Гигиена труда и охрана здоровья работающих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена труда и охрана здоровья работающих



Основное законодательство по охране труда, правовые нормы, ох­рана труда женщин и подростков.

Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Из­менения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.

Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связан­ных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсифика­цией производственных процессов. Гигиена умственного труда.

Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и от­равления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных ра­бочих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-про­филактические. Гигиеническое регламентирование факторов производст­венной среды. Средства индивидуальной защиты.

Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание рабочих. Требования к санитарно-техническим устройствам на промышленных предприятиях (вентиляция, освещение, отопление и др.).

Микроклиматические условия на различных производствах. Профес­сиональные вредности в горячих цехах. Профессиональные вредности при работе на открытом воздухе. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений организма.

Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в усло­виях производства.

Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационные болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шу­ма и вибрации.

Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.

Понятие о промышленных ядах и профессиональных отравлениях. Об­щие закономерности действия промышленных ядов. Острые и хроничес­кие отравления. Профессиональные отравления окисью углерода, сер­нистым газом, окислами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органи­ческими растворителями. Меры профилактики.

Производственный травматизм. Основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма. Профилак­тика глазного травматизма и гнойничковых заболеваний кожи.

Гигиена труда в сельском хозяйстве. Профессиональные вредности, связанные с работой на сельскохозяйственных машинах. Профилактика сельскохозяйственного травматизма. Гигиена труда при работе с ядо­химикатами и минеральными удобрениями. Профилактика отравлений ядо­химикатами. Профессиональные вредности при работе на животноводчес­ких фермах. Профилактика профессиональных инфекций.

Гигиена труда медицинских работников. Гигиена труда хирургов и анестезиологов. Характеристика условий труда: физическое утомление, нервно-психическое напряжение, микроклимат операционных, загрязне­ние воздуха наркотическими веществами; Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.

Гигиена труда медицинских работников в барокамерах. Классифика­ция барокамер по назначению. Требования к оснащению, оборудованию и микроклимату помещений барокамер. Воздействие на организм оксигенации и давления. Баротравмы и их осложнения, меры профилактики. Режим компрессии и декомпрессии. Критерии отбора лиц, допускаемых к работе в барокамерах.

Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие то­ков УВЧ и СВЧ; предельно-допустимые величины интенсивности облуче­ния. Источники инфракрасного и ультрафиолетового излучения, их воз­действие на организм. Организация защиты персонала.

Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий, Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Био­логическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Ра­диотоксичность. Прин­ципы защиты от внешнего ионизирующего излучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль. Гигиенические требо­вания к размещению, планировке и оборудование радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка в радиологических отделениях больниц.

Гигиена труда медицинского персонала при использовании современного медицинского оборудования. Дозные поля в рентгене диагностических кабинетах при использовании передвижных рентгеновских аппаратов. Лучевая нагруз­ка медицинского персонала при рентгенологических процедурах. Дози­метрический контроль.

Гигиена труда медицинских работников при использовании лазеров. Классификация лазеров по физико-техническим параметрам и степени опасности генерирующего излучения. Вредные факторы, сопутствующие эксплуатации лазеров. Биологическое действие лазерного излучения на глаза, кожу, внутренние органы. Предельно-допустимые уровни ла­зерного облучения. Обеспечение безопасных условий труда.

 

Основная и дополнительная литература:

 

Литература: 7 – С.462-464, 467-483, 494, 499; 9 – С.79-83, 88 103, 109, 112, 115, 124, 130, 145, 171-173, 189, 194, 201, 215.

 

 

5. ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕМАМ КУРСА:

 

Тема. Гигиеническое значение и методика определения физических параметров воздуха в помещениях (температура, барометрическое давление, влажность, скорость движения воздуха).

 

Цель занятия: ознакомить с наиболее распространенными приборами для определения температуры, влажности и барометрического давления воздуха. Определить температуру, барометрическое давление, влажность воздуха и сделать оценку температурно-влажностного режима в помещениях.

