Вставьте пропущенный термин и догадайтесь о значении выделенного слова, сформулируйте и запишите его значение. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вставьте пропущенный термин и догадайтесь о значении выделенного слова, сформулируйте и запишите его значение.



Каждый из логических «…» является бинарным, т.е. соединяет между собой только два суждения, независимо от того, простые они или сами, в свою очередь, сложные, имеющие внутри себя собственные «…».

7.5. Расположите разновидности силлогизмов по степени их краткости от самых развернутых, «длинных», до самых свернутых, «коротких»:

Энтимема; полисиллогизм; простой категорический силлогизм; эпихейрема; сорит.

7.6. Понятие – это…

(а) любое слово;

(б) форма мышления, фиксирующая существенные признаки предмета или класса предметов;

(в) языковая форма, несущая в себе какое-либо принципиально важное содержание (значение);

(г) группа предметов, обозначаемая одним словом, термином.

7.7. Объем понятия – это …

(а) степень значимости понятия;

(б) количество букв, из которых оно состоит;

(в) множество признаков, обобщаемых в понятии;

(г) множество предметов, обобщаемых в понятии.

7.8. Содержание понятия – это…

(а) совокупность существенных признаков предметов, мыслимых в понятии;

(б) совокупность всех признаков предметов, мыслимых в понятии;

(в) совокупность элементов объема понятия;

(г) совокупность предметов, мыслимых в понятии.

7.9. Суждение – это…

(а) совокупность понятий, находящихся в определенных отношениях к некоторому основному понятию;

(б) повествовательное предложение, выраженное средствами естественного языка;

(в) языковая конструкция, в которой что-либо утверждается или отрицается и которая может быть оценена как истинная либо как ложная;

(г) словесное вынесение оценки какому-либо явлению.

7.10. Простой вопрос – это …

(а) вопрос, на который легко дать ответ;

(б) вопрос, который предполагает простой ответ;

(в) вопрос, построенный на основании одного суждения;

(г) вопрос, построенный на основании простого суждения.

7.11. Некорректный вопрос – это…

(а) вопрос, который неприлично задавать;

(б) вопрос, предпосылка которого – ложное суждение или суждения, противоречащие друг другу;

(в) вопрос, на который дается заведомо ложный ответ;

(г) вопрос, на который трудно или невозможно ответить.

7.12. Умозаключение – это …

(а) форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается;

(б) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких исходных суждений по правилам вывода получают новое суждение;

(в) форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предмета;

(г) форма мышления, посредством которой из имеющегося знания выводится новое знание.

7.13. Непосредственное умозаключение – это …

(а) умозаключение, сделанное на основании фактов;

(б) умозаключение, сделанное из предельно простых и ясных посылок;

(в) умозаключение, сделанное из одной посылки;

(г) первое умозаключение в ряду рассуждений;

(д) умозаключение по методу индукции или аналогии;

(е) умозаключение из двух и более посылок.

7.14. Определение – это…

(а) логическая операция, раскрывающая объем понятия и позволяющая распределить его на ряд менее общих, видовых, понятий;

(б) логическая операция перехода от понятия меньшего объема, но большего содержания, к понятию большего объема, но меньшего содержания;

(в) логическая операция перехода от понятия большего объема, но меньшего содержания, к понятию меньшего объема, но большего содержания;

(г) логическая операция, раскрывающая содержание понятия и позволяющая отличать отображаемые им предметы от сходных с ними других;

(д) логическая операция дефинирования, в результате которой образуются дефиниции.

7.15. Превращение – это непосредственное умозаключение, …

(а) в котором в заключении происходит замена субъекта предикатом, а предиката – субъектом посылки без изменения качества посылки, но с возможным изменением ее количества;

(б) в котором субъектом заключения является термин, противостоящий предикату, а предикатом – субъект посылки, причем посылка и заключение отличаются друг от друга качественной характеристикой;

(в) в заключении которого изменяется качество посылки без изменения ее количества;

(г) посредством которого смысл и содержание исходного суждения изменяется на прямо противоположный.

7.16. Простой категорический силлогизм – это…

(а) индуктивное умозаключение, состоящее из двух посылок и заключения; .е. ным, огических "оюзоин и догадайтесь о значении выделенного слова, сформулируйте его значение.едмета мысли того или отношен

(б) дедуктивное умозаключение, посылки которого являются сложными суждениями;

(в) дедуктивное умозаключение, в котором пропущены одна из посылок или заключение;

(г) дедуктивное умозаключение, посылками и заключением которого являются простые категорические суждения.

