Учебно-методический комплект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплект



для студентов специальности 030503 – Правоведение

Ч А С Т Ь 8

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ–ПРАКТИКУМ

Бийск

УДК 16 (07)

 

Струкчинская, Е.М. Логика. Учебно-методический комплект для студентов специальности 030503. Часть 8. Терминологический словарь-практикум /

Е.М. Струкчинская, И.С. Шестакова.

 

 

Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск:

Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2007 – 54 с.

 

Учебно-методический комплект состоит из восьми частей:

 

- Программа курса и темы практических занятий;

- Логика в таблицах и схемах. Логика как наука;

- Логика в таблицах и схемах. Понятие;

- Логика в таблицах и схемах. Суждение;

- Логика в таблицах и схемах. Умозаключение;

- Логика в таблицах и схемах. Аргументация;

- Логика в таблицах и схемах. Формы развития знания. Текст;

- Терминологический словарь-практикум.

 

Восьмая часть включает в себя словарь основных понятий по курсу логики и комплект упражнений, т.е. задач, тестов, кроссвордов и других заданий для лучшего понимания и усвоения учебного материала. Пособие может быть использовано как в аудиторной работе, так и для самостоятельной подготовки к семинарам, контрольным, экзаменам.

Программа адаптирована для студентов юридических вузов, что отражается в направленности и уровне подбора учебного материала. Учебно-методический комплект предназначен для студентов юридических специальностей дневной и заочной формы обучения.

 

Рассмотрен и одобрен

на заседании кафедры

гуманитарных наук.

Протокол № 8 от 19.12. 2006 г.

 

 

Рецензент: Илющенко С.М., к.ф.н., доцент кафедры философии БГПУ

им. В.М. Шукшина

 

 

Струкчинская Е.М., Шестакова И.С., 2007

БТИ АлтГТУ, 2007

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных требований образовательных курсов является знание основных понятий – категорий – изучаемой науки. По большинству дисциплин в той или иной форме проводится терминологический зачет. И это далеко не случайно. Ведь понятия, отражая в обобщенной форме предметы и явления действительности, являются и результатами, и средствами («ступеньками») познания. Они позволяют добывать, накапливать, хранить, развивать, передавать знания.

Для студента понятия – необходимое условие и средство познания, фундамент его образования. Усилия, приложенные к усвоению понятий одной образовательной дисциплины, не пропадают даром: в каждой науке есть понятия, используемые и в других науках. Например, такие понятия, как доказательство, факт, закон и другие являются относительно-правовыми, целый ряд наук оперирует данными понятиями. Кроме того, качество понятийного аппарата студента свидетельствует об уровне культуры его мышления и уровне образованности.

Но перед студентом часто встает вопрос: как выучить такое количество терминов и суметь при необходимости правильно их определить? Попробуйте следовать нашим советам:

а) запоминание идет успешнее при опоре на понимание: изучайте теорию, обращая внимание на существенные особенности того или иного понятия, термина;

б) усвоение терминологии происходит быстрее и качественнее, если Вы учите материал «со знанием дела»: проработайте темы курса логики, освещающие такие операции с понятиями, как определение, деление и классификация, обобщение и ограничение (см. Часть 3 учебно-методического комплекта по логике Струкчинской Е.М. и Шестаковой И.С. «Понятие»);

в) пониманию и запоминанию терминов способствует работа с понятиями: проделайте ряд предложенных практических заданий, попробуйте придумать свои, исходя из особенностей именного вашего восприятия, Вашей памяти.

При работе со Словарем логических терминов обратите внимание: из возможных значений рассматриваемых в нем терминов приведены те, что соответствуют курсу «Логика и теория аргументации».

СЛОВАРЬ ЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АБДУКЦИЯ – способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение и фиксирование одних признаков предмета при отвлечении от других. При этом первые рассматриваются как существенные, важные, первостепенные, а вторые – как несущественные, неважные, второстепенные.

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (логическое, рациональное) – процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета и не существующий самостоятельно.

АБСТРАКЦИЯ (абстрактный объект) – результат, итог абстрагирования. Синоним понятия.

АБСУРД – логически внутренне противоречивое понятие.

