Ю. В. Яковец. «История цивилизаций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю. В. Яковец. «История цивилизаций»



Книга современного российского экономиста вышла в свет в 1997 г.

Сейчас все согласны, что Россия переживает переходный период. Но это удивительное в наше бурное время единогласие сразу же оканчивается, как только вопрос переводится в конк­ретную форму: от какого общества мы уходим и к какому идем? Из разноголосицы мнений выберем два наиболее характерных.

1. Переход от «развитого социализма» к «развитому капита­лизму». Этот модуль перехода прочно засел в головах многих теоретиков и политиков, видящих идеал будущего страны в воз­врате к непреходящим ценностям зрелого капитализма, слегка очищенного от крайностей, чтобы походить на модель социаль­но-рыночного капитализма немецкого или шведского образца. <...>

Однако против такого понимания сути переходного периода имеются весомые аргументы. Повернуть ход истории, вернуться к капитализму середины прошлого века или середины нынешне­го века никому не дано, исторические циклы необратимы. Капи­тализм свободной конкуренции и государственно-монополисти­ческий капитализм, равно как и государственный социализм (в том виде, как он утвердился в СССР, странах Восточной Европы, некоторых азиатских странах), — пройденные этапы историче­ского развития, системы, исчерпавшие свой потенциал и пере­растающие в новое общество, которое отражает новый виток спирали исторического прогресса <...>

2. Переход от индустриального общества к постиндустри­альному в общем ритме смены мировых цивилизаций Это по­жалуй, наиболее точное определение сути переходного пери­ода, раскрывающего главную линию, стержень всего огромного и длительного (примерно на полвека) переходного периода, его структуру — на общем фоне переживаемого всем человечест­вом перехода к будущей цивилизации

Что говорит в пользу такого ответа на поставленный вопрос? Во-первых, Россия, хотя и с некоторым опозданием против эпицентра, примерно с середины XIX в. приступила к формированию индустриального общества, значительно дефор­мированного помещичье-феодальными пережитками. <. > С середины 20-х годов XX в. осуществлялась политика форсиро­ванной индустриализации, правда, в уродливой, милитарист-ско-государственной форме, что позволило ценой чрезвычай­ных жертв достичь военно-технического равновесия с лидерами индустриального общества И хотя такого перенапряжения сил однобоко развивающаяся экономика долго выдерживать не могла, факт наличия в бывшем Советском Союзе (и России как его главной наследнице) мощного научно-технического, произ­водственного и кадрового потенциала, свойственного стадии позднего индустриального общества, отрицать трудно.

Во-вторых, Россия как одна из крупных мировых держав на­ходится в русле общемирового движения всего человечества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Единст­венный для нее выбор — оказаться либо среди лидеров, либо в хвосте длинной вереницы стран и народов, идущих по этому пу­ти. <...>

В-третьих, только с позиций трудного и длительного перехо­да к новой цивилизации.. возможно поставить обоснованный диагноз современных кризисов, выработать надежный набор антикризисных стратегий а главное —дать людям новый иде­ал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.

Сейчас такой идеей, объединяющей и воодушевляющей миллионные народные пласты, может стать осознание общей опасности национальной катастрофы, отбрасывающей Россию на дальнюю периферию мирового прогресса, выстраданный идеал стать одним из лидеров, по крайней мере, в духовной сфере формирования постиндустриальной гуманистической ци­вилизации...

Вопросы и задания

1. Прочитайте тексты 1 и 2. Какая из двух точек зрения от­носительно возможности создания единой, планетарной циви­лизации кажется вам наиболее верной? Аргументируйте свой ответ. Какие события, происходящие в современном мире, в том числе и на постсоветском пространстве, подтверждают точ­ку зрения С. Хантингтона? Можете ли вы подобрать доводы про­тив? Какие процессы (экономические, политические, культур­ные) противостоят тенденции к сепаратизму? Возможно ли, по вашему мнению, гармоническое соотношение между наци­ональными культурными традициями и культурными ценностя­ми, усвоенными от других цивилизаций? Приведите примеры.

