ТОП 10:

Рабочая программа по «истории»



Рабочая программа по «истории»

(очная форма обучения)

Тригуб Георгий Яковлевич

Канд. ист. наук, доцент кафедры ГМУ

Тел.: (423) 240-41-35, 240-41-73

Аудитория 2603

ОСЕННИЙ (ВЕСЕННИЙ)семестр: лекции – 34 часа на поток, практические занятия – 34 часа на группу, самостоятельная работа студентов – 40 часов, экзамен – 36 часов, итого – 144 часа (4 зач. ед.).

Содержание курса

Тема 1. Теория и методология исторической науки (2 часа)

Место истории в системе наук. Предмет, принципы и функции исторической науки. Исторические источники. Становление и развитие источниковедения как научной дисциплины. Методология исторической науки. Методы исторического исследования. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Историография истории России. Место и роль России в мировой истории. Особенности исторического развития России.

Тема 2. Цивилизации Древнего мира. Переход к Средневековью. Древняя Русь (2 часа)

Первобытная эпоха. Возникновение цивилизации. Цивилизации Древнего мира: восточный и западный типы. Переход к Средневековью. Периодизация и типологические черты Средневековья. Цивилизация Древней Руси. Этногенез древних восточных славян. Хозяйство, общественный строй и языческие верования древних восточных славян. Становление древнерусской государственности: предпосылки и основные этапы. Норманнская теория образования древнерусского государства и её критика.

Тема 3. Русь в конце IX – XIII веке в контексте развития европейской цивилизации (2 часа)

Развитие феодализма в Европе. Социальный и политический строй древнерусского государства. Особенности социально-политического развития древнерусского государства. Историческое значение христианизации Руси. Эволюция древнерусской государственности в XI – XII веках. Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия. Социально-экономическое и политическое развитие русских земель в период политической раздробленности. Культура Древней Руси.

Внешнеполитическое положение Руси в IX – XIII веках. Взаимоотношения с Византией и Западной Европой, с Волжско-Камской Булгарией. Древняя Русь и кочевники (хазары, печенеги, половцы). Экспансия в XIII веке на русские земли с Востока и Запада. Монголо-татары и Русь: социокультурный аспект взаимоотношений.

Тема 4. Русь и Европа на пути преодоления феодальной раздробленности (4 часа)

Основные пути преодоления феодальной раздробленности. Образование Российского централизованного государства: предпосылки, стратегия объединения. Причины возвышения Московского княжества в XIV – XV веках. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и обретение независимости от Орды. Законодательное оформление процесса централизации. Судебник 1497 года. Формирование идеологии (теория «Москва – третий Рим») и аппарата управления централизованного государства. Литва как второй центр объединения русских земель. Централизация и формирование национальной культуры. Европейский Ренессанс. Русская культура XIX – XV веков.

Тема 5. Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации (4 часа)

XVI – XVII века в мировой истории. Великие географические открытия. Возникновение капиталистических отношений. Основные тенденции социально-экономического и политического развития европейских стран. Абсолютная монархия как основной тип политической организации. Первая научная революция (в XVII веке). Реформация и контрреформация в Европе. Россия и Реформация.

Политика централизации в России в первой половине XVI века: политика Василия III; регентство Елены Глинской; боярское правление; реформы царя Ивана IV и Избранной рады. Опричнина Ивана Грозного: цели, методы и результаты; оценка опричнины в отечественной исторической науке. Развитие русской культуры в XVI веке.

Понятие «Смутное время» и его трактовка в исторической науке. Основные события и последствия Смутного времени. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. Социальные потрясения в XVII веке. Церковная реформа и раскол Русской православной церкви. Развитие русской культуры в XVII веке.

Внешняя политика России в XVI – XVII веках: основные направления, задачи, результаты. Колонизация окраин.

Тема 6. Россия и мир в XVIII веке (4 часа)

XVIII век в мировой истории. Характерные черты эпохи Просвещения. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Просвещённый абсолютизм в Европе. Европа на пути модернизации. Модернизация и «европеизация» России в первой четверти XVIII века: предпосылки преобразований Петра I, административные, социально-экономические, военные преобразования, реформы в области образования и культуры. Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России во второй трети XVIII века. Идеология Просвещения как основа модернизации России в правление Екатерины II. Просвещённый абсолютизм в России последней трети XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Европейское Просвещение и культура России. Российская общественно-политическая мысль XVIII века. Правление Павла I: реализация идеи «регулярного государства». Внешняя политика России в XVIII веке: основные направления, задачи, результаты.

