Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На городских площадях часто игрались кукольные представления.
Актёры придумывали сюжет по ходу действия, но уже в XIII в. сюжеты начали записывать: им придавали литературную форму, убирали грубости и непристойности. Один из сохранившихся ранних французских фарсов — «Мальчик и Слепой» — рассказывает о вечном конфликте молодости и старости. Старик хочет обмануть мальчика, не заплатить ему за работу, но тот разгадывает обман и убегает, отобрав у старика все деньги. В XV столетии фарс превратился в короткую пьесу, яркую картину быта и нравов горожан. Сюжеты фарсов использовали в своих произведениях драматурги последующих эпох.
В XIII в. были сочинены и представлены так называемые игры. Автором текстов стал поэт и музыкант Адам де ла Аль из Арраса (см. статью «Музыка средневековой Европы»). Его небольшие пьески посвящены вполне житейским событиям. «Игра в беседке» автобиографична. Её герой Адам собирается в Париж на учёбу. На прощальный ужин приходят не только жители Арраса, но и шуты, тени умерших рыцарей. Фантастика, сатира, бытовые зарисовки — всё смешалось в этой игре. Из пьесы в дальнейшем разовьются новые жанры: бытовая пьеса, фантастическое представление — феерия и сатирические действа. Ещё одна пьеска Адама де ла Аля, «Игра о Робене и Марион» (около 1283 г.), обыгрывает один из весенних обрядов. Она интересна, прежде всего, тем, что это первая музыкальная пьеса; здесь много танцев, песен, как и в народных играх. К исходу Средневековья церковные и светские театральные формы сближаются; становится характерным заимствование художественных приёмов. А в конце XV столетия на юге Европы, в Италии, всё ярче и заметнее проявляются признаки нового театра — театра эпохи Возрождения. Театральное искусство Средних веков уходит в прошлое. На рубеже XV—XVI вв. начался новый период в развитии европейского театра. Искусство, которое создавалось во Флоренции и Венеции, в Лондоне и Мадриде, во многом отличалось от средневекового — прежде всего светским характером. Интерес к культуре Древней Греции и Рима, характерный для эпохи в целом, привёл к возрождению форм античного театра, в частности таких жанров, как комедия и трагедия. Истоки театра Возрождения — в Италии, но подлинных высот он достиг в других странах — Англии и Испании.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЛОГ Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики-потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя ре- Сцена театра «Олимпико», Виченца. Перспективные декорации. акцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а иногда и грустные, драматические сценки из жизни современников — горожан и сельских жителей, купцов, ремесленников и бродяг. Сюжеты представлений были просты. Молодые стремились жить, как хочется, не слушали старших, веря своей страсти. Старики заглядывались на юных красавиц, слуги плутовали и выкручивались кто как умел, богатые боялись потерять деньги, а бедные были не прочь жить получше и изобретали разные способы, чтобы разбогатеть. Постепенно в спектаклях появились постоянные персонажи — маски: Арлекин, Бригелла, Коломбина, Пьеро и др. Такой театр получил название комедия дель apme (commedia dell'arte), или комедия масок. Каждый персонаж имел свою маску-характер и настоящую маску, часть костюма. Последняя указывала на особые качества героя: профессиональную принадлежность (доктор, философ — обязательно в очках), социальный тип (хозяин, купец, иностранец). Маски, изготовленные из материи или папье-маше, обычно закрывали лицо до половины. Актёр, один раз выбрав героя, как правило, оставался верен ему на протяжении всей жизни на сцене.