АВТОРИТЕТ – общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах жизни общества, основанное на знаниях, опыте, нравственных достоинствах и других высоко оцениваемых качествах.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – ценностная модальность, выражающая отношение человека к ценностям – материальным и духовным.

АКСИОМА – положение, которое всеми признается истинным и не требующим доказательств в силу самоочевидности.

АКСИОМА СИЛЛОГИЗМА – (1) все, что утверждается либо отрицается относительно целого рода или вида, должно соответственно утверждаться либо отрицаться и относительно части или элемента этого рода или вида; (2) признак признака есть признак самой вещи.

АКСИОМАТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, задающего содержание понятий системой аксиом, в которых это понятие встречается.

АЛГОРИТМ – конечная совокупность точных правил или предписаний, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы.

АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – истинная модальность, выражающая характер связи между мыслимыми предметами, а следовательно, между субъектом и предикатом суждения. Виды ее: ассерторические суждения, проблематические суждения, аподиктические суждения.

АЛОГИЗМ – ход мысли, нарушающий определенные законы и правила логики и потому всегда содержащий в себе логическую ошибку.

АМФИБОЛИЯ – ошибка употребления одного и того же слова – омонима одновременно в разных смыслах, возникающая при нарушении требований закона тождества.

АНАЛИЗ – мысленное расчленение предметов на их составляющие, мысленное выделение в них отдельных признаков (свойств, отношений).

АНАЛОГИЯ (традукция) – недемонстративное умозаключение, в ходе которого на основе подобия или сходства двух объектов по некоторым их признакам делают вывод об их сходстве по другим признакам; в широком смысле – подобие, сходство.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА – это юридическая оценка деяния, не предусмотренного законом, по той норме, под некоторые признаки которой данное деяние подпадает.

АНАЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ – вид аналогии, при котором сравниваются не признаки, свойства предметов, а отношения между предметами, основанием для вывода служит подобие отношений разных пар предметов.

АНАЛОГИЯ ПРАВА – применяется в судопроизводстве, когда суд ввиду отсутствия прямого указания в законе о способе решения данного вопроса обращается к имеющимся решениям по аналогичным вопросам.

АНАЛОГИЯ СВОЙСТВ – вид аналогии, когда на основании наличия некоторых сходных свойств двух (групп) предметов делается вывод об их сходстве в других отношениях.

АНТЕЦЕДЕНТ – основание элемент условного суждения, его первое, исходное, суждение.

АНТИНОМИЯ – неразрешимое противоречие между двумя суждениями, каждое из которых признается истинным; неустранимое противоречие, мыслимое в идее или законе.

АНТИТЕЗИС – утверждение, отрицающее тезис, противоречащее ему.

АНТОНИМЫ – противоположные по значению слова.

АПАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (доказательство) – доказательство от противного, косвенное обоснование (доказательство) истинности тезиса путем установления ложности антитезиса.

АПАГОГИЧЕСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ТЕЗИСА – опровержение с помощью подтверждения истинности выдвинутого антитезиса.

АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ – суждения алетической модальности о необходимости чего-либо.

АПОРИЯ – логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. Термин античных философов, фиксирующих непостижимые противоречия в осмыслении некоторых явлений.

АРГУМЕНТ – довод, основание доказательства – положения, из которых выводится истинность или ложность тезиса. Основаниями признаются факты, определения, аксиомы и постулаты, ранее доказанные положения и др.

АРГУМЕНТАТОР – субъект аргументации, человек, приводящий доводы, доказательства аудитории или респонденту с целью убедить занять некоторую позицию, принять предлагаемое решение или совершить некоторое действие.

АРГУМЕНТАЦИЯ – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса; аргументация включает как логические, так и внелогические средства.

АССЕРТОРИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ – суждения алетической модальности о факте, действительности чего-либо.

АТРИБУТИВНЫЕ СУЖДЕНИЯ – категорические суждения о свойствах чего-либо, предикат которых раскрывает наличие или отсутствие у предмета мысли каких-либо свойств или признаков.

АУДИТОРИЯ – коллективный субъект аргументативного процесса, одновременно являющийся и основным объектом аргументативного воздействия.

