Содержание темы
| Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
|
ПОВТОРЕНИЕ (2 ч.)
|
Звуки, буквы. Слог. Ударение. Значимые части слова
| · различает звуки и буквы, выделяет в слове ударный слог, основу и окончание
· правильно произносит звуки речи и обозначает их на письме
· ставит ударение в наиболее употребительных словах
· располагает слова по алфавиту с учетом второй и третьей буквы
· выделяет в словах корень, префикс, суффикс
· образовывает слова с помощью префиксов и суффиксов
· употребляет в речи слова с различными префиксами и суффиксами
|
Части речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол, наиболее употребительные наречия)
| · опознает изученные части речи
· определяет грамматические признаки частей речи
· употребляет изученные части речи в роли главных и второстепенных членов предложения
· использует изученные части речи при построении собственных высказываний
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (12 ч.)
|
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово в словосочетании (систематизация и углубление знаний)
| · знает и понимает содержание и значение синтаксиса и пунктуации
· определяет главное и зависимое слово в словосочетании, устанавливает смысловую связь между словами, выделяет словосочетание из предложения
· составляет словосочетания (предложные и беспредложные) по данной схеме; правильно выбирает форму зависимого слова в словосочетании
· правильно использует словосочетания в речи, в том числе и те, которые различаются в русском и украинском языках
|
Предложение, его грамматическая основа; роль предложения в языке. Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске (систематизация и углубление знаний)
Пунктуация
Знаки препинания в конце предложений
| · вычленяет отдельные предложения из речевого потока
· определяет на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске
· строит, правильно интонирует и выразительно читает простые предложения, учитывая цель высказывания и обстановку общения
· использует повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные, для реализации определённых речевых задач
|
Главные и второстепенные члены предложения (систематизация и углубление знаний)
Пунктуация
Тире между подлежащим и сказуемым
| · находит главные члены предложения, определяет второстепенные члены предложения
· распространяет нераспространённые предложения второстепенными членами (дополнением, определением, обстоятельством)
· составляет и правильно интонирует распространённые и нераспространённые предложения
· употребляет в речи распространенные и нераспространенные предложения, используя разные способы выражения главных и второстепенных членов
|
Предложение с однородными членами
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
| · опознает предложения с однородными членами
· интонационно правильно произносит предложения с однородными членами
· строит и правильно интонирует предложения с однородными членами без союзов и с союзами а, но, и
· использует предложения с однородными членами (главными и второстепенными) в устной и письменной речи
|
Предложения с обращениями (повторение), вводными словами (ознакомление)
Пунктуация
Знаки препинания при обращении.
Запятые при вводных словах
| · опознает предложения с обращениями и вводными словами, находит обращения и вводные слова в предложении (отличают их от членов предложения)
· понимает значение вводных слов
· строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает предложения с обращениями, вводными словами
· употребляет предложения с обращениями и вводными словами в речи
|
Сложное предложение
Пунктуация
Знаки препинания в сложных предложениях перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что
| · отличает простое предложение от сложного
· выделяет части сложного предложения
· строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает сложные предложения
· употребляет в речи сложные предложения
|
Прямая и косвенная речь
Пунктуация
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге
| · определяет слова автора и прямую речь, а также предложения с косвенной речью
· строит, интонационно правильно произносит и выразительно читает предложения с прямой и косвенной речью, диалог
· использует в речи предложения с прямой и косвенной речью, диалог для передачи чужой речи с учетом условий речевой ситуации
|
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); восклицательные предложения, предложения с обращениями и диалоги в художественных произведениях (литература)
|
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ (8ч.)
|
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. Звуки речи (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), их роль в речи. Алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных. Разделительные ъ и ь (систематизация и углубление знаний)
О рфография
Понятие об орфограмме.
Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Разделительные ъ и ь
| · знает и понимает содержание и значение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
· выделяет звуки в словах, различает звук и букву, гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие
· различает на слух твердые и мягкие согласные звуки; указывает в словах буквы, обозначающие мягкость согласных
· произносит мягкие согласные в соответствии с нормами русского литературного языка
· обозначает на письме мягкость согласных
· объясняет назначение ъ и ь
· правильно произносит звуки и обозначает их на письме; характеризует звуки
· анализирует и оценивает речь с точки зрения ее соответствия фонетическим нормам русского литературного языка
|
Слог. Ударение. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков русского языка. Типичные орфоэпические ошибки русской речи в Украине. Произношение гласных звуков в безударном положении. Произношение звуков, обозначаемых буквами г, ц, ч, щ. Произношение согласных звуков перед е в заимствованных словах (систематизация и углубление знаний). Ознакомление с орфоэпическим словарём
О рфография
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Проверяемые согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова
| · делит слова на слоги, выделяет ударный слог
· различает безударные и ударные гласные, правильно их произносит
· различает на слух твердые и мягкие согласные звуки перед е в заимствованных словах; соотносит звуки и буквы в словах
· правильно произносит согласные звуки перед е в заимствованных словах
· правильно произносит звуки, обозначаемые буквами г, ц, ч, щ
· замечает и исправляет типичные орфоэпические ошибки в русской речи
· произносит слова в соответствии с нормами русского литературного языка
· соблюдает нормы русского литературного произношения в речи
· пользуется орфоэпическим словарём
|
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); звук (музыка), звукопись, рифма (литература)
|
ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ (8 ч.)
