Цели и задачи педагогической и учебной практик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи педагогической и учебной практик



Цель: формирование, развитие и закрепление у студентов психолого-педагогических навыков и умений в соответствии с требованиями стандартов высшего образования и квалификационной характеристики бакалавра.

Задачи:

1.Научить студентов применять полученные теоретические знания в практической деятельности педагога-психолога;

2. Совершенствование профессиональных умений и навыков, способствующих адаптации и становлению будущих педагогов-психологов в реальной психолого-педагогической деятельности;

3. Развитие профессиональных умений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса согласно основным направлениям деятельности педагога-психолога (психопрофилактическому, психодиагностическому, психоконсультационному, психокоррекционному);

4. Создание условий для самоопределения, самовыражения, самореализации личности студента как субъекта профессиональной деятельности.

Примечание: данные цели и задачи конкретизированы для каждого вида и формы практики согласно ГОС ВПО специальности 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

 

2.2 Основное содержание практической профессионально-педагогической подготовки педагога-психолога.

В современных условиях модернизации образования, при переходе от "знаниевого" подхода к компетентностному, совершенствуются профессиональные функции педагога-психолога, и, соответственно, требования к его психолого-педагогической компетентности.

Согласно ГОС ВПО 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), определяются следующие виды профессиональной деятельности будущего специалиста:

I. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

· образование (общее, коррекционное, инклюзивное);

· социальную сферу;

· здравоохранение;

· культуру.

II. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

· обучение;

· воспитание;

· индивидуально-личностное развитие обучающихся;

· здоровье обучающихся;

· психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;

· социализация.

III. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

· психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

· психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании;

· социально-педагогическая деятельность;

· педагогическая деятельность в дошкольном образовании;

· педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

IV. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

· реализация на практике прав ребенка;

· создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

· участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;

· повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;

· участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

· использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;

· использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

· систематическое повышение своего профессионального мастерства;

· соблюдение норм профессиональной этики;

· повышение собственного общекультурного уровня;

· соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

· проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

· проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

· работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

· создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

· помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

· участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:

· проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

Опираясь на данные направления профессиональной деятельности, можно выделить следующие ключевые компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист: информационная, коммуникативная, социальная, готовность к самообразованию, управленческая (самоменеджмент).

1. Информационная компетенция: умение работать с информацией, собирать информацию, пользуясь различными поисковыми системами. Планирование информационного поиска, способность критически относится к информации, делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и коррекции собственной деятельности.

2. Коммуникативная компетенция: владение устной и письменной речью, готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, во время публичного выступления на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (этническим, религиозным, профессиональным, личностным и т. п) других людей.

3. Готовность к самообразованию: способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость и направления саморазвития для успешного решения задачи.

4. Социальная компетенция: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений, конструктивно решать проблемы взаимодействия.

5. Самоменеджмент: умение идентифицировать проблему, формировать образ желаемого результата, анализировать и соотносить реальную и желаемую ситуацию; определять пути выхода и направления развития сложившейся ситуации, применять технологии, планировать ресурсы (внешние и внутренние); моделировать ситуацию; оценивать итоги (общие и собственные).

Ключевая компетенция универсальна в отношении целого класса объектов воздействия и подразумевает деятельность в ситуации с высокой степенью неопределенности. Исходя из того, что компетентность формируется и проявляется исключительно в деятельности, мы можем представить ключевые компетентности в профессиональном контексте. Овладение этими компетенциями является основным критерием качества профессиональной деятельности педагога-психолога.

050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), такими ключевыми профессиональными компетентностями будут, например:

-целеполагание и планирование деятельности педагога-психолога;

-организация и информационное обеспечение основных направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении (психопрофилактика, психодиагностика, психоконсультирование и психокоррекция);

-системный анализ учебно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении на основе полученной информации;

-применение психолого-педагогических технологий в практике учебно-воспитательного процесса;

- оценка собственной психолого-педагогической деятельности (рефлексия).

