Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка



Патриотизм

1 класс

Любовь к природе родного края (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»; А.С.Пушкин «Под голубыми небесами...»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Г.М. Новиц­кая «Береза»).

2 класс

Родной дом, родители, малая родина (И.З. Суриков «Детство»; Т.М. Белозеров «Пельмени»).

Ответственность за красоту природы, за животных и птиц (Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; В.Ю.Драгунский «Он живой и светится...»; М. Вейцман «Лилия»).

3 класс

Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, ду­шевность (бытовые сказки; народная сказка «Деревянный орел»; П.П.Бажов «Серебряное Копытце»).

Защита Родины - великая традиция нашего народа (былины; русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; В.К. Железников «Дедушка»).

4 класс

Любовь к Родине, осознание ее культурных традиций, защита ее духовных ценностей (М.Ю.Лермонтов «Бородино»; Н.М.Язы­ков «Мой друг, что может быть милей...»; Н.М.Рубцов «Родная деревня»; А.П. Гайдар «Тимур и его команда»).

Участие детей в социальной жизни общества (В.П. Крапивин «Рассекающий пенные волны»; Э.Н. Успенский «25 профессий Ма­ши Филиппенко»; Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога»).

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, милостливость, добродушие

/ класс

Сострадание, сердечное отношение ко всему живому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; И.А. Крылов «Чиж и голубь»; Л.Н. Толстой «Лев и мышь»),

2 класс

Сердечность, забота друг о друге (Т.М. Белозеров «Пельмени», В.А.Осеева «До первого дождя»; В.К.Железников «Солдат на пос­ту»; А.И. Приставкин «Портрет отца»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»).

Деятельная любовь (Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»).

Милостливость, безусловность материнской любви (Н.М. Артюхова «Большая береза»; В.П.Астафьев «Белогрудка»).

Добродушие, юмор (В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; В.В. Голявкин «Как я под партою сидел»; В.Ю.Драгунский «Надо иметь чувство юмора»).

3 класс

Великодушие (П.П.Бажов «Серебряное Копытце»; Г.Х.Андер­сен «Стойкий оловянный солдатик»).

Наказание за черствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка «Баба Яга»; японская сказка «Земляника под снегом»; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»).

4 класс

Самопожертвование в любви, жертвенность (Г.Х. Андерсен «Ромашка»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).

Вера в победу добра, в великодушие человека (В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»).

Героизм, отвага, верность

1класс

Решительность, настойчивость (русская народная сказка «Ли­са и заяц»; И.П.Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»).

2 класс

Смелость как преодоление страха (Л.Н.Толстой «Прыжок»).

Верность в дружбе (В.Ю. Драгунский «Друг детства»; Я.Л. Аким «Друг»; Л.Н. Толстой «Лев и собачка»).

3 класс

Способность на поступок (В.К. Железников «Рыцарь»; С.Г. Геор­гиев «Дедушка»).Основа героизма - любовь к Родине, родному народу (русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; былины).

4 класс

Отвага, благородство, честь (В.П. Крапивин «Рассекающий пен­ные волны»; Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»; А.П.Гайдар «Тимур и его команда»; Ю.П. Левитанский «Мальчики»).

Героизм обыденности (А.П. Платонов «Путешествие воробья»).

Долг, ответственность

1 класс

Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого (И.П. Токмакова «Это ничья кошка...»; Д. Биссет «Орел и овечка»; Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»; В.А. Осеева «Сыновья»).

2 класс

Ответственность за дело (М.М. Зощенко «Пора вставать!»).

Ответственность за другого (русская народная сказка «Гуси-лебеди»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить...»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен»; А.П.Платонов «Еще мама»; Л.Н.Толстой «Прыжок»; Я.Л.Аким «Мой верный чиж»).

3 класс

Ответственность за свою судьбу (К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка»; Э.Н. Успенский «Неудач­ник»).

4 класс

Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе (Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; Ю.И. Коваль «Недопесок»; Г.Х.Андерсен «Соловей»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»; Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Я. Экхольм «Тутта I и Людовик XIV»).

Сплоченность, коллективизм

1 класс

Забота и помощь в семье (Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»; В. Осеева «Хорошее»).

2 класс

Дружба, дружеские отношения (С.Я. Маршак «Друзья-товари­щи»; В.А.Осеева «До первого дождя»).

Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви (Н.М. Артюхова «Большая береза»; В.К. Железников «Солдат на пос­ту»).

3 класс

Общинность русского мира и сознания (П.П. Бажов «Серебря­ное Копытце»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; Н.М.Рубцов «Хлеб»).

Коллективизм, лидер в коллективе, толпа или коллектив (Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»; Ю.И. Коваль «Недо­песок»).

Народ и человечество как единый коллектив, сплоченность людей, стремление к справедливости (М.Ю. Лермонтов «Бороди­но»; А.П.Гайдар «Тимур и его команда»; Ю.П. Левитанский «Мальчики»; Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»; Э.Н. Успенский «Меховой интернат»; В.П. Крапивин «Рассекаю­щий пенные волны»; Д. Толкиен «Хоббит»).