БАЗИС ВОПРОСА – его предпосылка.

БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно.

БЕЗУСЛОВНЫЙ ОТВЕТ – ответ, который что-либо категорически утверждает или отрицает.

БЕССМЫСЛЕННОЕ – языковое выражение, не отвечающее требованиям синтаксиса или семантики языка.

БИНАРНЫЙ – двойной, состоящий из двух частей, компонентов; бинарный логический союз связывает два суждения.

БОЛЬШАЯ ПОСЫЛКА – посылка простого категорического силлогизма, содержащая больший термин.

БОЛЬШИЙ ТЕРМИН – термин простого категорического силлогизма, являющийся предикатом заключения.

ВЕРА – глубокая убежденность в чем-либо, не требующая доказательств.

ВЕРИФИКАЦИЯ – процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки.

ВЕРОЯТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ – правдоподобное, т.е. его вывод может быть как достоверным, так и недостоверным, вероятным.

ВЕРОЯТНОСТЬ – характеристика отношения между посылками умозаключения или гипотезы и их заключениями: степень подтверждения заключения или гипотезы. Логическую вероятность называют также индуктивной, поскольку в индуктивном умозаключении отношение между посылками и заключением имеет вероятностный характер.

ВЕРОЯТНЫЕ ЗНАНИЯ – знания, лишь приближающиеся к истине в той или иной степени.

ВЕРСИЯ – особая разновидность гипотезы, предположение об отдельном предмете или явлении, о человеке и его действиях; одно из нескольких возможных, отличное от других объяснение или толкование какого- либо отдельного факта, явления, события.

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, объем которого составляет часть объема другого, родового, понятия.

ВОПРОС – форма мышления, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность в целях получения информации в виде ответа.

ВОСПОЛНЯЮЩИЙ ВОПРОС – («к» или «что» вопрос) – вопрос, предназначенный для выявления новых свойств исследуемого объекта, для получений новой информации.

ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

ВЫДЕЛЯЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ – такие общие категорические суждения, в которых нечто говорится только лишь о данной группе предметов и никакой другой, т.е. предикат этих общих суждений так же, как и субъект, распределен.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ – в символической логике – суждение, взятое в единстве с его языковой формой – повествовательным предложением.

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – см. ОБОБЩЕНИЕ

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – разновидность определения через ближайший род и видовое отличие; в качестве видового отличия указывается способ происхождения (образования) только данного предмета и никакого другого.

ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ – ошибка использования понятий, заключающаяся в приписывании понятиям статуса самостоятельно существующих объектов.

ГИПОТЕЗА – форма развития знания, посредством которой осуществляется переход от вероятных знаний к достоверным.

ДЕДУКЦИЯ (дедуктивное умозаключение) – умозаключение от более общего знания к менее общему.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – преднамеренная передача, представление ложного знания как истинного или истинного как ложного.

ДЕЛЕНИЕ (объема) ПОНЯТИЯ – логическая операция, раскрывающая объем понятия и позволяющая с помощью избранного основания (критерия) деления распределить объем делимого родового понятия на ряд членов деления – видов делимого понятия.

ДЕЛЕНИЕ ПО ВИДОИЗМЕНЕНИЮ ПРИЗНАКА, ПОЛОЖЕННОГО В ОСНОВАНИЕ ДЕЛЕНИЯ – вид деления объема понятия, при котором членами деления выступают несовместимые видовые понятия, противоположное и соподчиненное.

ДЕЛИМОЕ – родовое понятие, объем которого раскрывается через виды.

ДЕМОНСТРАЦИЯ – форма доказательства, способ логической связи тезиса с аргументами.

ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ – нормативная модальность, относящаяся непосредственно к деятельности людей, нормам их поведения в обществе, как нравственным, так и правовым, к нормам этикета.

ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА – в ней мысль направляется от отрицания следствий, вытекающих из основания, к отрицанию самого основания.

ДЕФИНИЕНДУМ – то, что раскрывается в определении – предмет, понятие или слово; определяемая часть дефиниции.

ДЕФИНИЕНС – определяющая часть дефиниции; общие и существенные признаки, составляющие содержание определяемого предмета, понятия, слова.