Следует отметить, что данные профессиональные компетенции для каждого вида и формы практики будут иметь различные уровни. Так, например, практика в школе как форма педагогической практики может быть первого (ознакомительного) уровня сложности на первом курсе, второго уровня на третьем курсе и третьего уровня, когда требуется формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности, на пятом курсе.

В общей подготовке студента важно добиваться, чтобы у него был тот же предмет деятельности, что и у работающего педагога-психолога, а именно: субъекты учебно-воспитательного процесса (ученик, учитель, администратор школы, родитель...), коллектив учащихся и педагогический коллектив, собственная личность. К началу профессиональной деятельности у студента важно сформировать исследовательский подход и профессиональную позицию к психолого-педагогической деятельности. При этом мы выделяем научно-методическую, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую и управленческую подготовку.

Научно-методическая подготовка.

Процесс практической подготовки компетентного, конкурентоспособного современного педагога-психолога станет успешным, если будет осуществляться в соответствии с требованиями методического обеспечения учебно-воспитательного процесса учреждений общеобразовательного типа на основе развития современной науки. В качестве определяющего методологического подхода к организации своей психолого-педагогической деятельности должен использоваться системно-деятельностный подход. Данный подход позволяет установить уровень целостности образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия всех элементов учебно-воспитательного процесса, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.

Целью данного вида подготовки будущих специалистов является его ориентация на основные направления психолого-педагогической работы: психодиагностическое, психоконсультационное, психопрофилактичское и психокоррекционное направления. У будущего педагога-психолога должны быть сформированы общие способы методических действий по данным видам работы:

- психодиагностические умения: предполагают владение психодиагностическими методами и методиками с целью предварительного изучения возможностей и способностей личности, учета природосообразных и социальных особенностей каждой личности, предоставление ей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.

- психоконсультационные умения: означают использование различных стимулов, приемов, методов воздействия и взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства с целью формирования потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.

- психопрофилактические умения: состоят в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов) учебно-воспитательной работы по достижению прогнозируемых конечных результатов; психолого-педагогическое сопровождение образования с учетом общечеловеческих и национальных ценностей; регулирование и коррекция своей профессиональной деятельности с учетом новых педагогических технологий; поддержание уверенности учащихся в своих силах, формирование положительных установок и ориентиров;

- психокоррекционные умения: коррекция поведения, неуспеваемости, устранение педагогической и психологической запущенности личности, снятие психологических комплексов, а также устранение дефектов, нарушений, отдельных аномалий развития. Данные умения предполагают развитие тех особенностей личности, которые в силу неблагоприятных социальных условий не достигают нормы возрастного развития.

В связи с вышесказанным предполагается владение следующими компетенциями:

- знание феноменологии и закономерностей психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды;

- готовность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития;

- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности учащихся;

-владение современными научно обоснованными технологиями сбора профессионально важной информации. Обработки данных и их интерпретации;

-умение организовать, проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых;

- умение организовать междисциплинарное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности;

-владение научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений. Психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

-владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности;

- способность организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса;

-способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности;

- способность реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности;

-способность планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды;

-способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

-готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности.

 

Культурно-просветительская подготовка.

Будущий педагог-психолог обязан строить свою профессиональную деятельность, опираясь на передовой психолого-педагогический опыт работы своих коллег. В связи с этим необходимо систематическое изучение научно-психологической литературы, усвоение передового психолого-педагогического опыта, изучение нормативных документов, регламентирующих его деятельность.

Данная подготовка предполагает определенный культурно-просветительский уровень развития профессионала, а именно: формирование психолого-педагогической культуры студента, этико-нравственной и профессиональной готовности к работе со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Основная функция в плане культурно-просветительской подготовки педагога-психолога – быть стимулирующим началом в развитии личности ученика, родителя, администратора школы. Реализация данной функции возможна лишь при условии создания комфортной учебной и рабочей среды, благоприятного психологического климата, формирования совместных рабочих групп для делового психолого-педагогического сотрудничества, творческой атмосферы, поддержки инновационных проектов и т.д.