7.17. Фигура силлогизма определяется …

(а) расположением среднего термина;

(б) количеством и качеством его посылок и заключения;

(в) расположением большего термина в посылке и заключении;

(г) местом, которое занимает в посылке и заключении меньший термин.

7.18. Энтимема – это …

(а) форма непосредственного умозаключения;

(б) форма сокращенного силлогизма с пропущенным структурным элементом;

(в) форма доказательства – «доказательство от противного»;

(г) форма определения – «определение посредством примера».

7.19. Модус силлогизма определяется …

(а) местоположением среднего термина в его посылках;

(б) качеством входящих в его состав посылок;

(в) расположением большего и меньшего терминов в посылках;

(г) количеством и качеством суждений, входящих в его состав.

7.20. Чисто условное умозаключение – это такое умозаключение, …

(а) посылки которого недостоверны, вероятны;

(б) между посылками и заключением которого нет отношений логического следования, т.е. истинность посылок не гарантирует истинности заключения;

(в) одна из посылок которого – условное суждение;

(г) и посылки, и заключение которого – условные суждения.

7.21. Условно-категорическое умозаключение – это форма умозаключения, в которой …

(а) условные посылки и категорическое заключение;

(б) посылки – условная и категорическая, заключение – категорическое;

(в) посылки – условная и категорическая, заключение – условное;

(г) посылки – категорические, заключение – условное;

(д) посылки и заключение – условные суждения.

7.22. Конструктивный модус дедуктивного умозаключения – это …

(а) форма рассуждения, приводящая к утверждению в заключении;

(б) форма рассуждения, приводящая к отрицанию в заключении;

(в) форма рассуждения от знания менее общего к знанию более общему;

(г) форма рассуждения от знания более общего к знанию менее общему.

7.23. Деструктивный модус дедуктивного умозаключения – это …

(а) форма рассуждения, приводящая к утверждению в заключении;

(б) форма рассуждения, приводящая к отрицанию в заключении;

(в) форма рассуждения от знания менее общего к знанию более общему;

(г) форма рассуждения от знания более общего к знанию менее общему.

7.24. Модус поненс – это …

(а) неправильный конструктивный модус чисто условного умозаключения;

(б) правильный конструктивный модус условно-категорического умозаключения;

(в) правильный деструктивный модус чисто условного умозаключения;

(г) правильный деструктивный модус условно-категорического умозаключения.

7.25. Модус толленс – это …

(а) правильный деструктивный модус условно-категорического умозаключения;

(б) правильный конструктивный модус условно-категорического умозаключения;

(в) неправильный конструктивный модус чисто условного умозаключения;

(г) правильный деструктивный модус чисто условного умозаключения.

7.26. Правильный модус дедуктивного умозаключения – это …

(а) так построенное рассуждение, в котором из истинных посылок всегда следует истинное заключение, т.е. имеет место логическое следование;

(б) так построенное рассуждение, что оно приводит к вероятному заключению;

(в) так построенное рассуждение, что форма его соответствует правилам вывода.

7.27. Неправильный модус дедуктивного умозаключения – это …

(а) рассуждение, в котором из истинных посылок всегда следует достоверное заключение;

(б) рассуждение в форме сложносокращённого силлогизма;

(в) рассуждение, построенное с нарушением правил силлогизма;

(г) рассуждение, в котором из истинных посылок следует вероятное заключение.

 

7.28. Разделительные умозаключения – это …

(а) форма умозаключений, содержащих в качестве посылок и заключения альтернативные суждения;

(б) форма умозаключений, содержащих в качестве посылок импликативные суждения;

(в) форма умозаключений, содержащих в качестве посылок дизъюнктивные суждения;

(г) форма умозаключений, содержащих в качестве посылок конъюнктивные суждения;

(д) форма умозаключений, содержащих в качестве посылок эквивалентные суждения.

7.29. Разделительно-категорические умозаключения – это …

(а) умозаключения, в которых из общей альтернативы и простой посылки выводится простое суждение;

(б) умозаключения, содержащие в качестве общей посылки категорическое условие;

(в) умозаключения, в которых из общего условия и альтернативы выводится категорическое заключение.

