Кафедра геоэкологии и природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра геоэкологии и природопользования



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра геоэкологии и природопользования

РАССМОТРЕНО На Совете ГФ Протокол № __ от «___»________2011г. Декан __________ А.В. Бондаренко УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебной работе д.э.н., профессор ________________Е.Е. Шваков «____»__________________

 

ПРОГРАММА

Предквалификационной практики

для студентов 5 курса

По специальности 020802 «Природопользование»

 

 

Составитель: ассистент кафедры

геоэкологии и природопользования

Н.А. Лукьянова

 

Горно-Алтайск

 

I. Введение

Согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в ходе подготовки дипломированного специалиста по специальности «Природопользование» на кафедре геоэкологии и природопользования для студентов V курса очного отделения введена 10 недельная предквалификационная практика. В соответствии с учебным планом, утверждённом на Учёном Совете Горно-Алтайского государственного университета, эта практика проводится в 9 семестре.

Основанием для проведения практики является приказ по факультету, определяющем индивидуальное место практики и специализацию каждого студента. На Совете факультета утверждена Программа по пред квалификационной практике.

Предквалификационная практика является логическим завершением самостоятельных исследований студентов и играет большую роль в углублении и закреплении теоретических знаний, в установлении правильного соотношения между общетеоретическими знаниями студентов и возможностями их конкретного практического применения, в подготовке к самостоятельной работе.

II. Цели, задачи и место прохождения практики

Основной целью производственной практики является: получение начальных профессиональных навыков, ознакомление с основными направлениями будущей профессиональной деятельности

Основные задачи:

1. Закрепление полученных теоретических знаний и практических
навыков по специальности.

2. Получение начальных профессиональных навыков.

3. Ознакомления со спектром специальностей экологической направленности, первичный выбор направления последующей трудовой деятельности.

4. Сбор и последующая систематизация материалов для подготовки статей, тезисов, выступления на конференциях.

5. Сбор и последующая систематизация материалов для подготовки отчета.

 

Результаты практики позволяют выявить уровень подготовленности выпускника к практической работе, его умения и навыки изучения природы и хозяйства, обработки полевого первичного материала, научного объяснения наблюдаемых явлений и процессов, их классификации, районирования территории, способствовать формированию первичных профессиональных навыков.

Предквалификационная практика проводится на предприятиях республики, г. Горно-Алтайска, Алтайского края, а также в природоохранных органах, научно- исследовательских институтах, научных лабораториях. Во время практики студент в производственных условиях конкретного предприятия, учреждения, организации должен освоить:

1. приемы работы и обслуживания современных измерительных приборов и технологического оборудования защиты окружающей среды;

2. порядок учета и оценки результатов исследовательской и производственной деятельности;

3. принципы оформления отчетных документов по производственной деятельности.

При прохождении предквалификационной производственной практики в структурных подразделениях Министерства природных ресурсов студенты должны изучить:

1. структуру МПР, функции различных отделов, их права и обязанности;

2. взаимодействие различных структур МПР с органами исполнительной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и населением;

3. функционирование основных отделов, деятельность которых связана с проведением государственной экологической экспертизы, экспертизой проектов нормативов ПДВ и ПДС, лицензированием природопользования;

4. деятельность лабораторий аналитического контроля в составе МПР, основные контролируемые параметры, периодичность, методы и приборы контроля;

5. вычислительные системы и программное обеспечение, направленные на решение экологических задач;

6. организацию учета состояния природной среды на территории республики.

Практика в НИИ проводится по индивидуальным планам в процессе выполнения грантов и договорных работ. Предусмотрено участие студентов в полевых исследованиях.

 

Во время предквалификационной практики студент должен ознакомиться:

1. с общей структурой промышленного предприятия, организации, учреждения;

2. с производственной и исследовательской деятельностью предприятия, организации, учреждения по решению проблем охраны окружающей среды;

3. с системой организации отношений внутри предприятия и внешними органами по экологическим вопросам.

Во время предквалификационной практики студент должен изучить:

1. основные технические характеристики приборов и оборудования, используемого в деятельности предприятия для контроля состояния природной среды;

2. материальные и энергетические балансы технологических процессов;

3. комплекс мероприятий по технике безопасности, противопожарному регламенту и действиям в чрезвычайных ситуациях;

4. основные мероприятия по автоматизации и механизации производственных процессов;

5. механизмы осуществления экологической и экономической политики предприятия в решении проблем ресурсо - и энергосбережения;

6. информационные системы и программное обеспечение, используемое в деятельности предприятия для решения экологических задач;

7. систему обеспечения качества продукции и услуг, сертификации продукции по экологическим показателям;

Во время предквалификационной практики студент должен провести:

1. сбор нормативно- технической, правовой и методической документации по тематике дипломной работы;

2. подбор технической, технологической и проектно-конструкторской документации, необходимой для выполнения дипломной работы;

3. сбор организационно- экономической документации, касающейся тематики дипломной работы.

