Тема 11: конструктивное познание (принцип «сверху — вниз»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11: конструктивное познание (принцип «сверху — вниз»).



Управляемое схемами познание: организованный субъект в неорганизованном мире. Принцип «сверху – вниз».

Восприятие как конструктивный процесс. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца. Роль когнитивных ожиданий в процессах восприятия. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивные категории и перцептивная готовность. Теория перцептивных гипотез. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения.

Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов О. Зельца. Информационный подход к исследованию мышления. Алгоритмы, стратегии и эвристики мышления.

Репродуктивное и конструктивное припоминание. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта: методы и основные результаты.

Тема 12: Иерархия и гетерархия систем познания.

Представление о системной организации познания: организованный субъект в организованном мире.

Экологический подход к зрительному восприятию. Понятие видимого поля, видимого мира, объемлющего оптического строя. Организация окружающего мира и активность познающего субъекта. Иерархическая система когнитивной активности. Взаимодействие субъекта и окружающего мира в процессах восприятия.

Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Роль активности субъекта. Мышление как процесс постановки и решения творческих задач. Факторы, определяющие его успешность. Психологический анализ структуры и динамики мыслительного процесса. Метод рассуждения вслух.

Характеристика и исследования непроизвольного запоминания: гипотезы, результаты, выводы. Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации.

Уровневое строение познания. Проблема выделения уровней познания. Сенсорная и семантическая организация познания. Метакогнитивная организация. Иерархия и гетерархия уровней познания. Гетерогенность познавательных систем.

Раздел 4: процесс познания

Тема 13: Детекция сенсорных признаков.

Общее представление о сенсорной организации познания. Принцип специфических энергий и его критика. Понятие сенсорного детектора. Общее представление о детекторных системах.

Основные понятия сенсорной психофизики. Сенсорная чувствительность. Пороги. Абсолютный и разностный пороги. Верхние и нижние пороги. Субсенсорная зона. Статистическая природа сенсорных явлений.

Косвенное измерение и шкалирование ощущений. Пороговые методы сенсорной психофизики. Проблема измерения надпороговых ощущений. Логарифмический закон Фехнера.

Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого измерения ощущений. Степенной закон Стивенса.

Ощущение как процесс принятия решения. Основные положения теории обнаружения сигнала. Метод «Да/Нет». Матрица исходов. Ложные тревоги и их природа. Платежная матрица. Соотношение сигнала и шума в каналах переработки информации. Стохастическая природа процесса обнаружения сигнала. Рабочая характеристика приемника. Меры чувствительности.

Феномены взаимодействия ощущений в процессе переработки информации. Понятие психофизического оператора.

Тема 14: Восприятие сенсорных качеств (на материале восприятия света и цвета).

Световая чувствительность и восприятие яркости. Абсолютный световой порог. Опыты Гехта с соавторами. Кривые видности. Эффект Пуркинье. Зрительная периметрия. Эффект Стайлса-Крауфорда. Разностная световая чувствительность. Отношение Вебера. Зависимость отношения Вебера от исходной величины стимула. Световая и темновая адаптация.

Восприятие цвета. Физика и психофизика цвета. Физическая природа цвета. Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Предметный и апертурный цвета. Метамеризм. Проблема константности восприятия цвета. Измерение цвета (колориметрия). Круг Ньютона. Законы смешения цветов. Трехстимульные коэффициенты. Цветовые диаграммы, атласы и карты. Цветовые тела. Теории цветового зрения. Теория Юнга-Гельмгольца. Теория Геринга. Теория Гурвич-Джеймсон.

Тема 15: Восприятие пространства и движения

Проблема восприятия пространства. Восприятие размера, формы, удаленности. Проблема восприятия третьего измерения в истории философии и психологии. Нативизм и эмпиризм. Признаки удаленности и глубины. Классификация зрительных признаков удаленности.

Бинокулярные признаки удаленности. Бинокулярный параллакс. Бинокулярная диспаратность как стимул для стереопсиса. Сенсорные и моторные эффекты, вызываемые диспаратностью. Бинокулярное соревнование. Вергентные движения глаз. Сенсорная и моторная фузия. Зоны стереопсиса. Гороптер. Проблема теоретического и эмпирического гороптера. Зона Панума.

Стереоскоп — прибор для раздельного предъявления левому и правому глазу стереограмм. Случайно-точечные стереограммы Юлеша и их значение для понимания механизмов стереоскопического зрения.

Восприятие движения. Проблема стабильности видимого мира. Теории восприятия реального движения. Афферентная и эфферентная теории. Теория моторных копий. Иллюзии движения и их виды. Послеэффект движения, автокинетический эффект, кажущееся движение. Основные типы кажущегося движения. Зависимость выраженности кажущегося движения от временного интервала между стимулами.

Тема 16: Селекция сенсорных свойств

Внимание и сенсорное исполнение. Проблема внимания в когнитивной психологии. Феномен «вечеринки с коктейлем». Монауральное и бинауральное прослушивание. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента.

Структурно-функциональные модели внимания в когнитивной психологии. Селекция признаков. Принцип «снизу-вверх». Модели фильтрации в процессах переработки информации. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции признаков. Аттенюация (ослабление) сенсорного канала. Критика структурно-функциональных моделей внимания.

Тема 17: Внимание и действие

Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Принцип «сверху-вниз». Методика селективного смотрения. Предвнимание и фокальное внимание. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах внимания.

Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания). Перцептивная организация и распределение ресурсов внимания. Методика двойной задачи.

Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Внимание и сознание. Представление о внимании как функции контроля в теории поэтапного формирования умственных действий. Роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков. Эффект Струпа. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Р. Шиффрина и У. Шнейдера.

Тема 18: Семантика познания

Познание и речь. Различные представления об их соотношении. Гипотеза лингвистической относительности. Значение слова как единица речевого мышления. Генетические корни мышления и речи.

Понятийное строение познания. Понятие и методы его исследования. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Методика Выготского-Сахарова. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов. Синкреты, комплексы, псевдопонятия, истинные понятия. Их характеристика. Житейские и научные понятия. Стратегии формирования искусственных понятий.

Понятийная организация долговременной памяти. Семантическая память. Основные модели семантической памяти.

Раздел 5: Познание и личность: метапознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.006 с.)