Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для загальноосвітніх навчальних закладів↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РОСІЙСЬКА МОВА Класи Програма Для загальноосвітніх навчальних закладів Із російською мовою навчання Пояснительная записка ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Современный курс русского языка в 5-9 классах – школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания, общения и воздействия. Обучение русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, её моральных и эстетических ценностей; расширению культурно-познавательных интересов учащихся, воспитанию у них уважения к традициям своего народа, толерантного отношения к культурным традициям других народов; становлению гражданина Украины, воспринимающего и разделяющего национальные и общечеловеческие ценности. Основная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности – свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенций. Данная цель достигается в ходе реализации следующих задач: 1) формирование устойчивой мотивации изучения русского языка, воспитание чувства красоты и выразительности родного слова, уважения к государственному языку и языкам других народов; 2) становление речевой компетенции, включающей в себя знания о речи и речевые умения, предполагающей способность использовать языковые средства, лексический состав и грамматический строй языка для понимания чужих и создания собственных высказываний; 3) формирование языковой компетенции, которая включает знания о системе языка, языковых единицах и нормах их употребления, а также базовые умения (лексические, грамматические, стилистические, орфоэпические и правописные (орфографические и пунктуационные) и способность распознавать языковые единицы, определять их функции и употреблять в речи; 4) формирование (достижение) социокультурной компетенции, включающей знания о материальной и духовной культуре, о социальной структуре общества, его национальной специфике, о социальнокультурных стереотипах речевого поведения, предполагающей способность ориентироваться в социальных ситуациях, устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми; 5) формирование деятельностной компетенции, предполагающей формирование умений организационной, познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, развитие творческих способностей. Наличие в курсе русского языка теоретических сведений о языке и речи, нормах русского литературного языка и культуре речи обеспечивает выполнение поставленных задач. Русский язык как учебный предмет содействует развитию познавательных интересов, творческих способностей, совершенствованию умений самостоятельно пополнять знания и повышать культуру речи. Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся. Воспитательные возможности курса русского языка обеспечиваются средствами учебного предмета, общими сведениями о русском языке (его происхождении, развитии и др.), воздействием личности учителя, рациональной организацией учебного процесса, дидактическим материалом, привлекаемым для занятий, тематикой устных и письменных высказываний учащихся. Воспитание у школьников языкового эстетического вкуса, развитие потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи осуществляется путем анализа изобразительно-выразительных средств текста. Реализации цели и решению задач обучения русскому языку, поставленных в программе, будет способствовать использование и разумное сочетание элементов современных подходов к изучению русского языка: личностно-ориентированного ( предполагающего отношение педагога к учащемуся как к личности, признание ученика субъектом учебного процесса, развитие личности школьника, его возможностей, становление самосознания учащегося); коммуникативно-деятельностного (предусматривающего организацию деятельности учащихся, направленную на собственное языковое развитие, учёт закономерностей психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентацию на ведущую деятельность учащихся определённого возраста); когнитивно-коммуникативного (обеспечивающего совершенствование речевой деятельности учащихся во всех её видах на основе осознанного усвоения ими языковых явлений, фактов, правил); социокультурного (предполагающего обучение языку не только как средству общения и познания, но и как средству приобщения к национальной культуре, овладение языком в неразрывной связи с изучением культуры; рассмотрение языка как основной формы хранения знаний о культуре русского народа и средства познания этих знаний). Программа строится в соответствии с психолого-дидактическими особенностями обучения учащихся основной школы и является продолжением пропедевтического курса русского языка в начальных классах. Для обеспечения преемственности учитель, работающий в 5-9 классах, должен знать Государственные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы по русскому языку.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Содержание и структура программы соответствуют Государственному стандарту базового и полного среднего образования, в котором обозначены четыре содержательные линии обучения русскому языку: речевая, языковая, социокультурная и деятельностная. Речевая линия содержания находитотражение в первом разделе «Сведения о речи. Виды речевой деятельности», языковой линии соответствует вторая часть «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления». Содержание с оциокультурной линии определено соответствующим разделом программы, а также представлено в темах «Введение», в разделах русского языка («Лексикология. Фразеология», «Синтаксис» и др.), в блоках тем «Общение», «Текст», «Типы и стили речи». Деятельностная линия нашла своё выражение в соответствующем разделе программы, а также в «Государственных требованиях к уровню общеобразовательной подготовки учащихся». Первая часть программы основной школы «Сведения о речи. Виды речевой деятельности» включает сведения об общении и речи, тексте и его основных признаках, о типах и стилях речи, а также перечень основных видов работ, соотнесенных с четырьмя видами речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение, письмо. Предлагаемые для каждого класса виды работ позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой системе: от слушания (чтения)–понимания текста через пересказ (устный и письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной форме такого же стиля и типа речи. Программа предусматривает минимальное количество различных видов работ, которое должен выполнить учащийся за время обучения в определенном классе. Для активизации речевой деятельности школьников отдается предпочтение высказываниям, которые связаны с реальной жизнью учащихся, вызывают у них интерес, стремление поделиться своими мыслями и чувствами, выразить пожелания, предположения, оценить происходящие события. Вторая часть программы основной школы «Сведения о языке. Языковые единицы и нормы их употребления» содержит общие сведения о