Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи педагогической и учебной практикСтр 1 из 2Следующая ⇒
Цель: формирование, развитие и закрепление у студентов психолого-педагогических навыков и умений в соответствии с требованиями стандартов высшего образования и квалификационной характеристики бакалавра. Задачи: 1.Научить студентов применять полученные теоретические знания в практической деятельности педагога-психолога; 2. Совершенствование профессиональных умений и навыков, способствующих адаптации и становлению будущих педагогов-психологов в реальной психолого-педагогической деятельности; 3. Развитие профессиональных умений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса согласно основным направлениям деятельности педагога-психолога (психопрофилактическому, психодиагностическому, психоконсультационному, психокоррекционному); 4. Создание условий для самоопределения, самовыражения, самореализации личности студента как субъекта профессиональной деятельности. Примечание: данные цели и задачи конкретизированы для каждого вида и формы практики согласно ГОС ВПО специальности 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
2.2 Основное содержание практической профессионально-педагогической подготовки педагога-психолога. В современных условиях модернизации образования, при переходе от "знаниевого" подхода к компетентностному, совершенствуются профессиональные функции педагога-психолога, и, соответственно, требования к его психолого-педагогической компетентности. Согласно ГОС ВПО 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), определяются следующие виды профессиональной деятельности будущего специалиста: I. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: · образование (общее, коррекционное, инклюзивное); · социальную сферу; · здравоохранение; · культуру. II. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: · обучение; · воспитание; · индивидуально-личностное развитие обучающихся; · здоровье обучающихся; · психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; · социализация. III. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
· психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; · психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; · социально-педагогическая деятельность; · педагогическая деятельность в дошкольном образовании; · педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. IV. Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: Общие для всех видов профессиональной деятельности: · реализация на практике прав ребенка; · создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся; · участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; · повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса; · участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; · использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности; · использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности; · систематическое повышение своего профессионального мастерства; · соблюдение норм профессиональной этики; · повышение собственного общекультурного уровня; · соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
· проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; · проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; · работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; · создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка; · помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения; · участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков. В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании: · проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; Опираясь на данные направления профессиональной деятельности, можно выделить следующие ключевые компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист: информационная, коммуникативная, социальная, готовность к самообразованию, управленческая (самоменеджмент). 1. Информационная компетенция: умение работать с информацией, собирать информацию, пользуясь различными поисковыми системами. Планирование информационного поиска, способность критически относится к информации, делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и коррекции собственной деятельности. 2. Коммуникативная компетенция: владение устной и письменной речью, готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, во время публичного выступления на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (этническим, религиозным, профессиональным, личностным и т. п) других людей. 3. Готовность к самообразованию: способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость и направления саморазвития для успешного решения задачи. 4. Социальная компетенция: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений, конструктивно решать проблемы взаимодействия. 5. Самоменеджмент: умение идентифицировать проблему, формировать образ желаемого результата, анализировать и соотносить реальную и желаемую ситуацию; определять пути выхода и направления развития сложившейся ситуации, применять технологии, планировать ресурсы (внешние и внутренние); моделировать ситуацию; оценивать итоги (общие и собственные). Ключевая компетенция универсальна в отношении целого класса объектов воздействия и подразумевает деятельность в ситуации с высокой степенью неопределенности. Исходя из того, что компетентность формируется и проявляется исключительно в деятельности, мы можем представить ключевые компетентности в профессиональном контексте. Овладение этими компетенциями является основным критерием качества профессиональной деятельности педагога-психолога.