 

Самостоятельная работа

1. Измерить температуру воздуха в различных учебных и учебно-производственных помещениях вуза, а также в лечебно-профилактическом учреждении.

2. Определить влажность воздуха аспирационным и простым психрометром.

3. Определить барометрическое давление.

4. На основании полученных данных сделать заключение о температурно-влажностном состоянии воздуха в различных учебных, учебно-произ водственных помещениях вуза, а также в лечебно-профилактических учреждениях.

 

Вопросы по теме:

1. Влияние на организм повышенной и пониженной температуры, влажности воздуха и барометрического давления.

2. Оптимальная температура и влажность воздуха для различных помещений.

3. Приборы для измерения температуры, влажности воздуха и барометрического давления в помещении.

 

Литература: 1 – С.5-127; 2 – С.18- 20; 3 –151-183; 5 – С.93-101; 7 – С.79- 85.

 

Тема. Гигиеническое определение условий воздухообмена и вентиляции в лечебных учреждениях.

 

Цель занятия: ознакомить с приборами и методикой измерения скорости движения воздуха и воздухообмена в помещении. Закрепить теоретические знания о гигиеническом значении физических свойств воздуха.

 

Самостоятельная работа

1. Определить движение воздуха с помощью чашечного и крыльчатого анемометров в различных помещениях вуза, а также в палатах, дверном проеме, коридоре.

2. Рассчитать кратность воздухообмена в этих же помещениях.

3. Сделать заключение и рекомендации по результатам исследования.

Вопросы по теме:

1. Движение воздуха и его влияние на организм здорового и больного человека.

2. Приборы для измерения.

3. Воздухообмен в помещении, кратность воздухообмена в помещениях разного назначения.

4. Оптимальные параметры. Гигиенические нормативы.

 

Литература: 1- С. 5-127; 2- С.18-20; 3- С.151-185; 7- С.83.

 

Тема. Исследование естественной и искусственной освещенности в лечебно-профилактических учреждениях.

 

Цель занятия: научить методике оценки естественной и искусственной освещенности в помещениях.

 

Самостоятельная работа

1. Дать гигиеническую оценку искусственного освещения помещения вуза и лечебно-профилактических учреждений.

2. Сделать заключение и рекомендации по результатам исследования.

Вопросы по теме:

1. Значение света для человека.

2. Естественное освещение в помещении. Нормативы.

3. Искусственное освещение и его нормы.

4. Приборы для определения освещенности.

 

Литература: 1- С.306-319; 2- С.191-195; 3 – С. 151-183; 5- С.93-110; 7- С.104.

 

Тема. Комплексная физиолого-гигиеническая оценка микроклиматических условий лечебных учреждений (КБ №8 ФМБА России). Составление Протоколов санитарно-гигиенических измерений с заключением и рекомендациями.

 

Цель занятия: использовать теоретические знания и практические навыки, полученные на предыдущих занятиях (по исследованию метеорологических факторов и условий микроклимата в КБ № 8 ФМБА России).

 

Самостоятельная работа

1.Исследовать микроклимат и освещенность в 4 подразделениях КБ № 8 ФМБА России и дать гигиеническую оценку.

2. Сделать общие выводы по материалам исследования. Дать рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.

3. Оформить протокол.

 

Литература: 1- С.306-319; 2- С.191-195; 3- С.151-183; 7- С.104.

 

Тема. Микроклимат и освещение в лечебно-профилактических учреждениях.

 

Цель занятия: контроль знаний студентов по пройденному материалу. Подробный разбор вопросов микроклимата и освещенности. Подведение итогов.

 

Вопросы по теме (семинар):

 

1. Комплексное действие на организм физических факторов внешней среды.

2. Метеотропные заболевания. Профилактика их в период прохождения синоптических фронтов.

3. Использование природных климатических факторов в оздоровительных и лечебных целях.

4. Микроклимат, показатели микроклимата, оптимальные параметры. Методы регулирования микроклимата.

