Рекомендуемое распределение часов по семестрам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемое распределение часов по семестрам



ВВЕДЕНИЕ

 

В системе высшего медицинского образования особо от­ветственная роль в формировании мировоззрения врача при­надлежит главной профилактической дисциплине — ги­гиене.

Выработка у студентов медицинских вузов осознанного понимания связи здоровья человека с окружающей средой: факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью яв­ляется необходимой предпосылкой для их активного участия в проведении научно-обоснованных и эффективных лечебных мероприятий, профилактики заболеваний, пропаганды здо­рового образа жизни.

При подготовке врача общей практики необходимо рас­сматривать определение здоровья человека, рекомендованное ВОЗ: состояние полного физического, душевного и социального благополучия, состояние полной реализации социальных и биологических потребностей индивида.

Данная дисциплина ставит своей целью вооружить будущего врача знанием вопросов профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии, а также умением использовать факторы окружающей среды и достижения научно-технического прогресса в оздоровительных целях.

Главной задачей курса гигиены является изучение сту­дентами медицинских вузов гигиенических вопросов профи­лактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этио­логии, а также приобретение умений по использованию фак­торов окружающей среды и достижений научно-технического прогресса в оздоровительных целях.

При изложении курса гигиены необходимо использовать и отражать основные по­ложения документов по вопросам дальнейшего улучшения здравоохранения и развития медицинской науки в стране; особое внимание следует обращать на новые законодатель­ные акты: Законодательство об охране здоровья населения РФ, Федеральные и региональные законы, санитарные нормы и правила, другие важные государствен­ные решения, оказывающие прямое и косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

С учетом существующей сложной экологической обстанов­кой в программе усилено преподавание вопросов экологии, влияния экологических факторов на здоровье населения и задачи гигиенической науки и практики здравоохранения по проведению природоохранных мероприятий и оздоровлению окружающей среды.

Тематика лекционного курса и практических занятий определяется каждой кафедрой на основе требований программы с учетом местных условий, возможностей и конкрет­ных задач подготовки выпускников в данном регионе. В связи с этим в программе приводится расширенная тема­тика лекционного курса.

Перечень учебных дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: для усвоения студентами учебного материала по предлагаемой программе необходим исходный уровень знаний, приобретенный в процессе изучения фундаментальных (физика, химия), медико-биологических (биология, нормальная и патологическая физиология и анатомия, микробиология, биохимия, фармакология), клинических (пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия и др.) и гуманитарных дисциплин.

Основные понятия курса:

 

Безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Гигиена – отрасль медицинской науки, изучающая влияние факторов среды обитания на человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям осуществления жизнедеятельности человека.

Гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Заболеваемость – распространенность болезней среди населения или отдельных его групп.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Личная гигиена – совокупность гигиенических знаний и навыков, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Образ жизни – процесс взаимодействия между условиями жизни и личностными качествами, в том числе знаниями, убеждениями, культурой, воспитанием индивидуума; образ жизни социальной группы и /или населения в целом определяется взаимодействием реальных условий жизни (политических, экономических, социальных и прочих) и бытующих среди этой группы или населения в целом традиций, ценностных ориентиров, особенностей культуры.

Оздоровление окружающей среды – деятельность, направленная на смягчение или устранение действия неблагоприятных для здоровья агентов и факторов физической (в том числе радиологической), социальной и эстетической среды природного и техногенного характера, включая химические и биологические агенты, жилищные, производственные и прочие условия.

Окружающая среда – среда обитания и производственной деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) климатические, и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

 

Перечень практических навыков, которыми должны владеть студенты лечебного факультета

 

Студент должен уметь:

1. Знать основы лечебного питания, принципы формирования лечебных диет, оценивать индивидуальное питание с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов.

2. Оценивать рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции.

3. Оценивать качество пищевых продуктов.

4. Отбирать пробы пищевых продуктов и готовых блюд для направления на лабораторные исследования.

5. Осуществлять контроль за организацией питания в лечебных, детских, образовательных и других учреждениях.

6. Проводить оценку санитарного состояния, режима ра­боты пищеблока ЛПУ (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи).