050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"), такими ключевыми профессиональными компетентностями будут, например: -целеполагание и планирование деятельности педагога-психолога; -организация и информационное обеспечение основных направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении (психопрофилактика, психодиагностика, психоконсультирование и психокоррекция); -системный анализ учебно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении на основе полученной информации; -применение психолого-педагогических технологий в практике учебно-воспитательного процесса; - оценка собственной психолого-педагогической деятельности (рефлексия). Следует отметить, что данные профессиональные компетенции для каждого вида и формы практики будут иметь различные уровни. Так, например, практика в школе как форма педагогической практики может быть первого (ознакомительного) уровня сложности на первом курсе, второго уровня на третьем курсе и третьего уровня, когда требуется формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности, на пятом курсе. В общей подготовке студента важно добиваться, чтобы у него был тот же предмет деятельности, что и у работающего педагога-психолога, а именно: субъекты учебно-воспитательного процесса (ученик, учитель, администратор школы, родитель...), коллектив учащихся и педагогический коллектив, собственная личность. К началу профессиональной деятельности у студента важно сформировать исследовательский подход и профессиональную позицию к психолого-педагогической деятельности. При этом мы выделяем научно-методическую, культурно-просветительскую, учебно-воспитательную, социально-педагогическую и управленческую подготовку. Научно-методическая подготовка. Процесс практической подготовки компетентного, конкурентоспособного современного педагога-психолога станет успешным, если будет осуществляться в соответствии с требованиями методического обеспечения учебно-воспитательного процесса учреждений общеобразовательного типа на основе развития современной науки. В качестве определяющего методологического подхода к организации своей психолого-педагогической деятельности должен использоваться системно-деятельностный подход. Данный подход позволяет установить уровень целостности образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия всех элементов учебно-воспитательного процесса, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
Целью данного вида подготовки будущих специалистов является его ориентация на основные направления психолого-педагогической работы: психодиагностическое, психоконсультационное, психопрофилактичское и психокоррекционное направления. У будущего педагога-психолога должны быть сформированы общие способы методических действий по данным видам работы: - психодиагностические умения: предполагают владение психодиагностическими методами и методиками с целью предварительного изучения возможностей и способностей личности, учета природосообразных и социальных особенностей каждой личности, предоставление ей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития. - психоконсультационные умения: означают использование различных стимулов, приемов, методов воздействия и взаимодействия со всеми субъектами образовательного пространства с целью формирования потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств. - психопрофилактические умения: состоят в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов) учебно-воспитательной работы по достижению прогнозируемых конечных результатов; психолого-педагогическое сопровождение образования с учетом общечеловеческих и национальных ценностей; регулирование и коррекция своей профессиональной деятельности с учетом новых педагогических технологий; поддержание уверенности учащихся в своих силах, формирование положительных установок и ориентиров; - психокоррекционные умения: коррекция поведения, неуспеваемости, устранение педагогической и психологической запущенности личности, снятие психологических комплексов, а также устранение дефектов, нарушений, отдельных аномалий развития. Данные умения предполагают развитие тех особенностей личности, которые в силу неблагоприятных социальных условий не достигают нормы возрастного развития. В связи с вышесказанным предполагается владение следующими компетенциями: - знание феноменологии и закономерностей психической регуляции поведения и развития человека в разные возрастные периоды; - готовность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом зоны ближайшего развития; - использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности учащихся; -владение современными научно обоснованными технологиями сбора профессионально важной информации. Обработки данных и их интерпретации; -умение организовать, проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность детей и взрослых; - умение организовать междисциплинарное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогической деятельности;
-владение научно обоснованными технологиями формирования системы позитивных межличностных отношений. Психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; -владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности; - способность организовать коллективно-распределенную деятельность участников образовательного процесса; -способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности; - способность реализовать комплексный подход к решению проблем профессиональной деятельности; -способность планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды; -способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; -готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности.
