Языковые средства и нормы их употребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые средства и нормы их употребления



(42 ч.)

 

Содержание темы Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.)
Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова · различает звуки и буквы, выделяет в слове ударный слог, основу и окончание · правильно произносит звуки речи и обозначает их на письме · ставит ударение в наиболее употребительных словах · располагает слова по алфавиту с учетом второй и третьей буквы · выделяет в словах корень, префикс, суффикс · образовывает слова с помощью префиксов и суффиксов · употребляет в речи слова с различными префиксами и суффиксами
Части речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наиболее употребительные наречия) · опознает изученные части речи · определяет грамматические признаки частей речи · употребляет изученные части речи в роли главных и второстепенных членов предложения · использует изученные части речи при построении собственных высказываний
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (12 ч.)
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово в словосочетании (систематизация и углубление знаний) · знает и понимает содержание и значение синтаксиса и пунктуации · определяет главное и зависимое слово в словосочетании, устанавливает смысловую связь между словами, выделяет словосочетание из предложения · составляет словосочетания (предложные и беспредложные) по данной схеме; правильно выбирает форму зависимого слова в словосочетании · правильно использует словосочетания в речи, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках
Предложение, его грамматическая основа; роль предложения в языке. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске (систематизация и углубление знаний) Пунктуация Знаки препинания в конце предложений · вычленяет отдельные предложения из речевого потока · определяет на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске · строит, правильно интонирует и выразительно читает простые предложения, учитывая цель высказывания и обстановку общения · использует повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные, для реализации определённых речевых задач  
Главные и второстепенные члены предложения (систематизация и углубление знаний) Пунктуация Тире между подлежащим и сказуемым · находит главные члены предложения, определяет второстепенные члены предложения · распространяет нераспространённые предложения второстепенными членами (дополнением, определением, обстоятельством) · составляет и правильно интонирует распространённые и нераспространённые предложения · употребляет в речи распространенные и нераспространенные предложения, используя разные способы выражения главных и второстепенных членов
Предложение с однородными членами Пунктуация Знаки препинания в предложениях с однородными членами · опознает предложения с однородными членами · интонационно правильно произносит предложения с однородными членами · строит и правильно интонирует предложения с однородными членами без союзов и с союзами а, но, и · использует предложения с однородными членами (главными и второстепенными) в устной и письменной речи
Предложения с обращениями (повторение), вводными словами (ознакомление) Пунктуация Знаки препинания при обращении. Запятые при вводных словах · опознает предложения с обращениями и вводными словами, находит обращения и вводные слова в предложении (отличают их от членов предложения) · понимает значение вводных слов · строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает предложения с обращениями, вводными словами · употребляет предложения с обращениями и вводными словами в речи
Сложное предложение Пунктуация Знаки препинания в сложных предложениях перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что · отличает простое предложение от сложного · выделяет части сложного предложения · строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает сложные предложения · употребляет в речи сложные предложения
Прямая и косвенная речь Пунктуация Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге · определяет слова автора и прямую речь, а также предложения с косвенной речью · строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает предложения с прямой и косвенной речью, диалог · использует в речи предложения с прямой и косвенной речью, диалог для передачи чужой речи с учетом условий речевой ситуации
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); восклицательные предложения, предложения с обращениями и диалоги в художественных произведениях (литература)
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ (8ч.)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Звуки речи (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), их роль в речи. Алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных. Разделительные ъ и ь (систематизация и углубление знаний) О рфография Понятие об орфограмме. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных Разделительные ъ и ь · знает и понимает содержание и значение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии · выделяет звуки в словах, различает звук и букву, гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие · различает на слух твердые и мягкие согласные звуки; указывает в словах буквы, обозначающие мягкость согласных · произносит мягкие согласные в соответствии с нормами русского литературного языка · обозначает на письме мягкость согласных · объясняет назначение ъ и ь · правильно произносит звуки и обозначает их на письме; характеризует звуки · анализирует и оценивает речь с точки зрения ее соответствия фонетическим нормам русского литературного языка
Слог. Ударение. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков русского языка. Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине. Произношение гласных звуков в безударном положении. Произношение звуков, обозначаемых буквами г, ц, ч, щ. Произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах (систематизация и углубление знаний). Ознакомление с орфоэпическим словарём О рфография Проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова · делит слова на слоги, выделяет ударный слог · различает безударные и ударные гласные, правильно их произносит · различает на слух твердые и мягкие согласные звуки перед е в заимствованных словах; соотносит звуки и буквы в словах · правильно произносит согласные звуки перед е в заимствованных словах · правильно произносит звуки, обозначаемые буквами г, ц, ч, щ · замечает и исправляет типичные орфоэпические ошибки в русской речи · произносит слова в соответствии с нормами русского литературного языка · соблюдает нормы русского литературного произношения в речи · пользуется орфоэпическим словарём  