7. Оформлять при подозрении на пищевые отравления соответствующую документацию. Отбирать пробы пищевых продуктов, испражнений на бактериологическое исследование.

8. Оценивать качество воды по данным лабораторного анализа.

9. Осуществлять контроль за обеззараживанием воды в полевых условиях.

10. Оценивать условия пребывания больных в стационарах различного типа по данным микроклимата, инсоляции, освещенности, вентиляции лечебных помещений.

11. Проводить санацию воздуха лечебных учреждений с использованием УФ-ламп различных модификаций.

12. Организовывать гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

13. Оценивать систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

14. Оценивать условия труда на производстве (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным и инструментальным исследованиям.

15. Расследовать случаи профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний).

16. Оценивать режим и условия обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

17. Проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

18. Самостоятельно работать с нормативной и справочной литературой.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В соответствии с учебным планом преподавание дисциплины на лечебном факультете осуществляется в следующем объеме:

 

Всего Часов Семестры Часы по семестрам Зачет Экзамен
  6-й 7-й   6-й сем - -   7-й сем.
ИТОГО   92 часа    

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

ПО ГИГИЕНЕС С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ III-IV КУРСОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

 

ЛЕКЦИЯ 1. Содержание и задачи гигиены. Краткая история развития гигиены. Реорганизация санитарной службы ФМБА России с 2006 года: структура Региональных управлений, структура Центров гигиены и эпидемиологии. - 2 ч.

Предмет и содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиены в деятельности лечащего врача. Понятие о первич­ной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины, методы гигиенических иссле­дований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа.

Структура, виды деятельности и задачисанитарной службы ФМБА России с 2006 года: структура Региональных управлений, структура Центров гигиены и эпидемиологии. Санитарное законодательство. Понятие о предупредительном и текущем санитарном надзоре.

История становления и развития гигиены. Эмпирический период в истории гигиены. Гигиена в античном мире (Гиппократ), раннем сред­невековье и в эпоху Возрождения. Формирование и развитие экспериментально-научной гигиены (М.Петтенкофер). Основоположники отечест­венной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман и др.). Основоположники отечественной медицины М.Я.Мудров, Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов, Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, Н.К.Игнатов, Ф.Г.Кротков, А.А.Минх и др. - активные сторонники профилактического направле­ния в медицине.

Природно-географические условия среды обитания и здоровье чело­века. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Периодические и апериодические изменения погоды. Биоритмы и здоро­вье. Сезонный Фактор в патологии человека. Влияние изменения комп­лекса погодных условий, атмосферного давления, колебания солнечной активности, геомагнитного поля на здоровье и работоспособность. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.

Световой климат. Значение инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волн. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации.

 

ЛЕКЦИЯ 2. Климат и здоровье населения. Профилактика заболеваний, связанных с воздействием на организм неблагоприятных погодных условий. Гигиенические аспекты акклиматизации к неблагоприятным климато-географическим условиям. Гигиеническая характеристика воздушной среды. Влияние физических и химических факторов на организм человека. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса - 2 ч.

Климат, определение понятия. Строительно-климатическое райониро­вание территории России. Климат, здоровье и работоспособность.

Акклиматизация и ее гигиенические аспекты. Особенности акклима­тизации в условиях Крайнего Севера, аридной зоны, высокогорья, су­хих и влажных субтропиков. Особенности труда, быта, жилища, одежды, обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации и Формировании здорового образа жизни.

Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.

Физические свойства воздуха и их значение для организма (темпе­ратура, влажность, барометрическое давление и скорость движения воздуха), микроклимат и его гигиеническое значение. Виды и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека (пе­реохлаждение и перегревание).

Электрическое состояние атмосферы (ионизация воздуха, электри­ческое поле Земли, геомагнитное поле, электромагнитные поля радио­частот и др.), его гигиеническое значение. Природная радиоактивность воздуха и ее гигиеническое значение.

Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое зна­чение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного возду­ха. Качественный и количественный состав выбросов в атмосферу по основным отраслям промышленности. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Ос­новные природоохранные мероприятия и их гигиеническая эффективность. Задачи гигиенической науки и практики здравоохранения в решении вопросов охраны атмосферного воздуха. Природоохранительное законо­дательство в области охраны атмосферного воздуха.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Окружающая среда и здоровье населения. Гигиенические проблемы экологии. Научные основы гигиенического регламентирования и прогнозирования - 2 ч.

Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Роль полимерных материалов. Химическое и бактериальное загрязнение воздуха помещений, санитарно-показательное значение содержания двуокиси углерода, формальдегида, фенола и др. в воздухе помещений. Федеральный закон об охране атмосферного воздуха в РФ.

Профилактика неблагоприятного воздействия физических и химичес­ких факторов на организм при эксплуатации бытовой техники.

Гигиена сельских населенных мест. Особенности планировки, заст­ройки и благоустройства современных сельских населенных мест, сельс­кого жилища.

 

ЛЕКЦИЯ 4. Вода и здоровье населения, гигиенические основы водоснабжения населенных мест - 2 ч.

Физиологическое, санитарно-гигиеническое и народнохозяйственное значение воды. Нормы водопотребления.

Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболе­ваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей хи­мические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централи­зованном (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» с Дополнениями и изменениями 2011г.) и местном водоснабжении. Источники водоснабжения и их сравнительная гигиеническая характе­ристика.

Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной системы водоснабжения.

Централизованная система водоснабжения, основные методы очистки питьевой воды: осветление и обесцвечивание коагуляции, отстаивание, фильтрация), обеззараживание (хлорирование, озонирование, УФ-облучение и др.). Общая схема устройства водопровода. Зоны санитарной охраны водоисточников. Специальные методы улучшения качества воды (фторирование, дефторирование, дезодорация, дезактивация, обезжелезование, опреснение).

Гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов. Санитарная охрана водоемов и прибрежных морских вод, используемых для рекреационных, оздорови­тельных и лечебных целей. Природоохранительное законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.

 

ЛЕКЦИЯ 5. Почва и ее влияние на здоровье населения. Загрязнение и охрана почвы как экологическая проблема. Гигиенические аспекты санитарной очистки населенных мест - 2 ч.

Гигиеническое значение почвы, состав и свойства почвы. Процес­сы самоочищения почвы. Характеристика естественных и искусственных биогеохимических провинций. Миграция и круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания и их профилактика. Современные методические подходы к гигиеническому регламентированию микроэле­ментов.

Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Пестициды, минеральные удобрения, биологическое действие, биотран­сформация комбинаций пестицидов. Эпидемиологическое значение поч­вы.

Мероприятия по охране почвы, их эффективность. Система очистки города и сельского населенного пункта. Сбор, удаление, обезврежива­ние и утилизация сточных вод и твердых отходов различными методами. Захоронение высокотоксичных промышленных и радиоактивных отходов, Понятие о малой канализации и ее применении. Гигиенические требова­ния к местам захоронения трупов.

Природоохранительное законодательство в области охраны почвы.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Питание и здоровье населения. Основы рационального питания. Биологические и экологические проблемы питания - 2 ч.

Значение питания для здоровья и Физического развития населения» Понятие о рациональном питании здорового человека. Концепции и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноцен­ность питания, сбалансированность рациона. Характеристика физиологических норм питания. Методы оценки адекватности питания. Поня­тие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания (вегетариан­ство, сыроедение, голодание, "раздельное" питание и др.). Белки жи­вотного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Пищевые жиры животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, проявления, профилактика. Нормирование витаминов, минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы. Кис­лотно-основное состояние организма. Биологические активные добавки (БАДы). СанПиН 2003г.

 

ЛЕКЦИЯ 7. Алиментарные заболевания. Пищевые отравления, их классификация, вопросы профилактики - 2 ч.

Профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Алиментарная дистрофия. Квашиоркор. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и другой патологии. Болезни, свя­занные с индивидуальными особенностями организма (ферментопатии, пищевые аллергии), их профилактика.