Тема 7. Россия и мир в XIX в. (4 часа)

Европейские революции XVIII – XIX веков. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Социально-политические процессы в Западной Европе и Северной Америке. Промышленный переворот и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX веке.

Политика либерализма при Александре I. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I. Реформы 60 – 70-х годов и контрреформы 80 – 90-х годов XIX века. Утверждение капитализма в России. Общее и особенное в становлении индустриального общества в России и в Европе. Идейные течения и общественно-политические движения в России в XIX веке. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру. Внешняя политика России в ХIХ веке.

Тема 8. Россия и мир в начале XX века (2 часа)

Россия на стадии монополистического капитализма. Структурные изменения в экономике страны, процесс урбанизации, завершение промышленного переворота и его социально-экономические последствия. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина и их влияние на развитие России. Революция 1905 – 1907 годов. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Думская монархия и первый опыт российского парламентаризма. Третьеиюньская политическая система. Вызревание нового политического кризиса и подъём демократического движения.

Завершение раздела мира и борьба за колонии. Внешняя политика ведущих держав в конце XIX – начале ХХ века. «Пробуждение Азии»: первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае.

Тема 9. Первая мировая война (2 часа)

Обострение проблемы раздела мира на сферы влияния и передела мира. Складывание военно-политических блоков в Европе. Первая мировая война (1914 – 1918): причины, повод, цели сторон, ход военных действий, итоги. Новая карта Европы и мира. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её противоречия.

Влияние Первой мировой войны на экономическую и социально-политическую ситуацию в России. Вызревание общенационального кризиса в России. Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России, Февральской и Октябрьской революций 1917 года.

Тема 10. Мировое сообщество в период между мировыми войнами (2 часа)

Гражданская война и интервенция в России. Общество в условиях «белого» и «красного» террора, политики «военного коммунизма». Причины победы советско-большевистских сил в гражданской войне. Русская эмиграция: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры. Международное положение РСФСР в начале 20-х годов.

Кризис большевистской системы в 1920 – 1921 годах и отказ от политики «военного коммунизма». Новая экономическая политика: теория, практика, результаты. Образование СССР: выбор концепции национально-государственного строительства. От федерализма к унитарности. Курс на строительство социализма в одной стране. Свертывание НЭПа и переход к административно-командной системе управления. Осуществление индустриализации, коллективизации и культурной революции в СССР в 20 – 30-е годы XX века. Внутрипартийные дискуссии в ВКП(б) по проблемам социалистического строительства в СССР. Формирование тоталитарной системы и режима личной власти И.В. Сталина.

Страны Западной Европы, США и Япония в 20 – 30-е годы XX века. Идеологическое обновление капитализма под влиянием «коммунистической угрозы»: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм, национал-социализм. Международные отношения в межвоенный период.

Тема 11. Вторая мировая война (2 часа)

Система международных отношений и советская внешняя политика в канун Второй мировой войны. Вторая мировая война (1939 – 1945): причины и ход военных действий. Нападение фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война (1941 – 1945). Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Отношения СССР с союзниками. Выработка союзниками по антигитлеровской коалиции решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Разгром Японии и окончание Второй мировой войны. Итоги, уроки и геополитические последствия Второй мировой войны.

Тема 12. Мировое сообщество во второй половине XX века (2 часа)

Поляризация послевоенного мира и начало «холодной войны». Мировое сообщество в условиях «холодной войны». Крах колониальной системы. Проблемы и процессы в странах Азии, Африки и Латинской Америки после деколонизации. Научно-техническая революция в жизни мирового сообщества. Перерастание индустриальной цивилизации в постиндустриальную. Процессы глобализации и интеграции.

Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1945 – 1985 годах. Нарастание кризисных явлений в середине 60 – 80-х годов XX века. Попытки реформирования советского общества в 1982 – 1985 годах. М.С. Горбачёв и начало перемен в советском обществе. Перестройка в общественно-политической и экономической жизни. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 годах. Окончание холодной войны. Попытка государственного переворота в августе 1991 года и декоммунизация общества. Распад СССР и образование СНГ. Распад СЭВ и крах мировой социалистической системы.

Тема 13. Россия и мир в конце XX – начале XXI в. (2 часа)

Становление новой России. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Наука, культура и образование в современной России. Россия в системе международных отношений. Россия и страны СНГ. Россия и Европейский Союз. Россия и США. Россия и мусульманский мир. Отношения России с Китаем и Индией. Проблемы национальной безопасности, региональные и глобальные интересы России. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем, обозначенных в содержании курса. В рамках самостоятельной работы студенты изучают темы 12 и 13, готовятся к практическим (семинарским) занятиям, выполнению индивидуальных домашних заданий, проверочных контрольных работ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Вводное.

