Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13: Личность и самопознание

Поиск

Самосознание и место в психической организации человека. Сознание и проблема возникновения самосознания. Уровни развития самосознания.

«Я» как единица личности. Представления о трехкомпонентной структуре «Я» в классической психологии сознания (У. Джемс). Самооценка и уровень притязаний как элемент структуры личности.

Самосознание и “образ Я”. Структура “образа Я”, его эмоциональный и познавательный аспекты. Понятие “Я-концепции”: осознание собственных психических качеств как результат сравнения с другими людьми. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания. Идеальное и реальное Я.

Развитие личности как разрешение жизненных проблем. Условия и пути самоактуализации личности. Личностный рост. Основные черты самоактуализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жизненных целей. Понятие о личностном росте. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию.

Часть 3. Общая психология познания

Раздел 1: познание и познавательные процессы

Тема 1: Когнитивная сфера личности

Понятие о познании. Сознательное представление окружающего мира как основа процесса познания. Единство познавательной и мотивационной сфер (интеллекта и аффекта). Познание и познавательные процессы.

Общая характеристика познавательной сферы человека. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».

Тема 2: Ощущения и восприятие

Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Понятие о сенсорных рецепторах. Сенсорные стимулы. Проксимальные и дистальные стимулы. Примеры классификации ощущений. Выделение модальности ощущений. Классификация ощущений по видам энергии. Протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Свойства восприятия. Соотношение чувственной основы и предметного содержания восприятия. Двойственная природа перцептивного образа.

Тема 3: Внимание

Понятие о внимании. Многогранность феноменологии внимания. Различные подходы к определению внимания. Критерии внимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный). Внимание и сознание. Проблема внимания в истории психологии (Вундт, Титченер, Джемс, Рибо, Ланге). Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др.

Виды внимания и возможности их классификации. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания. Селективное и распределенное внимание. Развитие внимания.

Тема 4: Память

Понятие о памяти. Определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Предметные и семантические связи памяти: различные традиции изучение памяти. Круг явлений памяти. Особые случаи памяти. Амнезии и их виды. Закон регрессии. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память. Парамнезии как особые случаи памяти.

Виды памяти и возможные критерии их классификации. Кратковременная и долговременная память. Автобиографическая и семантическая память. «Память тела» и «память духа». Развитие памяти.

Тема 5: Мышление

Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс решения задач. Мышление и сознание. Мышление и личность.

Виды мышления и критерии их классификации. Теоретическое и практическое мышление. Образное и логическое мышление. Стадии мыслительного процесса. Творческое и критическое мышление. Развитие мышления.

Раздел 2: Средства познания

Тема 6: Определение познания

Познание в узком смысле слова. Определение познания. Познание как процесс переработки информации. Познание и знание. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. Компьютерная метафора. Познание и моделирование. Когнитивная психология и когнитивная наука.

Тема 7: Познание и действие

Познание как совокупность средств представления окружающего мира. Системная организация познания. Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак.

Познание и действие. Активная природа познавательных процессов. Сенсомоторный интеллект. Исторический анализ понятия когнитивной схемы. Становление и развитие когнитивных схем. Ассимиляция и аккомодация. Схема тела. Когнитивные схемы как средства конструктивного припоминания. Роль когнитивных схем в процессах восприятия. Перцептивный цикл. Определение когнитивной схемы. Функции схем.

Тема 8: Познание и образ

Познание и образ. Категория образа в психологии. Понятие о воображении, его виды и функции. Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования. Пространственное и пропозициональное описание ментальных образов. Роль ментальных образов в процессах познания. Соотношение образного и логического кодирования информации. Функциональные и структурные различия логических и пространственных моделей ментальных образов.

Образы и логические (знаковые) системы познания. Двойственная природа психического образа и ее отражение в психологическом языке. Чувственная ткань и значение. Предметное содержание образа. Образ и понятие. Проблема безобразного и визуального мышления.

Статика и динамика познания. Понятие ментальной модели. Ментальные модели и когнитивные схемы. Роль ментальных моделей в процессах мышления. Порождение нового знания с помощью ментальных моделей. Познание как моделирование возможных миров. Познание и метапознание. Мотивационные основы метапознания.

Раздел 3: Системная организация познания.

Тема 9: Принципы организации познания: подходы и теории

Организация и системная координация познавательных процессов. Познающий субъект и окружающий мир. Принципы организации познания: сверху вниз, снизу-вверх, иерархия и гетерархия. Теоретико-методологические модели структурно-функциональной координации процессов познания.

Тема 10: Реконструктивное познание (принцип «снизу — вверх»).

Управляемое стимулом познание: неорганизованный субъект в организованном мире. Принцип «снизу – вверх».

Теории реконструктивного восприятия. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса. Выделение элементарных ощущений как основы познания. Гипотеза констант и теория локальных знаков. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма. «Перцептивная психофизика». Представление о стимулах высшего порядка.

Мышление как продолжение восприятия. Объяснение процессов мышления в классическом ассоцианизме. Исследования и определение мышления в классической психологии поведения. Мышление и научение.

Память как ассоциация представлений. Законы, условия, виды ассоциаций. Классические закономерности запоминания. Кривая забывания. Законы Йоста. Память как научение. Исследования моторной памяти в бихевиоризме.

Информационный подход к исследованию познания. Проблема двойственности памяти. Долговременная и кратковременная память. Трехкомпонентная теория памяти. Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования. Иконическая и эхоическая память. Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Проблема объема кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти: теории интерференции и угасания. Поиск в кратковременной памяти. Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Забывание в долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.006 с.)