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); звук (музыка), звукопись, рифма (литература)
ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ (8 ч.)
Понятие о лексикологии. Слово и его лексическое значение. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Ознакомление с толковым словарём. Приёмы толкования лексического значения слова · знает и понимает содержание и значение лексикологии · определяет лексическое значение слова · отличает лексическое значение слова от грамматического · уточняет лексическое значение слова с помощью контекста · объясняет лексическое значение известных слов, используя различные приёмы толкованиязначения слова · опознает слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску · пользуется толковым словарем: находит словарные статьи, извлекает из них нужную информацию о значении слова · употребляет слова в соответствии с их значением · уместно употребляет эмоционально-экспрессивные слова для решения определенной коммуникативной задачи
Однозначные и многозначные слова (систематизация и углубление знаний). Словарная статья многозначного слова в толковом словаре. Прямое и переносное значение слова · различает однозначные и многозначные слова · определяет значение многозначного слова в тексте · находит в тексте слова с переносным значением и объясняет переносное значение слова · находит в словарной статье толкового словаря искомое значение многозначного слова · составляет словарную статью многозначного слова · уместно употребляет многозначные слова в речи · использует слова в прямом и переносном значении для точного и образного изображения действительности
Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы (систематизация и углубление знаний). Ознакомление со словарём синонимов, словарём антонимов · замечает в тексте омонимы, синонимы антонимы · находит омонимы в толковых словарях · отличает омонимы от многозначных слов · определяет общее лексическое значение синонимов · подбирает к данным словам синонимы, антонимы · пользуется словарём синонимов, словарём антонимов · выясняет смысловые и стилистические отличия слов-синонимов и определяет цель использования синонимов и антонимов в тексте · употребляет синонимы как средство выразительности речи · использует синонимы для связи предложений в тексте, для предупреждения неоправданного повтора слов, для выражения отношения к предмету речи · уместно и точно употребляет синонимы в речи · использует антонимы в своей речи для создания контраста
  Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь · знает и понимает содержание и значение фразеологии · находит фразеологизмы в тексте · дает толкование значения наиболее употребительных фразеологизмов · определяет цель использования фразеологизмов в тексте · употребляет фразеологизмы в своей речи для решения определённой коммуникативной задачи
Межпредметные связи:сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитеты, сравнения, синонимы, фразеологизмы в художественных произведениях (литература)
  СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (12 ч.)
Понятие о составе слова. Основа слова и окончание изменяемых слов. Однокоренные слова и формы слова (систематизация и углубление знаний) · знает и понимает значение и содержание состава слова · отделяет окончание от основы · различает формы одного и того же слова и однокоренные слова · распознает слова с нулевым окончанием и слова без окончания (неизменяемые) · определяет грамматическое значение слова, выраженное окончанием
Понятие о морфеме. Корень, суффикс, префикс, окончание – значимые части слова (морфемы) (систематизация и углубление знаний). Ознакомление со словарём строения слов · членит основу на значимые части и обозначают условными знаками значимые части слова · пользуется словарём строения слов · подбирает однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; слова заданной структуры · определяет общее лексическое значение корня; значение префикса, суффикса (в том числе эмоционально-экспрессивное) · определяет структуру слова · осуществляет сознательный выбор морфем при образовании слов с определённым значением · использует в речи слова с различными морфемами с учётом их смысловых и стилистических особенностей
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов Орфография Буквы е, и в корнях с чередованием. Буквы а, о в корнях –кас-(-кос-); -лаг-(-лож-). Буквы а, о вкорне –раст-(-ращ-) - -рос-. Буквы а, о в корнях –зар-(-зор-), -гар-(-гор-) · опознает слова с чередующимися гласными и согласными в корне · сопоставляет произношение и написание слова
Орфография Буквы о, ё после шипящих в корне слова · сопоставляет произношение и написание слова
Гласные и согласные в префиксах     Орфография Буквы з, с на конце префиксов. Буквы е, и в префиксах пре-, при- · сопоставляет произношение и написание слова
Орфография Буквы и, ы после ц в разных частях слова · сопоставляет произношение и написание слова
Понятие о словообразовании. Способы словообразования в русском языке. Ознакомление со школьным словообразовательным словарём · определяет способ образования известных слов · указывает, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово · образовывает слова по заданным словообразовательным моделям · составляет цепочку однокоренных слов (в порядке их образования) · сопоставляет структуру слова и способ его образования · пользуется школьным словообразовательным словарём
Сложные и сложносокращённые слова Орфография Соединительные о, е в сложных словах. Сложные слова с пол-, полу- · опознает сложные и сложносокращенные слова · правильно произносит сложносокращённые слова · согласовывает со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы прошедшего времени · использует в речи сложные и сложносокращённые слова
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); слова с эмоционально-экспрессивно окрашенными префиксами и суффиксами в художественных произведениях (литература)
     

 

ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА

(1 ч.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.009 с.)