В рамках данной подготовки предполагается развивать у будущего специалиста следующие профессиональные компетенции:

- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;

- владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов;

- владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;

-способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре;

-навыки психолого-педагогической профилактики и просвещения по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса;

-умение владеть разновозрастной ученической аудиторией;

-навыки взаимодействия с родительским коллективом (организация родительского лектория);

-умение представлять результаты психолого-педагогических исследований на педагогическую аудиторию (малые и большие педагогические советы, методические объединения учителей);

-умение использовать в процессе психолого-педагогического сопровождения современные научные достижения в области решения учебно-воспитательных проблем;

-умение анализировать прямые и обратные информационные потоки в системе образовательного учреждения;

-навыки саморазвития (самовыражения, самореализации) будущего профессионала;

-осознание смысла своей профессиональной деятельности, своей миссии; развитие мотивации на целенаправленную преобразующую деятельность;

-знание особенностей развития личности в поликультурной среде.

 

Учебно-воспитательная подготовка.

Данный вид подготовки определяется спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях общеобразовательного типа. В рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы бакалавр владеет следующими компетенциями:

- осуществляет перспективное и текущее планирование психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы в учреждении;

- определяет и обосновывает цели, содержание, средства и методы сопровождения учебно-воспитательного процесса;

- осуществляет психологический анализ учебно-воспитательного процесса в целом и в рамках определенного класса, параллели;

- проводит психолого-педагогические исследования с использованием психологических методов диагностики в соответствии с требованиями психологической науки и практики;

- осуществляет системный анализ возникающих психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении на основе полученной информации;

- планирует и проводит психологические факультативы для всех субъектов учебно-воспитательного процесса;

- формирует потенциальное пространство выбора субъектами учебно-воспитательного процесса вариантов личностного развития;

-способность проектировать и организовывать совместную и самостоятельную учебную деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой им образовательной программы;

-способность проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося. Совместно с методистами, необходимые изменения в построение учебной деятельности;

- способность проектировать и оптимизировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

- готовность создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу в первые месяцы обучения в школе;

-готовность осуществлять сбор и анализ данных об индивидуальных особенностях, проявляющихся у детей в учебной работе и в общении со сверстниками;

-готовность проектировать и организовывать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, обеспечивающую реализацию развивающих возможностей образовательных программ.

Социально-педагогическая подготовка.

Социальные компетенции педагога-психолога предполагают умение работать в команде, четко рефлексировать свою профессиональную позицию, выстраивая взаимоотношения со школьниками, родителями, учителями и другими участниками педагогического процесса. Представлять и защищать интересы различных субъектов учебно-воспитательного пространства: национальные, религиозные, социальные. Проектировать эффективное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса.

В рамках общепедагогической подготовки предполагаются следующие профессиональные компетенции:

-способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;

- способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения;

- владение педагогическими информационными методами сопровождения учебной и воспитательной работы;

- определение и педагогическое обоснование целей, содержания, средств и методов обучения;

- анализ современных концепций учения;

-готовность проектировать и проводить комплекс мероприятий по профилактике дезадаптации детей к обучению в основной школе;

-способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников;

- определение современных проблем образования;

-психолого-педагогический анализ конкретных учебных и воспитательных ситуаций.

 

Управленческая подготовка.

Подготовка такого вида предполагает четкое знание функционального содержания своей деятельности при формировании соответствующей образовательной среды. Требует от субъекта самоуправления рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самоосознание собственных действий и позиций других участников процесса, что предполагает преобразование позиции профессионала в постоянный поисковый режим.

Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Центральное место в определении своей деятельности занимает целеполагание; умение анализировать различные аспекты деятельности; учитывать, моделировать внутренние и внешние условия выполнения деятельности и достижения запланированных результатов, разрабатывать критерии успеха собственной деятельности. Данные умения означают процесс принятия оперативных решений по ситуации, то есть по конкретным результатам; умения сравнивать конечные результаты деятельности с запланированными.

В соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы студент должен обладать следующими компетенциями:

- способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности;

- способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том числе и в ситуациях риска)

- способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

- способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.049 с.)