Із російською мовою навчання 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Із російською мовою навчання



Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Современный курс русского языка в 5-9 классах – школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания, общения и воздействия.

Обучение русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, её моральных и эстетических ценностей; расширению культурно-познавательных интересов учащихся, воспитанию у них уважения к традициям своего народа, толерантного отношения к культурным традициям других народов; становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности.

Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности – свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций.

Данная цель достигается в ходе реализации следующих задач:

1) формирование устойчивой мотивации изучения русского языка, воспитание чувства красоты и выразительности родного слова, уважения к государственному языку и языкам других народов;

2) становление речевой компетенции, включающей в себя знания о речи и речевые умения, предполагающей способность использовать языковые средства, лексический состав и грамматический строй языка для понимания чужих и создания собственных высказываний;

3) формирование языковой компетенции, которая включает знания о системе языка, языковых единицах и нормах их употребления, а также базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и правописные (орфографические и пунктуационные) и способность распознавать языковые единицы, определять их функции и употреблять в речи;

4) формирование (достижение) социокультурной компетенции, включающей знания о материальной и духовной культуре, о социальной структуре общества, его национальной специфике, о социальнокультурных стереотипах речевого поведения, предполагающей способность ориентироваться в социальных ситуациях, устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми;

5) формирование деятельностной компетенции, предполагающей формирование умений организационной, познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, развитие творческих способностей.

Наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, нормах русского литературного языка и культуре речи обеспечивает выполнение поставленных задач.

Русский язык как учебный предмет содействует развитию познавательных интересов, творческих способностей, совершенствованию умений самостоятельно пополнять знания и повышать культуру речи.

Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся.

Воспитательные возможности курса русского языка обеспечиваются средствами учебного предмета, общими сведениями о русском языке (его происхождении, развитии и др.), воздействием личности учителя, рациональной организацией учебного процесса, дидактическим материалом, привлекаемым для занятий, тематикой устных и письменных высказываний учащихся.

Воспитание у школьников языкового эстетического вкуса, развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи осуществляется путем анализа изобразительно-выразительных средств текста.

Реализации цели и решению задач обучения русскому языку, поставленных в программе, будет способствовать использование и разумное сочетание элементов современных подходов к изучению русского языка:

личностно-ориентированного ( предполагающего отношение педагога к учащемуся как к личности, признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника, его возможностей, становление самосознания учащегося);

коммуникативно-деятельностного (предусматривающего организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста);

когнитивно-коммуникативного (обеспечивающего совершенствование речевой деятельности учащихся во всех её видах на основе осознанного усвоения ими языковых явлений, фактов, правил);

социокультурного (предполагающего обучение языку не только как средству общения и познания, но и как средству приобщения к национальной культуре, овладение языком в неразрывной связи с изучением культуры; рассмотрение языка как основной формы хранения знаний о культуре русского народа и средства познания этих знаний).

Программа строится в соответствии с психолого-дидактическими особенностями обучения учащихся основной школы и является продолжением пропедевтического курса русского языка в начальных классах. Для обеспечения преемственности учитель, работающий в 5-9 классах, должен знать Государственные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по русскому языку.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

Содержание и структура программы соответствуют Государственному стандарту базового и полного среднего образования, в котором обозначены четыре содержательные линии обучения русскому языку: речевая, языковая, социокультурная и деятельностная.

Речевая линия содержания находитотражение в первом разделе «Сведения о речи. Виды речевой деятельности», языковой линии соответствует вторая часть «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления». Содержание с оциокультурной линии определено соответствующим разделом программы, а также представлено в темах «Введение», в разделах русского языка («Лексикология. Фразеология», «Синтаксис» и др.), в блоках тем «Общение», «Текст», «Типы и стили речи». Деятельностная линия нашла своё выражение в соответствующем разделе программы, а также в «Государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся».

Первая часть программы основной школы «Сведения о речи. Виды речевой деятельности» включает сведения об общении и речи, тексте и его основных признаках, о типах и стилях речи, а также перечень основных видов работ, соотнесенных с четырьмя видами речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение, письмо.

Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения)–понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в определенном классе.

Для активизации речевой деятельности школьников отдается предпочтение высказываниям, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями и чувствами, выразить пожелания, предположения, оценить происходящие события.

Вторая часть программы основной школы «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления» содержит общие сведения о языке, основные лингвистические понятия, сведения о языковых единицах и особенностях их функционирования, нормы русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации.

Для раскрытия социальной роли языка и воспитания толерантного отношения к другим языкам и их носителям в программу включены соответствующие темы в начале изучения курса языка в каждом классе.

