Итоговая коллективная творческая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая коллективная творческая работа



Д.С.Самойлов. «Слоненок пошел учиться».

//. Нравственно-эстетическое развитие

1. «В начале жизни школу помню я...»

Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе и в жизни, первые учителя.

Способность автора изобразить переживания героя. Роль под­робности в художественном изображении. Представление харак­тера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.

Друзья-товарищи

Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоя­щим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость друж­бы и зависти.

Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображе­ния взаимодействия людей. Эффект неожиданности - один из способов художественной убедительности и основа юмора.

Дети и взрослые

Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, ее сила и бескорыстие. Образ отца; бабушка, няня, нравственные ценности, которые они переда­ют ребенку. Смысл понятия родные люди.

Изображение мира глазами разных людей: ребенка и взросло­го, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи веселые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дру­жат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся вы­делиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и автор­ская, первоначальные представления об особенностях авторской сказки. Сказка в стихах.

Ребята и зверята

Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным - проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог.

Изображение в произведении характера животного, его пере­живаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.

Итоговая коллективная творческая работа

///. Техника чтения

Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целы­ми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35-55 слов в ми­нуту, про себя ориентировочно 45-65 слов в минуту; смысловое понимание текста.

IV. Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности

Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную те­му и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов, чте­ние по ролям.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны

уметь:

- осознанно читать вслух (темп чтения ориентировочно 35-55 слов в минуту) или про себя (темп чтения ориентировочно 45 -65 слов в ми­нуту);

- находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

- делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

- выделять главную мысль прочитанного произведения;

- определять тему произведения;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

- составлять описание природы, предметов;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- выразительно читать диалоги, читать по ролям;

- овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, те­ма, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

■иметь начальное представление:

- о роли подробности в художественном изображении;

- о роли названия произведения;

- о паузе, логическом ударении и темпе речи;

■ иметь нравственное представление:

- о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви, о сердечности и совестливости, смелости, коллективизме.

3 класс (102 часа)

/. Круг чтения

Осенние странички

Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К.Толстой «Осень. Об­сыпается весь наш бедный сад...»; Ф.И.Тютчев «Есть в осени пер­воначальной...»; Д.Б. Кедрин «Осенняя песня»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

Сказки

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»;

Русские народные сказки: «Баба Яга», «Сивка-бурка», «Дере­вянный орел», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»;

«Земляника под снегом» (японская сказка);

«Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить Луну» (сказка афроамериканцев США).

Былины

«Добрыня Никитич и Змей» (отрывок); «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник» (отрывок); «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (отрывок).

Мифы

Мифы и легенды Древней Греции: «Прометей», «Подвиги Ге­ракла», Пандора;

Славянские мифы и предания. Зимние странички

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»; С.Я. Маршак «Как поработала зима!..»; А.А.Фет «Печальная береза...»; С.А.Есенин «Береза», «Поет зима - аукает...».

Сказки, написанные авторами

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб».

Басни

Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Квартет»; С.В.Михалков «Дальновидная Сорока».

Сказы

П.П. Бажов «Серебряное Копытце». Весенние странички

А.С. Пушкин «Гонимы вешними ручьями...»; А.Н. Майков «Вес­на»; С.А.Есенин «Черемуха»; А.А. Блок «Ворона»; И.С. Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок), «Жаворонок» (отрывок), «Гра­чи» (отрывок).

Рассказы

В.К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б.С.Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»;

С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»; А.П. Че­хов «Белолобый».

Поэзия

Л.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); А.А. Фет «Еще светло пе­ред окном...»; И.С.Никитин «Утро»; А.А.Ахматова «Цветов и не­живых вещей...»; А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; Р.С. Сеф «Слезы»; Д.С. Самойлов «Вот опять спорхнуло лето...»; Н.М. Рубцов «Хлеб»; Э.Э. Мошковская «Дедушка Дерево»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин», «Ехала деревня мимо мужика...», «Это, братцы, да не чудо ли?..», «Вопрос и ответ», «Я видел...», «Воскресная про­гулка»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; Ю.И. Коваль «Сундук»; О.Е.Григорьев «Полотер»; Ф.Д. Кривин «Ночь»; Ю.Д. Владимиров «Ниночкины покупки»; Э.Н.Успенский «Неудачник».

