Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.М. Струкчинская, И.С. Шестакова↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
БИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Е.М. Струкчинская, И.С. Шестакова Л О Г И К А УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ для студентов специальности 030503 – Правоведение Ч А С Т Ь 8 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ–ПРАКТИКУМ Бийск УДК 16 (07)
Струкчинская, Е.М. Логика. Учебно-методический комплект для студентов специальности 030503. Часть 8. Терминологический словарь-практикум / Е.М. Струкчинская, И.С. Шестакова.
Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2007 – 54 с.
Учебно-методический комплект состоит из восьми частей:
- Программа курса и темы практических занятий; - Логика в таблицах и схемах. Логика как наука; - Логика в таблицах и схемах. Понятие; - Логика в таблицах и схемах. Суждение; - Логика в таблицах и схемах. Умозаключение; - Логика в таблицах и схемах. Аргументация; - Логика в таблицах и схемах. Формы развития знания. Текст; - Терминологический словарь-практикум.
Восьмая часть включает в себя словарь основных понятий по курсу логики и комплект упражнений, т.е. задач, тестов, кроссвордов и других заданий для лучшего понимания и усвоения учебного материала. Пособие может быть использовано как в аудиторной работе, так и для самостоятельной подготовки к семинарам, контрольным, экзаменам. Программа адаптирована для студентов юридических вузов, что отражается в направленности и уровне подбора учебного материала. Учебно-методический комплект предназначен для студентов юридических специальностей дневной и заочной формы обучения.
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры гуманитарных наук. Протокол № 8 от 19.12. 2006 г.
Рецензент: Илющенко С.М., к.ф.н., доцент кафедры философии БГПУ им. В.М. Шукшина
Струкчинская Е.М., Шестакова И.С., 2007 БТИ АлтГТУ, 2007 ВВЕДЕНИЕ Одним из главных требований образовательных курсов является знание основных понятий – категорий – изучаемой науки. По большинству дисциплин в той или иной форме проводится терминологический зачет. И это далеко не случайно. Ведь понятия, отражая в обобщенной форме предметы и явления действительности, являются и результатами, и средствами («ступеньками») познания. Они позволяют добывать, накапливать, хранить, развивать, передавать знания. Для студента понятия – необходимое условие и средство познания, фундамент его образования. Усилия, приложенные к усвоению понятий одной образовательной дисциплины, не пропадают даром: в каждой науке есть понятия, используемые и в других науках. Например, такие понятия, как доказательство, факт, закон и другие являются относительно-правовыми, целый ряд наук оперирует данными понятиями. Кроме того, качество понятийного аппарата студента свидетельствует об уровне культуры его мышления и уровне образованности. Но перед студентом часто встает вопрос: как выучить такое количество терминов и суметь при необходимости правильно их определить? Попробуйте следовать нашим советам: а) запоминание идет успешнее при опоре на понимание: изучайте теорию, обращая внимание на существенные особенности того или иного понятия, термина; б) усвоение терминологии происходит быстрее и качественнее, если Вы учите материал «со знанием дела»: проработайте темы курса логики, освещающие такие операции с понятиями, как определение, деление и классификация, обобщение и ограничение (см. Часть 3 учебно-методического комплекта по логике Струкчинской Е.М. и Шестаковой И.С. «Понятие»); в) пониманию и запоминанию терминов способствует работа с понятиями: проделайте ряд предложенных практических заданий, попробуйте придумать свои, исходя из особенностей именного вашего восприятия, Вашей памяти. При работе со Словарем логических терминов обратите внимание: из возможных значений рассматриваемых в нем терминов приведены те, что соответствуют курсу «Логика и теория аргументации». СЛОВАРЬ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АБДУКЦИЯ – способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение и фиксирование одних признаков предмета при отвлечении от других. При этом первые рассматриваются как существенные, важные, первостепенные, а вторые – как несущественные, неважные, второстепенные. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (логическое, рациональное) – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике. АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета и не существующий самостоятельно. АБСТРАКЦИЯ (абстрактный объект) – результат, итог абстрагирования. Синоним понятия. АБСУРД – логически внутренне противоречивое понятие. АВТОРИТЕТ – общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах жизни общества, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах и других высоко оцениваемых качествах. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – ценностная модальность, выражающая отношение человека к ценностям – материальным и духовным. АКСИОМА – положение, которое всеми признается истинным и не требующим доказательств в силу самоочевидности. АКСИОМА СИЛЛОГИЗМА – (1) все, что утверждается либо отрицается относительно целого рода или вида, должно соответственно утверждаться либо отрицаться и относительно части или элемента этого рода или вида; (2) признак признака есть признак самой вещи. АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, задающего содержание понятий системой аксиом, в которых это понятие встречается. АЛГОРИТМ – конечная совокупность точных правил или предписаний, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – истинная модальность, выражающая характер связи между мыслимыми предметами, а следовательно, между субъектом и предикатом суждения. Виды ее: ассерторические суждения, проблематические суждения, аподиктические суждения. АЛОГИЗМ – ход мысли, нарушающий определенные законы и правила логики и потому всегда содержащий в себе логическую ошибку. АМФИБОЛИЯ – ошибка употребления одного и того же слова – омонима одновременно в разных смыслах, возникающая при нарушении требований закона тождества. АНАЛИЗ – мысленное расчленение предметов на их составляющие, мысленное выделение в них отдельных признаков (свойств, отношений). АНАЛОГИЯ (традукция) – недемонстративное умозаключение, в ходе которого на основе подобия или сходства двух объектов по некоторым их признакам делают вывод об их сходстве по другим признакам; в широком смысле – подобие, сходство. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА – это юридическая оценка деяния, не предусмотренного законом, по той норме, под некоторые признаки которой данное деяние подпадает. АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ – вид аналогии, при котором сравниваются не признаки, свойства предметов, а отношения между предметами, основанием для вывода служит подобие отношений разных пар предметов. АНАЛОГИЯ ПРАВА – применяется в судопроизводстве, когда суд ввиду отсутствия прямого указания в законе о способе решения данного вопроса обращается к имеющимся решениям по аналогичным вопросам. АНАЛОГИЯ СВОЙСТВ – вид аналогии, когда на основании наличия некоторых сходных свойств двух (групп) предметов делается вывод об их сходстве в других отношениях. АНТЕЦЕДЕНТ – основание элемент условного суждения, его первое, исходное, суждение. АНТИНОМИЯ – неразрешимое противоречие между двумя суждениями, каждое из которых признается истинным; неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе. АНТИТЕЗИС – утверждение, отрицающее тезис, противоречащее ему. АНТОНИМЫ – противоположные по значению слова. АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (доказательство) – доказательство от противного, косвенное обоснование (доказательство) истинности тезиса путем установления ложности антитезиса. АПАГОГИЧЕСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА – опровержение с помощью подтверждения истинности выдвинутого антитезиса. АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ – суждения алетической модальности о необходимости чего-либо. АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Термин античных философов, фиксирующих непостижимые противоречия в осмыслении некоторых явлений. АРГУМЕНТ – довод, основание доказательства – положения, из которых выводится истинность или ложность тезиса. Основаниями признаются факты, определения, аксиомы и постулаты, ранее доказанные положения и др. АРГУМЕНТАТОР – субъект аргументации, человек, приводящий доводы, доказательства аудитории или респонденту с целью убедить занять некоторую позицию, принять предлагаемое решение или совершить некоторое действие. АРГУМЕНТАЦИЯ – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса; аргументация включает как логические, так и внелогические средства. АССЕРТОРИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ – суждения алетической модальности о факте, действительности чего-либо. АТРИБУТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ – категорические суждения о свойствах чего-либо, предикат которых раскрывает наличие или отсутствие у предмета мысли каких-либо свойств или признаков. АУДИТОРИЯ – коллективный субъект аргументативного процесса, одновременно являющийся и основным объектом аргументативного воздействия. БАЗИС ВОПРОСА – его предпосылка. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно. БЕЗУСЛОВНЫЙ ОТВЕТ – ответ, который что-либо категорически утверждает или отрицает. БЕССМЫСЛЕННОЕ – языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка. БИНАРНЫЙ – двойной, состоящий из двух частей, компонентов; бинарный логический союз связывает два суждения. БОЛЬШАЯ ПОСЫЛКА – посылка простого категорического силлогизма, содержащая больший термин. БОЛЬШИЙ ТЕРМИН – термин простого категорического силлогизма, являющийся предикатом заключения. ВЕРА – глубокая убежденность в чем-либо, не требующая доказательств. ВЕРИФИКАЦИЯ – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. ВЕРОЯТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – правдоподобное, т.е. его вывод может быть как достоверным, так и недостоверным, вероятным. ВЕРОЯТНОСТЬ – характеристика отношения между посылками умозаключения или гипотезы и их заключениями: степень подтверждения заключения или гипотезы. Логическую вероятность называют также индуктивной, поскольку в индуктивном умозаключении отношение между посылками и заключением имеет вероятностный характер. ВЕРОЯТНЫЕ ЗНАНИЯ – знания, лишь приближающиеся к истине в той или иной степени. ВЕРСИЯ – особая разновидность гипотезы, предположение об отдельном предмете или явлении, о человеке и его действиях; одно из нескольких возможных, отличное от других объяснение или толкование какого- либо отдельного факта, явления, события. ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, объем которого составляет часть объема другого, родового, понятия. ВОПРОС – форма мышления, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность в целях получения информации в виде ответа. ВОСПОЛНЯЮЩИЙ ВОПРОС – («к» или «что» вопрос) – вопрос, предназначенный для выявления новых свойств исследуемого объекта, для получений новой информации. ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ – такие общие категорические суждения, в которых нечто говорится только лишь о данной группе предметов и никакой другой, т.е. предикат этих общих суждений так же, как и субъект, распределен. ВЫСКАЗЫВАНИЕ – в символической логике – суждение, взятое в единстве с его языковой формой – повествовательным предложением. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – см. ОБОБЩЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – разновидность определения через ближайший род и видовое отличие; в качестве видового отличия указывается способ происхождения (образования) только данного предмета и никакого другого. ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – ошибка использования понятий, заключающаяся в приписывании понятиям статуса самостоятельно существующих объектов. ГИПОТЕЗА – форма развития знания, посредством которой осуществляется переход от вероятных знаний к достоверным. ДЕДУКЦИЯ (дедуктивное умозаключение) – умозаключение от более общего знания к менее общему. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – преднамеренная передача, представление ложного знания как истинного или истинного как ложного. ДЕЛЕНИЕ (объема) ПОНЯТИЯ – логическая операция, раскрывающая объем понятия и позволяющая с помощью избранного основания (критерия) деления распределить объем делимого родового понятия на ряд членов деления – видов делимого понятия. ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНАКА, ПОЛОЖЕННОГО В ОСНОВАНИЕ ДЕЛЕНИЯ – вид деления объема понятия, при котором членами деления выступают несовместимые видовые понятия, противоположное и соподчиненное. ДЕЛИМОЕ – родовое понятие, объем которого раскрывается через виды. ДЕМОНСТРАЦИЯ – форма доказательства, способ логической связи тезиса с аргументами. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – нормативная модальность, относящаяся непосредственно к деятельности людей, нормам их поведения в обществе, как нравственным, так и правовым, к нормам этикета. ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА – в ней мысль направляется от отрицания следствий, вытекающих из основания, к отрицанию самого основания. ДЕФИНИЕНДУМ – то, что раскрывается в определении – предмет, понятие или слово; определяемая часть дефиниции. ДЕФИНИЕНС – определяющая часть дефиниции; общие и существенные признаки, составляющие содержание определяемого предмета, понятия, слова. ДЕФИНИРОВАНИЕ (определение в узком смысле) – логическая операция определения понятия, посредством которой раскрывается его содержание и выявляются отличия отображаемых понятием предметов от сходных с ними других. ДЕФИНИЦИЯ – определение. ДИЗЪЮНКЦИЯ – логическая операция, посредством которой из двух или более простых суждений строится новое сложное разделительное суждение. Может быть строгой и нестрогой (сильной и слабой). Дизъюнктивные суждения образуются с помощью логического союза дизъюнкции – «либо»; «или». ДИЛЕММА – разделительно-условное умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, другая – разделительное, а заключение может быть категорическим или разделительным. ДИСКУРС; ДИСКУРСИВНЫЙ – логическое рассуждение; опирающийся на разум. Обычно противопоставляется интуиции, интуитивному, как основывающимся на непосредственном постижении истины путем ее интеллектуального созерцания. ДИСКУССИЯ – спор, направленный на достижение истины, в котором используются только корректные приемы ведения спора. ДИСПУТ – публичный спор на научную или общественно важную тему. ДИФФАМАЦИЯ – разновидность клеветы, публикация информации, в целом направленной на принижение личности в глазах членов общества или на то, чтобы они сторонились этой личности. ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ – (или деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления): вид деления понятий, при котором родовое понятие делится на два видовых, положительное и отрицательное. ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непредумышленное, несознательное искажение истины по ошибке, неведению, незнанию, недостаточной компетентности. ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство правильного мышления отражать объективные основания предметов окружающего мира. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – форма мышления, посредством которой на основе истинности одних знаний раскрывается истинность или ложность других; логическая основа аргументации. Виды доказательства – собственно доказательство и опровержение. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА (подтверждение) – обоснование истинности тезиса. ДОКАЗЫВАНИЕ – название процесса доказательства в судебной практике. ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ – такие фактические и теоретические основания, из совокупности которых данное суждение следует с логической необходимостью. ДОСТОВЕРНЫЕ ЗНАНИЯ – объективно истинные знания, соответствующие действительности. ДОСТОВЕРНЫЙ ВЫВОД (заключение) – истинный. ДРЕВО ПОРФИРИЯ – схема движения мысли от рода («корни дерева») к виду и от вида к индивиду (метод индивидуации («листья дерева»)) ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – в его объем входит один предмет мысли. ЕДИНИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ – такие, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли. Это суждения об индивидуальном предмете и суждения о совокупности предметов, рассматриваемых как единое целое. ЗАВЕДОМАЯ ЛОЖЬ (ложность) – умышленное искажение истины и сознательное сокрытие фактов, преднамеренное извращение истины, фактов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод) УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – суждение, констатирующее производное, новое знание, полученное из посылок в качестве их следствия. ЗАКОН – внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях. ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ – ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного на то основания. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО – два противоречащих суждения об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно. ЗАКОН ЛОГИКИ (логический закон) – внутренняя, необходимая, существенная связь мыслей, рассматриваемых со стороны их формы. ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ – см. ЗАКОН ЛОГИКИ. Основными логическими законами в классической логике считают закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. ЗАКОН НЕДОПУЩЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ (НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ) – два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ – с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче и наоборот. ЗАКОН ТОЖДЕСТВА – мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не может не быть определенной, однозначной, тождественной себе. ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС – вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное число ответов. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – так называют обыденное, повседневное мышление в отличие от теоретического, специализированного; чувство правильности и общего блага, которое формируется благодаря общности жизни людей, общему бытовому укладу и общим целям. ЗНАК – материальный предмет-заместитель или представитель другого предмета. ИДЕЯ – мысль, содержащая сущностные характеристики предметов. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – факт или частный случай, призванный укрепить убежденность оппонента (аудитории) в правильности общего положения, которое разъясняется и истолковывается пропонентом. ИМПЛИКАЦИЯ – логическая операция, объединяющая два суждения в новое на основе логического союза «если…, то…». Импликативные суждения – условные суждения, образованные с помощью логического союза импликации. ИНДИВИДЫ – единичные понятия. ИНДУКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, при котором определяемый термин используется в выражении понятия, приписываемого термину в качестве его смысла. ИНДУКЦИЯ (индуктивное умозаключение) – рассуждение, в котором на основании исследования некоторых членов класса делается заключение о неисследованных его членах или обо всем классе в целом; умозаключение от менее общего знания к более общему. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – раскрытие смысла явления, текста или знаковой структуры, способствующее их пониманию; приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам или формулам, терминам или категориям. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ – межличностный, независимый от конкретных субъектов характер понятий и суждений науки, подчеркивающий объективный источник их происхождения. ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины без обращения к развернутому логическому рассуждению; догадка, нуждающаяся в проверке. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – понятие или суждение, находящееся за пределами разума и логики и потому противоположное разумному, целесообразному и обоснованному фактами и логикой. ИСТИНА (истинность) – знания, соответствующие действительности; адекватное отражение действительности в мышлении людей. ИСТИННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство мышления воспроизводить действительность такой, какова она есть. ИСТОЛКОВАНИЕ – предшествующий пониманию и обеспечивающий его возможность процесс поиска стандарта оценки и обоснование его приложимости к рассматриваемому случаю. ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ОТВЕТ – это полный истинный ответ. ИТОГОВАЯ ГИПОТЕЗА – заключительная, наиболее вероятная гипотеза, формулируемая «набело». КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ – вопросы, искомые данные для которых должны быть взяты из некоторой предметной области, определяемой вопросительным словом. КАТЕГОРИИ – общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов действительности. КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ – его логическая форма – утвердительная или отрицательная. КВАЛИФИКАЦИЯ – подведение частных случаев, единичных фактов под общие понятия, в основе чего лежит логическая операция обобщения понятий. КВАНТОР (кванторное слово) – мыслимое перед субъектом слово, указывающее на то, к какому количеству объема понятия, выражающего субъект, относится признак, выраженный в предикате суждения. КЛАСС (множество) – совокупность предметов, входящих в объем понятия. В зависимости от количества входящих в него элементов класс может быть универсальным, единичным и пустым (нулевым). КЛАССИФИКАЦИЯ – процесс распределения предметов по группам, классам, разрядам согласно выбранному критерию; в основе классификации лежит логическая операция деления объема понятий. КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – см. определение через ближайший род и видовое отличие. КЛЕВЕТА – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию. КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ – логическая характеристика суждения, отражающая логический объем субъекта; по количеству простые суждения бывают единичные, частные, общие. КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, отражающее сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью. КОНСЕКВЕНТ – элемент условного суждения, его второе суждение, следствие. КОНСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА – дилемма, в которой мысль движется от утверждения вариантов в основании к утверждению следствий. КОНТЕКСТ – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), точно определяющий смысл отдельного входящего в него понятия. КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ (алогическая) АРГУМЕНТАЦИЯ – аргументация, включающая ссылки на конкретный текст и подразумеваемый подтекст, сравнение их смыслов с использованием интуиции, веры, авторитета и т.п. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, которое позволяет выяснить содержание понятий через контекст, не прибегая к словарю, не с помощью точного разъяснения (экспликации). КОНТРВЕРСИЯ – версия, противоположная или противоречащая исходной. КОНЦЕПЦИЯ – ведущая мысль, то или иное понимание предмета, система взглядов на тот или иной предмет. КОНЪЮНКЦИЯ – логическая операция образования сложного суждения из простых с помощью связки, соответствующей логическому союзу «и». Конъюнктивные суждения образуются из исходных с помощью логического союза конъюнкции. КООРДИНАЦИЯ ПРИЗНАКОВ В ПОНЯТИИ – горизонтальная связь признаков, типы которой следующие: соединения (конъюнкции), разъединения (дизъюнкции), отрицания, условные. КОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, предпосылка которого – истинное и непротиворечивое знание. КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, в котором доводы обосновывают истинность какого-либо тезиса