5. Физические свойства, химический состав воздуха и их влияние на организм человека. Оптимальные параметры показателей микроклимата.

6. Гигиеническая характеристика и классификация климатов. Акклиматизация к новым климатическим условиям.

7. Ультрафиолетовое излучение, физические параметры. Биологическое воздействие УФ-радиации. Заболевания, вызываемые недостатком и избытком УФ-радиации. Методы профилактики.

8. Гигиеническая характеристика оптимального микроклимата в лечебно-профилактических учреждениях.

9. Нормативы показателей микроклимата в палатных отделениях больницы.

 

Литература: 1- С.5-127, 306-319; 2 -С. 18-20, 191-195; 3 – С. 151-183; 5 – С. 93-110; 7 – С. 79-85, 104.

 

Тема. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с влиянием химического состава воды на здоровье населения, ее эпидемическим значением и гигиеническими принципами нормирования качества питьевой воды, правилами выбора источников водоснабжения.

 

Самостоятельная работа

1. Ознакомиться с законодательными документами, положенными в основу гигиенического нормирования в области гигиены водоснабжения: 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Правила выбора и оценки качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

2. Решить ситуационные задачи: а) по оценке качества питьевой воды; б) по выбору источника водоснабжения.

3. Дать заключение и предложения по улучшению состава питьевой воды и источников питьевого водоснабжения.

 

Вопросы по теме:

1. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

2. Гигиеническое нормирование питьевой воды. 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

3. Гигиенические требования к источникам централизованного водоснабжения.

4. Система водоснабжения и канализации больниц.

5. Особенности химического состава питьевой воды в Калужской области и заболевания, обусловленные ими.

 

Литература: 2 – С.76-93; 3 – С. 106-140; 7 – С.113, 150,152.

 

Тема. Методы улучшения качества питьевой воды.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с основными методами улучшения качества питьевой воды.

 

Самостоятельная работа

1. Приготовить 1% раствор хлорной извести и определить в ней содержание активного хлора.

2. Установить нормальную дозу хлора для обеззараживания питьевой воды путем пробного хлорирования.

3. Определить остаточный хлор в водопроводной воде.

 

Вопросы по теме:

1. Методы улучшения качества питьевой воды.

2. Осветление воды.

3. Обеззараживание воды.

4. Обеззараживание воды методом хлорирования.

5. Остаточный хлор и его значение.

 

Литература: 1 – С. 127-233; 2 – С. 97-107; 3 –С. 106-140; 5 –С.42-59; 7 – С. 133, 152-159.

 

Вопросы по теме (семинар):

1.Гигиеническая характеристика условий водоснабжения современного города.

4. Профилактика водных эпидемий.

3. Безопасность питьевой воды по обобщенным и химическим показателям.

4.Классификация и гигиеническая характеристика источников питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны.

5.Гигиеническая оценка и санитарный контроль за централизованным водоснабжением. Водоснабжение в Калужской области.

6. Эндемические заболевания. Меры профилактики.

6. Эндемические заболевания, связанные с особенностями химического состава питьевой воды.

7. Методы повышения качества воды.

 

Литература: 1 – С.127-233; 2- С.76-93; 97-107; 3 – С.106-140; 5 – С.45-59; 7 –С.113, 133, 150, 152-159.

 

Тема. Изучение адекватности индивидуального питания (расчет суточных энерготрат).

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания о расходе энергии, уметь определять энерготраты хронометражно-табличным методом, физиологические нормы питания, гигиенические принципы рационального питания.

Самостоятельная работа

1. Определить индивидуальный суточный расход энергии.

2.Провести при помощи хронометрирования учет продолжительности всех видов деятельности и отдыха за полные сутки.

3.Сделать учет потребления всех продуктов за день хронометрирования.

4. Рассчитать основной обмен, пользуясь таблицей или формулой.

5. Определить суточные энерготраты путем суммирования основного обмена, энерготрат на пищеварение и дополнительного расхода энергии сверх основного обмена на все виды деятельности.