Спектакли, заразительные и трогательные, мастерски разыгранные, чаще всего смешные, смотрели зрители Апеннин, а позже — вплоть до конца XVIII в. — почти во всех городах Европы. У публики, по свидетельству очевидцев, «все челюсти болели от смеха». Существовал в Италии и иной театр — представления так называемой учёной комедии (la commedia erudita). Датой её рождения считают 1508 г., когда поэт и драматург Лудовико Ариосто (1474—1533) показал во дворце герцога города Феррара «Комедию о сундуке». Пьесы писали художники и учёные, политические деятели и поэты. Образцом для подражания служила античная драматургия. Ситуации путаницы и неожиданных узнаваний, характерные для древнеримской комедии, дополнялись картинками современного быта. Сюжеты встречались самые разные, но всегда в выигрыше оказывались те, кто способен на искреннее и сильное чувство, не боится препятствий, бесстрашен и дерзок, готов рисковать и любит жизнь. Под влиянием античного искусства возник такой жанр, как пастораль (фр. pastorale, от лат. pastoralis — «пастушеский»). Источник пьес тоже античный — буколическая (от греч. «буколико'с» — «пастушеский») поэзия, повествующая о бесхитростных
забавах пастухов и пастушек. На зелёных лугах, под добрым и тёплым солнцем герои пасторалей пребывали во власти идеальной, чистой любви. Если в комедиях персонажи заботились об усладах тела, то здесь грезили о духовных пирах. Один из величайших поэтов эпохи Возрождения — Торквато Тассо (1544— 1595) подарил европейскому театру полную лиризма и светлого поэтического чувства пасторальную драму «Аминта» (1573 г.), в которой рассказал о благородной и жертвенной любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии. КВАРТЕТЫ МАСОК На сцене комедии дель арте действовали десятки масок. Но главными оставались четыре — так называемый квартет. На севере и юге Италии сложились разные квартеты. В северный (венецианский) входили Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, южный (неаполитанский) составляли Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. В игре неаполитанских масок, энергичных и шумных, было много смешных моментов, шутовства, трюков, не относящихся к содержанию сценок; северные маски более солидны и сдержанны, а в некоторых сюжетах даже драматичны. Венецианские маски часто использовались и позже — вплоть наших дней. Душой комедий стали маски дзанни, т. е. слуг. Дзанни — искажённое имя Джованни, очень распространённое в Италии. (В России похожая пара имён — Иван и Ванька.) В северном квартете слуги — Бригелла и Арлекин. Бригелла — хитрый, злой, разговорчивый. Он расчётлив и из всех проделок извлекает пользу; умеет интриговать, водить за нос и надувать. Изначально Арлекин — простак, деревенский парень, не унывающий даже в очень трудных ситуациях; иногда влюблённый. Со временем характер персонажа усложнился. Появился и соперник в любви — Пьеро, но изобретательный, а порой и нахальный Арлекин всегда побеждал мечтателя-вздыхателя Пьеро, уводил у него Коломбину. В эту женскую маску превратилась более ранняя — Серветта или Фантеска. Арлекин носил шапочку с заячьим хвостом и костюм в заплатах. Позже, не в Италии, а во Франции, лохмотья и заплаты
превратились в праздничные треугольники и ромбики. Маску Арлекина избирали самые лучшие актёры. Панталоне был предметом для насмешек. Это старик, который заглядывается на девушек либо — в другом сюжете — берёт себе молодую жену, а потом тиранит её. В прошлом отважный мореплаватель, он ведёт себя так, будто всё ещё является покорителем морских просторов. Доктор тоже комический персонаж. Герой преисполнен уважения к самому себе: ведь он юрист, профессор старейшего европейского университета в Болонье. Однако «учёность» осталась в прошлом. Он понемногу забывает то, что знал: варварски перевирает латинские цитаты, путает имена и т. д. Доктор говорит грамматически правильно, но фразы иногда лишены смысла и вызывают насмешки. Панталоне и Доктор. Арлекин и Коломбина. Маски южного квартета оказались не столь популярны, как северные. Самая живучая и любимая — Пульчинелла, весёлый слуга, умный и саркастичный. Этот персонаж носил чёрную полумаску, говорил в нос. Иногда Пульчинелла был не молодым слугой, а комическим стариком наподобие «северного» Панталоне. На голове у него красовалась остроконечная шапочка, а на боку — деревянная шпага. Для Пульчинеллы сочинялись специальные сценарии, называемые пульчинеллатами.
Предыдущая Следующая
Актёры — творцы масок пользовались популярностью далеко за пределами Италии, например создатель маски Арлекина Тристано Мартинелли (1618—1688). По воспоминаниям видевших его игру, это был импровизатор-виртуоз, с богатой фантазией и почти балетной пластикой.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.007 с.) |