Особенности питания детей и лиц пожилого возраста. Пищевые отрав­ления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токси­коз. Микотоксикозы: эрготизм, фуразиозы, афлатоксикозы. Роль различ­ных продуктов питания в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии. Пищевые отравления немикробной природы: про­дуктами, ядовитыми по своей природе, ядовитыми при определенных условиях: продуктами, содержащими остаточные количества химических веществ в дозах, превышающих ПДУ и ДЦК. Профилактика пищевых отрав­лений и инфекций. Роль лечащего врача в расследовании пищевых от­равлений и организации профилактических мероприятий.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков ЛПУ. Личная гигиена персонала.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Гигиеническое значение пищевых веществ в питании здорового и больного человека. Лечебное питание. Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания. Гигиенические аспекты организации лечебно-профилактического питания - 2 ч.

Особенности питания при некоторых заболеваниях. Связь между рационом и развитием атеросклероза и ишемической болезни сердца. Профилактика заболеваний, связанных с нарушением количественной и качественной адекватности питания и изменением качества пищевых продуктов.

Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка основных про­дуктов питания (зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов). Гигиеническая оценка продуктов, консервированных различными метода­ми. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных и условно-год­ных продуктах. Нормы качества пищевых продуктов. Значение биологи­ческих цепей миграции токсических и радиоактивных веществ через продукты питания к человеку. Новые продукты питания на основе нет­радиционных источников белка. Режим питания.

Гигиенические основы организации больничного питания. Принципы составления меню лечебных диет. Требования к организации работы, планировке и санитарному состоянию пищевого блока больниц. Состав и планировка помещений пищевого блока ЛПУ. Личная гигиена персонала пищевого блока ЛПУ.

 

ЛЕКЦИЯ 9. Особенности жизни в современных городах и их влияние на здоровье населения - 4 ч.

Гигиенические основы здорового образа жизни. Урбанизация и проблема экологии. Градообразующие факторы и струк­тура современного города. Особенности Нормирования окружающей среды в городах. Загрязнение атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Шум как фактор среды обитания человека. Электромагнитное поле радиочас­тот, его роль как фактора окружающей среды, меры профилактики воз­действия СВЧ.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПиН 2.1.2 2645-10). Планировка и застройка городов. Принцип функционального зонирования территории. Характеристика территориально-производственных комплексов. Гигиенические аспекты благоустройства городов. Роль зе­леных насаждений, водоемов, рекреационных зон и пр. Гигиена жилых и общественных зданий. Планировка жилища. Гигиеническая характеристи­ка строительных и отделочных материалов. Гигиеническое значение микроклимата. Требования к вентиляции и отоплению, естественному и искусственному освещению.

 

ЛЕКЦИЯ 10. Современные санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10) санитарно-гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия пребывания больных в лечебных учреждениях - 2 ч.

Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, зонирование больничного участка.

Гигиенические требования к приемному отделению, к палатной секции, к операционному блоку и другим структурным подразделениям больниц. Планировка и режим работы в терапевтическом, хирургическом, акушерском и инфекционном отделениях больниц.

 

ЛЕКЦИЯ 11. Гигиенические мероприятия и санитарный режим в стационарах различного типа (терапевтических, хирургических, детских, инфекционных). Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций - 2 ч.

Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных в лечебном учреждении. Микроклимат, показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха. Элементы санитарного благоустройства больниц – отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация. Санитарные правила спуска и очистки больничных сточных вод, сбор и удаление медицинских отходов.

Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций. Планировочные, санитарно-технические и дезинфекционные мероприятия.

 

ЛЕКЦИЯ 12. Гигиена труда медицинских работников различных специальностей - 2 ч.

Гигиена труда медицинских работников. Гигиена труда хирургов и анестезиологов. Характеристика условий труда: физическое утомление, нервно-психическое напряжение, микроклимат операционных, загрязне­ние воздуха наркотическими веществами; заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.

Гигиена труда медицинских работников при использовании современных диагностических комплексов (томографы, МРТ, УЗИ и др.).

Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие то­ков УВЧ и СВЧ; предельно-допустимые величины интенсивности облуче­ния. Источники инфракрасного и ультрафиолетового излучения, их воз­действие на организм. Организация защиты персонала.

Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий, Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Био­логическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Прин­ципы защиты от внешнего ионизирующего излучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль. Гигиенические требо­вания к размещению, планировке и оборудование радио логических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка в радиологических отделениях больниц.