 

Вопросы по теме:

1.Определить энерготраты человека при разных видах деятельности.

2.Методы оценки энерготрат.

 

Литература: 1 – С.390-398; 2 – С.360; 4 – С.62.

 

Тема. Гигиеническая оценка адекватности лечебного питания (определение химического состава и калорийности суточного рациона по меню-раскладкам).

 

Цель занятия: ознакомить с навыками работы, с таблицами химического состава и питательной ценности пищевых продуктов. Научиться составлять заключение по меню-раскладкам.

 

Самостоятельная работа

1. Составить меню-раскладки типичного (индивидуального) питания в течение одного дня.

2. С помощью таблиц установить калорийность пищи по отдельным приемам и содержание в потребляемых продуктах белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

3. Дать анализ индивидуального рациона в соответствии с гигиеническими нормами питания и рекомендациями.

4. Дать оценку режима питания.

5. Дать практические рекомендации по устранению дефектов в питании.

 

Вопросы по теме:

1. Определение качественной полноценности пищи по меню-раскладкам.

2. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и их гигиеническое значение.

3. Составление меню-раскладки индивидуального питания студента и ее оценка.

4. Режим питания.

5. Разнообразие питания.

 

Литература: 1 – С.390-427; 2 – С.456; 3 – С.24-106; 4 – С.62; 7 – С. 222-228.

Тема. Составление научно обоснованного суточного рациона питания (письменная работа с заключением и анализом).

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по предыдущим темам и править практические навыки рационального и адекватного питания.

 

Самостоятельная работа

1. На основании анализа суточных энерготрат и с учетом индивидуальных данных составить себе суточный рацион питания.

2. Дать научное обоснование особенностей питания.

 

Вопросы по теме:

1. Принципы рационального питания.

2. Режим питания.

3. Гигиенические требования к пище.

4. Физиологические нормы питания.

5. Калорийность питания разных групп населения.

6. Подбор продуктов питания для меню разных групп населения.

 

Литература: 1 – С.390-527; 2 – С.362; 4 – С.20, 62; 7 – С.230-243.

 

Тема. Врачебно-санитарный контроль за доброкачественностью продуктов питания (лабораторные исследования мяса, рыбы, молока, овощей, круп, консервов).

 

Цель занятия: ознакомить с пищевой ценностью продуктов. Освоить методы определения доброкачественности пищевых продуктов, способы консервирования скоропортящихся продуктов.

 

Самостоятельная работа

1. Провести санитарную экспертизу хлеба, молока, мяса и определить их пригодность к употреблению в пищу.

2. Провести санитарную экспертизу консервов и концентратов, определить их пригодность к употреблению.

 

Вопросы по теме:

1. Задачи и методы гигиенической оценки пищевых продуктов.

2. Состав молока.

3. Гигиеническое исследование молока (органолептическое исследование молока, определение удельного веса, кислотности, соды и крахмала в молоке).

4. Исследование мяса на паразиты (финны, трихинеллы).

5. Органолептическое исследование рыбы.

6. Исследование консервов (чтение шифра, наружный осмотр, герметичность; оценка содержимого банок).

7. Исследование хлеба (органолептическое определение пористости, кислотности).

 

Литература: 1 – С.428-527; 2 – С.461; 4 – С.123; 7- С.266-272.

 

Тема. Пищевые отравления и их профилактика.

 

Цель занятия: ознакомить с классификацией пищевых отравлений и проведением медицинского расследования случаев пищевых отравлений.

Самостоятельная работа

1. Получив описание случаи пищевого отравления, определить вид отравления, составить заключение о причинах. Подготовить комплекс профилактических мероприятий.

2. Заполнить «экстренное извещение».

3. Составить протокол работы и сдать на проверку.

 

Вопросы по теме:

 

1. Пищевые отравления, их характерные проявления.

2. Современная классификация пищевых отравлений.

3. Характеристика пищевых отравлений небактериальной природы.

4.Пищевые отравления бактериальной этиологии, особенности их проявления. Эпидемиология.

5. Пищевые токсикоинфекции. Возбудители, особенности патогенеза, клиника, диагностика.

6. Пищевые бактериальные интоксикации (токсикозы). Возбудители, особенности патогенеза, клиника, диагностика.

7. Методика взятия проб материала на лабораторные исследования при пищевых отравлениях бактериальной и небактериальной этиологии.

8. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, методика его заполнения и доставка в учреждения по контролю прав потребителей и благополучия человека.

9. Обязанности врача лечебного профиля, оказывающего первую помощь пострадавшим при пищевом отравлении.

10.Порядок опроса пострадавших при пищевом отравлении с целью выявления продукта и характерной клинической картины.

11.Основные пути профилактики пищевых отравлений бактериального и небактериального происхождения.

 

Литература: 2 – С.407, 408; 3 – С.81-93; 4 – С.337, 341, 377; 5 – С.35-42; 7 – С.272-278.

 

Тема. Расследование пищевого отравления (решение ситуационных задач).

 

Цель занятия: научить распознавать и расследовать причины возникновения пищевого отравления, принимать экстренные меры в соответствии с инструкциями.

 

Самостоятельная работа

Ознакомить с материалами обращения за медицинской помощью, решить следующие вопросы:

1. Какие микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, органические и неорганические соединения, растения и т.д. могли явиться причиной описанного случая заболевания?

2. Какой продукт или блюдо могли вызвать заболевание?

3. Какие условия привели к тому, что продукт или блюдо могли стать причиной заболевания.

4. Какие экстренные меры и кто должен принять в данной случае?

5. Какие материалы и кто должен отправить на лабораторное исследование? Какие лабораторные исследования необходимы для уточнения диагноза?

6.Какие вопросы следует задавать больному?

7.Дайте рекомендации местным органам здравоохранения по проведению профилактических мероприятий.

 

Вопросы по теме:

1. Знакомство с инструктивными и методическими материалами по изучению причин и профилактике пищевых отравлений.

2. Разбор случаев пищевых отравлений различной этиологии.

3. Составление необходимой документации.

 

Литература: 1 – С.518-527; 2- С.407, 408; 3 – С.81-93; 7 – С.281.

Вопросы по теме (семинар):

 

1. Количественные и качественные нормативы питания.

2. Понятие о пищевом статусе как состоянии организма, отражающем адекватность питания. Методы оценки адекватности питания.

3. Заболевания, связанные с недостаточным и избыточным питанием.

4. Гигиеническая характеристика продуктов – источников белков и незаменимых аминокислот.

5. Гигиеническая характеристика пищевых жиров животного и растительного происхождения.

6. Гигиеническая характеристика овощей, фруктов. Методы консервирования и оценка продуктов, консервированных разными методами.

7. Гигиеническая оценка молочных и кисломолочных продуктов, их лечебное значение.

8. Характеристика стерилизованного, пастеризованного, восстановленного, ионитного и др. видов молока.

9. Профилактика пищевых отравлений бактериальной и небактериальной природы.

10. Принципы рационального питания.

11. Пищевые интоксикации и их профилактика.

12. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

13. Санитарно-эпидемиологическое расследование пищевых отравлений. Роль врача лечебного профиля в диагностике и распознавании отравлений.

 

Литература: 1 – С.390-398; 427-527; 2 – С.360, 362, 456, 461; 3 – С.24-106; 4 – С. 20, 62, 123, 337, 341, 377; 5 – С.35-42; 7 – С. 222-228, 243, 266-272, 281.

 

Тема. Гигиеническая оценка проектов лечебно-профилактических учреждений (территория, соседние объекты, здания, планировка, оборудование, оснащение).

 

Цель занятия: ознакомить с методикой экспертизы проекта лечебно-профилактического учреждения для предупреждения нарушений или отклонений от санитарных норм.

 

Самостоятельная работа

1. Ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к лечебно-профилактическим учреждениям.

2. Пользуясь схемой, рассмотреть проект лечебного учреждения.

