На городских площадях часто игрались кукольные представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На городских площадях часто игрались кукольные представления.



Актёры придумывали сюжет по ходу действия, но уже в XIII в. сюжеты начали записывать: им придавали литературную форму, убирали грубости и непристойности. Один из сохранившихся ранних французских фарсов — «Мальчик и Слепой» — рассказывает о вечном конфликте молодости и старости. Старик хочет обмануть мальчика, не заплатить ему за работу, но тот разгадывает обман и убегает, отобрав у старика все деньги. В XV столетии фарс превратился в короткую пьесу, яркую картину быта и нравов горожан. Сюжеты фарсов использовали в своих произведениях драматурги последующих эпох.

Реклама:
вытяжка для кухни Faber Galaxy X/V BK A75 ACTIVE

В XIII в. были сочинены и представлены так называемые игры. Автором текстов стал поэт и музыкант Адам де ла Аль из Арраса (см. статью «Музыка средневековой Европы»). Его небольшие пьески посвящены вполне житейским событиям. «Игра в беседке» автобиографична. Её герой Адам собирается в Париж на учёбу. На прощальный ужин приходят не только жители Арраса, но и шуты, тени умерших рыцарей. Фантастика, сатира, бытовые зарисовки — всё смешалось в этой игре. Из пьесы в дальнейшем разовьются новые жанры: бытовая пьеса, фантастическое представление — феерия и сатирические действа.

Ещё одна пьеска Адама де ла Аля, «Игра о Робене и Марион» (около 1283 г.), обыгрывает один из весенних обрядов. Она интересна, прежде всего, тем, что это первая музыкальная пьеса; здесь много танцев, песен, как и в народных играх.

К исходу Средневековья церковные и светские театральные формы сближаются; становится характерным заимствование художественных приёмов. А в конце XV столетия на юге Европы, в Италии, всё ярче и заметнее проявляются признаки нового театра — театра эпохи Возрождения. Театральное искусство Средних веков уходит в прошлое.

На рубеже XV—XVI вв. начался новый период в развитии европейского театра. Искусство, которое создавалось во Флоренции и Венеции, в Лондоне и Мадриде, во многом отличалось от средневекового — прежде всего светским характером. Интерес к культуре Древней Греции и Рима, характерный для эпохи в целом, привёл к возрождению форм античного театра, в частности таких жанров, как комедия и трагедия. Истоки театра Возрождения — в Италии, но подлинных высот он достиг в других странах — Англии и Испании.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЛОГ

Национальное искусство сцены, не оглядывавшееся на античные образцы, создали комики-потешники, актёры и шуты. Они играли, ловя ре-

Сцена театра «Олимпико», Виченца. Перспективные декорации.

акцию зрителей, импровизировали, руководствуясь собственной интуицией. Разыгрывались чаще всего смешные, а иногда и грустные, драматические сценки из жизни современников — горожан и сельских жителей, купцов, ремесленников и бродяг.

Сюжеты представлений были просты. Молодые стремились жить, как хочется, не слушали старших, веря своей страсти. Старики заглядывались на юных красавиц, слуги плутовали и выкручивались кто как умел, богатые боялись потерять деньги, а бедные были не прочь жить получше и изобретали разные способы, чтобы разбогатеть.

Постепенно в спектаклях появились постоянные персонажи — маски: Арлекин, Бригелла, Коломбина, Пьеро и др. Такой театр получил название комедия дель apme (commedia dell'arte), или комедия масок. Каждый персонаж имел свою маску-характер и настоящую маску, часть костюма. Последняя указывала на особые качества героя: профессиональную принадлежность (доктор, философ — обязательно в очках), социальный тип (хозяин, купец, иностранец). Маски, изготовленные из материи или папье-маше, обычно закрывали лицо до половины. Актёр, один раз выбрав героя, как правило, оставался верен ему на протяжении всей жизни на сцене.

Реклама:
водоочистка

Спектакли, заразительные и трогательные, мастерски разыгранные, чаще всего смешные, смотрели зрители Апеннин, а позже — вплоть до конца XVIII в. — почти во всех городах Европы. У публики, по свидетельству очевидцев, «все челюсти болели от смеха».