Гигиена труда медицинского персонала при рентгенологических ис­следованиях. Дозные поля в рентгене диагностических кабинетах при использовании передвижных рентгеновских аппаратов. Лучевая нагруз­ка медицинского персонала при рентгенологических процедурах. Дози­метрический контроль.

Гигиена труда медицинских работников при использовании лазеров. Классификация лазеров по физико-техническим параметрам и степени опасности генерирующего излучения. Вредные факторы, сопутствующие эксплуатации лазеров. Биологическое действие лазерного излучения на глаза, кожу, внутренние органы. Предельно-допустимые уровни ла­зерного облучения. Обеспечение безопасных условий труда.

 

ЛЕКЦИЯ 13. Организация системы радиационной безопасности в радиологических отделениях больниц - 2 ч.

Рентгенологические и радиологические отделения. Действие ионизирующей радиации на организм. Принципы защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений. Принципы защиты при работе с закрытыми радиоактивными источниками. Принципы защиты при работе с открытыми радиоактивными источниками

Радиационная безопасность медицинского персонала при использовании открытых радиационных источников.

 

ЛЕКЦИЯ 14. Актуальные вопросы профилактической работы врачей детских учреждений. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила для организации работы детских дошкольных учреждений (СанПиН 2.4.1. 2660-10) - 2 ч.

Основные направления работы врача детских и подростковых учреж­дений. Задачи работы дошкольно-школьного отделения поликлиники и подросткового кабинета. Лечебно-оздоровительные и противоэпидемичес­кие мероприятия, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима. Гигиеническое воспитание.

Задача врача в подготовке и проведении летней оздоровительной работы. Показатели эффективности.

 

ЛЕКЦИЯ 15. Состояние здоровья детей и подростков. Факторы его формирующие. Гигиенические основы режима дня - 1 ч.

Основные проблема гигиены детей и подростков. Возрастные морфо-функциональные особенности детского организма как основа детей и подростков.

Состояние здоровья детей и подростков. Факторы, формирующие здо­ровье. Критерии и группы здоровья.

Физическое развитие как показатель здоровья. Комплекс­ная оценка физического развития. Социаль­но-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.

Гигиенические основы режима дня. Основные режимные моменты, их последовательность и продолжительность для детей преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов.

 

ЛЕКЦИЯ 16. Гигиена трудового и производственного обучения детей и подростков. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила для организации работы общеобразовательных учреждений (СанПиН 2.4.2. 2821-10) - 1ч.

Гигиена учебных занятий в школе. Факторы, способствующие разви­тию утомления. Профилактика переутомления. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели. Роль активного отдыха в профилактике утомления. Определение готовности к обучению по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Гигиена трудового и производственного обучения. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация. Гигиенические основы Физического воспитания и закаливания. Формы физического вос­питания. Медицинские группы для занятий физической культурой. Орга­низация занятий и требования к построению урока физкультуры.

 

ЛЕКЦИЯ 17. Труд как социально-гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика основных профессиональных вредностей - 2 ч.

Основное законодательство по охране труда, правовые нормы, ох­рана труда женщин и подростков.

Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Из­менения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.

Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связан­ных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсифика­цией производственных процессов. Гигиена умственного труда.

Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и от­равления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных ра­бочих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-про­филактические. Гигиеническое регламентирование факторов производст­венной среды. Средства индивидуальной защиты.

Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание рабочих. Требования к санитарно-техническим устройствам на промышленных предприятиях (вентиляция, освещение, отопление и др.).

 

ЛЕКЦИЯ 18. Влияние на здоровья работающих факторов производственной среды. Гигиена труда в сельском хозяйстве. Токсико-гигиеническая характеристика основных групп ядохимикатов. Профилактика заболеваний, обусловленных особенностями сельскохозяйственного производства - 2 ч.

Микроклиматические условия на различных производствах. Профес­сиональные вредности в горячих цехах. Профессиональные вредности при работе на открытом воздухе. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений организма.

Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в усло­виях производства.

Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационные болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шу­ма и вибрации.

Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.