3. Составить санитарно-гигиеническое заключение.

 

Вопросы по теме:

1. Цель санитарной экспертизы проекта лечебно-профилактического учреждения.

2. Зонирование больничного участка.

3. Гигиенические требования к внутренней планировке и благоустройству больничных отделений (приемный покой, операционный блок, инфекционное, родильное и др. отделения).

4. Гигиенические требования к санитарно-техническому снабжению больниц (отопление, вентиляция, водоснабжение, очистка сточных вод и др.).

 

Литература: 2 – С.198, 199; 3 – С.250-331; 5 – С.59-93; 7 – С. 360-376.

 

Тема: Гигиеническая оценка условий пребывания больных в стационаре.

Цель занятия: научить студентов оценивать санитарно-гигиенические условия стационаров различного профиля, выявлять факторы, отрицательно влияющие на больных.

 

Самостоятельная работа

1. Провести санитарное обследование больницы (с описанием одного из отделений) и на основании результатов сделать заключение; дать практические рекомендации. Сосредоточить внимание на следующих условиях:

а) комфорте для больных (температура, влажность, воздухообмен, инсоляция, освещение, шум, загрязнение воздуха и помещения);

б) факторах, влияющих на возникновение и распространение внутрибольничных инфекций (поточность, изоляция, санитарный и хлорный режим, спецодежда, бактерицидные лампы, мойка посуды и т.д.);

в) комфорте для врачей и обслуживающего персонала.

 

Вопросы по теме:

1. Типы лечебных учреждений.

2. Санитарно-гигиенические нормативы для стационаров.

3. Санитарно-противоэпидемический режим в стационарах.

 

Литература: 2 – С.209; 5 – С. 59-110; 7 – С. 376.

 

Тема. Гигиеническое обеспечение радиационной безопасности в радиологических отделениях больниц (с посещением стационара).

 

Цель занятия: ознакомить с правилами устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов, а также с правилами работы с радиоактивными веществами в радиологических отделениях больниц.

 

Самостоятельная работа

1. Провести санитарно-гигиеническое обследование лечебного учреждения, использующего радиоактивные вещества или источники ионизирующих излучений.

2. Составить Протокол санитарно-гигиенического обследования и предложить рекомендации по предупреждению неблагоприятного воздействия ионизирующих излучений.

 

Вопросы по теме:

1. Гигиенические требования к лечебным учреждениям, использующим радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений.

2. Биологическое действие ионизирующих излучений; основные виды лучевых поражений.

3. Гигиеническое нормирование различных видов облучения.

4. Организация санитарно-дозиметрического контроля. Методы дезактивации.

 

Литература: 2 – С.206, 207; 7 – С.404-410.

Вопросы по теме (семинар):

1. Гигиенические требования к планировке и застройке больничного участка (озеленение, ориентация зданий, санитарно-защитная зона).

2. Гигиенические требования к поликлиническим отделениям больниц (проектирование, планировка и застройка, борьба с внутрибольничной инфекцией).

3. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков.

4. Гигиенические требования к отделению приема и выписки неинфекционных больных.

5. Гигиенические требования к палатным отделениям больниц (планировка, освещение, отопление, вентиляция, хлорный режим).

6. Гигиенические требования к операционному блоку больниц (планировка, освещение, отопление, вентиляции, хлорный режим).

7. Гигиенические требования к инфекционному отделению (планировка, освещение, отопление, вентиляция).

8. Профилактика внутрибольничных инфекций.

9. Защита от внешнего и внутреннего облучения при использовании радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений.

10. Гигиенические вопросы на радиолокационных станциях (основные пути защиты от облучения СВЧ-полем). Профилактика.

11. Виды ионизирующих излучений и их физические характеристики. Биологическое действие ионизирующих излучений.

12. Правила работы с радиоактивными веществами.

13. Обеспечение безопасности при работе с закрытыми источниками излучения.

14. Обеспечение безопасности при работе с радиоактивными веществами в открытом виде.

