Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке



Авторская сказка: сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классиче­ской и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы -к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию цен­ности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, много­образие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного ми­ра, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном ли­тературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, ко­торый пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природ­ных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

Былина как эпический жанр. Характеристика эпического ге­роя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяния­ми - торговлей или ратными подвигами - свое Отечество). Были­на о Святогоре и Илье - промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпичес­кий герой.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоцио­нальных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружа­ющего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание пережива­ния. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпи­тета (без употребления термина, называя эпитет «определени­ем»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления тер­мина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны

■ иметь представление:

- об особенностях устного народного творчества по сравне­нию с литературным;

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

- об особенностях былинного повествования, об основных ге­роях русских былин;

 

- об особенностях жанра басни;

знать:

- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы,

- имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержа­ние их произведений, прочитанных в классе;

■ уметь:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70—80 слов в минуту;

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразитель­ности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

- выявлять авторское отношение к герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательско­го дневника).

4 класс (102 часа)

Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Про­никновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности пробле­матики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.

Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Связь с социаль­но-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опы­та. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесе­ния нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговор­ке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.

Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведени­ях авторской литературы (Джанни Родари).

Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э.Гофмана): сход­ство с народной сказкой и отличия.

Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рас­сказа: (а) событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий ха­рактер героя; сложность характера героя и развитие его во време­ни; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А.Чехов «Ванька»); (6) отличие авторской точки зрения от точки зрения ге­роя (А.Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы); (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая мо­жет существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богат­ство и разнообразие художественного языка.

Отличие зрителя от читателя: более активная позиция чита­теля. Инсценировка литературного произведения. Посещение те­атральных постановок.

Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особен­ности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность авто­ра в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: (а) автор присутствует в ремарках: делится сво­ими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; (б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих ге­роев.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по­средством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и рито­рических вопросов для создания образа.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избран­ной поэтом стихотворной формой (на примере классической и со­временной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, характерные приемы изображения, осо­бенности художественного языка его произведений).

Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целе­направленного доказательного высказывания; творческого отно­шения к устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны

■ иметь представление:

- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

- о способах выражения авторского отношения в разных ви­дах повествования;

■ знать:

- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;

■ уметь:

- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;

- выделять главную идею и основные проблемы литературно­го произведения;

- выделять средства художественной выразительности в лите­ратурном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, ги­пербола, эпитет, звукопись; повтор);

- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

- практически различать прозаическое, поэтическое и драма­тическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

- рассказывать о любимом писателе, поэте;

устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

- самостоятельно читать тексты большого объема;

- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

- знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.012 с.)