Понятие о промышленных ядах и профессиональных отравлениях. Об­щие закономерности действия промышленных ядов. Острые и хроничес­кие отравления. Профессиональные отравления окисью углерода, сер­нистым газом, окислами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органи­ческими растворителями. Меры профилактики.

Производственный травматизм. Основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма. Профилак­тика глазного травматизма и гнойничковых заболеваний кожи.

Гигиена труда при работе с ядо­химикатами и минеральными удобрениями. Профилактика отравлений ядо­химикатами. Профессиональные вредности при работе на животноводчес­ких фермах. Профилактика профессиональных инфекций.

 

ЛЕКЦИЯ 19. Гигиена труда в различных родах войск. Гигиена полевого водоснабжения войск. Гигиена питания войск в полевых условиях - 2 ч.

Способы полевого размещения войск. Гигиеническая характеристика сооружений, используемых для полевого размещения войск. Особенности полевого размещения войск. Войсковые убежища. Проблема обитаемости. Роль химического фактора в военном труде. Гигиена труда в танковых и мотострелковых частях. Гигиена труда на радиолокационных станциях.

Войсковые средства водоснабжения. Нормы водопотребления и требования к качеству воды. Разведка на воду и гигиеническая оценка источников воды. Очистка воды в полевых условиях. Общие положения об организации питания в воинской части. Понятие о рациональном питания и принципы его организации. Медицинские мероприятия по гигиеническому обеспечению питания. Полевые технические средства продовольственной службы.

 

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

1. Гигиеническое значение определения параметров воздуха в помещении (температура, влажность, барометрическое давление). Гигиеническое определение условий воздухообмена и вентиляции в лечебно-профилактических учреждениях. Исследование естественной и искусственной освещенности в ЛПУ. Комплексная физиологическая оценка микроклиматических условий в ЛПУ. Семинар по теме: «Микроклимат и освещение ЛПУ» - 14 ч.

2. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения. Методы улучшения качества питьевой воды. Семинар по теме: «Гигиена воды» 4 ч

3. Изучение адекватности индивидуального питания и расчет суточных энерготрат. Гигиеническая оценка адекватности индивидуального питания (определение химического состава и калорийности суточного рациона питания). Врачебно-санитарный контроль за доброкачественностью продуктов питания. Пищевые отравления и их профилактика. Семинар по теме «Гигиена питания» 18ч.

 

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

 

1. Гигиена больниц. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию лечебно-профилактических учреждений. Оценка условий пребывания больных, лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях (работа на объекте, оформление акта обследования и протокола). Семинар по разделу «Гигиена лечебно-профилактических учреждений» - 2 ч.

2. Гигиена детей и подростков. Методы оценки физического развития детей, подростков, студентов, Закаливание детей и подростков. Профилактика УФ - недостаточности. Гигиена учебных занятий - 2 ч.

3. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима дня и условий пребывания детей в детских (детский сад) и подростковых (школа) учреждениях (посещение объекта и оформление протокола). Участие в проведении периодических мед. осмотров детей и подростков (в детской поликлинике, подростковом кабинете, школе). Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков» - 4 ч.

4. Гигиена труда. Гигиеническая оценка производственной пыли. Методы исследования. Профессиональные болезни и их профилактика. Гигиеническая оценка шума и вибрации. Методы исследования. Шумовая и вибрационная болезнь. Профилактика - 2 ч.

5. Знакомство с организацией и проведением периодических медицинских осмотров (посещение объекта) и оформление протокола. Составление плана оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по улучшению условий труда на промышленном предприятии с использование материалов Регионального управления №8 ФМБА РФ. Семинар по разделу «Гигиена труда» - 4 ч.

6. Военная гигиена. Силы и средства медицинской службы гражданской обороны (МСГО): отряд первой медицинской помощи (ОПМ), сеть наблюдения лабораторного контроля (СНЛК), группа эпидразведки (ГЭР), эпидемиологическая бригада (ЭБ), радиологическая бригада (РБ), санитарные посты (СП). Гигиена полевого питания. Гигиена полевого водоснабжения - 4 ч.

 

3. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

1. Минх А.А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследова­ниям. – М.,1982. – 584 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.52.16 (0.128 с.)