Модуль IV. Мировая политика и международные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль IV. Мировая политика и международные отношения



 

Тема 9. Теория и практика международных отношений. Понятие международной политики. Основные этапы развития международной политики. Теории и школы международной политики. Система международных отношений. Формы, типы, уровни международных отношений. Субъекты мировой политики.

Содержание практических разделов дисциплины «Политология»

Семинар 1. «История политических учений России» - 2 часа.

Цель – рассмотреть основные тенденции развития политической мысли России.

  1. традиционные направления политической мысли России;
  2. политические воззрения отечественных мыслителей Х1Х века;
  3. базовые направления современной российской политологии, выделение ее основных школ.

Литература:

Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие для студентов-политологов/ Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон; Сокр. пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галкиной; Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. -М.: Аспект Пресс, 2002.

Антология мировой политической мысли в 2-х т. – М., 1997.

История правовой и политической мысли. (Под. ред. Нерсесянц B.C.). М., 1990.

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему теория «Москва третий мир» стала основой большинства воззрений политических мыслителей России?

2. Приведите аргументы подтверждающие, что либерализм в России чаще всего принимал форму «государственного либерализма».

3. Чем можно объяснить падение интереса к региональным исследованиям в современной российской политологии?

Семинар 2. «Государство как основной институт политической системы» - 2 часа.

Цель – всестороннее рассмотреть государство как ядро любой политической системы.

1. Понятия «государство», признаки, функции;

2. Основные концепции образования государства;

3. Формы правления государства;

4. Формы территориально-государственного устройства;

5. Государственного устройства Российской Федерации;

6. Социальное и правовое государство.

Литература:

Политическая наука: новые направления (Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Калингеймана). М.,1999.

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006.- Бек Ульрих

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: Аспект Пресс, 2004.

Крыштановская О.В. Форма российской власти/ О. В. Крыштановская // Полис: Политические исследования. -2010. -№ 1

Коньков А.Е. Формирование модели самообучающегося федерализма в условиях

административной реформы/ А. Е. Коньков // Политическая наука. -2009. -№2

Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии/ Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. -М.: Наука. -2007. -№ 2.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем разница категорий «страна» и «государство» в политологическом аспекте.
  2. Какая теория о происхождении государства может объяснить возникновение этого политического института на территории восточных славян в 1Х веке?
  3. Назовите общее и различное в следующих формах правления: дуалистическая монархия и смешанная республика.
  4. Какая форма государственно-территориального устройства характеризует следующее политическое объединение – Евросоюз?
  5. Назовите форму правления и территориально-государственного устройства Российской Федерации.
  6. В чем основная разница между социальным и правовым государством.

 

Семинар 3. «Политический режим» - 2 часа.

Цель – рассмотреть основные типы политических режимов.

  1. Категория «политический режим»;
  1. тоталитарный политический режим;
  2. авторитарный политический режим;
  3. демократический политический режим.

Литература:

Политическая наука: новые направления (Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Калингеймана). М.,1999.

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006.- Бек Ульрих

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: Аспект Пресс, 2004.

Крыштановская О.В. Форма российской власти/ О. В. Крыштановская // Полис: Политические исследования. -2010. -№ 1

Тощенко Ж.Т. Государство как субъект теократии/ Ж. Т. Тощенко // СОЦИС. -М.: Наука. 2007. -№ 2.

Шувакович У. Политические партии как традиционный механизм репрезентации в современном обществе/ У. Шувакович // Полис. -2010. -№ 2.

 

Вопросы для самоконтроля:

Для проверки полученных знаний заполните таблицу:

признаки Тоталитарной режим Авторитарный режим Демократический режим
Доступ к власти      
Реализация принципа разделения властей      
Наличие плюрализма      
Партийная система      
Роль СМИ      
Роль силовых структур      
Влияние государства на экономику      
Реализация прав и свобод граждан      
Пример      

Семинар 4. «Избирательные системы» - 2 часа.

Цель – рассмотреть основные типы избирательных систем

1. Категория «избирательная система» и «избирательный процесс»;

2. Типология избирательных систем;

3. Избирательная система России.

Литература:

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006.- Бек Ульрих

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: Аспект Пресс, 2004.

