Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговой аттестации выпускников

Поиск

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «КУЗ ГПА»)

Утверждаю: Утверждаю:

_________________________ ________________

Декан факультета ДиКПиП Проректор по учебной работе

Разенкова Н.Е. Елькина О.Ю.

 

 

Программа

государственного междисциплинарного экзамена

Итоговой аттестации выпускников

По специальности

Специальная дошкольная педагогика и психология»

По дополнительной специальности 050714 «Олигофренопедагогика»

Согласовано:

________________

Зав. кафедрой СППиТОО

Гусева Н.В.

 

Новокузнецк 2012

I. Пояснительная записка

1.1. Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005г.), Типового положения о высшем учебном заведении (2008г.), Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (2003г.), Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования (2004 г.), Положения об итоговой государственной аттестации выпускников КузГПА (2004г.), приказа ректора КузГПА «О форме проведения итогового государственного экзамена выпускников» (приказ №519-об от 11.12.2009г.).

1.2. Программа государственного междисциплинарного экзамена предусматривает комплексность, интеграцию общекультурных, общепрофессиональных и предметных дисциплин в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования и исключает дублирование промежуточных монодисциплинарных экзаменов по учебным дисциплинам.

1.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена предназначена для студентов-выпускников специальности 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (очной, заочной) формы обучения.

 

II. Содержание государственного междисциплинарного экзамена

2.1. На государственном междисциплинарном экзамене проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями, которые представлены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и соотносятся с видами профессиональной деятельности.

2.2. Содержание заданий государственного междисциплинарного экзамена соотнесено с типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для преподавателя специальной педагогики и психологии:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- коррекция личностных нарушений у детей дошкольного возраста, формирование у них духовных и нравственных ценностей на основе индивидуального подхода;

- применение современных педагогических технологий;

в области социально-педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе воспитания;

- оказание помощи в социализации детей дошкольного возраста;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- систематическое повышение квалификации;

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

- укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста;

- обеспечение охраны жизни и здоровья детей дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательной работы;

- установление контакта с родителями, оказание им помощи в семейном воспитании;

- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации коррекционных образовательных программ;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена разработана выпускающей кафедрой специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Образовательной программы по специальности. Содержание программы государственного экзамена построено на блочной основе и включает три блока проблем:

- психологические закономерности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- педагогические основы и методики воспитания и обучения детей с ОВЗ в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

- теоретический или педагогический проект по дополнительной специальности «Олигофренопедагогика» (по выбору).

 

I блок «Специальная психология».

 

1. Специальная детская психология как отрасль специальной психологии. Специальная психология как область психологического знания. Специальная психология в системе психологического знания. Теоретические истоки специальной психологии. Методологические позиции и принципы. Взаимосвязь с другими науками. Основные направления (разделы) специальной психологии. Специальная детская психология: предмет, задачи, методы, принципы исследования. Актуальные проблемы специальной детской психологии.

2. Категория развития в специальной психологии. Современные представления о нормальности и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека. Понятие «дизонтогенез». Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Психическое развитие и деятельность. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

3. Психологическая служба в коррекционных учреждениях. Цели и направления деятельности психологической службы в коррекционных учреждениях. Структура, функции, звенья психологической службы. Особенности функционирования психологической службы в детских дошкольных специальных учреждениях. Основные виды деятельности детского практического психолога. Психологическая поддержка семьи. Профессиональная компетентность психолога, ее основные составляющие: профессиональные знания, умения, навыки, профессиональные позиции, личные качества, уровни профессиональной компетентности.

4. Клиническая характеристика группы детей с нарушениями интеллекта. Психическое недоразвитие как вид дизонтогенеза. Этиология и патогенез умственной отсталости. Систематика форм умственной отсталости: этиопатогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой, международная классификация болезней IX и X пересмотра. Степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

5. Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта. Особенности психического развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте. Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. Особенности психического развития дошкольника с нарушением интеллекта. Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью. Особенности овладения речью. Проблема психологической готовности умственно-отсталого ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогическая диагностика и сопровождение.

6. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением интеллекта. Своеобразие развития общения у детей с нарушением интеллекта. Особенности эмоционального и личностного развития умственно-отсталого ребенка. Особенности психического развития умственно-отсталых детей в учреждениях интернатного типа.

7. Клиническая характеристика группы детей с ЗПР. Задержка психологического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней IX и X пересмотров (DSM – III – R и DSM – IV). Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. СДВГ как проявление ММД – психологическая характеристика, перспективы преодоления.

8. Особенности психического развития детей с ЗПР. Психическое развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных функций при ЗПР. Особенности школьной готовности детей с ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний. Концепции психологического сопровождения детей с ЗПР.

 

9. Особенности личностного развития и социализации детей с ЗПР. Своеобразие развития общения у детей с ЗПР. Особенности эмоционального и личностного развития психопатологические варианты личности. Психокоррекция личностного развития детей с ЗПР, имеющих патохарактерологические и невротические проявления.

10. Клиническая характеристика группы детей с нарушением слуха. Причины нарушений слуха. Медицинская классификация Л.В.Неймана. Психолого-педагогическая классификация Р.М. Боскис. Проблема компенсации глухоты. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха: общие закономерности и специфические закономерности (В.И. Лубовский).

11. Особенности психического развития детей с нарушением слуха. Роль слуха в жизни человека. Особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности. Условия овладения речью у глухих и слабослышащих детей. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха. Психологическое сопровождение детей с нарушениями слуха. Готовность к школьному обучению детей с нарушениями слуха.

12. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением слуха. Эмоциональная сфера детей с нарушенным слухом. Особенности развития самосознания. Основные направления работы по развитию личности. Межличностные отношения детей с нарушениями слуха. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха. Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха.

13. Клиническая характеристика группы детей с нарушением зрения. Полиморфность группы детей с нарушением зрения. Понятие о дефекте и компенсации. Врожденные и приобретенные дефекты. Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии: принципы и физиологические основы компенсации.

14. Особенности психического развития детей с нарушением зрения. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций. Психические процессы при дефектах зрения: ощущения, восприятие и представления, память, мышление и внимание, воображение, пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте. Готовность к обучению в школе. Психолого-педагогическая диагностика и сопровождение детей с нарушениями зрения.

15. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением зрения. Проблема личности в тифлопсихологии; активность личности при слепоте. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению. Социальная перцепция и установки на общение.

16. Клиническая характеристика группы детей с нарушением функций ОДА. Полиморфность группы детей с нарушениями функций ОДА. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Классификация клинических форм ДЦП по К.А.Семеновой. Этиология и патогенез ДЦП. Роль пренатальных, перенатальных и постнатальных факторов в возникновении различных клинических форм ДЦП. Прогрессирующие мышечные дистрофии (миопатии): этиология, патогенез основные клинические формы. Клинические особенности миопатии Дюшена. Деформации костного скелета: этиология, патогенез.

17. Особенности психического развития детей с нарушением функций ОДА. Характер влияния двигательных нарушений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Характеристика психического развития детей раннего возраста с ДЦП. Особенности двигательного, интеллектуального, сенсорного, речевого развития дошкольников с ДЦП. Готовность к школьному обучению. Задачи и содержание психокоррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями функций ОДА.

 

18. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением функций ОДА. Основные причины недоразвития личности детей с церебральным параличом. Психопатологические варианты личности. Типы осложненного психического инфантилизма по Е.М. Мастюковой. Нарушение коммуникативных функций. Нарушение формирования «Образа – Я», нарушение формирования эмоционально-волевой сферы. Коррекция личностного развития детей с ДЦП, имеющих патохарактерологические и невротические проявления.

19. Клиническая характеристика группы детей с нарушением речи. Полиморфность группы детей с нарушением речи. Нарушение речи при сохранном слухе и интеллекте: дислалия, ринолалия, дизартрия, афазия, алалия; нарушение голосообразования и темпа речи; заикание. Нарушение речи при осложненном дефекте (при нарушениях слуха и интеллекта).

20. Особенности психического развития детей с нарушением речи. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей: возможные особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание), особенности формирования общеобразовательных знаний, умений и навыков. Психокоррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей-логопатов. Готовность детей с нарушениями речи к школьному обучению.

21. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением речи. Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Возможные особенности эмоционально-волевой сферы. Специфика складывающихся личностных взаимоотношений с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми, самооценка, отношение к своему дефекту). Особенности поступков и поведения в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).

22. Клиническая характеристика группы детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА), как специфическое нарушение развития. Время выявления, представленность в популяции, межполовые различия. Полиэтиология синдрома РДА. Кодификация в международной классификации болезней IX и X пересмотров. Нарушенное поведение – непатологические и патологические формы. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

23. Особенности психического развития детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая проблема. Особенности психического развития при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта. Специфические нарушения восприятия речи, мышления, поведения. Страхи в структуре нарушений при РДА. Проблема дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении. Непатологические формы поведения – реактивные и конфликтные переживания, акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений.

24. Особенности личностного развития и социализации детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Своеобразие развития общения у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Особенности эмоционального и личностного развития. Психопатологические варианты личности. Особенности поступков и поведения в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой). Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних. Проблема социализации детей с нарушениями поведения.

25. Психолого-медико-педагогическая консультация как служба сопровождения детей с отклонениями в развитии. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. ПМПК в структуре служб сопровождения. Цели, задачи, направления и содержание работы ПМПК. Основные отделы ПМПК: административный, научно-методический, консультативно-диагностический, коррекционный. Функциональные обязанности специалистов ПМПК. Обследование ребенка в ПМПК: клиническое, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальное. Комплектование специальных учреждений как одна из задач ПМПК.

 

III блок

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «КУЗ ГПА»)

Утверждаю: Утверждаю:

_________________________ ________________

Декан факультета ДиКПиП Проректор по учебной работе

Разенкова Н.Е. Елькина О.Ю.

 

 

Программа

государственного междисциплинарного экзамена

итоговой аттестации выпускников

По специальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.011 с.)