Системные знания о языке являются основой сознательной работы над умениями пользоваться языком в речевой практике.

Особое внимание в программе уделено языковому материалу, который служит базой для формирования речевых умений, а также обеспечивает обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие их способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Сведения о стилистической роли языковых единиц сообщаются при изучении единиц языка.

Языковая линия обучения ориентируют учителя и на работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней (лексики и словообразования, словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, фонетики и орфографии, орфографии и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.). Это поможет учащимся осознать системный характер языка, увидеть специфику каждой изучаемой единицы, что является необходимым условием приобретения глубоких и прочных знаний.

При отборе сведений, относящихся к нормам литературного языка, учитываются наиболее распространенные в речи учащихся ошибки и недочеты, особенно те, которые характерны для русской речи в Украине.

Языковая линия содержания обучения построена в основном по линейному принципу, что соответствует логике системы языка. Линейность нарушается в таких случаях: в каждом классе во введении даются общие сведения о русском языке; в 5 классе в практических целях вводится раздел «Синтаксис и пунктуация». Некоторые отступления от линейного принципа расположения программного материала имеют место и в разделе «Лексикология. Фразеология».

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно и параллельно с изучением тем по фонетике, составу слову, словообразованию, морфологии и синтаксису, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Требования к уровню орфографической и пунктуационной подготовки учащихся вынесены в приложение 1.

Программа сопровождается рекомендуемым количеством часов на изучение разделов и тем. В начале программы каждого класса указано общее количество часов, в том числе и часы, отведенные на контрольные работы. На изучение тем «Введение» и «Повторение в конце учебного года» выделены специальные часы. Учитель имеет право корректировать распределение учебного времени в пределах разделов и тем.

Реализация социокультурной линии обучения способствует усвоению культурных и духовных ценностей своего и других народов, норм, которые регулируют социально-коммуникативные отношения между поколениями, нациями, обеспечивает эстетическое и морально-этическое развитие учащихся, формирование толерантной личности, способной понимать другую культуру.

Социокультурная линия предполагает осмысление учащимися проявления культурного фона в лексике и фразеологии, морфологии и синтаксисе, предусматривает интерпретацию текстов как знаковых произведений духовной деятельности, нацеливает на знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, изделиями декоративно-прикладного искусства. Доминирующая роль отводится формированию у учащихся готовности к эмоционально-чувственному восприятию и оценке культуроведческих текстов, умению воспринимать этнокультурные смыслы, анализировать семантику сравниваемых единиц, принадлежащих различным языкам.

Способствуют становлению социокультурной компетенции сведения о речевом этикете, стереотипах речевого поведения, отраженных в пословицах, поговорках, фразеологизмах, данные по ономастике и этимологии.

К числу важных приемов, позволяющих реализовать цели социокультурной линии обучения, относятся: социо- и лингвокультурологический комментарий, социокультурные справки к использованным текстам, межъязыковое сопоставление, «этимологические этюды», работа с лексико-семантическими и тематическими объединениями слов, наблюдения за живой речью, конкурсы творческих работ, дискуссии, деловые игры, защита проектов.

Для социокультурного развития учащихся используется дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова.

Деятельностная (стратегическая) линия обучения предполагает формирование у школьников общеучебных умений и навыков:

осмысливать структуру собственной познавательной деятельности: мотив-цель, план ее осуществления, оценивание результата; самостоятельно определять цель собственной познавательной деятельности и обеспечивать ее достижение (практически);

выполнять мыслительные действия: анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать языковые факты;

приводить нужные примеры, убедительные доказательства, делать выводы, критически оценивать воспринятую информацию, подбирать и соответствующим образом оформлять необходимый материал и т.п.;

самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками.

Деятельностная линия обеспечивает развитие навыков работы в парах, небольших группах с целью воспитания умения бесконфликтного взаимодействия.

Содержание деятельностной линии является основой для формирования у школьников информационной компетенции, обеспечивающей нахождение, переработку и использование информации. Основными источниками информации в процессе обучения являются тексты учебника, учебные книги, Интернет-ресурсы, а наиболее распространенным способом ее извлечения – слушание, чтение.

В программе заложены и указаны межпредметные связи, реализация которых на уроках русского языка будет способствовать углубленному пониманию изучаемых языковых явлений, развитию мышления и речи учащихся, расширению их кругозора.

 


Класс

70 часов (62 учебных + 8 контрольных) – 2 часа в неделю

ВВЕДЕНИЕ

(1 ч.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.024 с.)