1. Ознакомление студентов с планами семинарских занятий.

2. Ознакомление студентов с критериями аттестации.

3. Методические рекомендации.

Занятие 8. Аттестация.

Аттестационная контрольная работа проводится в форме тестирования по разделам:

1) Теория и методология исторической науки.

2) Цивилизации Древнего мира. Переход к Средневековью.

3) Древние восточные славяне. Русь в конце IX – XIII веке в контексте развития европейской цивилизации.

4) Русь и Европа на пути преодоления феодальной раздробленности.

5) Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

Занятие 9. Реформы Петра I.

1. Реформирование государственного аппарата: преобразования местного управления, учреждение Сената, оформление коллежской системы, оформление абсолютизма.

2. Социально-экономические преобразования: принципы социально-экономической политики, особенности развития промышленности, податная реформа, указ о единонаследии, «Табель о рангах».

3. Культурные преобразования. Социокультурный раскол при Петре I: причины и последствия.

Литература:

·Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – М., 1989.

·Буганов В.И. Пётр Великий и его время. – М., 1989.

·Иванов И.М. Пётр Великий. Меньшиков. Воронцовы. Дашкова. Сперанский: Биогр. очерки. – СПб., 1995.

Мавродин В.В. Рождение новой России. – Л., 1988.

·Павленко Н.И. Пётр Первый и его время. – М., 1989.

·Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. – М.,1988.

*Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 1999. (док. 9.6-9.22)

Занятие 15. Аттестация.

Аттестационная контрольная работа проводится в форме тестирования по разделам:

1) Россия и мир в XVIII веке.

2) Россия и мир в ХIХ веке.

3) Россия и мир в начале XX века.

4) Первая мировая война (1914 – 1918).

5) Мировое сообщество в межвоенный период (1918 – 1939).

Занятия 16-17.

Отводятся под консультации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

·Отечественная история: Учебное пособие / Г.Я. Тригуб и др. – Владивосток, 2007.

·Россия в мировой истории: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Порохни. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

·Павленко Н.И. История России с древнейших времён до 1861 г. / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Фёдоров; под ред. Н.И. Павленко. – 4-е изд. – М., 2007.

·История России XIX – начала XX века: Учебник для студ. вузов / В.А. Георгиев и др.; отв. ред. В.А. Фёдоров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

·Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. – СПб., 2001.

·Шестаков В.А. Новейшая история России. – М., 2008.

Дополнительная

·Брикнер А.Г. История Павла I. – М., 2004.

·Выскочков Л.В. Император Николай I: человек и государь. – СПб., 2001.

·Геллер М. История Российской империи. – М., 2001. – Т. 1–2.

·Герои и антигерои Отечества. – М., 1992.

·Дашкова. Суворов. Воронцовы. Сперанский. Канкрин: Биографическое повествование. Т. 4. – Челябинск, 1998.

·Иоанн Грозный. Пётр Великий. А.Д. Меньшиков. Г.А. Потёмкин: Биографические очерки. – М., 1998.

·История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991. – Ч. 1–3.

·История русского и советского искусства. – М., 1989.

·Карамзин Н.М. История государства Российского. Люб. изд.

·Ключевский В.О. Курс русской истории. Люб. изд.

Козлов Г. Темучин – каратель неразумных // Вокруг света. – 2006. – № 6. – С. 50 – 66.

·Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1997.

·Омельченко Н.А. История государственного управления в России. – М., 2005.

·Платонов С.Ф. Курс русской истории. – М., 1992.

·Практикум по отечественной истории. Ч. I. Кн. 1. – Владивосток, 2005. (http://abc.vvsu.ru/Books/otech_istor_1/)

·Практикум по отечественной истории. Ч. I. Кн. 2. – Владивосток, 2005. (http://abc.vvsu.ru/Books/otech_istor_2/)

Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

·Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991.

Пчёлов Е.В. К вопросу о времени возникновения древнерусского государства // Альтернативные пути к ранней государственности: Международный симпозиум. – Владивосток, 1995.

·Российские государи. Их происхождение, интимная жизнь и политика: Сборник. – Ростов н/Д, 2002.

·Российские самодержцы, 1801 – 1917. – М., 1994.

Русские цари. 1547 – 1917. – Ростов-на-Дону, 1997.

·Рыжов К.В. Все монархи мира. Россия: 600 кратких жизнеописаний. – М., 1999.

·Рыжов К.В. Сто великих россиян. – М., 2000.

Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – М., 1991.

·Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999.

·Скрынников Р.Г. История российская IX – XVII вв. – М., 1999.

·Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX – XVII вв. – СПб., 2000.

·Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Люб. изд.

·Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999.

·Томсинов В.А. Светило русской бюрократии: М.М. Сперанский. – М., 1997.

·Энциклопедия российской монархии. – М., 2002.

АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

1. Дисциплина «История» изучается в течение одного семестра. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине, равна 100. Максимальная сумма баллов, набираемая студентом за время проведения двух текущих аттестаций, равна 80 баллов (по 40 баллов за каждую текущую аттестацию). Максимальная сумма баллов, набираемая студентом за время проведения семестровой аттестации (экзамен), равна 20 баллов.

2. Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение семестра за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ, за сдачу экзамена.

2.1. При начислении баллов за семинарское занятие учитываются знание теоретического материала (материал лекции и учебника) и исторических источников. За знание теоретического материала студенту начисляется до 2 баллов, за знание источников – до 2 баллов, за посещение (если студент не только присутствовал, но и работал на семинаре) – 1 балл. В целом за семинарское занятие начисляется до 5 баллов.

2.2. В ходе изучения дисциплины предусматривается проведение двух текущих аттестаций. Каждая текущая аттестация завершается контрольной работой, оцениваемой по 10-балльной шкале.

2.3. Семестровая (промежуточная) аттестация осуществляется в форме экзамена, который проводится в виде тестирования в период сессии. Знания студента на экзамене оцениваются по 20-балльной шкале.

3. За невыполнение обязательных заданий студентом и пропуски занятий без уважительной причины преподаватель имеет право до официальной даты начала сессии снять до 5 баллов за каждое пропущенное занятие или невыполненное обязательное задание с общей суммы набранных баллов, доведя об этом до сведения студента.

4. Соотношение академической оценки и баллов, набираемых студентом на каждом из этапов аттестации и в целом за семестр, представлено в таблице:

Оценка Количество баллов
1-я текущая атт. 2-я текущая атт. экзамен за семестр
неудовлетворительно от 0 до 23 от 0 до 23 от 0 до 12 от 0 до 60
удовлетворительно от 24 до 30 от 24 до 30 от 13 до 15 от 61 до 75
хорошо от 31 до 36 от 31 до 36 от 16 до 18 от 76 до 90
отлично от 37 до 40 от 37 до 40 от 19 до 20 от 91 до 100

5. Студенты, набравшие в ходе текущей аттестации не менее 60% от максимального возможного количества баллов (т.е. не менее 24 баллов), вправе досдать аттестацию. Для этого необходимо выполнить и сдать одно или несколько из индивидуальных заданий, назначаемых преподавателем (см. ниже). Индивидуальное задание сдаётся в часы консультаций преподавателя в форме собеседования, в срок до начала следующего этапа аттестации. Преподаватель вправе не принимать более 2-х тем за одну консультацию.

6. Для получения допуска к экзамену студент должен в семестре набрать не менее 41 балла. Студент, не имеющий необходимого количества набранных баллов на момент начала семестровой аттестации, не допускается преподавателем к её прохождению.

7. Прохождение студентами экзамена является обязательным для всех. «Автоматическое» проставление оценок по сумме набранных баллов не допускается. Если студент не явился на экзамен, но набрал количество баллов, достаточное для выставления положительной оценки (п. 4), в аттестационной ведомости ему проставляется «не аттестован».

8. Пересдача семестровой аттестации на повышенную оценку при условии положительной итоговой оценки не разрешается.

9. С неуспевающими студентами организуются дополнительные занятия. Основанием для проведения занятий служит недопуск студента к семестровой аттестации или получение неудовлетворительной оценки по ней.

9.1. Студенты, набравшие в течение семестра число баллов ниже установленного «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов» (т.е. менее 41 балла), могут быть допущены к сдаче экзамена по дисциплине только после проведения с ними дополнительных занятий.

9.2. Студенты, допущенные к семестровой аттестации, но получившие по ней неудовлетворительную оценку, как правило, могут пересдать экзамен бесплатно 2 раза в течение месяца от начала нового семестра (баллы за отдельные попытки сдачи экзамена не суммируются). В том случае, если за это время студенты не получают по дисциплине положительную оценку, они должны вновь прослушать курс на дополнительных занятиях и только после этого могут быть допущены к аттестации.

10. Дополнительные занятия с неуспевающими студентами организуются руководством институтов, за которыми закреплены студенты. Занятия организуются по окончании изучения дисциплины в рамках основной образовательной программы (т.е. между семестрами или в начале следующего семестра).