7.30. Дилемма – это …

(а) форма диалога;

(б) фигура силлогизма;

(в) риторический вопрос;

(г) разделительно-условное суждение.

7.31. Индуктивные умозаключения – это умозаключения …

(а) от частного знания к общему, дающие, как правило, лишь вероятное заключение;

(б) в основе которых лежит отношение логического следования, что позволяет получать только достоверные, истинные заключения;

(в) в основе которых лежит отношение принадлежности элемента классу, множеству.

7.32. Аналогия – это умозаключение …

(а) на основании различения предметов по их существенным признакам;

(б) на основании сходства признаков различных предметов;

(в) на основании уподобления предметов некоему образцу, модели.

7.33. Достоверное заключение может быть получено посредством …

(а) любой аналогии;

(б) неполной научной индукции;

(в) полной индукции;

(г) нестрогой аналогии;

(д) популярной индукции;

(е) строгой аналогии.

7.34. Неполная индукция – это умозаключение, …

(а) сочетающее принципы дедуктивных и индуктивных умозаключений;

(б) дающее только частные заключения;

(в) в котором обобщение распространяется на большее количество предметов, чем в посылках;

(г) основанное на научных принципах и специально разработанных методиках отбора фактов.

7.35. Полная индукция – это …

(а) обобщение по конечному числу фактов;

(б) обобщение по бесконечному числу фактов;

(в) обобщение на основании перечисления фактов;

(г) вывод из общей посылки.

7.36. Аналогия отношений – это умозаключение …

(а) в котором рассматривается сходство одного факта по отношению к другому;

(б) которое строится на основании отношения трех терминов;

(в) которое состоит из нескольких простых умозаключений, находящихся в отношении подобия;

(г) которое строится на основании сходства или различия отношений между предметами.

7.37. Ложная аналогия предполагает …

(а) небольшое количество общих признаков у сравниваемых предметов;

(б) несущественность сравниваемых признаков;

(в) игнорирование существенных различий;

(г) негативное отношение к предмету рассмотрения;

(д) игнорирование несущественных различий.

7.38. Аргументация – это …

(а) способ обоснования каких-либо утверждений;

(б) способ обоснования, приемлемый для окружающих;

(в) обоснование какого-либо утверждения с помощью других утверждений;

(г) выражение и отстаивание определенной точки зрения;

(д) то же, что и доказательство.

7.39. Доказательство – это …

(а) частный случай аргументации, связанный с приведением наглядных, убедительных доводов;

(б) логический прием обоснования истинности каких-либо суждений на основании привлечения здравого смысла;

(в) обоснование истинности каких-либо суждений при помощи построения формального исчисления, подтверждающего логическое следование тезиса из аргументов;

(г) то же, что и аргументация;

(д) логический прием обоснования истинности каких-либо суждений с помощью суждений, истинность которых установлена ранее.

7.40. Тезис – это …

(а) положение, при помощи которого нечто обосновывается;

(б) краткое изложение длинной мысли;

(в) положение, которое нужно обосновать;

(г) логическая связь аргументов;

(д) главный аргумент.

7.41. Определите вид спора по указанным признакам:

(а) спор, направленный на достижение истины, использующий только корректные приемы ведения спора;

(б) спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы ведения спора;

(в) спор, направленный на достижение истины, но использующий и некорректные приемы ведения спора;

(г) спор, направленный на достижение победы над противоположной стороной и использующий как корректные, так и некорректные приемы ведения спора.

(1. Эклектика; 2. Полемика; 3. Дискуссия; 4. Софистика.)

7.42. К какому приему образования понятий относится …

(а) мысленное расчленение предмета мысли на элементы?

(б) мысленный переход от признаков отдельных предметов к признакам группы этих предметов?

(в) процесс мысленного соединения признаков предмета мысли в одно целое?

(г) мысленное выделение из предмета мысли отдельных его признаков?

(д) мысленное установление сходства или различия предметов?

(1. Абстрагирование; 2. Обобщение; 3. Анализ; 4. Синтез; 5. Сравнение.)

7.43. Грамматическая форма вопроса – это …

(а) повествовательное предложение;

(б) вопросительное предложение;

(в) риторическое вопросительное предложение;

(г) побудительное предложение;

(д) выражающее просьбу вопросительное предложение.