ДЕФИНИРОВАНИЕ (определение в узком смысле) – логическая операция определения понятия, посредством которой раскрывается его содержание и выявляются отличия отображаемых понятием предметов от сходных с ними других.

ДЕФИНИЦИЯ – определение.

ДИЗЪЮНКЦИЯ – логическая операция, посредством которой из двух или более простых суждений строится новое сложное разделительное суждение. Может быть строгой и нестрогой (сильной и слабой). Дизъюнктивные суждения образуются с помощью логического союза дизъюнкции – «либо»; «или».

ДИЛЕММА – разделительно-условное умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, другая – разделительное, а заключение может быть категорическим или разделительным.

ДИСКУРС; ДИСКУРСИВНЫЙ – логическое рассуждение; опирающийся на разум. Обычно противопоставляется интуиции, интуитивному, как основывающимся на непосредственном постижении истины путем ее интеллектуального созерцания.

ДИСКУССИЯ – спор, направленный на достижение истины, в котором используются только корректные приемы ведения спора.

ДИСПУТ – публичный спор на научную или общественно важную тему.

ДИФФАМАЦИЯ – разновидность клеветы, публикация информации, в целом направленной на принижение личности в глазах членов общества или на то, чтобы они сторонились этой личности.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ – (или деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления): вид деления понятий, при котором родовое понятие делится на два видовых, положительное и отрицательное.

ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непредумышленное, несознательное искажение истины по ошибке, неведению, незнанию, недостаточной компетентности.

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство правильного мышления отражать объективные основания предметов окружающего мира.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – форма мышления, посредством которой на основе истинности одних знаний раскрывается истинность или ложность других; логическая основа аргументации. Виды доказательства – собственно доказательство и опровержение.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА (подтверждение) – обоснование истинности тезиса.

ДОКАЗЫВАНИЕ – название процесса доказательства в судебной практике.

ДОСТАТОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ – такие фактические и теоретические основания, из совокупности которых данное суждение следует с логической необходимостью.

ДОСТОВЕРНЫЕ ЗНАНИЯ – объективно истинные знания, соответствующие действительности.

ДОСТОВЕРНЫЙ ВЫВОД (заключение) – истинный.

ДРЕВО ПОРФИРИЯ – схема движения мысли от рода («корни дерева») к виду и от вида к индивиду (метод индивидуации («листья дерева»))

ЕДИНИЧНОЕ ПОНЯТИЕ – в его объем входит один предмет мысли.

ЕДИНИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ – такие, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли. Это суждения об индивидуальном предмете и суждения о совокупности предметов, рассматриваемых как единое целое.

ЗАВЕДОМАЯ ЛОЖЬ (ложность) – умышленное искажение истины и сознательное сокрытие фактов, преднамеренное извращение истины, фактов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод) УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – суждение, констатирующее производное, новое знание, полученное из посылок в качестве их следствия.

ЗАКОН – внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ – ни одно суждение не может быть признано истинным без достаточного на то основания.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО – два противоречащих суждения об одном и том же предмете не могут быть вместе ложными: одно из них по необходимости истинно.

ЗАКОН ЛОГИКИ (логический закон) – внутренняя, необходимая, существенная связь мыслей, рассматриваемых со стороны их формы.

ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ – см. ЗАКОН ЛОГИКИ. Основными логическими законами в классической логике считают закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

ЗАКОН НЕДОПУЩЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ (НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ) – два противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ И ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ – с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче и наоборот.

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА – мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не может не быть определенной, однозначной, тождественной себе.

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС – вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное число ответов.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – так называют обыденное, повседневное мышление в отличие от теоретического, специализированного; чувство правильности и общего блага, которое формируется благодаря общности жизни людей, общему бытовому укладу и общим целям.

ЗНАК – материальный предмет-заместитель или представитель другого предмета.

ИДЕЯ – мысль, содержащая сущностные характеристики предметов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – факт или частный случай, призванный укрепить убежденность оппонента (аудитории) в правильности общего положения, которое разъясняется и истолковывается пропонентом.

