Просцениум древнеримского театра. Настенная живопись. Помпея. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просцениум древнеримского театра. Настенная живопись. Помпея.



латан. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н.э. появились литературные обработки ателланы.

На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, — паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща — паллия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое — имена, названия городов и т. д. — становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих «греков» скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий (около 270—201 до н.э.), а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта (около 250— 184 до н.э.). Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

Имя драматурга — Макций — указывает на то, что, возможно, он исполнял роль Макка в ателлане. «Плавт» в переводе с латыни означает «плосконогий», поэтому существует предположение, что Плавт был плясуном: такие актёры носили особую плоскую обувь.

Плавт в своих комедиях стремился, прежде всего, к занимательности.

«Билеты» для зрителей Древнего Рима.

Он широко использовал такой художественный приём, как контаминация (от лат. contaminatio — «соприкосновение», «смешение»): в одной пьесе «смешивал» фрагменты сюжетных линий пьес разных греческих авторов. В пьесах Плавта интересны не только главные герои, но и второстепенные. В «Хвастливом воине», например, появляется флейтистка, которая выдаёт себя за почтенную матрону. Здесь — прямая связь с небольшими забавными сценками ателланы, которые разыгрывались для развлечения и поучения простодушных зрителей.

Комический эффект рождал и приём кви про кво, что на латыни буквально значит «кто про что». Выразительный пример применения «кви про кво» — диалог Эвклиона и Ликонида из пьесы «Клад». Эвклион (кстати, первый скупой европейской драмы) рвёт и мечет по поводу пропажи горшка с золотом, а Ликонид пытается рассказать безутешному скупцу, что лишил невинности его дочь. Но юноша говорит не прямо, а иносказательно, и Эвклион решает, что тот признаётся в краже горшка. Соединение реплик, в которых не назван предмет обсуждения, и приводило к путанице, заставляло зрителей от души веселиться.

Большое место в комедиях Плавта занимали контики (от лат. cantio — «пою») — музыкальные номера, арии и речитативы, произносившиеся под музыку.

Самый деятельный и энергичный герой в пьесах драматурга — раб-наперсник. Плавт вывел на сцену типичные для римского общества того времени образы — нахлебника, сводника, хвастливого воина, ростовщика. Имена героев обычно значимы. Так, имя хвастливого воина — Пиргополиник — означает «башнеградо-разрушитель».

Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, — Публий Теренций Афр (ок. 185—159 до н.э.) был рабом из-под Карфагена. Он получил имя Теренций по имени своего хозяина, выучившего его и отпустившего на волю. Слово «афр» означало происхождение (африканец). Образцом для Теренция (как и для Плавта) стали комедии древнегреческого драматурга Менандра. Теренций много внимания (и в этом чувствуется греческое влияние) уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует и нравы своего времени, и неизбежные конфликты отцов и детей, и ветреность молодёжи, и излишнее морализаторство старшего поколения, но делает это мягче, чем другие авторы. Идеал Теренция — взаимопонимание и взаимоуступки, он призы-

Реклама:
Теперь такая организация - ведущая аудиторская фирма,демонстрирующая услуги таким коммерсантам.

Римский мим. Бронзовая статуэтка. Начало новой эры.

Комическая сценка. Барельеф. I в. н.э.

вает к разумным компромиссам, умению слушать друг друга. Герои, как правило, исправляются, или их пороки оказываются не столь ужасными. Комедии Теренция проигрывают сочинениям Плавта в сюжетной остроте и динамичности, но знакомят зрителей с более сложными характерами. В комедии «Свекровь», например, важны не столько сюжетные хитросплетения, сколько драматические переживания героев. Как и у Плавта, у Теренция обязательно есть хитрый раб он или ведёт интригу, или окончательно сбивает всех с толку. Большую роль играет случай, который помогает героям найти родных, получить приданое или наследство, а влюблённым — соединиться.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках, Римских сентябрьских играх (тогда-то и произошло в 240 г. до н.э. первое театральное представление), Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх, во время Мегалесий — апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи-Кибелы.

Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней — по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.

Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал до сорока тысяч человек. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра — Вальба и Марцелла. Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой, а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со

Реклама:
Мебель официальный сайт. Современное изготовление мебели на заказ отзывы. Фабрика мебели

Театр Марцелла. Реконструкция.

Маска комического актёра. Фрагмент мозаики. I в. н.э.

* Римские игры включали спортивные состязания и театральные представления.

МЕЖДУ ТЕАТРОМ И ЦИРКОМ

Гораздо большим успехом, чем театр, пользовались в Риме бои гладиаторов, состязания колесниц, кулачные бои, публичные казни преступников. Подобные зрелища происходили в цирках и амфитеатрах, многие из которых сохранились до наших дней, например Колизей-амфитеатр Флавиев в Риме. Это сооружение в форме эллипса достигает в высоту 48,5 м, в длину — 1 89 м, в ширину — 156 м. Под ареной находились подвальные помещения глубиной до 9 м. Колизей вмешал около пятидесяти тысяч зрителей. Характер зрелища изменил вид амфитеатра: круглая арена была отгорожена от зрителей мраморной балюстрадой. Жестокие и примитивные развлечения больше соответствовали вкусам эпохи, чем гуманистическое искусство театра. Именно тогда родилось знаменитое выражение римского плебса, требовавшего от властей «хлеба и зрелищ». Как правило, устройством зрелищ занимались сенаторы; для императоров такие представления были средством усилить свою популярность.

Колизей. Современный вид.

сводами. Описание идеального римского театра дано архитектором Витрувием (I в. до н.э.) в трактате «Десять книг об архитектуре».

История сохранила имена двух великих римских актёров — комика Росция и трагика Эзопа, живших в I в. до н.э. До этого времени актёры выступали без масок, Эзоп и Росций ввели маски в театральную практику.

Император Октавиан Август (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. — 8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде «Наука поэзии».

В тот же период был распространён пантомим — сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку «рассказывал» хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха — танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю.

В V в. н.э. под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

После падения Римской империи Европа долгое время не знала развитого театрального искусства. Художественные формы, существовавшие в античности, исчезли, а новые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.014 с.)