7.44. Логическая сущность вопроса выражается в том, что вопрос – это …

(а) предложение, выражающее недостаток информации;

(б) требование найти, сообщить или уточнить неизвестное;

(в) логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность, в целях получения новой информации;

(г) осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности;

(д) предложение, требующее ответа.

7.45. Позитивная предпосылка вопроса – это …

(а) требование найти, сообщить или уточнить неизвестное;

(б) убеждение, что существует, по крайней мере, один истинный ответ на него;

(в) осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разницы;

(г) убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на него;

(д) исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для его разрешения.

7.46. Негативная предпосылка вопроса – это …

(а) требование найти, сообщить или уточнить неизвестное;

(б) убеждение, что существует, по крайней мере, один истинный ответ на него;

(в) осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разницы;

(г) убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на него;

(д) исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для его разрешения.

7.47. Элементами логической структуры вопроса являются …

(а) кванторное слово;

(б) искомое знание;

(в) базис;

(г) связка;

(д) требование перехода от незнания к знанию.

7.48. Умозаключения, выделенные по количеству посылок – это …

(а) дедуктивное, индуктивное и традуктивное;

(б) простое и сложное;

(в) непосредственное и опосредованное.

7.49. Посылками категорического силлогизма являются …

(а) разделительное и категорическое суждения;

(б) условное и категорическое суждения;

(в) категорические суждения.

7.50. Аксиома силлогизма формулируется так:

(а) присущее классу предметов не может быть распространено на любой предмет этого класса;

(б) присущее классу предметов распространяется на любой предмет этого класса;

(в) присущее классу предметов частично распространяется на любой предмет этого класса.

7.51. Термины силлогизма – это …

(а) понятия, входящие в заключение силлогизма;

(б) понятия, входящие в состав силлогизма;

(в) понятия, входящие в посылки силлогизма и отсутствующие в заключении.

7.52. Правильным является следующее определение терминов силлогизма:

(а) меньший термин – предикат, средний термин – субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении;

(б) меньший термин – субъект, больший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении;

(в) больший термин – субъект, меньший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении.

7.53. В посылках простого категорического силлогизма содержится знание …

(а) обосновывающее;

(б) выводное;

(в) исходное.

7.54. Аналогия – это …

(а) умозаключение, посредством которого из сходства предметов в одних признаках выводится их сходство в других признаках;

(б) умозаключение, в котором мысль развивается от знания одной степени общности к знанию такой же степени общности, а заключение носит вероятностный характер;

(в) индуктивное умозаключение, в котором на основании сходства двух объектов по каким-либо признакам делается вывод об их сходстве по другим признакам.

7.55. Закон тождества выражает такое коренное свойство мышления, как …

(а) непротиворечивость;

(б) последовательность;

(в) определенность;

(г) обоснованность.

7.56. Закон непротиворечивости выражает такое коренное свойство мышления, как …

(а) непротиворечивость;

(б) последовательность;

(в) определенность;

(г) обоснованность.

7.57. Закон исключенного третьего выражает такое коренное свойство мышления, как …

(а) непротиворечивость;

(б) последовательность;

(в) определенность;

(г) обоснованность.

7.58. Закон достаточного основания выражает такое коренное свойство мышления, как …

(а) непротиворечивость;

(б) последовательность;

(в) определенность;

(г) обоснованность.

7.59. Тождество мысли о предмете означает …

(а) сохранение смысла предмета мысли на протяжении всего мыслительного процесса;

(б) сохранение смысла высказывания о предмете мысли на протяжении всего мыслительного процесса;

(в) сохранение смысла предмета мысли и смысла высказывания о нем на протяжении всего мыслительного процесса.

7.60. Достаточное основание в логической аргументации означает любую …

(а) непротиворечивую мысль, которая приводится для обоснования другой мысли;

(б) истинную мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли;

(в) правильную мысль, из которой выводится новая правильная мысль.

7.61. Опровержение тезиса отличается от его подтверждения …

(а) логической структурой;

(б) отношением к тезису;

(в) правилами исполнения;

(г) возможными ошибками.

7.62. Прямое опровержение тезиса осуществляется методами …

(а) разделительного опровержения тезиса;

(б) лишения тезиса его основания;

(в) апагогического опровержения тезиса;

(г) опровержения тезиса через опровержение вывода.

