Методический кабинет детского сада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический кабинет детского сада



Методический кабинет следует рассматривать:

· Как источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов;

· Центр сбора. Обогащения и распространения педагогической информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения;

· Центр нормативно-правовой, педагогической и социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.

Современный методический кабинет как часть образовательной среды дошкольного учреждения может включать в себя эргономический, информационный, социальный и технологический компоненты.

Эргономический компонент - это обстановка методического кабинета (само помещение, мебель, оборудование). Ориентирован на обеспечение эффективной, безопасной, комфортной профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.

Информационный компонент представлен разнообразными информационными источниками (справочная, методическая, педагогическая литература, разработки, программное оснащение педагогического процесса, информационно-рекламные объекты, интернет-сайты). Ориентирован на повышение знаний и умений педагогов.

Социальный компонент включает в себя все субъекты образовательного процесса детского сада (воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования, дети, родители, социальные партнеры). Ориентирован на организацию их комфортного взаимодействия в условиях методического кабинета.

К технологическому компоненту относятся различные виды деятельности, организуемые в методическом кабинете (педагогическая, методическая, опытно-экспериментальная, проектная и т.д.), посредством которых реализуются отношения между выделенными субъектами.

 

Компоненты есть нет примечание
  Эргономический компонент      
  Наличие отдельного помещения и соответствие его площади санитарно-эпидемиологическим требованиям (не менее 12 м)      
  Достаточное световое оснащение рабочих зон      
  Исправность оборудования      
  Оснащение удобной и комфортной мебелью      
  Деление пространства кабинета на зоны      
  Наличие оргтехнической зоны      
  Компьютер      
  Принтер      
  Сканер      
  Копировальная машина      
  Диски с материалами      
  Рабочая зона методиста      
  Рабочий стол      
  Персональный компьютер      
  Зона презентации      
  Периодические и постоянно действующие выставки      
  Оперативная информация о деятельности педагогического коллектива      
  Зона коллективной работы      
  Зона индивидуальной работы      
  Физическая доступность материала      
  Наличие картотек      
  Использование Интернет-ресурсов      
  Информационный компонент      
  Нормативные документы, раскрывающие специфику деятельности педагогов детского сада      
  Сборники действующих нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих работу ДОУ      
  Литература для методиста, раскрывающая все аспекты методической работы      
  Справочная литература: словари, энциклопедии и учебники по дошкольной педагогике и психологии      
  Издания периодической печати, раскрывающие особенности работы ДОУ      
  Программы дошкольного образования, используемые в практике работы ДОУ      
  Программное обеспечение      
  Образовательная программа ДОУ      
  Программа развития      
  План работы на год      
  Перспективные¸ календарно-перспективные и календарные планы воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования.      
  Протоколы заседаний педагогических советов ДОУ      
  Пакет диагностических материалов, позволяющих выявить передовой педагогический опыт.      
  Обобщение полученных в результате диагностики данных в виде сводных таблиц      
  Описание результатов работы и материалов по внедрению передового педагогического опыта в практику работы детского сада      
  Представление промежуточных и итоговых результатов      
  Выводы и рекомендации по использованию опыта      
  Реклама педагогических достижений воспитателей (создание портфолио педагогической профессиональной деятельности, мультимедийных презентаций).      
  Социальный компонент      
  Обеспечение регулярного взаимодействия воспитателей друг с другом, со специалистами, с родителями,      

Приложение к Заданию для самостоятельной работы по МДК 05.01.

Преподаватель Белова С.В.

 

 


 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Специальность 050144 «Дошкольное образование»

ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

МДК 03.01. Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Курс заочное отделение 34 (1,2,3) гр.

Преподаватель Матвеева Н.Я.

Тема 1.1.Психологические основы обучения

Цель: выявить индивидуальные особенности развития психических процессов ребенка, формировать интерес к исследовательской деятельности.

Студенту необходимо организовать наблюдение за деятельностью ребенка, проведение диагностических методик (экспериментов, бесед, анкетирование родителей и педагогов, опросов, тестирование, анализ продуктов детской деятельности.

// См. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Владос, 1995. - 291 с.