опосредованно, через обоснование ложности другого, исключающего его суждения. КОСВЕННОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ – опровержение в опыте логических следствий обосновываемого положения. КОСВЕННОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения. КОСВЕННЫЙ ОТВЕТ – берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности. КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ – ошибка в доказательстве, возникающая при нарушении правила независимости аргументов от тезиса: тезис доказывается с помощью аргументов, которые сами доказываются с помощью данного тезиса. КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ – ошибка определения понятий, возникающая, когда определяющее понятие само раскрывается через определяемое. КУЛЬТУРА АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – мера развития сознания человека как субъекта творческо-преобразующей деятельности, рассматриваемая со стороны его мыслительных возможностей и выражающаяся в способности диалектически верно и логически правильно отражать действительность специфическими средствами мышления. ЛОГИКА – наука о формах, нормах и законах правильного мышления, ведущего к истинным знаниям. ЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ – использование форм и законов мышления, их признаков и правил для обоснования истинности выдвигаемого тезиса или опровержения противоположного тезиса. ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – культура мышления, проявляющаяся в устной и письменной речи; проявляется в знаниях о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах, умении использовать эти знания в практике мышления, в навыках анализа мыслей, как своих, так и чужих. ЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ – субъект и предикат простого суждения, простые суждения в составе сложного суждения. ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТОЯННАЯ – логическая связка (субъекта и предиката в простом суждении, простых суждений в сложном суждении). ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА – форма мышления, структура мысли, способ связи ее элементов. ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН – закон логики или закон мышления, это внутренняя, необходимая существенная связь мыслей, рассматриваемых со стороны их формы. ЛОЖНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство мышления искажать действительность, неадекватно воспроизводить ее, не соответствовать действительности по своему содержанию. ЛОЖЬ – преднамеренное, осознанное искажение истины. МЕНЬШАЯ ПОСЫЛКА – посылка простого категорического силлогизма, в которую входит меньший термин. МЕНЬШИЙ ТЕРМИН – термин простого категорического силлогизма, являющийся субъектом заключения. МЕТОД – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов. МЕТОД ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ – метод индуктивного исследования, состоящий в выявлении существенного различия сходных явлений. МЕТОД ОСТАТКОВ – метод индуктивного исследования, связанный с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены. МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ – метод индуктивного исследования, при котором, изменяя одно обстоятельство в цепи явлений, наблюдают сопутствующие ему изменения. МЕТОД СХОДСТВА – метод индуктивного исследования, суть которого состоит в сопоставлении различных фактов и выявлении в них сходства в том или ином отношении. МНИМАЯ ПРОБЛЕМА – проблема, либо уже практически решенная, либо надуманная, не имеющая ни теоретической, ни практической необходимости. МОДАЛЬНОСТЬ – наличие у суждения помимо основного конкретного содержания дополнительной смысловой нагрузки. МОДУС – способ чего-либо, разновидность, норма. МОДУС ПОНЕНДО ТОЛЛЕНС (утверждающе-отрицающий) – в разделительно-категорическом умозаключении мысль движется от утверждения одного из мыслимых вариантов к отрицанию другого. МОДУС ПОНЕНС (утверждающий или правило отделения) – правило логического вывода, позволяющее от утверждения условного высказывания и его основания перейти к утверждению следствия, т.е. отделить его; в условно-категорическом умозаключении мысль движется от утверждения основания к утверждению следствия. МОДУС ТОЛЕНДО – ПОНЕНС (отрицающе-утверждающий) – в разделительно-категорическом силлогизме мысль движется от отрицания одного варианта к утверждению другого. МОДУС ТОЛЛЕНС (отрицающий модус) – правило логического вывода, разрешающее от утверждения условного суждения и отрицания его следствия перейти к утверждению ложности основания; в условно-категорическом умозаключении мысль движется от отрицания следствия к отрицанию основания. МОДУСЫ ПРОСТОГО КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА – разновидности фигур простого категорического силлогизма, различающиеся количеством и качеством суждений, составляющих посылки. МЫШЛЕНИЕ – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение действительности в мозгу человека, осуществляющееся благодаря процессу его практической деятельности. НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС – вопрос, подводящий и подготавливающий человека к пониманию узлового вопроса. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ – разновидность неполной индукции, при которой исследуется природа изучаемого класса явлений, причинно-следственные и другие существенные связи и зависимости. НЕВЫДЕЛЯЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ – такие общие категорические суждения, в которых то, что сказано о данной группе предметов, может быть отнесено и к другой группе, т.е. предикат таких суждений не распределен. НЕГАТИВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ВОПРОСА – убеждение в том, что существует хотя бы один ложный ответ на поставленный вопрос. НЕКОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, основанный на предпосылке ложного или противоречивого суждения, или суждения, смысл которого не определен. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ, РАЗМЫТЫЕ ПОНЯТИЯ – не обладают ясным, точным содержанием и резким, четким объемом. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЧАСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ – такие категорические суждения, в которых что-либо высказывается о части предметов так, что может быть отнесено ко всей группе вообще. НЕПОДХОДЯЩИЙ ОТВЕТ – ответ, который лишь создает видимость устранения неопределенности, вызванной вопросом. НЕПОЛНАЯ АНАЛОГИЯ – основана на сходстве предметов лишь в некоторых отношениях, т.е. различие превосходит сходство. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ – индуктивное умозаключение, в котором обобщаются знания, полученные на основании изучения лишь части элементов исследуемого класса. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ – знания, которые мы получаем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – умозаключения из одной посылки: обращение, превращение, противопоставление субъекту и предикату. НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. НЕПУСТЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, в объеме которых есть хотя бы один элемент. НЕРЕГИСТРИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ – число элементов объема этого понятия не поддается учету, неопределенно. НЕСИЛЛОГИСТИЧЕСКИЕ ДЕДУКТИВНЫЕ ОПОСРЕДОВАННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – умозаключения из суждений с отношениями. НЕ СЛЕДУЕТ – ошибка в доказательстве, возникающая при отсутствии необходимой связи между тезисом и аргументами. НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ (разделительное) – понятие, которое приложимо и к классу однородных предметов, и к каждому из этих предметов. НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – сравнимые понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента. НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ – суждения противоположные и противоречащие. НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, которые не имеют в своем содержании общих сколько-нибудь существенных признаков. НЕСРАВНИМЫЕ СУЖДЕНИЯ – простые имеют разные субъекты или предикаты либо и субъекты, и предикаты; сложные имеют разные составляющие (суждения и связки). НЕСРАВНИМЫЕ ТЕОРИИ – теории, которые в силу различных объектов различаются, и различаются наборы их понятий и суждений. НЕСТРОГАЯ АНАЛОГИЯ (слабая, популярная) – аналогия, которая имеет место тогда, когда переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место. НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ – признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету, т.к. не выражают его сущности. НЕТРИВИАЛЬНО НЕКОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, предпосылка которого – ложное суждение. НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – те, в которых отсутствуют четко различимые структурные компоненты, содержание понятия не раскрывается непосредственно, но может быть воссоздано на основании контекста, аксиом и т.п. НОМИНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – определение, раскрывающее значение, смысл слова – имени предмета, вводит новый термин (имя, знак), объясняет происхождение слова, термина. НОНСЕНС – ошибка использования понятий, связанная с нарушением правил синтаксиса, семантики языка, смешением его семантических категорий. НУЛЕВОЕ (пустое) ПОНЯТИЕ – представляют собой пустой класс, т.е. в его объеме нет ни одного реально существующего предмета. ОБОБЩЕНИЕ (генерализация) – процесс мысленного пер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.014 с.) |