Культурно-просветительская подготовка. Будущий педагог-психолог обязан строить свою профессиональную деятельность, опираясь на передовой психолого-педагогический опыт работы своих коллег. В связи с этим необходимо систематическое изучение научно-психологической литературы, усвоение передового психолого-педагогического опыта, изучение нормативных документов, регламентирующих его деятельность. Данная подготовка предполагает определенный культурно-просветительский уровень развития профессионала, а именно: формирование психолого-педагогической культуры студента, этико-нравственной и профессиональной готовности к работе со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Основная функция в плане культурно-просветительской подготовки педагога-психолога – быть стимулирующим началом в развитии личности ученика, родителя, администратора школы. Реализация данной функции возможна лишь при условии создания комфортной учебной и рабочей среды, благоприятного психологического климата, формирования совместных рабочих групп для делового психолого-педагогического сотрудничества, творческой атмосферы, поддержки инновационных проектов и т.д. В рамках данной подготовки предполагается развивать у будущего специалиста следующие профессиональные компетенции: - способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения; - владение методологией культурно-исторического и деятельностного подходов; - владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний; -способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре; -навыки психолого-педагогической профилактики и просвещения по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса; -умение владеть разновозрастной ученической аудиторией; -навыки взаимодействия с родительским коллективом (организация родительского лектория); -умение представлять результаты психолого-педагогических исследований на педагогическую аудиторию (малые и большие педагогические советы, методические объединения учителей); -умение использовать в процессе психолого-педагогического сопровождения современные научные достижения в области решения учебно-воспитательных проблем; -умение анализировать прямые и обратные информационные потоки в системе образовательного учреждения; -навыки саморазвития (самовыражения, самореализации) будущего профессионала; -осознание смысла своей профессиональной деятельности, своей миссии; развитие мотивации на целенаправленную преобразующую деятельность; -знание особенностей развития личности в поликультурной среде.
Учебно-воспитательная подготовка. Данный вид подготовки определяется спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях общеобразовательного типа. В рамках психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы бакалавр владеет следующими компетенциями: - осуществляет перспективное и текущее планирование психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы в учреждении; - определяет и обосновывает цели, содержание, средства и методы сопровождения учебно-воспитательного процесса; - осуществляет психологический анализ учебно-воспитательного процесса в целом и в рамках определенного класса, параллели; - проводит психолого-педагогические исследования с использованием психологических методов диагностики в соответствии с требованиями психологической науки и практики; - осуществляет системный анализ возникающих психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении на основе полученной информации; - планирует и проводит психологические факультативы для всех субъектов учебно-воспитательного процесса; - формирует потенциальное пространство выбора субъектами учебно-воспитательного процесса вариантов личностного развития; -способность проектировать и организовывать совместную и самостоятельную учебную деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой им образовательной программы; -способность проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося. Совместно с методистами, необходимые изменения в построение учебной деятельности; - способность проектировать и оптимизировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся; - готовность создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу в первые месяцы обучения в школе; -готовность осуществлять сбор и анализ данных об индивидуальных особенностях, проявляющихся у детей в учебной работе и в общении со сверстниками; -готовность проектировать и организовывать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, обеспечивающую реализацию развивающих возможностей образовательных программ. Социально-педагогическая подготовка. Социальные компетенции педагога-психолога предполагают умение работать в команде, четко рефлексировать свою профессиональную позицию, выстраивая взаимоотношения со школьниками, родителями, учителями и другими участниками педагогического процесса. Представлять и защищать интересы различных субъектов учебно-воспитательного пространства: национальные, религиозные, социальные. Проектировать эффективное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса. В рамках общепедагогической подготовки предполагаются следующие профессиональные компетенции: -способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности; - способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного и расово-этнического происхождения; - владение педагогическими информационными методами сопровождения учебной и воспитательной работы; - определение и педагогическое обоснование целей, содержания, средств и методов обучения; - анализ современных концепций учения; -готовность проектировать и проводить комплекс мероприятий по профилактике дезадаптации детей к обучению в основной школе; -способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами образовательного учреждения по вопросам воспитания и развития учеников; - определение современных проблем образования; -психолого-педагогический анализ конкретных учебных и воспитательных ситуаций.
Управленческая подготовка. Подготовка такого вида предполагает четкое знание функционального содержания своей деятельности при формировании соответствующей образовательной среды. Требует от субъекта самоуправления рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самоосознание собственных действий и позиций других участников процесса, что предполагает преобразование позиции профессионала в постоянный поисковый режим. Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Центральное место в определении своей деятельности занимает целеполагание; умение анализировать различные аспекты деятельности; учитывать, моделировать внутренние и внешние условия выполнения деятельности и достижения запланированных результатов, разрабатывать критерии успеха собственной деятельности. Данные умения означают процесс принятия оперативных решений по ситуации, то есть по конкретным результатам; умения сравнивать конечные результаты деятельности с запланированными. В соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы студент должен обладать следующими компетенциями: - способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности; - способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том числе и в ситуациях риска) - способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами; - способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.049 с.) |