 

Литература: 2 – С.198, 199, 206, 207; 3 – С.250-331; 5 – С. 59-110; 7 – С. 360-376, 404-410.

 

Тема. Методы оценки физического развития детей и подростков.

 

Цель занятия: ознакомить студентов с методикой антропометрических исследований и выведением стандартов физического развития.

 

Самостоятельная работа

1. Провести антропометрические измерения друг друга.

2. Оценка физического развития ребенка по ситуационной задаче.

3. Определить факторы риска, повлиявшие на дефекты физического развития.

4. Разработать гигиенические рекомендации для ребенка, направленные на его оздоровление и коррекцию физического развития.

 

Вопросы по теме:

1. Определение понятия «физическое развитие детей».

2. Методы изучения физического развития.

3. Соматометрические признаки, методика измерения.

4. Физиометрические показатели, методика определения.

5. Соматоскопия, признаки, методика их определения.

6. Факторы внутренней и внешней среды, формирующие физическое развитие.

7. Гигиенические приемы и методы улучшения физического развития детей и подростков.

 

Литература: 7 – С.442; 8 – С.62-68.

Тема. Гигиеническая оценка режима для детей, подростков, студентов.

 

Цель занятия: научить будущих врачей гигиенической оценке продолжительности и характера деятельности детей и учащейся молодежи, их образа жизни.

 

Самостоятельная работа

1. Провести хронометраж всех видов деятельности в течение суток. Проанализировать его, дать критический анализ с учетом гигиенических рекомендаций.

2. Составить научно обоснованный режим дня для студента.

3. Составить режим дня для учащихся начальной школы. Разработать к ним рекомендации с элементами здорового образа жизни.

Вопросы по теме:

1. Гигиенические и физиологические обоснования к режиму дня.

2. Особенности режима дня детей и подростков разных возрастных групп.

3. Нормы учебных нагрузок в школе и дома.

4. Элементы здорового образа жизни в повседневном режиме дня.

5. Режим дня младших школьников.

 

Литература: 2 – С.326, 347; 3 – С. 439, 442; 7 – С.439- 442; 8 – С.101-117.

 

Тема. Санитарно-гигиеническая экспертиза и обследование детского дошкольного учреждения.

 

Цель занятия: научить методике санитарной оценки и выработать навык обследования и составления письменного заключения по результатам комплексной оценки детских комбинатов. (Занятия проходят на базе детских комбинатов).

 

Самостоятельная работа

1. Обследовать детский комбинат: территорию, оборудование, здание (групповые, спальные, веранды, пищеблок, медицинские помещения).

2.Составить акт обследования. Дать заключение и рекомендации.

 

Литература: 2- С.328; 7- С.458.

 

Тема. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей в детском комбинате и школе.

 

Цель занятия: выявить факторы риска в организованном детском коллективе и их влияние на здоровье детей.

Работа проводится в детском комбинате, школах. Предварительно студенты знакомятся с официальными материалами, с приказами Минздрава, санитарной службы.

 

Вопросы по теме (семинар):

1. Режим. Физиолого-гигиеническое обоснование его необходимости для человека.

2. Гигиенические основы организации труда и отдыха, сна и общего режима дня детей и подростков.

3. Методы изучения физического развития детей. Значение этих данных для профилактических мероприятий.

4. Гигиенические мероприятия по профилактике утомления школьников (в течение дня, недели, четверти, учебного года).

5. Медицинское распределение школьников для занятий физкультурой и спортом.

6. Болезни детей школьного возраста и их гигиеническая оценка.

7. Профилактическое направление в работе врачей детских учреждений: ясли, сады, школы, подростковые кабинеты, профконсультации при детских поликлиниках.

8. Причины возникновения и профилактика нарушений здоровья у школьников (близорукость, нарушение осанки, дефекты нервно-психической сферы).

8. Современные аспекты акселерации и решение практических вопросов, связанных с ней.