ИМПЛИКАЦИЯ – логическая операция, объединяющая два суждения в новое на основе логического союза «если…, то…». Импликативные суждения – условные суждения, образованные с помощью логического союза импликации.

ИНДИВИДЫ – единичные понятия.

ИНДУКТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, при котором определяемый термин используется в выражении понятия, приписываемого термину в качестве его смысла.

ИНДУКЦИЯ (индуктивное умозаключение) – рассуждение, в котором на основании исследования некоторых членов класса делается заключение о неисследованных его членах или обо всем классе в целом; умозаключение от менее общего знания к более общему.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – раскрытие смысла явления, текста или знаковой структуры, способствующее их пониманию; приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам или формулам, терминам или категориям.

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ – межличностный, независимый от конкретных субъектов характер понятий и суждений науки, подчеркивающий объективный источник их происхождения.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины без обращения к развернутому логическому рассуждению; догадка, нуждающаяся в проверке.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – понятие или суждение, находящееся за пределами разума и логики и потому противоположное разумному, целесообразному и обоснованному фактами и логикой.

ИСТИНА (истинность) – знания, соответствующие действительности; адекватное отражение действительности в мышлении людей.

ИСТИННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство мышления воспроизводить действительность такой, какова она есть.

ИСТОЛКОВАНИЕ – предшествующий пониманию и обеспечивающий его возможность процесс поиска стандарта оценки и обоснование его приложимости к рассматриваемому случаю.

ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ОТВЕТ – это полный истинный ответ.

ИТОГОВАЯ ГИПОТЕЗА – заключительная, наиболее вероятная гипотеза, формулируемая «набело».

КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ – вопросы, искомые данные для которых должны быть взяты из некоторой предметной области, определяемой вопросительным словом.

КАТЕГОРИИ – общие понятия, отражающие наиболее существенные свойства и отношения предметов действительности.

КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ – его логическая форма – утвердительная или отрицательная.

КВАЛИФИКАЦИЯ – подведение частных случаев, единичных фактов под общие понятия, в основе чего лежит логическая операция обобщения понятий.

КВАНТОР (кванторное слово) – мыслимое перед субъектом слово, указывающее на то, к какому количеству объема понятия, выражающего субъект, относится признак, выраженный в предикате суждения.

КЛАСС (множество) – совокупность предметов, входящих в объем понятия. В зависимости от количества входящих в него элементов класс может быть универсальным, единичным и пустым (нулевым).

КЛАССИФИКАЦИЯ – процесс распределения предметов по группам, классам, разрядам согласно выбранному критерию; в основе классификации лежит логическая операция деления объема понятий.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – см. определение через ближайший род и видовое отличие.

КЛЕВЕТА – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию.

КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ – логическая характеристика суждения, отражающая логический объем субъекта; по количеству простые суждения бывают единичные, частные, общие.

КОНКРЕТНОЕ ПОНЯТИЕ – понятие, отражающее сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью.

КОНСЕКВЕНТ – элемент условного суждения, его второе суждение, следствие.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА – дилемма, в которой мысль движется от утверждения вариантов в основании к утверждению следствий.

КОНТЕКСТ – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), точно определяющий смысл отдельного входящего в него понятия.

КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ (алогическая) АРГУМЕНТАЦИЯ – аргументация, включающая ссылки на конкретный текст и подразумеваемый подтекст, сравнение их смыслов с использованием интуиции, веры, авторитета и т.п.

КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вид неявного определения, которое позволяет выяснить содержание понятий через контекст, не прибегая к словарю, не с помощью точного разъяснения (экспликации).

КОНТРВЕРСИЯ – версия, противоположная или противоречащая исходной.

КОНЦЕПЦИЯ – ведущая мысль, то или иное понимание предмета, система взглядов на тот или иной предмет.

КОНЪЮНКЦИЯ – логическая операция образования сложного суждения из простых с помощью связки, соответствующей логическому союзу «и». Конъюнктивные суждения образуются из исходных с помощью логического союза конъюнкции.

КООРДИНАЦИЯ ПРИЗНАКОВ В ПОНЯТИИ – горизонтальная связь признаков, типы которой следующие: соединения (конъюнкции), разъединения (дизъюнкции), отрицания, условные.

КОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, предпосылка которого – истинное и непротиворечивое знание.

КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, в котором доводы обосновывают истинность какого-либо тезиса опосредованно, через обоснование ложности другого, исключающего его суждения.

КОСВЕННОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ – опровержение в опыте логических следствий обосновываемого положения.

КОСВЕННОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения.

КОСВЕННЫЙ ОТВЕТ – берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности.

КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ – ошибка в доказательстве, возникающая при нарушении правила независимости аргументов от тезиса: тезис доказывается с помощью аргументов, которые сами доказываются с помощью данного тезиса.

КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ – ошибка определения понятий, возникающая, когда определяющее понятие само раскрывается через определяемое.

КУЛЬТУРА АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – мера развития сознания человека как субъекта творческо-преобразующей деятельности, рассматриваемая со стороны его мыслительных возможностей и выражающаяся в способности диалектически верно и логически правильно отражать действительность специфическими средствами мышления.

ЛОГИКА – наука о формах, нормах и законах правильного мышления, ведущего к истинным знаниям.

ЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ – использование форм и законов мышления, их признаков и правил для обоснования истинности выдвигаемого тезиса или опровержения противоположного тезиса.

ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – культура мышления, проявляющаяся в устной и письменной речи; проявляется в знаниях о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах, умении использовать эти знания в практике мышления, в навыках анализа мыслей, как своих, так и чужих.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕМЕННАЯ – субъект и предикат простого суждения, простые суждения в составе сложного суждения.

ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСТОЯННАЯ – логическая связка (субъекта и предиката в простом суждении, простых суждений в сложном суждении).

ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА – форма мышления, структура мысли, способ связи ее элементов.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН – закон логики или закон мышления, это внутренняя, необходимая существенная связь мыслей, рассматриваемых со стороны их формы.

ЛОЖНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ – свойство мышления искажать действительность, неадекватно воспроизводить ее, не соответствовать действительности по своему содержанию.

ЛОЖЬ – преднамеренное, осознанное искажение истины.

МЕНЬШАЯ ПОСЫЛКА – посылка простого категорического силлогизма, в которую входит меньший термин.

МЕНЬШИЙ ТЕРМИН – термин простого категорического силлогизма, являющийся субъектом заключения.

МЕТОД – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов.

МЕТОД ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ – метод индуктивного исследования, состоящий в выявлении существенного различия сходных явлений.

МЕТОД ОСТАТКОВ – метод индуктивного исследования, связанный с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.

МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ – метод индуктивного исследования, при котором, изменяя одно обстоятельство в цепи явлений, наблюдают сопутствующие ему изменения.

МЕТОД СХОДСТВА – метод индуктивного исследования, суть которого состоит в сопоставлении различных фактов и выявлении в них сходства в том или ином отношении.

МНИМАЯ ПРОБЛЕМА – проблема, либо уже практически решенная, либо надуманная, не имеющая ни теоретической, ни практической необходимости.

МОДАЛЬНОСТЬ – наличие у суждения помимо основного конкретного содержания дополнительной смысловой нагрузки.

МОДУС – способ чего-либо, разновидность, норма.

МОДУС ПОНЕНДО ТОЛЛЕНС (утверждающе-отрицающий) – в разделительно-категорическом умозаключении мысль движется от утверждения одного из мыслимых вариантов к отрицанию другого.

МОДУС ПОНЕНС (утверждающий или правило отделения) – правило логического вывода, позволяющее от утверждения условного высказывания и его основания перейти к утверждению следствия, т.е. отделить его; в условно-категорическом умозаключении мысль движется от утверждения основания к утверждению следствия.

МОДУС ТОЛЕНДО – ПОНЕНС (отрицающе-утверждающий) – в разделительно-категорическом силлогизме мысль движется от отрицания одного варианта к утверждению другого.

МОДУС ТОЛЛЕНС (отрицающий модус) – правило логического вывода, разрешающее от утверждения условного суждения и отрицания его следствия перейти к утверждению ложности основания; в условно-категорическом умозаключении мысль движется от отрицания следствия к отрицанию основания.

