Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Канд. Ист. Наук, доцент кафедры гмуСодержание книги Поиск на нашем сайте
Тел.: (423) 240-41-35, 240-41-73 Аудитория 2603 ОСЕННИЙ (ВЕСЕННИЙ) семестр: лекции – 34 часа на поток, практические занятия – 34 часа на группу, самостоятельная работа студентов – 40 часов, экзамен – 36 часов, итого – 144 часа (4 зач. ед.). Содержание курса Тема 1. Теория и методология исторической науки (2 часа) Место истории в системе наук. Предмет, принципы и функции исторической науки. Исторические источники. Становление и развитие источниковедения как научной дисциплины. Методология исторической науки. Методы исторического исследования. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Историография истории России. Место и роль России в мировой истории. Особенности исторического развития России. Тема 2. Цивилизации Древнего мира. Переход к Средневековью. Древняя Русь (2 часа) Первобытная эпоха. Возникновение цивилизации. Цивилизации Древнего мира: восточный и западный типы. Переход к Средневековью. Периодизация и типологические черты Средневековья. Цивилизация Древней Руси. Этногенез древних восточных славян. Хозяйство, общественный строй и языческие верования древних восточных славян. Становление древнерусской государственности: предпосылки и основные этапы. Норманнская теория образования древнерусского государства и её критика. Тема 3. Русь в конце IX – XIII веке в контексте развития европейской цивилизации (2 часа) Развитие феодализма в Европе. Социальный и политический строй древнерусского государства. Особенности социально-политического развития древнерусского государства. Историческое значение христианизации Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия. Социально-экономическое и политическое развитие русских земель в период политической раздробленности. Культура Древней Руси. Внешнеполитическое положение Руси в IX – XIII веках. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой, с Волжско-Камской Булгарией. Древняя Русь и кочевники (хазары, печенеги, половцы). Экспансия в XIII веке на русские земли с Востока и Запада. Монголо-татары и Русь: социокультурный аспект взаимоотношений. Тема 4. Русь и Европа на пути преодоления феодальной раздробленности (4 часа) Основные пути преодоления феодальной раздробленности. Образование Российского централизованного государства: предпосылки, стратегия объединения. Причины возвышения Московского княжества в XIV – XV веках. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и обретение независимости от Орды. Законодательное оформление процесса централизации. Судебник 1497 года. Формирование идеологии (теория «Москва – третий Рим») и аппарата управления централизованного государства. Литва как второй центр объединения русских земель. Централизация и формирование национальной культуры. Европейский Ренессанс. Русская культура XIX – XV веков. Тема 5. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации (4 часа) XVI – XVII века в мировой истории. Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений. Основные тенденции социально-экономического и политического развития европейских стран. Абсолютная монархия как основной тип политической организации. Первая научная революция (в XVII веке). Реформация и контрреформация в Европе. Россия и Реформация. Политика централизации в России в первой половине XVI века: политика Василия III; регентство Елены Глинской; боярское правление; реформы царя Ивана IV и Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного: цели, методы и результаты; оценка опричнины в отечественной исторической науке. Развитие русской культуры в XVI веке. Понятие «Смутное время» и его трактовка в исторической науке. Основные события и последствия Смутного времени. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. Социальные потрясения в XVII веке. Церковная реформа и раскол Русской православной церкви. Развитие русской культуры в XVII веке. Внешняя политика России в XVI – XVII веках: основные направления, задачи, результаты. Колонизация окраин. Тема 6. Россия и мир в XVIII веке (4 часа) XVIII век в мировой истории. Характерные черты эпохи Просвещения. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Просвещённый абсолютизм в Европе. Европа на пути модернизации. Модернизация и «европеизация» России в первой четверти XVIII века: предпосылки преобразований Петра I, административные, социально-экономические, военные преобразования, реформы в области образования и культуры. Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России во второй трети XVIII века. Идеология Просвещения как основа модернизации России в правление Екатерины II. Просвещённый абсолютизм в России последней трети XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Европейское Просвещение и культура России. Российская общественно-политическая мысль XVIII века. Правление Павла I: реализация идеи «регулярного государства». Внешняя политика России в XVIII веке: основные направления, задачи, результаты. Тема 7. Россия и мир в XIX в. (4 часа) Европейские революции XVIII – XIX веков. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Социально-политические процессы в Западной Европе и Северной Америке. Промышленный переворот и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX веке. Политика либерализма при Александре I. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I. Реформы 60 – 70-х годов и контрреформы 80 – 90-х годов XIX века. Утверждение капитализма в России. Общее и особенное в становлении индустриального общества в России и в Европе. Идейные течения и общественно-политические движения в России в XIX веке. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру. Внешняя политика России в ХIХ веке. Тема 8. Россия и мир в начале XX века (2 часа) Россия на стадии монополистического капитализма. Структурные изменения в экономике страны, процесс урбанизации, завершение промышленного переворота и его социально-экономические последствия. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и их влияние на развитие России. Революция 1905 – 1907 годов. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Думская монархия и первый опыт российского парламентаризма. Третьеиюньская политическая система. Вызревание нового политического кризиса и подъём демократического движения. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Внешняя политика ведущих держав в конце XIX – начале ХХ века. «Пробуждение Азии»: первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Тема 9. Первая мировая война (2 часа) Обострение проблемы раздела мира на сферы влияния и передела мира. Складывание военно-политических блоков в Европе. Первая мировая война (1914 – 1918): причины, повод, цели сторон, ход военных действий, итоги. Новая карта Европы и мира. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия. Влияние Первой мировой войны на экономическую и социально-политическую ситуацию в России. Вызревание общенационального кризиса в России. Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России, Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Тема 10. Мировое сообщество в период между мировыми войнами (2 часа) Гражданская война и интервенция в России. Общество в условиях «белого» и «красного» террора, политики «военного коммунизма». Причины победы советско-большевистских сил в гражданской войне. Русская эмиграция: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры. Международное положение РСФСР в начале 20-х годов. Кризис большевистской системы в 1920 – 1921 годах и отказ от политики «военного коммунизма». Новая экономическая политика: теория, практика, результаты. Образование СССР: выбор концепции национально-государственного строительства. От федерализма к унитарности. Курс на строительство социализма в одной стране. Свертывание НЭПа и переход к административно-командной системе управления. Осуществление индустриализации, коллективизации и культурной революции в СССР в 20 – 30-е годы XX века. Внутрипартийные дискуссии в ВКП(б) по проблемам социалистического строительства в СССР. Формирование тоталитарной системы и режима личной власти И.В. Сталина. Страны Западной Европы, США и Япония в 20 – 30-е годы XX века. Идеологическое обновление капитализма под влиянием «коммунистической угрозы»: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм, национал-социализм. Международные отношения в межвоенный период. Тема 11. Вторая мировая война (2 часа) Система международных отношений и советская внешняя политика в канун Второй мировой войны. Вторая мировая война (1939 – 1945): причины и ход военных действий. Нападение фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война (1941 – 1945). Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Отношения СССР с союзниками. Выработка союзниками по антигитлеровской коалиции решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Разгром Японии и окончание Второй мировой войны. Итоги, уроки и геополитические последствия Второй мировой войны. Тема 12. Мировое сообщество во второй половине XX века (2 часа) Поляризация послевоенного мира и начало «холодной войны». Мировое сообщество в условиях «холодной войны». Крах колониальной системы. Проблемы и процессы в странах Азии, Африки и Латинской Америки после деколонизации. Научно-техническая революция в жизни мирового сообщества. Перерастание индустриальной цивилизации в постиндустриальную. Процессы глобализации и интеграции. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1945 – 1985 годах. Нарастание кризисных явлений в середине 60 – 80-х годов XX века. Попытки реформирования советского общества в 1982 – 1985 годах. М.С. Горбачёв и начало перемен в советском обществе. Перестройка в общественно-политической и экономической жизни. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 годах. Окончание холодной войны. Попытка государственного переворота в августе 1991 года и декоммунизация общества. Распад СССР и образование СНГ. Распад СЭВ и крах мировой социалистической системы. Тема 13. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. (2 часа) Становление новой России. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Наука, культура и образование в современной России. Россия в системе международных отношений. Россия и страны СНГ. Россия и Европейский Союз. Россия и США. Россия и мусульманский мир. Отношения России с Китаем и Индией. Проблемы национальной безопасности, региональные и глобальные интересы России. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в содержании курса. В рамках самостоятельной работы студенты изучают темы 12 и 13, готовятся к практическим (семинарским) занятиям, выполнению индивидуальных домашних заданий, проверочных контрольных работ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1. Вводное. 1. Ознакомление студентов с планами семинарских занятий. 2. Ознакомление студентов с критериями аттестации. 3. Методические рекомендации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.006 с.) |