Пьесы

Е.Л.Шварц «Красная Шапочка».

Летние странички

С.А.Есенин «Задремали звезды золотые...»; А.А.Прокофьев «Месяц»; СП. Щипачев «Подсолнух»; И.А.Бунин «Детство»; Ф.И.Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я.Маршак «Пожелание друзьям».

//. Нравственно-эстетическое развитие

Народные сказки

Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказ­ки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа ге­роя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и кра­соте, в сюжете сказки - представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.

Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость - основы его непобедимости; самоирония народа как ос­нова оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизнен­ной активности как залога удачи, счастье как награда герою. По­беда «простых» и бедных над «умными» и богатыми.

Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представления­ми народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле.

Былины

Отражение в былинах народных представлений. Язык, напев­ность, ритм. Идея служения Отечеству, героический характер.

Мифы

Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древ­них людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших ка­чествах человека.

Сказки, написанные авторами

Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор -рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской во­ли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способ­ность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир нежи­вой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуман­ном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и за­висть.

Басни

Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мо­раль - сформулированная автором главная мысль.

Сказы

Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мо­тивы. Особенность сказового слова, народность сказа.

Рассказы

Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рас­сказчик. Герой - движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымы­сел.

8. Поэзия, поэтические странички (по временам года)

Единство выразительного и изобразительного начал. Зритель­ный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многознач­ность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов.

Пьесы

Коллективная творческая работа.

///. Техника чтения

Правильное, сознательное чтение вслух со скоростью ориенти­ровочно 60-70 слов, про себя ориентировочно 80-90 слов в мину­ту; изменение темпа и способа чтения в зависимости от задач; формирование углубленного и осознанного понимания текста.

IV. Развитие речи, формирование речевой творческой дея­тельности

Работа над сочинениями-описаниями и сочинениями-рассужде­ниями. Сочинение небольших сказок и рассказов по самостоятель­но разработанному плану. Краткий пересказ. Пересказ текста с его творческой обработкой. Составление рассказа по картине ху­дожника.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны

уметь:

- читать вслух ориентировочно 60-70 слов в минуту, про себя -ориентировочно на 20-30 слов больше;

- менять теми и способ чтения в зависимости от задач;

- ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

- пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

- различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

- объяснять и оценивать поступки героя произведения, моти­вировать свою личностную оценку;

- передавать в выразительном чтении изменение эмоциональ­ного состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисо­ванной автором;

- овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сю­жет, пейзаж, эпитет;

■иметь начальное представление:

- о способах создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

- о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства; о соотнесении главной мысли и названия произведения;

- о роли портрета и пейзажа в произведении;

- о неожиданности как природе комического;
■ иметь нравственное представление:

- о защите Родины, патриотизме, героизме, отваге и смелости, об ответственности человека за свою судьбу, о сметливости, та­лантливости и щедрости русского человека, о великодушии и со­вестливости.

4 класс (102 часа)

/. Круг чтения

В школе жизни

А.И.Куприн «Бедный принц»; А.П.Чехов «Ванька»; Н.А.Не­красов «Школьник»; В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»; И.А.Бунин «Утро»; Д.С.Самойлов «Зима настала»; А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерз­ляков «Песня».

2. «Мы в ответе...»

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Прие­мыш»; В.М.Тушнова «Синицы»; К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки); А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; А.К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»; С. Орлов «Был, наверное, денек погожий...».

Сто фантазий»

Ю.П. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Чтоб летали мы все и росли!»; Д.С.Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; Ф.Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зеле­ные цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Под­солнух»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок); А.А.Ах­матова «Ива».

4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам

В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю.Лермонтов «Бородино»; Ю. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, маль­чики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; Л.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; Е.А.Благини­на «Шинель»; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н.Матве­ева «Кораблик»; Н.М.Языков «Пловец»; Г.Я. Горбовский «Пуля»; А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

5. «Россия, Родина моя...»

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...»; Е.А.Баратынский «Родина»; Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»; Н.А. Некрасов «Тишина» (отрывок); А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»; Б.В. Заходер «Что такое стихи?».

