Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ю. В. Яковец. «История цивилизаций»⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43
Книга современного российского экономиста вышла в свет в 1997 г. Сейчас все согласны, что Россия переживает переходный период. Но это удивительное в наше бурное время единогласие сразу же оканчивается, как только вопрос переводится в конкретную форму: от какого общества мы уходим и к какому идем? Из разноголосицы мнений выберем два наиболее характерных. 1. Переход от «развитого социализма» к «развитому капитализму». Этот модуль перехода прочно засел в головах многих теоретиков и политиков, видящих идеал будущего страны в возврате к непреходящим ценностям зрелого капитализма, слегка очищенного от крайностей, чтобы походить на модель социально-рыночного капитализма немецкого или шведского образца. <...> Однако против такого понимания сути переходного периода имеются весомые аргументы. Повернуть ход истории, вернуться к капитализму середины прошлого века или середины нынешнего века никому не дано, исторические циклы необратимы. Капитализм свободной конкуренции и государственно-монополистический капитализм, равно как и государственный социализм (в том виде, как он утвердился в СССР, странах Восточной Европы, некоторых азиатских странах), — пройденные этапы исторического развития, системы, исчерпавшие свой потенциал и перерастающие в новое общество, которое отражает новый виток спирали исторического прогресса <...> 2. Переход от индустриального общества к постиндустриальному в общем ритме смены мировых цивилизаций Это пожалуй, наиболее точное определение сути переходного периода, раскрывающего главную линию, стержень всего огромного и длительного (примерно на полвека) переходного периода, его структуру — на общем фоне переживаемого всем человечеством перехода к будущей цивилизации Что говорит в пользу такого ответа на поставленный вопрос? Во-первых, Россия, хотя и с некоторым опозданием против эпицентра, примерно с середины XIX в. приступила к формированию индустриального общества, значительно деформированного помещичье-феодальными пережитками. <. > С середины 20-х годов XX в. осуществлялась политика форсированной индустриализации, правда, в уродливой, милитарист-ско-государственной форме, что позволило ценой чрезвычайных жертв достичь военно-технического равновесия с лидерами индустриального общества И хотя такого перенапряжения сил однобоко развивающаяся экономика долго выдерживать не могла, факт наличия в бывшем Советском Союзе (и России как его главной наследнице) мощного научно-технического, производственного и кадрового потенциала, свойственного стадии позднего индустриального общества, отрицать трудно.
Во-вторых, Россия как одна из крупных мировых держав находится в русле общемирового движения всего человечества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Единственный для нее выбор — оказаться либо среди лидеров, либо в хвосте длинной вереницы стран и народов, идущих по этому пути. <...> В-третьих, только с позиций трудного и длительного перехода к новой цивилизации.. возможно поставить обоснованный диагноз современных кризисов, выработать надежный набор антикризисных стратегий а главное —дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков. Сейчас такой идеей, объединяющей и воодушевляющей миллионные народные пласты, может стать осознание общей опасности национальной катастрофы, отбрасывающей Россию на дальнюю периферию мирового прогресса, выстраданный идеал стать одним из лидеров, по крайней мере, в духовной сфере формирования постиндустриальной гуманистической цивилизации... Вопросы и задания 1. Прочитайте тексты 1 и 2. Какая из двух точек зрения относительно возможности создания единой, планетарной цивилизации кажется вам наиболее верной? Аргументируйте свой ответ. Какие события, происходящие в современном мире, в том числе и на постсоветском пространстве, подтверждают точку зрения С. Хантингтона? Можете ли вы подобрать доводы против? Какие процессы (экономические, политические, культурные) противостоят тенденции к сепаратизму? Возможно ли, по вашему мнению, гармоническое соотношение между национальными культурными традициями и культурными ценностями, усвоенными от других цивилизаций? Приведите примеры. 2. Прочитайте текст 3. Какие доводы приводит А. Тойнби в пользу того, что технический прогресс — отнюдь не главный показатель успехов развития цивилизации? Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свой ответ. Что технический прогресс дал человечеству в XX в.? Подумайте, какие еще признаки (помимо технического прогресса) можно считать показателями уровня развития цивилизации.
3. Прочитайте текст 4. Перечислите основные черты, отличающие индустриальную (техногенную) цивилизацию от традиционной. Какие тенденции в современном мире позволяют говорить о кризисе индустриальной цивилизации? Кризис цивилизации всегда сопровождается кризисом системы ценностей. Как он проявляется в наши дни? Какими вы представляете себе идеалы новой цивилизации? 4. Прочитайте текст 5. Охарактеризуйте основные проблемы, стоящие перед современной Россией. Какие факторы затрудняют ее переход к постиндустриальной цивилизации? Какие факторы делают такой переход возможным? Какой вклад, с вашей точки зрения, может внести Россия в систему ценностей постиндустриальной цивилизации? Какой вы представляете нашу страну в XXI в.?
Оглавление Введение.................................. 3 Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира § 1. От первобытности — к цивилизации.........10 § 2. Восточные государства-деспотии............15 § 3. Право или бесправие?....................22 § 4. Пределы власти и пространство свободы......26 § 5. От мифа к религиям спасения..............33 Темы для семинарских занятий...............40 Глава II Цивилизация Древней Греции § 1. Границы цивилизации...................46 § 2. Греческая община-полис..................50 § 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса..................................57 § 4. Культура древнегреческого полиса..........67 § 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма.................................74 Темы для семинарских занятий...............79 Глава III Цивилизация Древнего Рима § 1. Истоки римской цивилизации..............87 § 2. Путь к республике.......................90 § 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика...............99 § 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?................................. 108 Темы для семинарских занятий.............. 120 Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века § 1. «Детство» Европы......................128 § 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь................................. 138 § 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество............................... 144 § 4. Духовный мир средневековья.............152 § 5. Европа на пороге нового времени.......... 160 § 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма............................ 168 § 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация............................. 173 Темы для семинарских занятий.............. 180 Глава V Византийская цивилизация § 1. Наследница Римской империи............ 186 § 2. Особенности феодализма в Византии........ 193 § 3. Империя ромеев........................ 196 § 4. Духовная жизнь Византии...............205 § 5. Закат Византии........................216 Темы для семинарских занятий..............219 Глава VI Цивилизации Востока в средние века § 1. Китай: конфуцианская цивилизация.......228 § 2. Цивилизация Японии...................241
§ 3. Исламская цивилизация.................249 § 4.Индийская цивилизация.................258 Темы для семинарских занятий..............267 Глава VII Российская цивилизация в средние века § 1. Пространство цивилизации...............275
§ 2. Основы монархической власти............278 § 3. Государство и социально-экономическое развитие России.................... 283 § 4. Культура России.......................289 § 5. Христианство и народные верования.......298 Темы для семинарских занятий..............305 Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII—XVIII век) § 1. Новое время...........................312 § 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США.............321 § 3. Герои нового времени...................339 § 4. Просветители: люди, которые осмелились понять............................345 § 5. Цивилизации Востока и колониальная система.................................351 Темы для семинарских занятий..............357 Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX — начало XX века) § 1. «Железный» век.......................364 § 2. Страны «старого капитализма»............371 § 3. Германский путь к модернизации..........375 § 4. Россия и модернизация..................379 § 5. США: путь к лидерству..................387 § 6. Духовная культура эпохи индустриализации.................................. 394 § 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма................................409 Темы для семинарских занятий.............. 422
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.018 с.) |