2. Прочитайте текст 3. Какие доводы приводит А. Тойнби в пользу того, что технический прогресс — отнюдь не главный по­казатель успехов развития цивилизации? Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ. Что технический прогресс дал человечеству в XX в.? Подумайте, какие еще признаки (по­мимо технического прогресса) можно считать показателями уровня развития цивилизации.

3. Прочитайте текст 4. Перечислите основные черты, отли­чающие индустриальную (техногенную) цивилизацию от тради­ционной. Какие тенденции в современном мире позволяют го­ворить о кризисе индустриальной цивилизации? Кризис цивили­зации всегда сопровождается кризисом системы ценностей. Как он проявляется в наши дни? Какими вы представляете себе идеалы новой цивилизации?

4. Прочитайте текст 5. Охарактеризуйте основные пробле­мы, стоящие перед современной Россией. Какие факторы за­трудняют ее переход к постиндустриальной цивилизации? Какие факторы делают такой переход возможным? Какой вклад, с ва­шей точки зрения, может внести Россия в систему ценностей постиндустриальной цивилизации? Какой вы представляете на­шу страну в XXI в.?

 

 

Оглавление

Введение.................................. 3

Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира

§ 1. От первобытности — к цивилизации.........10

§ 2. Восточные государства-деспотии............15

§ 3. Право или бесправие?....................22

§ 4. Пределы власти и пространство свободы......26

§ 5. От мифа к религиям спасения..............33

Темы для семинарских занятий...............40

Глава II Цивилизация Древней Греции

§ 1. Границы цивилизации...................46

§ 2. Греческая община-полис..................50

§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития по­лиса..................................57

§ 4. Культура древнегреческого полиса..........67

§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха элли­низма.................................74

Темы для семинарских занятий...............79

Глава III Цивилизация Древнего Рима

§ 1. Истоки римской цивилизации..............87

§ 2. Путь к республике.......................90

§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика...............99

§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилиза­ции?................................. 108

Темы для семинарских занятий.............. 120

Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века

§ 1. «Детство» Европы......................128

§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и цер­ковь................................. 138

§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и об­щество............................... 144

§ 4. Духовный мир средневековья.............152

§ 5. Европа на пороге нового времени.......... 160

§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение ка­питализма............................ 168

§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Ре­формация............................. 173

Темы для семинарских занятий.............. 180

Глава V Византийская цивилизация

§ 1. Наследница Римской империи............ 186

§ 2. Особенности феодализма в Византии........ 193

§ 3. Империя ромеев........................ 196

§ 4. Духовная жизнь Византии...............205

§ 5. Закат Византии........................216

Темы для семинарских занятий..............219

Глава VI Цивилизации Востока в средние века

§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация.......228

§ 2. Цивилизация Японии...................241

 

§ 3. Исламская цивилизация.................249

§ 4.Индийская цивилизация.................258

Темы для семинарских занятий..............267

Глава VII Российская цивилизация в средние века

§ 1. Пространство цивилизации...............275

§ 2. Основы монархической власти............278

§ 3. Государство и социально-экономическое раз­витие России.................... 283

§ 4. Культура России.......................289

§ 5. Христианство и народные верования.......298

Темы для семинарских занятий..............305

Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII—XVIII век)

§ 1. Новое время...........................312

§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США.............321

§ 3. Герои нового времени...................339

§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять............................345

§ 5. Цивилизации Востока и колониальная сис­тема.................................351

Темы для семинарских занятий..............357

Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилиза­ции (XIX — начало XX века)

§ 1. «Железный» век.......................364

§ 2. Страны «старого капитализма»............371

§ 3. Германский путь к модернизации..........375

§ 4. Россия и модернизация..................379

§ 5. США: путь к лидерству..................387

§ 6. Духовная культура эпохи индустриализа­ции.................................. 394

§ 7. Цивилизации Востока: отход от традициона­лизма................................409

Темы для семинарских занятий.............. 422



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.018 с.)