Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Русский язык на современном этапе

Поиск

Теоретические занятия (лекции) - 4 часа.

Лекция 1. Предмет и задачи курса. Понятие русского литературного языка

Информационная лекция.

Язык как важнейшее средство человеческого общения. Проблема качества речи и понятие культуры речи. Формы существования языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Обязательные признаки литературного языка. Основные вехи истории русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Конспект лекции

Термин язык обычно употребляется в двух значениях: 1) язык вообще как абстрактное представление о едином челове­ческом языке — определенном классе знаковых систем; 2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве и в определенное время, как одна из реализаций свойств языка вообще. В имеющихся словарях лингвистических терминов более конкретные определения языка неодинаковы. Для целей нашего изложения наиболее приемлемым представляется определение, данное в «Кратком словаре лингвистических терминов» Н.В. Ва­сильевой и др. (М., 1995): «Социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством обще­ния и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из двух форм реализации — устную или письменную».

Язык, как бы мы его ни понимали, представляет собой полифунк­циональную систему, имеющую дело с информацией — с ее создани­ем, хранением и передачей. Функции языка связаны с его сущностью, природой, назначением в обществе и в то же время взаимосвязаны в большей или меньшей степени между собой. Главнейшей функцией языка является коммуникативная, так как язык служит прежде всего средством человеческого общения. К базовым (или первичным) функциям языка относят также познавательную (когнитивную), имея в виду, что с его помощью происходит в значительной степени позна­ние, изучение окружающего мира, и эмоциональную, проявляющуюся в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки.

Общественные функции различаются объемом, т.е. охватом насе­ления, говорящего на данном языке. Наибольший объем присущ язы­кам национальностей и народностей независимо от того, существу­ют они только в устной форме или как в письменной, так и в устной.

В национальных языках могут иметь место территориальные и социальные диалекты. Под территориальным диалектом понимают разновидность данного языка, которая употребляется лицами, про­живающими на определенной территории, и обладает определенны­ми чертами, противопоставленными особенностям других диалек­тов. Например, такими чертами могут быть фонетические; ср.: север­норусское оканье и южнорусское аканье, взрывное [г] и фрикатив­ное [у], различение [ц] и [ч] и их неразличение. Различия в диалек­тах могут быть и грамматические; так в одних случаях употребляют форму родительного падежа единственного числа существительных женского рода — у жене, у сестре, в других — у жены, у сестры. Между диалектами имеются и лексические различия; например, одну и ту же домашнюю птицу на севере России называют петухом, а на юге — кочетом.

Под социальным диалектом (его чаще называют жаргоном) пони­мают разновидность данного языка, употребляемую лицами, принад­лежащими к одной социальной или профессиональной группе. Социальные диалекты различаются обычно только лексикой. Исторически известны в России дворянский, купеческий жаргоны, жаргоны раз­личных групп ремесленников, нашедшие отражение в русской клас­сической литературе. В настоящее время чаще говорят о молодеж­ном жаргоне (студенческом и школьном), воровском, который назы­вают также арго деклассированных элементов. Например, у молоде­жи модны сейчас такие слова и выражения, как бабки (деньги), баксы

(доллары), залететь (забеременеть), лох (простак), сесть на иглу (при­страститься к инъекции наркотика). В преступном мире употреби­тельны авторитет (член организационной преступной группы, нахо­дящийся на более высокой ступеньке иерархии), катала (игрок, пользующийся нечестными приемами в карточной игре), кидала (член преступной группы, специализирующийся на обмане лиц, про­дающих свои машины), поставить на счетчик (требовать с должника под угрозой расправы возвращение долга с процентами к определен­ному времени). Слова и словосочетания жаргонной речи, употреб­ляемые за ее пределами, называют жаргонизмами.

Различают несколько основных социальных форм существова­ния конкретных языков (например, русского): а) индивидуальный язык, присущий тому или иному человеку независимо от его общест­венного положения; б) говор, представляющий множество близких по структуре индивидуальных языков, которые обслуживают одну ло­кально ограниченную, замкнутую группу людей, имеющих местные языковые различия; в) диалект, образуемый множеством говоров, которые характеризуются внутриструктурным единством; г) язык, включающий ряд диалектов, между которыми могут быть некоторые различия в фонетике, лексике, грамматике, но они незначительны по сравнению с имеющейся общностью. На определенном этапе на­ционального и социального развития общенародный язык может приобрести высшую форму своего бытия — форму литературного языка. Последний характеризуется наличием функциональных сти­лей и нормированностью.

Внутреннюю структуру языка невозможно наблюдать непосредст­венно, о ней можно судить только косвенно — на основании анализа продуктов использования языка человеком, какими являются тексты независимо от формы их представления, устной или письменной. Анализ показывает, что язык имеет знаковую сущность, которая со­стоит в установлении соответствия между всем множеством значе­ний, а также между всем возможным мыслительным содержанием известных высказываний и множеством звучаний, являющихся внешними знаками этих значений и содержательных единиц (смы­слов).

Лексические (вещественные) значения отражаются в знамена­тельных словах, называющих предметы, их действия и признаки или указывающих на них: аудитор, акционерный, приватизировать; такой. Слово является наиболее простым средством называния (но­минации) окружающих нас реалий. Именно оно осуществляет связь означаемого и означающего — воспринимаемого нами звукового комплекса, т.е. знака. Процессу номинации (называния) способствует грамматика, представляющая собой как бы механизм ^который состоит, с одной стороны, из грамматических средств (например, суффиксов, окончаний) с присущими им значениями, а с другой'- из грамматических правил. Словарь и грамматика — два взаимосвязан­ных компонента языка, которые действуют вполне согласованно, чем и обеспечивают выполнение всех присущих языку функций. Раз­личие между словарем и грамматикой состоит не только в их струк­туре, но в способе хранения смысловых единиц, а грамматические формы и конструкции образуются для реализации конкретных ком­муникативных задач по определенным правилам.

Грамматические правила по конечному результату их применения могут быть двух типов: 1) предписывающие, когда выполняются опре­деленные условия. Например, в русском языке предписывающим яв­ляется правило согласования, в соответствии с которым прилага­тельные ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существитель­ные, к которым они относятся (альтернативная служба, альтернатив­ное голосование, альтернативные выборы); 2) разрешающие, при на­личии возможностей выбора, когда говорящий имеет право на упо­требление одного из нескольких вариантов грамматического оформ­ления высказывания. Например, правила разрешают при классифи­кации субъекта использовать такие конструкции, как что представля­ет собой что (при описании субъекта), под чем понимается что (с оттен­ком условности), что служит чем (при указании на назначение субъ­екта).

Имеется большое количество моделей описания языка, его уст­ройства. При всех различиях в подходах к такому описанию и несо­впадении их между собой, а то и открытой противоположности су­ществуют некоторые общие позиции. Это, во - первых, признание уровневой структуры языка, куда входят: фонетика, морфология, синтаксис, словообразование, лексика, семантика; во-вторых, на­личие специфических единиц на каждом уровне, к которым относят­ся: фонема, морфема, словосочетание, предложение. Дадим опреде­ление этих языковых единиц, которые при дальнейшем изложении курса будут употребляться неоднократно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.008 с.)