Занятие 14. Экономическая политика советского государства (1918 г. – 30-е годы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 14. Экономическая политика советского государства (1918 г. – 30-е годы).



1. Политика «военного коммунизма»: теория, практика, результаты.

2. Переход к НЭПу. НЭП: меры, противоречия, результаты, причины свёртывания.

3. Индустриализация: этапы, достижения, ошибки.

4. Коллективизация: практика, результаты, последствия.

Литература:

·Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). – М., 1994.

·Индустриализация: исторический опыт и современность. – СПб., 1998.

Лельчук В.С. Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы. – М., 1984.

·Лельчук В.С. Социалистическая индустриализация СССР и ее освещение в советской историографии. – М., 1975.

НЭП: Взгляд со стороны. – М., 1991.

·Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998. – Гл. 9 – 11.

*Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 1999. (док. 22.1.1-3, 22.2.5-7)

Занятие 15. Аттестация.

Аттестационная контрольная работа проводится в форме тестирования по разделам:

1) Россия и мир в XVIII веке.

2) Россия и мир в ХIХ веке.

3) Россия и мир в начале XX века.

4) Первая мировая война (1914 – 1918).

5) Мировое сообщество в межвоенный период (1918 – 1939).

Занятия 16-17.

Отводятся под консультации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

·Отечественная история: Учебное пособие / Г.Я. Тригуб и др. – Владивосток, 2007.

·Россия в мировой истории: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

·Павленко Н.И. История России с древнейших времён до 1861 г. / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – 4-е изд. – М., 2007.

·История России XIX – начала XX века: Учебник для студ. вузов / В.А. Георгиев и др.; отв. ред. В.А. Фёдоров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

·Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. – СПб., 2001.

·Шестаков В.А. Новейшая история России. – М., 2008.

Дополнительная

·Брикнер А.Г. История Павла I. – М., 2004.

·Выскочков Л.В. Император Николай I: человек и государь. – СПб., 2001.

·Геллер М. История Российской империи. – М., 2001. – Т. 1–2.

·Герои и антигерои Отечества. – М., 1992.

·Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографическое повествование. Т. 4. – Челябинск, 1998.

·Иоанн Грозный. Пётр Великий. А.Д. Меньшиков. Г.А. Потёмкин: Биографические очерки. – М., 1998.

·История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991. – Ч. 1–3.

·История русского и советского искусства. – М., 1989.

·Карамзин Н.М. История государства Российского. Люб. изд.

·Ключевский В.О. Курс русской истории. Люб. изд.

Козлов Г. Темучин – каратель неразумных // Вокруг света. – 2006. – № 6. – С. 50 – 66.

·Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1997.

·Омельченко Н.А. История государственного управления в России. – М., 2005.

·Платонов С.Ф. Курс русской истории. – М., 1992.

·Практикум по отечественной истории. Ч. I. Кн. 1. – Владивосток, 2005. (http://abc.vvsu.ru/Books/otech_istor_1/)

·Практикум по отечественной истории. Ч. I. Кн. 2. – Владивосток, 2005. (http://abc.vvsu.ru/Books/otech_istor_2/)

Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

·Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991.

Пчёлов Е.В. К вопросу о времени возникновения древнерусского государства // Альтернативные пути к ранней государственности: Международный симпозиум. – Владивосток, 1995.

·Российские государи. Их происхождение, интимная жизнь и политика: Сборник. – Ростов н/Д, 2002.

·Российские самодержцы, 1801 – 1917. – М., 1994.

Русские цари. 1547 – 1917. – Ростов-на-Дону, 1997.

·Рыжов К.В. Все монархи мира. Россия: 600 кратких жизнеописаний. – М., 1999.

·Рыжов К.В. Сто великих россиян. – М., 2000.

Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – М., 1991.

·Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

·Скрынников Р.Г. История российская IX – XVII вв. – М., 1999.

·Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX – XVII вв. – СПб., 2000.

·Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Люб. изд.

·Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999.

·Томсинов В.А. Светило русской бюрократии: М.М. Сперанский. – М., 1997.

·Энциклопедия российской монархии. – М., 2002.

АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

1. Дисциплина «История» изучается в течение одного семестра. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине, равна 100. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом за время проведения двух текущих аттестаций, равна 80 баллов (по 40 баллов за каждую текущую аттестацию). Максимальная сумма баллов, набираемая студентом за время проведения семестровой аттестации (экзамен), равна 20 баллов.

2. Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение семестра за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ, за сдачу экзамена.

2.1. При начислении баллов за семинарское занятие учитываются знание теоретического материала (материал лекции и учебника) и исторических источников. За знание теоретического материала студенту начисляется до 2 баллов, за знание источников – до 2 баллов, за посещение (если студент не только присутствовал, но и работал на семинаре) – 1 балл. В целом за семинарское занятие начисляется до 5 баллов.

2.2. В ходе изучения дисциплины предусматривается проведение двух текущих аттестаций. Каждая текущая аттестация завершается контрольной работой, оцениваемой по 10-балльной шкале.

2.3. Семестровая (промежуточная) аттестация осуществляется в форме экзамена, который проводится в виде тестирования в период сессии. Знания студента на экзамене оцениваются по 20-балльной шкале.

3. За невыполнение обязательных заданий студентом и пропуски занятий без уважительной причины преподаватель имеет право до официальной даты начала сессии снять до 5 баллов за каждое пропущенное занятие или невыполненное обязательное задание с общей суммы набранных баллов, доведя об этом до сведения студента.

4. Соотношение академической оценки и баллов, набираемых студентом на каждом из этапов аттестации и в целом за семестр, представлено в таблице:

Оценка Количество баллов
1-я текущая атт. 2-я текущая атт. экзамен за семестр
неудовлетворительно от 0 до 23 от 0 до 23 от 0 до 12 от 0 до 60
удовлетворительно от 24 до 30 от 24 до 30 от 13 до 15 от 61 до 75
хорошо от 31 до 36 от 31 до 36 от 16 до 18 от 76 до 90
отлично от 37 до 40 от 37 до 40 от 19 до 20 от 91 до 100

5. Студенты, набравшие в ходе текущей аттестации не менее 60% от максимального возможного количества баллов (т.е. не менее 24 баллов), вправе досдать аттестацию. Для этого необходимо выполнить и сдать одно или несколько из индивидуальных заданий, назначаемых преподавателем (см. ниже). Индивидуальное задание сдаётся в часы консультаций преподавателя в форме собеседования, в срок до начала следующего этапа аттестации. Преподаватель вправе не принимать более 2-х тем за одну консультацию.

6. Для получения допуска к экзамену студент должен в семестре набрать не менее 41 балла. Студент, не имеющий необходимого количества набранных баллов на момент начала семестровой аттестации, не допускается преподавателем к её прохождению.

7. Прохождение студентами экзамена является обязательным для всех. «Автоматическое» проставление оценок по сумме набранных баллов не допускается. Если студент не явился на экзамен, но набрал количество баллов, достаточное для выставления положительной оценки (п. 4), в аттестационной ведомости ему проставляется «не аттестован».

8. Пересдача семестровой аттестации на повышенную оценку при условии положительной итоговой оценки не разрешается.

9. С неуспевающими студентами организуются дополнительные занятия. Основанием для проведения занятий служит недопуск студента к семестровой аттестации или получение неудовлетворительной оценки по ней.

9.1. Студенты, набравшие в течение семестра число баллов ниже установленного «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» (т.е. менее 41 балла), могут быть допущены к сдаче экзамена по дисциплине только после проведения с ними дополнительных занятий.

9.2. Студенты, допущенные к семестровой аттестации, но получившие по ней неудовлетворительную оценку, как правило, могут пересдать экзамен бесплатно 2 раза в течение месяца от начала нового семестра (баллы за отдельные попытки сдачи экзамена не суммируются). В том случае, если за это время студенты не получают по дисциплине положительную оценку, они должны вновь прослушать курс на дополнительных занятиях и только после этого могут быть допущены к аттестации.

10. Дополнительные занятия с неуспевающими студентами организуются руководством институтов, за которыми закреплены студенты. Занятия организуются по окончании изучения дисциплины в рамках основной образовательной программы (т.е. между семестрами или в начале следующего семестра).

11. Дополнительные занятия организуются вне рамок учебных планов основных образовательных программ. Они являются дополнительными образовательными услугами и поэтому оплачиваются студентом по дополнительному договору.