 

Важными задачами, стоящими перед практикантами, являются:

• формирование умений и навыков наблюдения за объектами исследования, сбора статистического материала, его обработка, анализ, картографирования и формирования базы данных ГИС по природопользованию и охране окружающей среды г. Горно-Алтайска, районам и сельским администрациям республики Алтай, Алтайскому краю;

• использование на практике различных методов изучения и исследования

• для формирования базы данных по природным комплексам Республики Алтай и Алтайскому краю собрать архивные и фондовые данные местных органов самоуправления, характеризующие природные комплексы, их охрану и рациональное использование по району прохождения Пред квалификационной практики студентов 5 курса.

 

III. Содержание предквалификационной практики

Порядок проведения учебной практики был разработан в соответствии с требованиями вышеназванного Стандарта и включает следующие этапы:

1. закрепления и расширения полученных теоретических знаний;

2. ознакомления с особенностями будущей специальности;

3. получения общего представления о конкретной организации и организационной структуре управления;

4. знакомства с технологией производственных процессов и применяемым оборудованием;

5. приобретения практических навыков с тем, чтобы выпускник— природопользователь знал и понимал:

• суть особенностей Земли как сложной системы, взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях;

• пути выхода из глобального экологического кризиса;

• взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы;

• пределы толерантности организмов и популяций; экологическую нишу, как обобщенное выражение экологической индивидуальности вида;

• процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе, основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;

• структуру водных объектов Земли; закономерности их формирования и трансформации; особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;

• основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафтов; основы типологии и классификации ландшафтов;

• геохимическую роль живого вещества как биотической компоненты биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов; биогенную миграцию химических элементов в ландшафтах;

• особенности влияния различных химических загрязнений на отдельные организмы и на общество в целом;

• основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

• региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой; физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

• математические и изобразительные свойства карт различных масштабов и тематики,

• способы изображения явлений, приемы генерализации, методы составления и оформления карт.

• назначение и классификацию мониторинга природной среды и ее отдельных подразделений, методы наблюдений и наземного обеспечения; аналитические и синтетические направления в мониторинге окружающей среды.

Производственная практика проходит на 5-м курсе, а потому студент к этому времени уже обязан достаточно хорошо владеть компьютером; знать основы природоохранного законодательства Российской Федерации и других промышленно развитых стран; основные загрязняющие ингредиенты, их источники и нормативы; методы оценки последствий возможного экологического риска и ущерба; меры предотвращения и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.

 

 

Примерный перечень заданий для изучения и описания структуры работы предприятия в области охраны окружающей среды и природопользования (по специальности эколог-природопользователь):

V. Формы отчётности

Студенты, прошедшие предквалификационную практику и специализацию по экологической экспертизе, для получения зачёта, на основе собранных материалов, должны оформит отчёт в соответствии с требованиями, которые предъявляются к оформлению научных работ, представленным к изданию.

К зачёту студенты должны иметь следующее:

1. Подготовить и сдать на кафедру отчёт по пред квалификационной практике.

2. По материалам учреждения в рамках которого проходила практика подготовить доклад и принять участие в организации и проведении научно-практической конференции.

3. Статью или тезисы по проблемам природопользования и охраны окружающей среды, для публикации в обще факультетском или университетском сборнике.

4. Учитывая опыт проведения зачётных конференций по практикам 1-4 курсов, в помощь студентам 5 курса географического факультета специальности «Эколог—природопользователь» ГАГУ предлагаются образцы документов, необходимых для прохождения и защиты пред квалификационной практики.

 

VI. Рекомендуемая литература

При прохождении производственной практики рекомендуется пользоваться списком литературы, приведенным ниже, а также дополнительной литературой, предлагаемой руководителем практики с учетом специфики индивидуального задания.

 

1. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" / Ведомости ВС РФ, 1992. - № 10.

2. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. - Утв. постановлением Правительства РФ от 3.08.98 г., № 545.

3. Экологический паспорт промышленного предприятия. - ГОСТ 17.00.04-90.

4. Методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта промышленного предприятия. - М.: Госкомприроды, 1990. - 36 с.

5. Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. - М., 1998. - 31 с.

6. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной (деятельности) и иной деятельности на окружающую среду в РФ. - Утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г., № 372.

7. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Учебн пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. - 468 с.

8. Ашихмина Т.Я., Сюткин. Комплексный экологический мониторинг региона / Учебное пособие. - Киров: 1997. - 228 с.

9. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 198 с.

10. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 1999 году". –Министерство природных ресурсов РА, 2000. - 130 с.

11. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2000 году": Министерство природных ресурсов РА. –Горно-Алтайск: 2001. - 134 с.

12. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2001 году". -: Министерство природных ресурсов РА 2002. - 122 с.

13. Инженерная экология и экологический менеджмент / Учебник для вузов. - М.: Изд-во "Логос", 2002. - 528 с.

14. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. - М.: Высшая школа, 1999.- 447с.

15. Нормативно-правовое регулирование природопользования в ХМАО. В 2 - х книгах: Кн. 1. - М.: УНИСЕРВ, 2000. - 486 с. Кн. 2. - М.: УНИСЕРВ, 2000. - 352 с.

16. Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и рациональное природопользование: Информационно-аналитический обзор / Под ред. Плетнева К.И. - М.: "Ренатекс", 1999. - 87 с.

17. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). - М.: Мысль, 1990. - 639 с.

18. Стадницкий Г.В. Экология / Учебник. - СПб: Химиздат, 2002. -288 с.

19. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Ю.Б.Осипова, Е.М.Львовой. - М.: "Варяг", 1996. - 175 с.

20. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности: Обеспечение безопасности, методы оценки рисков, мониторинг. - М.: "Книга сервис", 2002. - 208 с.

21. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Учебное пособие: Под ред. А.Т.Никитина и С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 648 с.

22. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2003 году": Министерство природных ресурсов РА. –Горно-Алтайск: 2004. - 134 с.

23. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2004 году": Министерство природных ресурсов РА. –Горно-Алтайск: 2005. - 134 с.

24. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2005 году": Министерство природных ресурсов РА. –Горно-Алтайск: 2006. - 134 с.

25. Информ. бюллетень "О состоянии окружающей среды Республики Алтай в 2006 году": Министерство природных ресурсов РА. –Горно-Алтайск: 2007. - 134 с.

 

Приложение 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

 

Кафедра геоэкологии и природопользования

 

Отчет

 

о прохождении предквалификационной практики

 

 

Место прохождения практики ________________________

Сроки прохождения практики с _____ по _______________

 

 

Выполнил:

Студент группы подпись Ф.И.О.

 

Руководитель практики от университета

(должность, ученое звание) подпись Ф.И.О.

 

Руководитель практики от предприятия

(должность) подпись Ф.И.О.

 

Оценка ______________ "____"__________200_г.

 

 

Горно-Алтайск

200__ г

 

Приложение 2

Требования к отчетам по предквалификационной практике

Отчет по практике должен быть заверен на предприятии, где проходила практика.

Отчет по практике должен быть сдан на проверку руководителю практики от кафедры в последний день практики или в начале первой учебной недели учебных занятий.

Отчет надо писать заранее, во время прохождения практики, последовательно и ступенчато отвечая на узловые вопросы программы с обязательным присутствием элементов собственного творческого анализа собранной информации.

Примерная структура отчета:

- введение;

- общая характеристика предприятия, организации и структура экологической службы;

- описание основных видов воздействия на окружающую среду для предприятий или основных направлений деятельности для специально уполномоченных служб;

- цели и задачи практики;

- описание методов, инструментов, используемых в период практики;

- результаты практической работы (протоколы измерений, аналитические отчеты, заполненные формы отчетности, расчеты нормативов, результаты проверок и т.п.).

- выводы о выполнении поставленных задач и возникших проблемах.

Отчет должен содержать необходимые иллюстрации: схемы, рисунки, фотографии и т.д. Объем отчета рекомендуется 20-30 страниц. При написании отчета студент широко пользуется литературными данными (учебники, монографии, статьи и т.д.), обогащая практическую информацию, собранную во время практики.

Требования по оформлению отчета по практике следующие.

Оформление отчета должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-95 "Общие требования к текстовым документам" и СТП 1.701-98 "Текстовые документы":

Шрифт высотой не менее 2,5 мм (шрифт № 14) на одной стороне листа размером А4 (210 х 297 мм) через 1,5 межстрочных интервала, отступ красной строки - 1,27 см., выравнивание по ширине. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, принципах, формулах.

Напечатанный текст должен иметь поля, размер которых равен: верхнее, нижнее, левое, правое - 20 мм. Слева дается допуск - 0,5 мм на переплет.

Отчет открывается титульным листом (Приложение Д). Титульный лист не нумеруется. Нумерация начинается со второй страницы.

Приложение 3

Отзыв-отчёт с предквалификационной практики о результатах работы студента(ки) V курса Географического факультета ГАГУ

по специальности эколог-природопользователь

Ивановой Елены Ивановны

 

 

Должность Подпись (расшифровка подписи)

 

М.П.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра геоэкологии и природопользования

РАССМОТРЕНО На Совете ГФ Протокол № __ от «___»________2011г. Декан __________ А.В. Бондаренко УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебной работе д.э.н., профессор ________________Е.Е. Шваков «____»__________________

 

ПРОГРАММА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.76.51 (0.083 с.)