|
Понятие о лексикологии. Слово и его лексическое значение. Слова с эмоционально-экспрессивной окраской. Ознакомление с толковым словарём. Приёмы толкования лексического значения слова
| · знает и понимает содержание и значение лексикологии
· определяет лексическое значение слова
· отличает лексическое значение слова от грамматического
· уточняет лексическое значение слова с помощью контекста
· объясняет лексическое значение известных слов, используя различные приёмы толкованиязначения слова
· опознает слова, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску
· пользуется толковым словарем: находит словарные статьи, извлекает из них нужную информацию о значении слова
· употребляет слова в соответствии с их значением
· уместно употребляет эмоционально-экспрессивные слова для решения определенной коммуникативной задачи
|
Однозначные и многозначные слова (систематизация и углубление знаний). Словарная статья многозначного слова в толковом словаре. Прямое и переносное значение слова
| · различает однозначные и многозначные слова
· определяет значение многозначного слова в тексте
· находит в тексте слова с переносным значением и объясняет переносное значение слова
· находит в словарной статье толкового словаря искомое значение многозначного слова
· составляет словарную статью многозначного слова
· уместно употребляет многозначные слова в речи
· использует слова в прямом и переносном значении для точного и образного изображения действительности
|
Группы слов по значению: омонимы, синонимы, антонимы (систематизация и углубление знаний). Ознакомление со словарём синонимов, словарём антонимов
| · замечает в тексте омонимы, синонимы антонимы
· находит омонимы в толковых словарях
· отличает омонимы от многозначных слов
· определяет общее лексическое значение синонимов
· подбирает к данным словам синонимы, антонимы
· пользуется словарём синонимов, словарём антонимов
· выясняет смысловые и стилистические отличия слов-синонимов и определяет цель использования синонимов и антонимов в тексте
· употребляет синонимы как средство выразительности речи
· использует синонимы для связи предложений в тексте, для предупреждения неоправданного повтора слов, для выражения отношения к предмету речи
· уместно и точно употребляет синонимы в речи
· использует антонимы в своей речи для создания контраста
|
| Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь
| · знает и понимает содержание и значение фразеологии
· находит фразеологизмы в тексте
· дает толкование значения наиболее употребительных фразеологизмов
· определяет цель использования фразеологизмов в тексте
· употребляет фразеологизмы в своей речи для решения определённой коммуникативной задачи
|
Межпредметные связи:сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); эпитеты, сравнения, синонимы, фразеологизмы в художественных произведениях (литература)
|
СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ (12 ч.)
|
Понятие о составе слова. Основа слова и окончание изменяемых слов. Однокоренные слова и формы слова (систематизация и углубление знаний)
| · знает и понимает значение и содержание состава слова
· отделяет окончание от основы
· различает формы одного и того же слова и однокоренные слова
· распознает слова с нулевым окончанием и слова без окончания (неизменяемые)
· определяет грамматическое значение слова, выраженное окончанием
|
Понятие о морфеме. Корень, суффикс, префикс, окончание – значимые части слова (морфемы) (систематизация и углубление знаний). Ознакомление со словарём строения слов
| · членит основу на значимые части и обозначают условными знаками значимые части слова
· пользуется словарём строения слов
· подбирает однокоренные слова, слова с одинаковыми префиксами и суффиксами; слова заданной структуры
· определяет общее лексическое значение корня; значение префикса, суффикса (в том числе эмоционально-экспрессивное)
· определяет структуру слова
· осуществляет сознательный выбор морфем при образовании слов с определённым значением
· использует в речи слова с различными морфемами с учётом их смысловых и стилистических особенностей
|
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Орфография
Буквы е, и в корнях с чередованием.
Буквы а, о в корнях –кас-(-кос-); -лаг-(-лож-).
Буквы а, о вкорне –раст-(-ращ-) - -рос-.
Буквы а, о в корнях –зар-(-зор-), -гар-(-гор-)
| · опознает слова с чередующимися гласными и согласными в корне
· сопоставляет произношение и написание слова
|
Орфография
Буквы о, ё после шипящих в корне слова
| · сопоставляет произношение и написание слова
|
Гласные и согласные в префиксах
Орфография
Буквы з, с на конце префиксов.
Буквы е, и в префиксах пре-, при-
| · сопоставляет произношение и написание слова
|
Орфография
Буквы и, ы после ц в разных частях слова
| · сопоставляет произношение и написание слова
|
Понятие о словообразовании. Способы словообразования в русском языке. Ознакомление со школьным словообразовательным словарём
| · определяет способ образования известных слов
· указывает, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово
· образовывает слова по заданным словообразовательным моделям
· составляет цепочку однокоренных слов (в порядке их образования)
· сопоставляет структуру слова и способ его образования
· пользуется школьным словообразовательным словарём
|
Сложные и сложносокращённые слова
Орфография
Соединительные о, е в сложных словах. Сложные слова с пол-, полу-
| · опознает сложные и сложносокращенные слова
· правильно произносит сложносокращённые слова
· согласовывает со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы прошедшего времени
· использует в речи сложные и сложносокращённые слова
|
Межпредметные связи: сходные и несходные языковые явления в русском и украинском языках (украинский язык); слова с эмоционально-экспрессивно окрашенными префиксами и суффиксами в художественных произведениях (литература)
|
| | |