II. Выполнение практических заданий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Выполнение практических заданий.



Задание 1. Подберите аналитические и синтетические упражнения, которые можно использовать при изучении нового звука (тема – по выбору студента).

Задание 2. Подберите из методической литературы занимательный материал, который можно использовать на уроках обучения грамоте (тема – по выбору студента).

Литература: [ 1, с. 55–74; 2, с. 66–85; 16, с. 54–87; 18, с. 42–65; 19, с. 34–67; 26, с. 55–57; 47, с. 65–66; 52; 53; 54].

Тема 2. Первоначальное обучение письму (2 часа).

Цель: систематизировать и углубить знания студентов о государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся в области письма; об организационных и гигиенических условиях обучения письму; приемах обучения письму букв; типичных графических ошибках учащихся; формировать умения подбирать задания по обучению письму букв, определять вид графических ошибок учащихся; совершенствовать умения каллиграфического письма.

План

I. Актуализация теоретических знаний.

1. Каковы государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся в области письма (на основе анализа действующей школьной программы (1 класс) [72].

2. Назовите организационные и гигиенические условия обучения письму.

3. Охарактеризуйте приемы обучения письму букв.

4. Какие типичные графические ошибки допускают учащихся начальной школы?

II. Выполнение практического задания.

Задание 1. Подберите комплекс заданий, который можно использовать на уроке обучения письму (тема – по выбору студента).

Задание 2. На листочках в косую линию каллиграфически написать следующий текст.

На лесном озере

Наступили холода. Падают снежинки в черную воду лесного озера. По краям озера появился тоненький ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде. Они достают корм со дна. Но северный ветер со снегом прогонит их в теплые края.

Задание 3. Проанализируйте тетради учащихся 1–4 классов и установите, какие виды графических ошибок допущены в них. Назовите способы их устранения.

Литература: [11, с. 3–45; 13, с. 23–46; 17, с. 45–67; 21; 25; 31; 32; 40; 72].

Модульная контрольная работа

Теоретический блок.

1. Охарактеризуйте действующую школьную программу по русскому языку для общеобразовательных учебных заведенийУкраиныс русским языком обучения (1-4 классы) (авторы, структура, содержание и принципы построения программы).

2. Охарактеризуйте типичные школьные трудности при обучении письму и чтению.

Практический блок.

1. Пропишите прописи [68; 73 – по выбору студента].

2. Проанализируйте тетради учащихся 1–4 классов и установите, какие виды графических ошибок допущены в них. Назовите способы их устранения.

 

Задания для самостоятельной работы

Содержательный модуль 1.

Введение. Методика обучения грамоте

Тема: Методика преподавания русского языка как наука (2 / 4 ч.).

Задание. Подготовьте устное сообщение на тему «Этапы развития методики русского языка как науки».

Литература: [1, с. 4–21; 2, с. 6–16; 14, с. 5–28].

Форма контроля – устное собеседование.

Тема: Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (2 / 4 ч.).

Задание. Выпишите основные положения следующих статей:

1. Бакулина Г. А. Обучение грамоте средствами субъективизации / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 33–38.

2. Бетенькова Н. М. Проблема усовершенствования системы обучения грамоте / Н. М. Бетенькова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 54–57.

3. Булычёва Н. К. Проблемы обучения письму в современной начальной школе / Н. К. Булычёва // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 23–25.

Форма контроля – собеседование по содержанию статей.

Тема: Основные виды занятий по обучению грамоте (2 / 4 ч.).

Задание. Выпишите основные положения следующих статей:

1. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 55–57.

2. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха при обучении грамоте / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 8. – С. 45–47.

3. Бушуева Л. С. Использование дифференцированных заданий при обучении первоначальному чтению / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 73–75.

Форма контроля – собеседование по содержанию статей.

Тема: Первоначальное обучение письму (2 / 4 ч.).

Задание. Выпишите основные положения следующих статей:

1. Архипова Е. Ф. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся начальных классов / Е. Ф. Архипова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 22–24.

2. Захарова С. И. К урокам письма / С. И. Захарова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 80–84.

3. Керженцева А. В. Письмо «с секретом» по методике В. А. Илюхиной / А. В. Керженцева // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 39–40.

Форма контроля – собеседование по содержанию статей.

Тема: Трудности обучения чтению и письму леворуких детей (2 / 4 ч.).

Задание. Подберите комплекс заданий, с помощью которых можно определить ведущую руку младшего школьника.

Литература: [9, с. 4–17].

Форма контроля – проверка подобранных заданий.

Тема: Трудности обучения чтению и письму медлительных детей (2 / 4 ч.).

Задание. Выделите возможные экзогенные и эндогенные факторы, приводящие к школьным проблемам у медлительных детей.

Литература: [6, с. 12–23; 7, с. 34–56; 9, с. 18–33].

Форма контроля – устноесобеседование.

Тема: Трудности обучения чтению и письму гиперактивных детей (2 / 4 ч.).

Задание. Охарактеризуйте основные симптомы гиперактивности и разработайте свою тактику работы с гиперактивным ребенком в классе.