Крыштановская О.В. Форма российской власти/ О. В. Крыштановская // Полис: Политические исследования. -2010. -№ 1

Голосов Г. Электоральный авторитаризм в России/ Г. Голосов // Pro et contra. -2008. -№ 1

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные этапы избирательного процесса в демократическом обществе.
  2. Вы баллотируетесь в депутаты городского собрания по одномандатному округу. За вас проголосовало 49% избирателей, а за ваших соперников соответственно 31%, 10%, 3% и 2% избирателей. Станете ли вы депутатом городского собрания? Аргументируйте свой ответ.
  3. Назовите условия, при которых политическая партия может сформировать свою фракцию в Государственной Думе РФ? Возможно ли представительство регионов в современной Государственной Думе? Обоснуйте свой ответ.

 

Семинар 5. «Мировая политическая система» - 2 часа.

Цель – проанализировать особенности функционирования мировой политической системы.

  1. Основные категории мировой политики: внешняя политика, мировая политика, международные отношения.
  2. Государства и международные организации как субъекты мирового политического процесса.
  3. Глобализация и антиглоболизм.

Литература:

Евстегнеева Л.П., Евстегнеев Р.Н. Экономическая глобализация и постмодерн //Общественные науки и современность. - 2000. - № 1.

Косолапов Н.А. Теория международных отношений: предмет анализа и предмет теории // Мировая экономика и международные отношения.- 1998. - № 11.

Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. - 2003. - № 4

Лебедева М.М. Мировая политика: тенденции развития/ М. М. Лебедева // Политические исследования. -2009. -№4.

Чихарев И.А. Основы общей теории международных отношений/ И. А. Чихарев // Вестник Московского ун-та. - Сер. 12 Политические науки. -2009. -№ 6

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Приведите пример функционирования: внешней политики - ________________; мировой политики - ________________; международных отношений - _________________.

2. Объясните с чем связано снижение роли ООН в современной мировой политической системе.

3. Раскройте суть концепции «золотого миллиарда». С какими глобальными проблемами связана данная концепция.

4.

Семинар 6. «Политические технологии» - 2 часа.

Цель – рассмотреть основные типы политических технологий.

1. Понятие «политическая технология», структура и содержание.

2. Типология политических технологий и методов их продвижения.

3. Пиар и политическая реклама.

Тип семинарского занятия – семинар, нацеленный на проработку наиболее важных трудных тем.

Литература:

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006.- Бек Ульрих

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: Аспект Пресс, 2004.

Крыштановская О.В. Форма российской власти/ О. В. Крыштановская // Полис: Политические исследования. -2010. -№ 1

Лэйн Д. Оранжевая революция: «Народная революция» или Революционный переворот?/ Д. Лэйн // Полис. - 2010. - № 2

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем особенность политических технологий?
  2. Назовите основные приемы применения политических технологий на конкретном примере.
  3. Приведите пример использования «черного», «серого», «желтого» и «белого» пиара.

 

Семинар 7. «Политический анализ и политическое прогнозирование» - 2 часа.

Цель – рассмотреть основы политического анализа и политического прогнозирования. Интерактивное занятие см. Методические рекомендации

1. П олитический анализ.

2. Политическое прогнозирование.

3. Методика «мозговой штурма» при анализе конкретной ситуации.

Тип семинарского занятия – семинар исследовательского типа.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие методы политического анализа можно применить при оценке прошедшей избирательной кампании?
  2. Назовите основные типы политического прогнозирования.
  3. Какие роли в методике «Мозговой штурм» играют: креативщики, критиканы, супермозг?

Литература:

Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования. – М., 1999.

Политология: учеб.: рекомендовано Отд-нием по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию: для студентов вузов, обуч. по специальности «Политология»/ под ред. В.А. Ачкасова и В. А. Гуторова. -М.: Юрайт, 2006.- Бек Ульрих

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов/ А.И. Соловьев; МГУ им. М.В. Ломоносова. -М.: Аспект Пресс, 2004.

Крыштановская О.В. Форма российской власти/ О. В. Крыштановская // Полис: Политические исследования. -2010. -№ 1

Казула Ф.П. Теория дискурса и дискурс-анализ: как идеи и символы формируют политику/ Ф. П. Казула // Политическая наука. -2009. -№ 4.

Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. - 2004. - № 2

 

Семинар 8. «Женщина в политике» - 2 часа. Интерактивное занятие.

Цель – развития коммуникативных навыков и умения вести дискуссию у студентов.

Задачи: - развить у студентов навыки анализа правовых особенностей женского политического участия;

- рассмотрение вопроса, почему женщины в меньшей степени представлены в российской политической элите;

- выработать методы повышение роли женщины в протекании политического процесса.

Тип семинарского занятия – дебаты.

Для подготовки к данному семинарскому занятию группа студентов делится на две подгруппы. Первая – выражает мужскую точку зрения, вторая – женскую. Каждая группа выбирает из своих рядов спикера, который будет выступать с докладом. При подготовке важно использовать как теоретические знания, так и знания, отражающие современную политическую обстановку. Поэтому студенты должны проанализировать материалы СМИ, Интернета, статистические данные. Попробовать аргументировать свои положения на исторических примерах или на примерах из современной реальности. Обратить внимание на правовое положение женщин в различных государствах, на физиологические и психологические различия между женщинами и мужчинами, на исторические особенности становления современного российского общества. Следует сфокусировать внимание на следующих персонажах: М. Течер, М. О.Брайн, Х. Клинтон и Ю. Тимошенко.

 

Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

В рамках самостоятельной работы предусмотрено выполнение научно-исследовательских заданий: устный опрос на занятиях, индивидуальное собеседование, проверка письменных заданий и упражнений, тестирование. К индивидуальным собеседованиям привлекаются студенты, которые отсутствовали на занятиях или были плохо подготовлены к ним.

Раздел/тема Вопросы Форма контроля Литература
Модуль 1. Введение в политологию.   Политология, политика, структура политологии, функции политологии опрос См. рекомендуемая литература по данной теме «Практикум по политологии»
МОДУЛЬ 2. Институциональные аспекты политики. Власть, политическая система, гражданское общество, политический режим, политические партии, организации и движения, избирательные системы Решение заданий практикума по данным темам См. рекомендуемая литература по данной теме «Практикум по политологии»
МОДУЛЬ 3. Политические отношения и процессы   Политический процесс, политический конфликт, политическая культура, политическая идеология Решение заданий практикума по данным темам См. рекомендуемая литература по данной теме «Практикум по политологии»
Модуль 4. Мировая политика и международные отношения МПС, внешняя политика, мировая политика, глобальные проблемы современности, глобализация, антиглобализм, международные организации Решение заданий практикума по данным темам См. рекомендуемая литература по данной теме «Практикум по политологии»
Модуль 5. Прикладная политология Политический анализ, политический прогноз, «Мозговой штурм», политические технологии, пиар. Решение заданий практикума по данным темам См. рекомендуемая литература по данной теме «Практикум по политологии»

Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы учащегося:

    1. Устные опросы.
    2. Работа с понятиями.
    3. Проверка письменных работ, выполненных самостоятельно студентами.
    4. Анализ докладов, подготовленных студентами.

 

Виды учебной деятельности учащегося на занятии:

  1. посещение лекций
  2. выполнение заданий на семинарских занятиях
  3. подготовка индивидуальных заданий
  4. подготовка политинформаций

Вопросы к зачету по политологии

 

1. Предмет, структура, функции политологии.

2. Основные этапы развития политической мысли Запада.

3. Развитие политической мысли в России.

4. Политическая власть.

5. Политическая система, структура и функции.

6. Государство как институт политической системы.

7. Понятие гражданского общества.

8. Формы правления и территориального устройства государства.

9. Тоталитарный режим и авторитарный режимы.

10. Либеральный и демократический режимы.

11. Политические партии, общественные организации и движения.

12. Партийные системы. Типология систем.

13. Политические элиты: понятие, признаки, функции.

14. Политическое лидерство.

15. Политические отношения, политическое участие.

16. Политический процесс: понятие, режимы развития.

17. Избирательные системы.

18. Политические конфликты и кризисы.

19. Политический PR.

20. Политические технологии.

21. Политическая идеология: понятие, сущность, функции.

22. Консерватизм и неоконсерватизм.

23. Либерализм и неолиберализм.

24. Социал-демократическая идеология.

25. Радикальные идеологии XX века: фашизм, национал-социализм, большевизм.

26. Политическая культура и политическая социализация.

27. Типология политической культуры.

28. Теория международной политики.

29. Процессы модернизации, глобализации и интеграции в современном мире.

30. Международные организации: их цели и задачи, структура. (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, МВФ, ММБР и др.).

31. Политическая аналитика. Методы политических исследований.

 

Примерный образец тестовых заданий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.071 с.)