Существовал в Италии и иной театр — представления так называемой учёной комедии (la commedia erudita). Датой её рождения считают 1508 г., когда поэт и драматург Лудовико Ариосто (1474—1533) показал во дворце герцога города Феррара «Комедию о сундуке». Пьесы писали художники и учёные, политические деятели и поэты. Образцом для подражания служила античная драматургия. Ситуации путаницы и неожиданных узнаваний, характерные для древнеримской комедии, дополнялись картинками современного быта. Сюжеты встречались самые разные, но всегда в выигрыше оказывались те, кто способен на искреннее и сильное чувство, не боится препятствий, бесстрашен и дерзок, готов рисковать и любит жизнь. Под влиянием античного искусства возник такой жанр, как пастораль (фр. pastorale, от лат. pastoralis — «пастушеский»). Источник пьес тоже античный — буколическая (от греч. «буколико'с» — «пастушеский») поэзия, повествующая о бесхитростных

забавах пастухов и пастушек. На зелёных лугах, под добрым и тёплым солнцем герои пасторалей пребывали во власти идеальной, чистой любви. Если в комедиях персонажи заботились об усладах тела, то здесь грезили о духовных пирах. Один из величайших поэтов эпохи Возрождения — Торквато Тассо (1544— 1595) подарил европейскому театру полную лиризма и светлого поэтического чувства пасторальную драму «Аминта» (1573 г.), в которой рассказал о благородной и жертвенной любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии.

КВАРТЕТЫ МАСОК

На сцене комедии дель арте действовали десятки масок. Но главными оставались четыре — так называемый квартет. На севере и юге Италии сложились разные квартеты. В северный (венецианский) входили Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, южный (неаполитанский) составляли Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. В игре неаполитанских масок, энергичных и шумных, было много смешных моментов, шутовства, трюков, не относящихся к содержанию сценок; северные маски более солидны и сдержанны, а в некоторых сюжетах даже драматичны. Венецианские маски часто использовались и позже — вплоть наших дней.

Душой комедий стали маски дзанни, т. е. слуг. Дзанни — искажённое имя Джованни, очень распространённое в Италии. (В России похожая пара имён — Иван и Ванька.) В северном квартете слуги — Бригелла и Арлекин. Бригелла — хитрый, злой, разговорчивый. Он расчётлив и из всех проделок извлекает пользу; умеет интриговать, водить за нос и надувать. Изначально Арлекин — простак, деревенский парень, не унывающий даже в очень трудных ситуациях; иногда влюблённый. Со временем характер персонажа усложнился. Появился и соперник в любви — Пьеро, но изобретательный, а порой и нахальный Арлекин всегда побеждал мечтателя-вздыхателя Пьеро, уводил у него Коломбину. В эту женскую маску превратилась более ранняя — Серветта или Фантеска. Арлекин носил шапочку с заячьим хвостом и костюм в заплатах. Позже, не в Италии, а во Франции, лохмотья и заплаты

Реклама:
радиостанции kenwood

превратились в праздничные треугольники и ромбики. Маску Арлекина избирали самые лучшие актёры.

Панталоне был предметом для насмешек. Это старик, который заглядывается на девушек либо — в другом сюжете — берёт себе молодую жену, а потом тиранит её. В прошлом отважный мореплаватель, он ведёт себя так, будто всё ещё является покорителем морских просторов.

Доктор тоже комический персонаж. Герой преисполнен уважения к самому себе: ведь он юрист, профессор старейшего европейского университета в Болонье. Однако «учёность» осталась в прошлом. Он понемногу забывает то, что знал: варварски перевирает латинские цитаты, путает имена и т. д. Доктор говорит грамматически правильно, но фразы иногда лишены смысла и вызывают насмешки.

Панталоне и Доктор.

Арлекин и Коломбина.

Маски южного квартета оказались не столь популярны, как северные. Самая живучая и любимая — Пульчинелла, весёлый слуга, умный и саркастичный. Этот персонаж носил чёрную полумаску, говорил в нос. Иногда Пульчинелла был не молодым слугой, а комическим стариком наподобие «северного» Панталоне. На голове у него красовалась остроконечная шапочка, а на боку — деревянная шпага. Для Пульчинеллы сочинялись специальные сценарии, называемые пульчинеллатами.

 

Предыдущая Следующая

 

Актёры — творцы масок пользовались популярностью далеко за пределами Италии, например создатель маски Арлекина Тристано Мартинелли (1618—1688). По воспоминаниям видевших его игру, это был импровизатор-виртуоз, с богатой фантазией и почти балетной пластикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.007 с.)