Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13: Личность и самопознание↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самосознание и место в психической организации человека. Сознание и проблема возникновения самосознания. Уровни развития самосознания. «Я» как единица личности. Представления о трехкомпонентной структуре «Я» в классической психологии сознания (У. Джемс). Самооценка и уровень притязаний как элемент структуры личности. Самосознание и “образ Я”. Структура “образа Я”, его эмоциональный и познавательный аспекты. Понятие “Я-концепции”: осознание собственных психических качеств как результат сравнения с другими людьми. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания. Идеальное и реальное Я. Развитие личности как разрешение жизненных проблем. Условия и пути самоактуализации личности. Личностный рост. Основные черты самоактуализирующейся личности. Поиск смысла жизни и понимание жизненных целей. Понятие о личностном росте. Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию. Часть 3. Общая психология познания Раздел 1: познание и познавательные процессы Тема 1: Когнитивная сфера личности Понятие о познании. Сознательное представление окружающего мира как основа процесса познания. Единство познавательной и мотивационной сфер (интеллекта и аффекта). Познание и познавательные процессы. Общая характеристика познавательной сферы человека. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира». Тема 2: Ощущения и восприятие Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Понятие о сенсорных рецепторах. Сенсорные стимулы. Проксимальные и дистальные стимулы. Примеры классификации ощущений. Выделение модальности ощущений. Классификация ощущений по видам энергии. Протопатическая и эпикритическая чувствительность. Свойства восприятия. Соотношение чувственной основы и предметного содержания восприятия. Двойственная природа перцептивного образа. Тема 3: Внимание Понятие о внимании. Многогранность феноменологии внимания. Различные подходы к определению внимания. Критерии внимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный). Внимание и сознание. Проблема внимания в истории психологии (Вундт, Титченер, Джемс, Рибо, Ланге). Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Виды внимания и возможности их классификации. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания. Селективное и распределенное внимание. Развитие внимания. Тема 4: Память Понятие о памяти. Определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Предметные и семантические связи памяти: различные традиции изучение памяти. Круг явлений памяти. Особые случаи памяти. Амнезии и их виды. Закон регрессии. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память. Парамнезии как особые случаи памяти. Виды памяти и возможные критерии их классификации. Кратковременная и долговременная память. Автобиографическая и семантическая память. «Память тела» и «память духа». Развитие памяти. Тема 5: Мышление Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс решения задач. Мышление и сознание. Мышление и личность. Виды мышления и критерии их классификации. Теоретическое и практическое мышление. Образное и логическое мышление. Стадии мыслительного процесса. Творческое и критическое мышление. Развитие мышления. Раздел 2: Средства познания Тема 6: Определение познания Познание в узком смысле слова. Определение познания. Познание как процесс переработки информации. Познание и знание. Современная когнитивная психология, ее истоки и тенденции развития. Компьютерная метафора. Познание и моделирование. Когнитивная психология и когнитивная наука. Тема 7: Познание и действие Познание как совокупность средств представления окружающего мира. Системная организация познания. Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак. Познание и действие. Активная природа познавательных процессов. Сенсомоторный интеллект. Исторический анализ понятия когнитивной схемы. Становление и развитие когнитивных схем. Ассимиляция и аккомодация. Схема тела. Когнитивные схемы как средства конструктивного припоминания. Роль когнитивных схем в процессах восприятия. Перцептивный цикл. Определение когнитивной схемы. Функции схем. Тема 8: Познание и образ Познание и образ. Категория образа в психологии. Понятие о воображении, его виды и функции. Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования. Пространственное и пропозициональное описание ментальных образов. Роль ментальных образов в процессах познания. Соотношение образного и логического кодирования информации. Функциональные и структурные различия логических и пространственных моделей ментальных образов. Образы и логические (знаковые) системы познания. Двойственная природа психического образа и ее отражение в психологическом языке. Чувственная ткань и значение. Предметное содержание образа. Образ и понятие. Проблема безобразного и визуального мышления. Статика и динамика познания. Понятие ментальной модели. Ментальные модели и когнитивные схемы. Роль ментальных моделей в процессах мышления. Порождение нового знания с помощью ментальных моделей. Познание как моделирование возможных миров. Познание и метапознание. Мотивационные основы метапознания. Раздел 3: Системная организация познания. Тема 9: Принципы организации познания: подходы и теории Организация и системная координация познавательных процессов. Познающий субъект и окружающий мир. Принципы организации познания: сверху вниз, снизу-вверх, иерархия и гетерархия. Теоретико-методологические модели структурно-функциональной координации процессов познания. Тема 10: Реконструктивное познание (принцип «снизу — вверх»). Управляемое стимулом познание: неорганизованный субъект в организованном мире. Принцип «снизу – вверх». Теории реконструктивного восприятия. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса. Выделение элементарных ощущений как основы познания. Гипотеза констант и теория локальных знаков. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма. «Перцептивная психофизика». Представление о стимулах высшего порядка. Мышление как продолжение восприятия. Объяснение процессов мышления в классическом ассоцианизме. Исследования и определение мышления в классической психологии поведения. Мышление и научение. Память как ассоциация представлений. Законы, условия, виды ассоциаций. Классические закономерности запоминания. Кривая забывания. Законы Йоста. Память как научение. Исследования моторной памяти в бихевиоризме. Информационный подход к исследованию познания. Проблема двойственности памяти. Долговременная и кратковременная память. Трехкомпонентная теория памяти. Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования. Иконическая и эхоическая память. Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Проблема объема кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти: теории интерференции и угасания. Поиск в кратковременной памяти. Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Забывание в долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.006 с.) |