Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте Авторская сказка: сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы -к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Сказочная повесть. («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе. Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями - торговлей или ратными подвигами - свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье - промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой. Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора. Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса Обучающиеся должны ■ иметь представление: - об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным; - об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; - об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;
- об особенностях жанра басни; ■ знать: - наизусть 10-12 стихотворений разных авторов; - имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, - имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе; ■ уметь: - читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70—80 слов в минуту; - различать малые жанры фольклора; - находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; - отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; - выявлять авторское отношение к герою; - рассказывать о любимом литературном герое; - устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника). 4 класс (102 часа) Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»). Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Связь с социально-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э.Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия. Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: (а) событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А.Чехов «Ванька»); (6) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А.Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы); (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богатство и разнообразие художественного языка. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому: (а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.; (б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, характерные приемы изображения, особенности художественного языка его произведений). Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны ■ иметь представление: - о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; - о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования; ■ знать: - наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта; ■ уметь: - читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту; - выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; - выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); - воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении; - находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке; - практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования; - рассказывать о любимом писателе, поэте; устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. Читательские умения ■ К концу 4 класса учащиеся должны уметь: - правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту); - заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту); - ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги; - самостоятельно читать тексты большого объема; - кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе; - знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |