Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Интернет как информационная система
Похожие статьи вашей тематики
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Технические средства обучения
- Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Наушники (рабочее место ученика).
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Микрофон (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Лазерный принтер черно-белый.
- Лазерный принтер цветной.
- Сканер.
- Цифровая фотокамера.
- Модем ADSL
- Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
1. Операционная система Windows ХР.
2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).
6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
9. Антивирусная программа.
10.Программа-архиватор WinRar.
11.Клавиатурный тренажер «Руки солиста».
12.Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
13.Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.
14.Система программирования TurboPascal.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Пояснения к тематическому планированию
В таблице 1 представлен тематический план занятий 11 класса. В столбце I присутствуют названия тем в порядке их изучения. В скобках указаны соответствующие параграфы из учебника [1]. Столбцы II, III, IV содержат указания на распределение учебного времени согласно плану основного (70-часового) варианта изучения курса (точно так же, как в учебном плане в пособии [3]). Здесь использованы обозначения: П - практикум [2], З-П – задачник-практикум [4], У – учебник [1].
Таблица 1. Тематический план занятий по второй части курса (11 класс)
Тема (раздел учебника)
| Всего часов
| Теория
| Практика
(номер работы)
| I
| II
| III
| IV
| 1. Информационные системы и базы данных
|
|
|
| 2. Математическое моделирование в планировании и управлении
|
|
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
| Всего 70 ч. (резерв 6 часов)
Класс
№
| Изучаемый раздел,
тема учебного материала
| Количество часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Планируемые результаты
| Контрольно-
измерительные материалы
| Домашнее задание
| Дата проведения урока
| знания
| умения
| ОУУН
и способы деятельности
|
|
| план
| факт
| -
| Введение. Правила техники безопасности.
|
| Урок - лекция
| Беседа
| - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 11 классе;
| - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения;
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
| - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- определение бита с позиции содержания сообщения
|
| ПТБ, записи в тетради
|
|
| -
| Понятие информационной системы, классификация информационных систем
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| записи в тетради
|
|
| -
| Локальные компьютерные сети
|
| Урок проверки знаний и умений
| Тестирование
| Тестирование
| повторить ЗП § 4.4
|
|
| -
| Обмен информацией в локальной сети
|
| Лабораторно-практическая работа № 1
| Решение задач, практикум на компьютере
| основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
| разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;
| выполнение действий по инструкции, алгоритму;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
| Практическая работа
| ЗП § 4.4.2
|
|
| -
| Основные понятия баз данных
|
|
Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4.2
|
|
| -
| Основные понятия баз данных
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4.3
|
|
| -
| СУБД MS Access
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4.4
|
|
| -
| Знакомство с СУБД MS Access
|
| Лабораторно-практическая работа № 2
| Решение задач, практикум на компьютере
| Практическая работа
| ЗП § 4.4.4
|
|
| -
| Анализ предметной области
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4.4
|
|
| -
| Анализ данных
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4
|
|
| -
| Построение модели данных
|
| Комбинированный урок
| Решение задач, практикум на компьютере
|
| ЗП § 4.4
|
|
| -
| Создание базы данных в среде MS Access
|
| Лабораторно-практическая работа № 3
| Решение задач, практикум на компьютере
| Практическая работа
| ЗП § 4.4
|
|
| -
| Cоздание структуры и заполнения базы данных
|
| Комбинированный урок
| Контрольная работа
| Контрольная работа по теме «Программиро-вание»
|
|
|
| -
| Проектирование и создание базы данных
|
| Комбинированный урок
| Беседа, практикум на компьютере
| понятие информационной системы, их классификации
| создание гипертекста
| применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
|
| § 24, задание в тетради
|
|
| -
| Запросы к базе данных
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 25, задание в тетради
|
|
| -
| Конструктор запросов в MS Access
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 25, задание в тетради
|
|
| -
| Реализация простых запросов на выборку
|
| Лабораторно-практическая работа № 4
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 25, П 3.1
|
|
| -
| Логические выражения и условия отбора
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Лекция, работа с учебником и на ПК
| основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
| создание простейших Web-страниц;
| сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
|
| § 26, задание в тетради
|
|
| -
| Ввод данных через форму
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 27, задание в тетради
|
|
| -
| Ввод данных через форму
|
| Лабораторно-практическая работа № 5
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 24-27,
П 3.2
|
|
| -
