-Север

· Сейчас: Юг-Юг.

Возросла роль Японии (особенно в странах на тихоокеанском побережье).

Далее упор на Китай.

Сейчас пытаются изменить структуру экспорта (снижение сырьевой базы и рост товарности).

1980 г. – готовые изделия экспортируются на сумму 21 млрд. долл.

1970 г. – готовых изделий экспортировано на 3 млрд. долл.

Ок. 2000 г. – приблизительно 40 млрд. долл.

Бразилия является ведущим экспортером оборудования (в странах третьего мира, а самолеты в США, Европу).

Аргентина – экспортер ядерных технологий (в Алжир, Иран, Перу).

 


Лекция 17 Латиноамериканская интеграция

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.013 с.)