Совесть, совестливость

1 класс

Бессовестность (русская народная сказка «Лиса и козел»).

Формирование совестливости через внешнее моральное требо­вание (Л.Н.Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек»).

2 класс

Стыд за плохой поступок, формирование самооценки (Н.М. Артюхова «Большая береза»; А.И. Приставкин «Портрет отца»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»).

3 класс

Формирование самооценки, самоконтроля (Ю.Я. Яковлев «По­лосатая палка»; К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»; Б.С.Житков «Как я ловил человечков»).

4 класс

Нравственная норма как мотив поведения (Ю.М. Нагибин «За­брошенная дорога»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»; В.П. Крапивин «Рассекающий пен­ные волны»).

Приложение 2

Система освоения учащимися основ теории литературы

(ведущих литературоведческих понятий)

Художественный текст;

изобразительная природа художественного текста;

Способы создания художественного образа

/ класс. Первоначальное понятие о художественном тексте. Дос­товерность художественного текста. «Рисующие» слова, звукопись.

2 класс. Изобразительные средства, Подробность. Сравнение. Поступок как проявление характера героя.

3 класс. Способы создания художественного образа в разных текстах. Роль пейзажа в произведении. Эпитет.

4 класс. Художественное изображение прошлого и будущего; правда жизни и вымысел автора.

Виды текстов. Жанры

/ класс. Произведения устного народного творчества: сказка, за­гадка, пословица, считалка, скороговорка. Стихи как рифмован­ный и ритмизированный текст.

2 класс. Конкретное изображение и обобщение. Особенности на­родной сказки. Поэзия. Проза. Рассказ.

3 класс. Миф, былина, сказка, сказ, басня, пьеса. Волшебная, бы­товая народные сказки. Сюжетная основа рассказа.

4 класс. Текст художественный и научно-познавательный. Фан­тастическая литература.

Выразительное начало художественного текста

/ класс. Выражение чувств, передача настроения в стихотворении.

2 класс. Смена картин, изображение чувств. Стихи веселые, смешные.

3 класс. Единство изобразительного и выразительного начал в ли­рике. Движение чувства, развитие настроения.

4 класс. Соответствие и несоответствие настроения содержанию лирического текста.

Поэзия

/ класс. Рифма, ритм - начальные представления.

2 класс. Изобразительные возможности ритма (замедление и убыстрение действия).

3 класс. Многозначность поэтического слова.

4 класс. Основные правила стихосложения.

Автор

/ класс. Автор - создатель текста (книги).

2 класс. Рассказ автора и рассказ героя о событии. Читательское представление об авторе. Отношение автора к героям.

3 класс. Автор и автор-рассказчик. Способы проявления автор­ской позиции в художественном произведении.

4 класс. Стиль автора. Автор и рассказчик. Описание и рассужде­ние автора.

Герой произведения

1 класс. Традиционное изображение характера героя в сказке. Поступок как проявление характера.

2 класс. Речь и поступок как средство характеристики, портрет ге­роя. Взаимоотношения героев. Диалог и монолог.

3 класс. Герой как двигатель сюжета. Возможность эволюции ха­рактера героя. Вещь как «герой» произведения. «Странные» герои.

4 класс. Автор и герой произведения. Отражение в образе героя времени и ментальности народа. Способы раскрытия внутреннего мира героя.

Тема

2 класс. Тема как то, о чем рассказывается в произведении.

3 класс. Связь темы произведения с жизнью.

4 класс. Одна тема - разные произведения. Соотношение темы и идеи произведения.

Идея

1 класс. Нравственный урок произведения, то, чему учит произве­дение.

2 класс. Главная мысль автора.

3 класс. Роль финала, заглавия произведения в понимании глав­ной мысли произведения.

4 класс. Идея как нравственная основа произведения. Проблема­тика произведения как проявление мировоззрения автора.

Сюжет

/ класс. План произведения.

2класс. Развитие действия, роль случайности в развитии действия.

3 класс. Роль сюжета в раскрытии характера героя.

4 класс. Сюжет и композиция, основные элементы композиции произведения.

Юмор

/ класс. Смешные стихи.

2 класс. Первоначальное понятие о юморе.

3 класс. Природа комического. Способы создания комического.

4 класс. Лиризм и ирония как проявление авторской позиции. Игра словами как способ изображения смешного: «путаницы», ли­тературные перевертыши.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (36 часов)

1 Круг чтения

1. «Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!»

К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С.Самойлов «Эта ло­шадь была прекрасна...»; Н.Л.Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; А.С.Пушкин «Под голубыми небесами...»; Г.М.Новиц­кая «Береза»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описа­ние); В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н.Викто­ров «Волшебство»; А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.017 с.)