11. Дополнительные занятия организуются вне рамок учебных планов основных образовательных программ. Они являются дополнительными образовательными услугами и поэтому оплачиваются студентом по дополнительному договору.

12. Объёмы занятий, их тематика и состав групп для изучения определяются дирекцией института по согласованию с заведующим профильной кафедры. Стоимость зависит от количества занятий, сложности дисциплины, количества студентов в группе, квалификации преподавателя.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Индивидуальное задание сдается в часы консультаций преподавателя в форме собеседования и в срок до начала следующего этапа аттестации.

Индивидуальное задание № 1.

1) Назовите основополагающие принципы и функции исторической науки. Изложите основополагающие принципы и суть основных методологических подходов к изучению исторической науки.

2) Какой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли В.Н. Татищев, Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский?

Индивидуальное задание № 2.

1) Изложите основные концепции этногенеза древних восточных славян: дунайскую, скифо-сарматскую, прикарпатскую и концепцию современной исторической науки. Охарактеризуйте хозяйство, социальный уклад и верования древних восточных славян (в догосударственный период).

2) Используя письменные источники, приведите свидетельства существования у древних восточных славян вождества, дружинного государства, феодальных отношений.

3) Охарактеризуйте политику правителей Киевской Руси конца IX – первой половины XI века.

Индивидуальное задание № 3.

1) В «Истории монголов» Дж. дель Плано Карпини повествует о державе монголов и об их политике по отношению к завоеванным народам. Что из описанного им находит подтверждение в древнерусских летописях?

2) Охарактеризуйте политику московских великих князей XIV – XV веков.

Индивидуальное задание № 4.

1) Охарактеризуйте внутреннюю политику Василия III, Елены Глинской, Избранной Рады. Каковы были результаты реформ первой половины XVI века?

2) Охарактеризуйте опричную политику Ивана Грозного. Какова оценка опричнины в отечественной исторической науке?

Индивидуальное задание № 5.

1) Охарактеризуйте политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. Какую оценку дали этим правителям современники (А. Палицын, И. Тимофеев, Ж. Маржерет, Г. Паерле, Л. Паули)?

2) Охарактеризуйте политическое, социальное и экономическое развитие России во второй половине XVII века.

Индивидуальное задание № 6.

1) Охарактеризуйте административные, сословные и экономические реформы Петра I.

2) Охарактеризуйте сословную политику Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Павла I.

3) Изложите основные цели и принципы политики просвещённого абсолютизма в понимании Екатерины II (согласно «Наказа»). Как эти принципы были реализованы в ходе административных, экономических и сословных преобразований?

Индивидуальное задание № 7.

1) Охарактеризуйте проект реформ М.М. Сперанского. Охарактеризуйте политику Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу.

2) Сравните программные документы декабристов – «Конституцию» и «Русскую правду». Выявите общее и различное во взглядах П.Я. Чаадаева, славянофилов, западников, идеологов официальной народности.

Индивидуальное задание № 8.

1) Назовите основные положения реформ Александра II: крестьянской, судебной, земской, городской, образовательной, военной. Почему Великие реформы характеризуется как буржуазные, либеральные, половинчатые, незавершённые?

2) Назовите основные положения судебной, земской, городской и образовательной контрреформ Александра III. Какая политика проводилась Александром III по крестьянскому вопросу?

Индивидуальное задание № 9.

1) Назовите основные положения реформ С.Ю. Витте (политика финансовой стабилизации и индустриализации, проект аграрной реформы). Назовите основные положения реформ П.А. Столыпина (аграрная реформа, проекты социальных преобразований).

2) Назовите итоги первой русской революции 1905 – 1907 годов. Охарактеризуйте политическую и партийную систему России начала XX в. (форма правления, отношения монархии и правительства с Государственной думой и политическими партиями, характеристика программ политических партий).

Индивидуальное задание № 10.

1) Охарактеризуйте политику Временного правительства. Каковы причины и последствия правительственных кризисов весны-осени 1917 года? Объясните причины успеха большевиков в деле захвата власти осенью 1917 года.

2) Охарактеризуйте политику военного коммунизма, нэпа, индустриализации и коллективизации. Охарактеризуйте политические группы, возникшие в ВКП(б) в 20-е годы в ходе внутрипартийных дискуссий (лидеры, позиция по вопросам национально-государственного строительства, нэпа, индустриализации и коллективизации).

 

Рабочая программа по «истории»

(очная форма обучения)

Тригуб Георгий Яковлевич







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.025 с.)