Литература: [6, с. 24–56; 7, с. 56–76; 9, с. 34–50].

Форма контроля – устное собеседование.

Тема: Общие принципы организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению (2 / 4 ч.).

Задание. Выпишите основные положения следующих статей:

1. Егорова И. М. Обучение чтению и письму школьников с низкой готовностью к обучению / И. М. Егорова // Начальная школа. – 2002. – № 8. – С. 30–38.

2. Козырева О. А. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении? / О. А. Козырева // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 19–29.

3. Троицкая Л. А. Характер нарушений чтения и письма у детей / Л. А. Троицкая // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 15–18.

Форма контроля – собеседование по содержанию статей.

Вопросы к зачету

1. Предмет, цель и задачи методики преподавания русского языка. Связь методики с другими науками.

2. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

3. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

4. Действующая программа по русскому языку (авторы, структура, содержание).

5. История методов обучения грамоте (буквослагательный метод).

6. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

7. Процесс обучения грамоте (добукварный период; букварный период; послебукварный период).

8. Учебно-методический комплект по обучению грамоте.

9. Основные виды занятий по обучению грамоте (работа над звуками: аналитические упражнения; синтетические упражнения).

10. Основные виды занятий по обучению грамоте (работа над техникой речи).

11. Основные виды занятий по обучению грамоте (знакомство с ударением).

12. Основные виды занятий по обучению грамоте (работа над предложением).

13. Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся в области письма (на основе анализа действующей школьной программы (1 класс).

14. Организационные и гигиенические условия обучения письму.

15. Приемы обучения письму букв.

16. Типичные графические ошибки учащихся и пути их устранения.

17. Элементы орфографии в период обучения грамоте.

18. Современные представления о возникновении леворукости.

19. Психологические особенности леворуких детей.

20. Методика оценки мануальной ассиметрии (леворукость, праворукость).

21. Примеры и анализ школьных трудностей у леворуких детей.

22. Особенности учебной деятельности медлительных детей.

23. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению.

24. Тактика работы с медлительными детьми.

25. Психологические особенности гиперактивных детей.

26. Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных детей.

27. Тактика работы педагога с гиперактивными детьми.

28. Формы организации коррекционной работы.

29. Последовательность действий педагога при организации помощи детям с трудностями обучения письму и чтению.

30. Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1-го класса.

 

14. Рекомендованная литература

Основная

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. – М.: Педагогика, 1997. – 345 с.

2. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) / Е. С. Антонова. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

3. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно- деятельностный подход / Е. С. Антонова. – М.: КноРус, 2007. – 464 с.

4. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М. М. Безруких. – М.: Вентана-граф, 2008. – 240 с.

5. Безруких М. М. Обучение письму / М. М. Безруких. – Екатеринбург: Рама паблишинг, 2009. – 608 с.

6. Безруких М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 312 с.

7. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

8. Безруких М. М. Трудности обучения чтению и письму в начальной школе: лекции 1–4: [учебно-методическое пособие] / М. М. Безруких. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.

9. Безруких М. М. Трудности обучения чтению и письму в начальной школе: лекции 5–8: [учебно-методическое пособие] / М. М. Безруких. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 72 с.

10. Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М.: Педагогика, 1977. – 215 с.

11. Желтовская Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: [пособие для учителя четырехлетней начальной школы] / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. – М.: Просвещение, 1987. – 225 с.

Зиновьева Т. И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. – М.: Академия, 2007. – 304 с.

13. Кирей І. Ф., Трунова В. А. Методика викладання каліграфії в початковій школі: [навч. посібник] / І. Ф. Кирей, В. А. Трунова. – К.: Вища шк., 1994. – 143 с.

14. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с.

15. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: [пособие для студентов педагогических вузов] / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

16. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

17. Методика русского языка: [учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы»] / В. А. Кустарёва, Л. К. Назарова, Н. С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 400 с.

18. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: [учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений] / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 384 с.

19. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Архипова Е. В., Воителева Т. М., Дейкина А. Д. и др.]; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

Дополнительная

20. Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения / А. В. Айгишева // Начальная школа. – 2004. – № 12. – С. 80–82.

21. Архипова Е. Ф. Преодоление некоторых видов нарушений письма у учащихся начальных классов / Е. Ф. Архипова // Начальная школа. – 2009. – № 5. – С. 22–24.

22. Ачкасова П. И. Работа с читающими и нечитающими детьми в букварный период / П. И. Ачкасова // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 57–58.

23. Бакулина Г. А. Обучение грамоте средствами субъективизации / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 33–38.

24. Бетенькова Н. М. Проблема усовершенствования системы обучения грамоте / Н. М. Бетенькова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 54–57.

25. Булычёва Н. К. Проблемы обучения письму в современной начальной школе / Н. К. Булычёва // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 23–25.

26. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха первоклассников при обучении грамоте / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 55–57.

27. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха при обучении грамоте / Л. С. Бушуева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 8. – С. 45–47.

28. Бушуева Л. С. Использование дифференцированных заданий при обучении первоначальному чтению / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 73–75.