//. Нравственно-эстетическое развитие

В школе жизни

Человек учится не только в школе, но и всю жизнь. Его учите­лями в школе жизни могут быть разные люди, и не только люди («Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи»). Способность на пос­тупок, умение взять на себя ответственность - важнейшее челове­ческое качество. Добро и справедливость, необходимость отстаи­вать и защищать свои принципы в жизни.

Способность художника слова изобразить жизнь во всем ее многообразии, фантастическое и реальное, способы их создания. Автор-рассказчик, способность автора перевоплотиться в героя (и не только в человека), смотреть на мир его глазами. Сочетание юмора и лиризма, драматическая напряженность действия, глав­ный и заглавный герой, идея произведения.

2. «Мы в ответе...-

Человечество - большая семья, Земля - наш общий дом. Забо­та друг о друге, особенно о тех, кого «приручили». Ответствен­ность и забота не только родителей о детях, но и детей о родите­лях. Участие детей в решении взрослых проблем, деятельная любовь, способность человека, независимо от его возраста, на нравственный поступок, даже связанный с опасностью. Любовь, которая может обернуться бедой. Благородство и отвага, всемогу­щество добрых людей.

Текст художественный и научно-познавательный. Романтичес­кое и юмористическое изображение, способы создания лирической интонации в прозе. Возможности фантазии и сказки в изоб­ражении жизни и внутреннего мира человека. Способы выявления авторской позиции в разных видах художественного текста, точ­ность и яркость языка.

Сто фантазий»-

Умный, веселый взгляд на мир, способность преобразовать действительность полетом фантазии и воображением. Смешное и трогательное, забавное как то, что нас веселит, приносит ра­дость, забавляет. Юмор как добродушное подсмеивание; самоиро­ния как средство, спасающее от самовлюбленности и самоуверен­ности.

Реальность как основа фантастики, научно-фантастические произведения, их двойственная природа. Способы создания фан­тастических образов. «Нелепицы», «перевертыши» и другие язы­ковые способы создания эффекта комического.

4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам

Сложность мира, в котором живет человек, возможность в нем предательства и подлости, болезней и смерти. Вина и раскаяние, возможность самосовершенствоваться, условия успешного само­творения.

Автор-повествователь, жизнь писателя как материал для про­изведения. Стиль как проявление творческой индивидуальности автора произведения. Лаконизм художественных средств, возмож­ности передачи речи героя как средство изображения его образа и характера.

5. «Россия, Родина моя...»

Родина, Россия, народ - понятия вечные, общие и личные. Ве­ликое счастье и великая ответственность быть гражданином своей Родины, высшее проявление человеческой сущности. Деятельность и бескорыстие как основа любви человека к своей Родине.

Поэтический образ Родины, конкретность и обобщение, спосо­бы создания, сила воздействия.

///. Техника чтения

Сознательное, правильное выразительное чтение вслух со ско­ростью ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом; углубленное, осознанное понимание текста; самостоятельный выбор соответствующих интонационных средств.

IV. Развитие речи, формирование речевой творческой дея­тельности

Создание собственного творческого текста. Обучение способам написания сочинений на заданную тему. Формирование умения до­казательно и логично отстаивать свою точку зрения. Обучение способам сопоставительного анализа произведений искусства раз­ных видов и жанров. Обучение редактированию текста.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

Обучающиеся должны

уметь:

- осознанно и выразительно читать художественные произве­дения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ори­ентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с бо­лее высоким темпом;

- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;

- вычленять основные элементы сюжета произведения (завяз­ка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;

- самостоятельно составлять характеристику литературного героя;

- определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое от­ношение к ней;

- передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;

- самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;

- сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимство­ванному сюжету;

- писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

- писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;

- писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести чи­тательский дневник;

- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантасти­ка, олицетворение;

■ иметь начальное представление:

- о главных и второстепенных героях, о героическом характере;

- об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;

- об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, срав­нение, олицетворение);

- о путях и способах редактирования своих сочинений;
иметь нравственное представление:

- о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе;

- о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о по­нятии народа и человечества как единого коллектива.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 2 кл. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.

Лазарева В.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.

Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Лите­ратурное чтение» 1, 2, 3 кл. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001-2003.

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. - М.: Издатель­ский дом «ОНИКС 21 век», 2001-2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.082 с.)