 

Литература: 2- С. 328, 347, 362; 3 – С. 439-442; 7 – С.439-442; 458;8 – С.62-68, 101-117.

 

Тема. Изучение влияния трудовой деятельности на организм человека и профилактика утомления.

 

Цель: ознакомиться с методами исследований реакции организма на работу, научиться использовать полученные результаты при оценке различных форм трудовой деятельности, планировать мероприятия по профилактике производственного утомления, оценке труда и отдыха.

 

Самостоятельная работа

1. Ознакомиться с некоторыми методами физиологических исследований.

2. Дать оценку рабочей позы и общую санитарно-гигиеническую характеристику труда по тяжести и напряженности.

3. Разработать мероприятия по оптимизации труда.

 

Вопросы по теме:

1. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов, режимы труда и отдыха.

2. Физиологические критерии состояния организма.

3. Категории физических работ на основе общих энерготрат организма.

4. Профилактические меры, направленные на снижение утомления.

 

Литература: 7- С. 462-464; 9 – С.79-83.

Тема. Методы измерения и оценка производственного микроклимата и его влияния на организм человека.

 

Цель занятия: овладеть методами исследования производственного микроклимата и реакций организма на его неблагоприятное воздействие.

 

Самостоятельная работа

Ознакомиться с аппаратурой для измерения параметров микроклимата и состояния процессов терморегуляции организма.

 

Вопросы по теме:

 

1. Влияние на организм повышенной и пониженной температуры воздуха на производстве.

2. Влияние на организм повышенной влажности на организм в производственной среде.

3. Влияние на организм малых и больших скоростей движения воздуха в производственной среде.

 

Литература: 7 – С.467-483; 9 - С.88, 103, 109,112.

 

Тема. Гигиеническая оценка производственного шума и вибрации, промышленных ядов и пыли.

 

Цель занятия: научиться производить гигиеническую оценку шума и вибрации.

 

Самостоятельная работа

1.Ознакомиться с шумоизмерительной аппаратурой и методами измерения шума на рабочих местах.

2. Ознакомиться с методикой измерения и оценки интенсивности вибрации.

3. Ознакомиться с аппаратурой, методами отбора проб воздуха и их оценки.

4. Ознакомиться с документами, регламентирующими работу промышленно-санитарной лаборатории (ПСЛ – ФГБУЗ ЦГиЭ №8 ФМБА России.

 

Литература: 7 – С.494, 499; 9 – С.115, 124, 130, 145, 171-173, 189, 194, 201, 215.

 

Вопросы по теме (семинар):

1.Задачи гигиены труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. Их классификация.

2. Производственные вредные факторы, профессиональные заболевания. Их классификация.

3. Профессиональные болезни. Меры комплексной профилактики.

4. Профилактика профзаболеваний (законодательные средства индивидуальной защиты, общие, технологические, санитарно-технические, лечебно-профилактические).

5. Гигиеническая характеристика профессий, связанных с воздействием химических и биологических факторов на организм.

6. Профессиональные заболевания, связанные с воздействием шума и вибрации.

6. Классификация пестицидов по назначению. Характеристика острых и хронических отравлений пестицидами и меры их профилактики.

8. Гигиенические мероприятия по организации режима труда и отдыха на производстве.

9. Гигиена труда в животноводстве (вредные факторы, средства защиты: индивидуальные, технологические, лечебно-профилактические).

10. Шум и его физические характеристики, предельно-допустимые уровни. Заболевания, вызываемые шумом и методы их профилактики.

11. Гигиена умственного труда. Организация труда студентов.

12. Регламентация труда женщин и подростков. Гигиеническое обеспечение труда женщин и подростков.

 

Литература: 7 – С.462-464, 467-483, 494, 499; 9 – С.79-83, 88 103, 109, 112, 115, 124, 130, 145, 171-173, 189, 194, 201, 215.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГИГИЕНЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. ВОЕННАЯ ГИГИЕНА

1. Гигиена как наука о создании оптимальных научно-обоснованных условий жизни населения. Ее



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.373 с.)