29. Горецкий В. Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте / В. Г. Горецкий // Начальная школа. – 2000. – № 7. – С. 35–47.

30. Егорова И. М. Обучение чтению и письму школьников с низкой готовностью к обучению / И. М. Егорова // Начальная школа. – 2002. – № 8. – С. 30–38.

31. Заїка В. Методи навчання першокласників письму відразу в одну лінію / В. Заїка // Початкова школа. – 2006. – № 10. – С. 9–15.

32. Захарова С. И. К урокам письма / С. И. Захарова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 80–84.

33. Іваниця Г. Системно-творчий підхід до вироблення навички письма учнів молодших класів / Г. Іваниця, М. Кучинський // Початкова школа. – 2006. – № 11. – С. 11–14.

34. Илюхина В. А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 12–17.

35. Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы / И. Л. Калинина // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 10–14.

36. Квач В. В. Понимание в процессе овладения детьми знаковыми системами, или Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте / В. В. Квач // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 6–13.

37. Керженцева А. В. Письмо «с секретом» по методике В. А. Илюхиной / А. В. Керженцева // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 39–40.

38. Кирей І. Ф. Методи сприяння успішності з каліграфічного письма / І. Ф. Кирей // Початкова школа. – 1989. – № 11. – С. 20–22.

39. Кирюшкин В. А. Работа со схемами при обучении грамоте / В. А. Кирюшкин // Начальная школа. – 2000. – № 7. – С. 47–58.

40. Кифоренко Н.Н. Формирование почерка учащихся как индивидуального качества // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 10. – С. 10–16.

41. Кленникова Е. Д. Прописи: широкая или узкая строка? / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. – 2005. – № 8. – С. 87–88.

42. Козлова Л. В. Когда напишем заглавную букву / Л. В. Козлова // Начальная школа. – 2009. – № 8. – С. 8–14.

43. Козлова Л. В. Работа с детскими книгами на уроках обучения грамоте / Л. В. Козлова // Начальная школа. – 2003. – № 8. – С. 56–63.

44. Козырева О. А. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении? / О. А. Козырева // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 19–29.

45. Колпакова Т. Н. Использование карточек в период обучения грамоте / Т. Н. Колпакова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 13–14.

46. Кучинський М. Формування навичок письма – одна з основних проблем початкової школи / М. Кучинський // Початкова школа. – 2006. – № 5. – С. 10–13.

47. Лагутин В. В. Упражнение «Подвижной состав» / В. В. Лагутин // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 65–66.

48. Лесничева Т. И. Для развития техники чтения / Т. И. Лесничева // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 81–82.

49. Луданая А. М. Универсальные прописи и работа по ним / А. М. Луданая // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 37–41.

50. Менская М. А. Конспект урока обучения грамоте / М. А. Менская // Начальная школа. – 2001. – № 7. – С. 25–28.

51. Методические рекомендации по курсу «Каллиграфия»; сост. З. Л. Шинтарь. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 27 с.

52. Парфенова А. Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой / А. Е. Парфенова // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 108–109.

53. Парфенова А. Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой / А. Е. Парфенова // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 103–104.

54. Парфенова А. Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой / А. Е. Парфенова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 76–77.

55. Пасяева К. З. Дидактический материал по развитию внимания, логического мышления на уроках обучения грамоте / К. З. Пасяева // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 105–107.

56. Пасяева К. З. Развитие внимания и логического мышления / К. З. Пасяева // Начальная школа. – 2005. – № 7. – С. 38–40.

57. Пашковская Н. И. Зоопарк от А до Я / Н. И. Пашковская // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 58–59.

58. Петрова Т. А. Чистописание / Т. А. Петрова, Т. Г. Ложкова // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 34–38.

59. Пешкова Т. П. Каллиграфическая минутка как средство воспитания интереса к русскому языку / Т. П. Пешкова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 87–89.

60. Пиче-оол Т. С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Т. С. Пиче-оол // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 14–16.

61. Плотникова О. А Обучение грамоте / О. А. Плотникова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 76–78.

62. Попова Н. А. Уроки письма с использованием «Чудо-прописей» / Н. А. Попова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 92–93.

63. Прищепа О. Ю. Альбом демонстраційних таблиць писаних та друкованих малих і великих літер / О. Ю. Прищепа. – К., 2010. – 14 с.

64. Стручаева Т. М. Обучение «письму-чтению»: история и современная практика / Т. М. Стручаева // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С. 83–86.

65. Троицкая Л. А. Характер нарушений чтения и письма у детей / Л. А. Троицкая // Начальная школа. – 2008. – № 4. – С. 15–18.

66. Федосова Н. А. Как исправлять почерк детей / Н. А. Федосова // Начальная школа. – 1990. – № 4. – С. 23–27.

67. Цепова І. В. Ознайомлення першокласників із сіткою зошита та елементами букв засобами художньо-зорових образів на матеріалі прописів з калькою / І. В. Цепова // Початкова школа. – 2006. – № 5. – С. 14–16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.075 с.)