языке, основные лингвистические понятия, сведения о языковых единицах и особенностях их функционирования, нормы русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации. Для раскрытия социальной роли языка и воспитания толерантного отношения к другим языкам и их носителям в программу включены соответствующие темы в начале изучения курса языка в каждом классе. Системные знания о языке являются основой сознательной работы над умениями пользоваться языком в речевой практике. Особое внимание в программе уделено языковому материалу, который служит базой для формирования речевых умений, а также обеспечивает обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие их способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Сведения о стилистической роли языковых единиц сообщаются при изучении единиц языка. Языковая линия обучения ориентируют учителя и на работу по культуре речи, ставя целью воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Важное познавательно-практическое значение имеет раскрытие взаимосвязей, существующих между языковыми явлениями разных уровней (лексики и словообразования, словообразования и морфологии, морфологии и синтаксиса, фонетики и орфографии, орфографии и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.). Это поможет учащимся осознать системный характер языка, увидеть специфику каждой изучаемой единицы, что является необходимым условием приобретения глубоких и прочных знаний. При отборе сведений, относящихся к нормам литературного языка, учитываются наиболее распространенные в речи учащихся ошибки и недочеты, особенно те, которые характерны для русской речи в Украине. Языковая линия содержания обучения построена в основном по линейному принципу, что соответствует логике системы языка. Линейность нарушается в таких случаях: в каждом классе во введении даются общие сведения о русском языке; в 5 классе в практических целях вводится раздел «Синтаксис и пунктуация». Некоторые отступления от линейного принципа расположения программного материала имеют место и в разделе «Лексикология. Фразеология». Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно и параллельно с изучением тем по фонетике, составу слову, словообразованию, морфологии и синтаксису, что дает возможность проводить систематическую работу над формированием орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Требования к уровню орфографической и пунктуационной подготовки учащихся вынесены в приложение 1. Программа сопровождается рекомендуемым количеством часов на изучение разделов и тем. В начале программы каждого класса указано общее количество часов, в том числе и часы, отведенные на контрольные работы. На изучение тем «Введение» и «Повторение в конце учебного года» выделены специальные часы. Учитель имеет право корректировать распределение учебного времени в пределах разделов и тем. Реализация социокультурной линии обучения способствует усвоению культурных и духовных ценностей своего и других народов, норм, которые регулируют социально-коммуникативные отношения между поколениями, нациями, обеспечивает эстетическое и морально-этическое развитие учащихся, формирование толерантной личности, способной понимать другую культуру. Социокультурная линия предполагает осмысление учащимися проявления культурного фона в лексике и фразеологии, морфологии и синтаксисе, предусматривает интерпретацию текстов как знаковых произведений духовной деятельности, нацеливает на знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, изделиями декоративно-прикладного искусства. Доминирующая роль отводится формированию у учащихся готовности к эмоционально-чувственному восприятию и оценке культуроведческих текстов, умению воспринимать этнокультурные смыслы, анализировать семантику сравниваемых единиц, принадлежащих различным языкам. Способствуют становлению социокультурной компетенции сведения о речевом этикете, стереотипах речевого поведения, отраженных в пословицах, поговорках, фразеологизмах, данные по ономастике и этимологии. К числу важных приемов, позволяющих реализовать цели социокультурной линии обучения, относятся: социо- и лингвокультурологический комментарий, социокультурные справки к использованным текстам, межъязыковое сопоставление, «этимологические этюды», работа с лексико-семантическими и тематическими объединениями слов, наблюдения за живой речью, конкурсы творческих работ, дискуссии, деловые игры, защита проектов. Для социокультурного развития учащихся используется дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова. Деятельностная (стратегическая) линия обучения предполагает формирование у школьников общеучебных умений и навыков: осмысливать структуру собственной познавательной деятельности: мотив-цель, план ее осуществления, оценивание результата; самостоятельно определять цель собственной познавательной деятельности и обеспечивать ее достижение (практически); выполнять мыслительные действия: анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать языковые факты; приводить нужные примеры, убедительные доказательства, делать выводы, критически оценивать воспринятую информацию, подбирать и соответствующим образом оформлять необходимый материал и т.п.; самостоятельно приобретать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками. Деятельностная линия обеспечивает развитие навыков работы в парах, небольших группах с целью воспитания умения бесконфликтного взаимодействия. Содержание деятельностной линии является основой для формирования у школьников информационной компетенции, обеспечивающей нахождение, переработку и использование информации. Основными источниками информации в процессе обучения являются тексты учебника, учебные книги, Интернет-ресурсы, а наиболее распространенным способом ее извлечения – слушание, чтение. В программе заложены и указаны межпредметные связи, реализация которых на уроках русского языка будет способствовать углубленному пониманию изучаемых языковых явлений, развитию мышления и речи учащихся, расширению их кругозора.
Класс 70 часов (62 учебных + 8 контрольных) – 2 часа в неделю ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)
ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)
Класс (70 часов (62 учебных + 8 контрольных) – 2 часа в неделю) ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)
Класс 70 часов (62 учебных + 8 контрольных) – 2 часа в неделю ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)
Класс 70 часов (62 учебных + 8 контрольных) – 2 часа в неделю
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
ІI. СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. Человек и язык
Человек и окружение
Человек и здоровье
закаливание, прогулки и игры на свежем воздухе, занятия спортом, спортивные игры
Человек и наука
Человек и природа
Человек и общество
Человек и культура
Человек и его дело
РОСІЙСЬКА МОВА Класи Програма для загальноосвітніх навчальних закладів
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.016 с.) |