Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19: Метакогнитивная организация личности

Поиск

Познание и деятельность. Теоретико-методологические предпосылки введения понятия «образ мира» и сложность его теоретического описания. Структура образа мира. Ментальные пространства. Соотношение ментальных моделей и ментальных пространств. Роль ментальных пространств в процессах понимания. Образ мира как система ментальных пространств.

Культурно-историческая обусловленность образа мира. Межкультурные исследования познания. Социальная (знаковая) обусловленность высших форм познания. Гипотеза лингвистической относительности и ее экспериментальная проверка.

Познание и самосознание. Научные открытия и смена представлений о познаваемой реальности.

Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п Наименование раздела Всего часов Аудиторные занятия (час). В том числе Самостоятельная работа (час)
Лекции Семинары
1. Научная и житейская психология        
2. Задачи психологической науки и практики        
3. Донаучные представления о предмете психологии        
4. Сознание и интроспекция        
5. Поведение и проблема объективного метода        
6. Сознание и поведение        
7. Происхождение психики        
8. Основные формы психического опыта в животном мире        
9. Проблема происхождения сознания и поведения человека        
10. Основные стратегии определения личности в психологии        
11. Способности и задатки        
12. Темперамент и характер        
13. Типологии индивидуальности        
14. Структура индивидуальности        
15. Эмоциональная регуляция поведения        
16. Волевая регуляция поведения        
17. Потребности и мотивы        
18. Строение и формирование личности        
19. Социальная принадлежность личности        
20. Социальные условия становления и развития личности        
21. Ситуативная мотивация личности        
22. Личность и самопознание        
23. Когнитивная сфера личности        
24. Ощущения и восприятие        
25. Внимание        
26. Память        
27. Мышление        
28. Определение познания        
29. Познание и действие        
30. Познание и образ        
31. Принципы организации познания: подходы и теории        
32. Реконструктивное познание        
33. Конструктивное познание        
34. Иерархия и гетерархия систем познания        
35. Детекция сенсорных признаков        
36. Восприятие сенсорных качеств (на материале восприятия света и цвета)        
37. Восприятие пространства и движения        
36. Селекция сенсорных свойств        
38. Внимание и действие        
39. Семантика познания        
40. Метакогнитивная организация личности        

 

4. Вопросы для подготовки к экзамену

Введение в общую психологию

1. Различные значение термина «психология». Соотношение научной и житейской психологии.

2. Психология в системе наук. Специфика психологического знания.

3. Система современного психологического знания. Отрасли психологии.

4. Фундаментальные и прикладные задачи психологии.

5. Объект и предмет познания в психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

6. Представления о душе в философии Древней Греции.

7. Проблема изучения сознания в философии (Р. Декарт, Дж. Локк).

8. Представление о сознании в классической психологии. Метод интроспекции.

9. Самонаблюдение в классической и современной психологии.

10. Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучения.

11. Метафоры сознания в классической психологии. Структура сознания и его свойства. «Поток сознания».

12. Общая характеристика гештальпсихологии: основные понятия, примеры гештальтфеноменов.

13. Категория бессознательного в психологии. Методы исследования бессознательного.

14. Проблема объективного метода в психологии.

15. Представление о поведении в классическом бихевиоризме. Схема S ® R.

16. Общее представление о научении. Классическое и оперантное (инструментальное) научение.

17. Представление о поведении в методологическом бихевиоризме (Э. Толмен). Понятие промежуточной переменной.

18. Принцип активности в психологии и физиологии. Схема рефлекторного кольца.

19. Уровни построения движений.

20. Понятие установки. Примеры экспериментальных исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе.

21. Человек в обществе. Высшие психические функции, их строение, свойства, развитие.

22. Экспериментальные исследования процессов знакового опостредствования. Усвоение знака-средства в онтогенезе.

23. Принцип единства сознания и деятельности.

24. Строение индивидуальной деятельности человека: понятия действия, операции, психофизиологической функции.

25. Психические автоматизмы, их виды, возможности экспериментального исследования.

26. Принцип активности в психологии: различные пути его реализации.

27. Критерии психического. Гипотеза о возникновении чувствительности. Адаптивная роль психики.

28. Основные стадии развития психики животных и критерии их выделения.

29. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных.

30. Индивидуально-изменчивое поведение животных.

31. Проблема интеллекта животных.

32. Филогенетические предпосылки психики человека. Гипотеза о происхождении сознания.

Общая психология личности

33. Понятие личности в психологии. Характеристика основных стратегий определения личности.

34. Общее представление о способностях. Проблема врожденного и приобретенного в способностях.

35. Понятие интеллекта. Основные модели и теории интеллекта. Интеллект и креативность.

36. Общее представление о темпераменте и характере в психологии. Соотношение понятий темперамента и характера.

37. Исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий. Общая характеристика свойств темперамента.

38. Взаимосвязь понятий темперамента и индивидуального стиля деятельности.

39. Понятия психопатии и акцентуации характера. Описание основных видов психопатий и акцентуаций характера.

40. Проблема взаимосвязи строения тела и характера. Исследование психотелесных соответствий.

41. Пол и характер. Формирование психологического пола в онтогенезе.

42. Психологическое время личности. Понятие психологического возраста.

43. Черты характера в процессе взаимодействия индивида и среды. Понятие экстраверсии-интроверсии.

44. Структура индивидуальности как система базовых диспозиций личности. Факторные теории личности.

45. Эмоции и познание. Когнитивные функции эмоций. Эмоции в процессах межличностного познания.

46. Мотивационные функции эмоций. Понятие оптимума эмоциональной активации.

47. Способы выражения эмоций и возможности их экспериментального исследования. Предметность эмоций.

48. Виды эмоций и возможности их классификации.

49. Условия возникновения эмоций. Теория Джемса-Ланге и ее развитие в экспериментальной психологии.

50. Аффект как эмоциональное состояние. Возможности диагностики аффективных

51. Общее представление о стрессе.

52. Эмоции в конфликтных ситуациях. Понятие фрустрации. Характеристика состояния фрустрации и реакций на него.

53. Эмоции и личность. Тревожность, два аспекта ее изучения. Эмпатия.

54. Понятие воли в психологии. Представления о воле в классической психологии сознания.

55. Строение волевого процесса. Мотивационные конфликты и типы решимости личности.

56. Проблема волевой регуляции поведения в теории когнитивного диссонанса.

57. Общее представление о мотивации. Различение понятий «мотив» и «потребность» в теории деятельности.

58. Виды мотивов и возможности их классификации: характеристика основных

59. Внешняя и внутренняя мотивация. Исследования процессов внешней мотивации в оперантном бихевиоризме.

60. Принципы функционирования мотивов.

61. Различные подходы к проблеме базовой мотивации.

62. Представление о структуре и формировании личности в классическом психоанализе.

63. Общее представление о защитных механизмах личности.

64. Представление о структуре личности в аналитической психологии. Понятие архетипа коллективного бессознательного.

65. Представление о структуре и развитии личности в теории деятельности.

66. Социо-типическое поведение личности. Понятия социального, профессионального и национального характера.

67. Личность в обществе. Представления о социализации личности в психоанализе. Понятие социального чувства и чувства неполноценности.

68. Постоянная и ситуативная мотивация. Экспериментальные исследования ситуативной мотивации.

69. Мотивация личности как система средств когнитивного контроля. Понятие когнитивного стиля.

70. Понятие уровня притязаний. Экспериментальные исследования уровня притязаний и мотивации достижения.

71. Я-концепция и ее структура. Образ Я и самооценка личности.

72. Представления о структуре и развитии личности в гуманистической психологии. Личность и личностный рост.

Общая психология познания

73. Общее представление о познании. Специфика психологического исследования познания.

74. Общее представление об ощущении и восприятии. Виды рецепции и критерии их классификации.

75. Свойства восприятия. Проблема двойственной природы психического образа.

76. Определение внимания. Критерии внимания и невнимания.

77. Внимание и сознание. Метафоры сознания в классической психологии.

78. Внимание и действие. Теории волевого внимания в классической психологии.

79. Свойства внимания. Измерение объема и интенсивности внимания.

80. Виды внимания и критерии их классификации.

81. Общее представление о памяти. Процессы и связи памяти. Особые случаи памяти.

82. Виды памяти и возможности их классификации.

83. Определение мышления в психологии. Специфика психологического исследования мышления.

84. Мышление и сознание. Представление окружающего мира как основа процессов мышления.

85. Виды мышления и возможности их классификации.

86. Определение познания в современной когнитивной психологии. Компьютерная метафора, ее эвристическая ценность и принципиальные ограничения.

87. Познание и действие. Общее представление о когнитивных схемах.

88. Познание и образ. Виды и функции образов.

89. Проблема образного и словесно-логического представления знаний. Гипотеза двойного кодирования.

90. Организация и системная координация познавательных процессов: подходы и теории.

91. Представление о восприятии в классическом структурализме. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса.

92. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации.

93. «Перцептивная психофизика».

94. Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность и перцептивные гипотезы.

95. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения.

96. Экологический подход к зрительному восприятию. Взаимодействие субъекта и окружающего мира в процессе восприятия.

97. Объяснение механизмов мышления в ассоцианизме. Определение мышления в точном смысле.

98. Мышление как научение в классической психологии поведения. Теория «проб и ошибок».

99. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции.

100. Теория комплексов О. Зельца.