| Запросы к полной базе данных. Удаление записей. Вычисляемые полня
|
| Лабораторно-практическая работа № 6
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 24-27, П.3.3
|
|
| -
| Реализация выборки, удаление и вычисляемых полей конструкторов запросов
|
| Лабораторно-практическая работа № 7
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 24-27,
П 3.4
|
|
| -
| Реализация сложных запросов
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 28, задание в тетради
|
|
| -
| Творческое задание на реализацию сложных запросов
|
| Лабораторно-практическая работа № 8
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 24-28,
П 3.5
|
|
| -
| Этап создания отчета в базе данных
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Беседа, работа с учебником
|
| § 29,
отвечать на вопросы
|
|
| -
| Создание отчетов в MS Access
|
| Контрольная работа
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 29,
П 3.6
|
|
| -
| Формирование отчетов в MS Access
|
| Лабораторно-практическая работа № 10
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 29,
П 3.7*
|
|
| -
| Геоинформационные системы
|
| Урок проверки знаний и умений
| Практикум на компьютере
| Зачёт
| § 24-29
|
|
| -
| Поиск информации в геоинформационной системе
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Беседа, работа с учебником и на ПК
| понятие ГИС, их разновидности
| устанавливать на свой компьютер ГИС
| пользоваться разными ГИС для получения необходимой информации
|
| § 30, отвечать на вопросы
|
|
| -
| Информационные системы и базы данных
| |
|
|
|
|
|
| -
| Некоторые задачи планирования и управления
|
| Лабораторно-практическая работа № 11
| Практикум на компьютере
| Практическая работа
| § 30,
П 3.8
|
|
| -
| Табличные процессоры и электронные таблицы
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Лекция, работа с учебником и на ПК
| понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
| создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
| оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
|
| § 31, отвечать на вопросы
|
|
| -
| Табличный процессор MS Excel
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 32, отвечать на вопросы
|
|
| -
| Работа в среде табличного процессора MS Excel
|
| Урок проверки знаний и умений
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
| § 33, отвечать на вопросы
|
|
| -
| Деловая графика в задачах планирования и управления
|
| Лабораторно-практическая работа № 12
| Беседа, работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 31-33,
П 3.9
|
|
| -
| Мастер диаграмм в табличном процессоре MS Excel
|
| Лабораторно-практическая работа № 13
| Беседа, работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 31-33,
П 3.10
|
|
| -
| Деловая графика в MS Excel
|
| Лабораторно-практическая работа № 14 (начало работы)
| Беседа, работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 31-33,
П 3.10 для СР
|
|
| -
| Представление зависимостей между величинами
|
| Лабораторно-практическая работа № 14
| Беседа, работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 30,
П 3.10 для СР
|
|
| -
| О статистике и статистических данных
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Лекция, работа с учебником
|
| § 34, отвечать на вопросы
|
|
| -
| Метод наименьших квадратов
|
| Комбинированный урок
| Беседа, работа с учебником и на ПК
|
|
|
|
| -
| Построение регриссионных моделей и с помощью табличного процессора
|
| Лабораторно-практическая работа № 15
| Работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 34,
П 3.11, 3.12
|
|
| -
| Получение регрессионных моделей в MS Excel
|
| Контрольная работа
| Работа с учебником и на ПК
| Практическая работа
| § 34,
П 3.13, 3.14
|
|
| -
| Прогнозирование по регрессионным моделям
|
| Лабораторно-практическая работа № 17
| Работа с учебником и на ПК
| Зачёт
| § 30-34,
П 3.15
|
|
| -
| Корреляционные зависимости
|
| Урок усвоения новых знаний и умений
| Лекция, работа с учебником
| основные логические операции;
законы логики
| применять логические законы и операции для решения логических задач
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
|
| § 35, выучить конспект
|
|
| -
| Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel
|
| Комбинированный урок
| Практикум решения логических задач
|
| § 35, задание в тетради
|
|
| -
| Оптимальное планирование
|
| Комбинированный урок
| Практикум решения логических задач
|
| § 35, задание в тетради
|
|
| -
| Использование MS Excel для решения задачи оптимального планирования
|
| Комбинированный урок
| Практикум решения логических задач
|
| § 35, задание в тетради
|
|
| -
| Решение задачи оптимального планирования в MS Excel
|
| Урок проверки знаний и умений
| Практикум решения логических задач
| Самостоятель-ная работа
| § 35, задание в тетради
|
|
|
Литература
- Основная литература:
1.1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
1.2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
1.3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
1.4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
2. Дополнительная литература:
2.1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. «Математические основы информатики» (учебное пособие и методическое пособие)
2.2. Нурмухамедов Г. М. Информатика для абитуриента. Теоретические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие.
3.Интернет-ресурсы:
3.1. ЕГЭ: информационная поддержка www.ctege.org/
3.2. Федеральный институт педагогических измерений www.fipi.ru.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
|