МОДУСЫ ПРОСТОГО КАТЕГОРИЧЕСКОГО СИЛЛОГИЗМА – разновидности фигур простого категорического силлогизма, различающиеся количеством и качеством суждений, составляющих посылки.

МЫШЛЕНИЕ – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение действительности в мозгу человека, осуществляющееся благодаря процессу его практической деятельности.

НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС – вопрос, подводящий и подготавливающий человека к пониманию узлового вопроса.

НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ – разновидность неполной индукции, при которой исследуется природа изучаемого класса явлений, причинно-следственные и другие существенные связи и зависимости.

НЕВЫДЕЛЯЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ – такие общие категорические суждения, в которых то, что сказано о данной группе предметов, может быть отнесено и к другой группе, т.е. предикат таких суждений не распределен.

НЕГАТИВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ВОПРОСА – убеждение в том, что существует хотя бы один ложный ответ на поставленный вопрос.

НЕКОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, основанный на предпосылке ложного или противоречивого суждения, или суждения, смысл которого не определен.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ, РАЗМЫТЫЕ ПОНЯТИЯ – не обладают ясным, точным содержанием и резким, четким объемом.

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЧАСТНЫЕ СУЖДЕНИЯ – такие категорические суждения, в которых что-либо высказывается о части предметов так, что может быть отнесено ко всей группе вообще.

НЕПОДХОДЯЩИЙ ОТВЕТ – ответ, который лишь создает видимость устранения неопределенности, вызванной вопросом.

НЕПОЛНАЯ АНАЛОГИЯ – основана на сходстве предметов лишь в некоторых отношениях, т.е. различие превосходит сходство.

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ – индуктивное умозаключение, в котором обобщаются знания, полученные на основании изучения лишь части элементов исследуемого класса.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ – знания, которые мы получаем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – умозаключения из одной посылки: обращение, превращение, противопоставление субъекту и предикату.

НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ – свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности.

НЕПУСТЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, в объеме которых есть хотя бы один элемент.

НЕРЕГИСТРИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ – число элементов объема этого понятия не поддается учету, неопределенно.

НЕСИЛЛОГИСТИЧЕСКИЕ ДЕДУКТИВНЫЕ ОПОСРЕДОВАННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ – умозаключения из суждений с отношениями.

НЕ СЛЕДУЕТ – ошибка в доказательстве, возникающая при отсутствии необходимой связи между тезисом и аргументами.

НЕСОБИРАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ (разделительное) – понятие, которое приложимо и к классу однородных предметов, и к каждому из этих предметов.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – сравнимые понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента.

НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ – суждения противоположные и противоречащие.

НЕСРАВНИМЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, которые не имеют в своем содержании общих сколько-нибудь существенных признаков.

НЕСРАВНИМЫЕ СУЖДЕНИЯ – простые имеют разные субъекты или предикаты либо и субъекты, и предикаты; сложные имеют разные составляющие (суждения и связки).

НЕСРАВНИМЫЕ ТЕОРИИ – теории, которые в силу различных объектов различаются, и различаются наборы их понятий и суждений.

НЕСТРОГАЯ АНАЛОГИЯ (слабая, популярная) – аналогия, которая имеет место тогда, когда переносимый признак непосредственно не связан со сходным, но может иметь место.

НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ – признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету, т.к. не выражают его сущности.

НЕТРИВИАЛЬНО НЕКОРРЕКТНЫЙ ВОПРОС – вопрос, предпосылка которого – ложное суждение.

НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – те, в которых отсутствуют четко различимые структурные компоненты, содержание понятия не раскрывается непосредственно, но может быть воссоздано на основании контекста, аксиом и т.п.

НОМИНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – определение, раскрывающее значение, смысл слова – имени предмета, вводит новый термин (имя, знак), объясняет происхождение слова, термина.

НОНСЕНС – ошибка использования понятий, связанная с нарушением правил синтаксиса, семантики языка, смешением его семантических категорий.

НУЛЕВОЕ (пустое) ПОНЯТИЕ – представляют собой пустой класс, т.е. в его объеме нет ни одного реально существующего предмета.

ОБОБЩЕНИЕ (генерализация) – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему; мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.251.99 (0.156 с.)