12. Объёмы занятий, их тематика и состав групп для изучения определяются дирекцией института по согласованию с заведующим профильной кафедры. Стоимость зависит от количества занятий, сложности дисциплины, количества студентов в группе, квалификации преподавателя.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Индивидуальное задание сдается в часы консультаций преподавателя в форме собеседования и в срок до начала следующего этапа аттестации.

Индивидуальное задание № 1.

1) Назовите основополагающие принципы и функции исторической науки. Изложите основополагающие принципы и суть основных методологических подходов к изучению исторической науки.

2) Какой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли В.Н. Татищев, Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский?

Индивидуальное задание № 2.

1) Изложите основные концепции этногенеза древних восточных славян: дунайскую, скифо-сарматскую, прикарпатскую и концепцию современной исторической науки. Охарактеризуйте хозяйство, социальный уклад и верования древних восточных славян (в догосударственный период).

2) Используя письменные источники, приведите свидетельства существования у древних восточных славян вождества, дружинного государства, феодальных отношений.

3) Охарактеризуйте политику правителей Киевской Руси конца IX – первой половины XI века.

Индивидуальное задание № 3.

1) В «Истории монголов» Дж. дель Плано Карпини повествует о державе монголов и об их политике по отношению к завоеванным народам. Что из описанного им находит подтверждение в древнерусских летописях?

2) Охарактеризуйте политику московских великих князей XIV – XV веков.

Индивидуальное задание № 4.

1) Охарактеризуйте внутреннюю политику Василия III, Елены Глинской, Избранной Рады. Каковы были результаты реформ первой половины XVI века?

2) Охарактеризуйте опричную политику Ивана Грозного. Какова оценка опричнины в отечественной исторической науке?

Индивидуальное задание № 5.

1) Охарактеризуйте политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. Какую оценку дали этим правителям современники (А. Палицын, И. Тимофеев, Ж. Маржерет, Г. Паерле, Л. Паули)?

2) Охарактеризуйте политическое, социальное и экономическое развитие России во второй половине XVII века.

Индивидуальное задание № 6.

1) Охарактеризуйте административные, сословные и экономические реформы Петра I.

2) Охарактеризуйте сословную политику Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Павла I.

3) Изложите основные цели и принципы политики просвещённого абсолютизма в понимании Екатерины II (согласно «Наказа»). Как эти принципы были реализованы в ходе административных, экономических и сословных преобразований?

Индивидуальное задание № 7.

1) Охарактеризуйте проект реформ М.М. Сперанского. Охарактеризуйте политику Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу.

2) Сравните программные документы декабристов – «Конституцию» и «Русскую правду». Выявите общее и различное во взглядах П.Я. Чаадаева, славянофилов, западников, идеологов официальной народности.

Индивидуальное задание № 8.

1) Назовите основные положения реформ Александра II: крестьянской, судебной, земской, городской, образовательной, военной. Почему Великие реформы характеризуется как буржуазные, либеральные, половинчатые, незавершённые?

2) Назовите основные положения судебной, земской, городской и образовательной контрреформ Александра III. Какая политика проводилась Александром III по крестьянскому вопросу?

Индивидуальное задание № 9.

1) Назовите основные положения реформ С.Ю. Витте (политика финансовой стабилизации и индустриализации, проект аграрной реформы). Назовите основные положения реформ П.А. Столыпина (аграрная реформа, проекты социальных преобразований).

2) Назовите итоги первой русской революции 1905 – 1907 годов. Охарактеризуйте политическую и партийную систему России начала XX в. (форма правления, отношения монархии и правительства с Государственной думой и политическими партиями, характеристика программ политических партий).

Индивидуальное задание № 10.

1) Охарактеризуйте политику Временного правительства. Каковы причины и последствия правительственных кризисов весны-осени 1917 года? Объясните причины успеха большевиков в деле захвата власти осенью 1917 года.

2) Охарактеризуйте политику военного коммунизма, нэпа, индустриализации и коллективизации. Охарактеризуйте политические группы, возникшие в ВКП(б) в 20-е годы в ходе внутрипартийных дискуссий (лидеры, позиция по вопросам национально-государственного строительства, нэпа, индустриализации и коллективизации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.03 с.)