7.63. Косвенное опровержение тезиса осуществляется методами …

(а) разделительного опровержения тезиса;

(б) лишения тезиса его основания;

(в) апагогического опровержения тезиса;

(г) опровержения тезиса через опровержение вывода.

7.64. Сущность апагогического опровержения тезиса состоит в том, что …

(а) ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису;

(б) ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами;

(в) ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса.

7.65. Сущность разделительного опровержения тезиса состоит в том, что …

(а) ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису;

(б) ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами;

(в) ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса.

7.66. В логике термин «доказательство» употребляется в значении …

(а) «факты»;

(б) «источники сведений о фактах»;

(в) «аргументы»;

(г) «процесс мышления».

7.67. Логическую сущность доказательства лучше всего раскрывает следующее определение:

(а) это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием;

(б) это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые;

(в) это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой;

(г) это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается в качестве существенного признака.

7.68. Положение, истинность или ложность которого требуется доказать, это …

(а) демонстрация;

(б) тезис;

(в) аргумент.

7.69. Способ логической связи элементов доказательства – это …

(а) демонстрация;

(б) тезис;

(в) аргумент.

7.70. Суждение, которое приводится для подтверждения или опровержения положения, истинность или ложность которого требуется доказать, называется …

(а) демонстрация;

(б) тезис;

(в) аргумент.

7.71. Прямое подтверждение тезиса осуществляется методом:

(а) апагогическим;

(б) индуктивным;

(в) дедуктивным;

(г) разделительным.

7.72. Косвенное подтверждение тезиса осуществляется методом:

(а) апагогическим;

(б) индуктивным;

(в) дедуктивным;

(г) разделительным.

7.73. Сущность апагогического подтверждения тезиса состоит в том, что истинность тезиса обосновывается …

(а) путем определения ложности всех возможных альтернатив тезису;

(б) непосредственно аргументами;

(в) путем определения ложности антитезиса.

7.74. Сущность разделительного подтверждения тезиса состоит в том, что истинность тезиса обосновывается …

(а) путем определения ложности всех возможных альтернатив тезису;

(б) непосредственно аргументами;

(в) путем определения ложности антитезиса.

7.75. Логическую сущность гипотезы лучше всего раскрывает следующее определение:

(а) одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием;

(б) вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые;

(в) систематизированноеисследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается в качестве существенного признака;

(г) логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой.

7.76. Объектом логики как науки является …

(а) сознание;

(б) интуиция;

(в) абстрактно-логическое мышление;

(г) наглядно-практическое мышление;

(д) психика человека.

7.77. Предмет логики как науки составляют …

(а) формы мысли;

(б) средства мысли;

(в) формы и средства мысли;

(г) понятия и формально-логические законы;

(д) суждения и умозаключения.

7.78. Соотнесите названия видов гипотез с их определениями:

(а) гипотеза, объясняющая причину явления или группы явлений в целом;

(б) гипотеза, объясняющая причинно-следственные связи в изучаемом объекте;

(в) гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления;

(г) гипотеза, объясняющая отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события;

(д) гипотеза, объясняющая существование того или иного явления или связи;

(е) гипотеза, являющаяся условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

(1) Общая; (2) Частная; (3) Научная; (4) Рабочая; (5) Объяснительная; (6) Описательная.

7.79. Модальность суждений – это …

(а) явно или неявно выраженная в суждении основная информация о процессах и явлениях;

(б) явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о процессах и явлениях;

(в) явно или неявно выраженная в суждении основная и дополнительная информация о процессах и явлениях.

7.80. «Правовым» называют модус ПКС …

(а) первой фигуры ПКС ААА;

(б) первой фигуры ПКС ЕАЕ;

(в) второй фигуры ПКС АОО;

(г) второй фигуры ПКС АЕЕ.

Задание № 8.

(1) Разгадайте кроссворды из словаря и задачника А.Д. Гетмановой и чайнворд из учебного пособия В.И. Кириллова, Г.А. Орлова, Н.И. Фокиной.

Проверьте, все ли формулировки заданий правильны. Если обнаружите ошибки, приведите правильный вариант определения.

(2) Выполните задания из учебника Каверина Б.И. и Демидова И.В.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.01 с.)