101. Мышление как процесс переработки информации. Стратегии и эвристики мышления.

102. Постановка и разработка проблемы творческого (продуктивного) мышления в гештальтпсихологии.

103. Память как ассоциация представлений. Классические закономерности памяти. Кривая забывания.

104. Информационный подход к исследованию познания: основные понятия и положения. Общая характеристика трехкомпонентной теории памяти.

105. Сенсорные регистры: методы исследования и основные результаты.

106. Кратковременная память: методы исследования и основные результаты.

107. Долговременная память: методы исследования и основные результаты.

108. Репродуктивное и конструктивное припоминание.

109. Теория уровней переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации.

110. Характеристика и исследования непроизвольного запоминания: гипотезы, результаты, выводы.

111. Сенсорная чувствительность и сенсорные пороги.

112. Косвенное измерение ощущений. Методы оценки сенсорных порогов.

113. Прямое измерение ощущений.

114. Понятие психофизического закона. Логарифмический и степенной законы.

115. Детекция сенсорных признаков как процесс принятия решения. Метод “Да/Нет”.

116. Основные положения теории обнаружения сигнала.

117. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины.

118. Бинокулярная диспаратность как стимул для стереопсиса.

119. Восприятие реального движения и проблема стабильности видимого мира. Теории восприятия движения.

120. Иллюзии восприятия движения: виды и возможности их объяснения.

121. Постановка проблемы внимания в информационном подходе. Экспериментальные исследования К. Черри.

122. Проблема места и функции внимания в системе переработки информации. Модели ранней и поздней селекции.

123. Внимание как процесс активного отбора информации. Перцептивный цикл У. Найссера.

124. Внимание как умственное усилие. Мотивационная теория внимания.

125. Когнитивные автоматизмы и процессы сознательного контроля.

126. Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности. Генетические корни мыщления и речи.

5. Рекомендуемая литература

Основная

1. Асмолов А.Г. Психология личности, М., 1990..

2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1980.

5. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М., 1976.

6. Выготский Л.С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С. 125-131.

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984.

8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

10. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

12. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии М.,1982.

13. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.,1981.

14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. 1991.

15. Изард К. Эмоции человека. М. Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 439.

16. История зарубежной психологии. Тексты. // Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

17. История психологии. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 3-е изд. Екатеринбург, 1999.

18. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С.127-137.

19. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М., 1978.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание).

21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М., 1971.

22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981. С. 410-435.

23. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.

24. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений. //Вопр. психологии. 1957. № 6.

25. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

26. Норман Д. Память и научение. М., 1985.

27. Нюттен Ж. Мотивация // экспериментальная психология. Вып. 5. / Ред. сост.: П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975.

28. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972.

29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

30. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001.

31. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1999.

32. Психология личности: Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.

33. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. М.Б. Михайлевской, В.В. Любимова, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1999.

34. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.

35. Психология эмоций: Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б., Гиппенрейтер. М., 1993.

36. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.:1989.

38. Симонов П.В. Мотивационный мозг. М., 1987.

39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

40. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 томах. М., 1985.

41. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993.

42. Фейдимен Дж., Фрейгер Дж. Личность и личностный рост. Вып. 1. М.,1994. Вып. 2. М.,1992. Вып. 3. М.,1994. Вып. 4. М.,1994.

43. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 97-110.

44. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

45. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

46. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология: Вып. 5./Ред. сос.: П. Фресс, Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1975.

47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

48. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997.

49. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, М., Изд-во Моск. Ун-та 1980, с. 146-210.

50. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Редактор-составитель Е.Е. Соколова. М., 1999.

51. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

52. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

Дополнительная

1. Адлер А. Теория и практика, индивидуальной психологии, М., 1993.

2. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Анохин П. К. Избранные труды. М., 1989. С. 336-366

4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

5. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988..

7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1988. С. 421-441.

10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

11. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1972.

12. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. С.326-375.

13. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

14. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.

15. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. 1981. Т.2 № 3. С. 12-24.

16. Левитов Н. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопр. психологии. 1967. № 6.

17. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

18. Милнер Н. Физиологическая психология. М., 1973. Гл. 18

19. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. М., 1976.

20. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М., 1990.

21. Ортони А., Клоур Дж., Коллинз А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект. М.,1996. С. 314-384.

22. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982..

23. Петровский В.А. Психология неадаптированной активности. М., 1992. С. 141-160, 186-213.

24. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

25. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972.

26. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. // Под ред. И.В. Равич-Щербо М.: Педагогика; 1988.

27. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

28. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

29. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983.

30. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

31. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. М., 1987.

32. Хофман И. Активная память. М., 1986.

33. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971.

34. Эмоциональный стресс. М., 1970.

35. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. с. 54-76, 97-99.

36. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.008 с.)