Психодиагностика проводится с ребенком 3-7 лет, по выбору студента.

Результаты индивидуального обследования ребенка фиксируются в практической тетради: протоколы, детские работы, выводы (прилагаются стимульные материалы).

Составляется характеристика (психолого-педагогическое представление) на ребенка.

В практической работе необходимо соблюдать требования к психологическому исследованию, соблюдение этических норм. В работе указывается только имя ребенка, его возраст.

Студент должен:

иметь опыт: проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- составления психолого-педагогической характеристики ребёнка;

уметь: определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

знать: особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребёнка;

 

Задание № 1.Выявление особенностей развития восприятия (сенсорных эталонов).

Задание № 2.Выявление особенностей развития внимания.

Задание № 3. Выявление особенностей развития памяти.

Задание № 4. Выявление особенностей развития мышления.

Задание № 5. Выявление особенностей развития воображения.

Задание № 6. Выявление особенностей развития речи, речевого общения.

Задание № 7.Составление характеристики на ребенка (по всем познавательным процессам в результате индивидуального обследования), разработать рекомендации для развития познавательных процессов ребенка c учетом результатов обследования.

 

Литература

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. Учебное пособие. - М.: АПО, 1997.- 152 с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Спб, 1997.

Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1966.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1998. - 456 с.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: «Роспедагенство», 1996. - 374 с.

Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-Пресс, 1977. - 384 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для стед. Сред. Пед. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-336с.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Владос, 1995. - 291 с.

http://www.opmpk55.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2010-02-02-04-50-58&catid=34:katotdel1&Itemid=59 http://ccpmss.edu35.ru/attachments/category/3/пед%20хар-ка.doc

Задание № 1. Выявление особенностей восприятия (сенсорных эталонов).

1. Цвет. Материал: кружки по 2 шт. Каждого цвета (20) (цветы, листья и т.д.). Инструкция: найди пару (различение цвета)! Назови!

Эталон крас. оран. жел. зел. гол. син. фиол бел. сер. чер. кор.
узнал                      
назвал                      

2. Форма. Материал: рамка с отверстиями, вкладыши-формы (по 3 варианта каждой фигуры), все одним цветом. Инструкция: закрой окошки! (различение форм). Назови форму!

                                   
   
                 
 
 


Эталон

                 
узнал                  
назвал                  

3. Время. Материал: картинки «Части суток», «Сезоны», модель: неделя - месяц. Инструкция: Посмотри, что делают утром (вечером...). Чистят зубы когда? (называет). Что делаешь сегодня? (вчера, завтра). Когда ходил в гости? и т.д.

Эта лон ут- ро ве- чер де нь но чь зи- ма ле-то осе нь вес на дни ме- сяц вче ра зав тра дав но мин час
узн                              
наз                              

4. Пространство. Материал: предметы настольного театра (мебель, животное). Листок в клетку. Инструкция: Покажи правую руку (различение). Какая это рука? (название). Повернись направо или вперед (различения).

Назови, что стоит впереди тебя (в ст.гр. вопросы идут по отношению к героям).

Эта лон пр. рук лев рук   é   ê сле ва сп ра ва на ле во на пра во В на За с Поднад из До, от, около пе- ред Между рядом
узн                            
наз                            

 

Выводы: В таблице «+» - верно, «-» - неверно, «о» - ошибка.Обработка данных - в %.

Как точно работают анализаторы ребенка? (узнавание, различение).

Насколько активно усвоено словесное обозначение эталонов.

Примечание:

Цвет - мл., ср. гр. - 11 - 12 эталонов; ст., подг. гр. - 20 и более эталонов.

Форма - мл., ср. гр. - 3 - 4 эталона; ст., подг. гр. - 8 эталонов (угольники).

Каков уровень перцептивных действий? (путем проб или путем нецеленаправленных действий, на основе тактильного определения (обводят пальчиком), на основе зрительного соотношения).

Время - мл., ср. гр. - вчера, сегодня, завтра; ст., подг. гр. - все эталоны.

Насколько ориентируются в эталонах без наглядности и по моделям?

Пространство - мл.гр. - эталоны «от себя», в ср. гр. - «от себя» к другим предметам;

ст.гр. - «от других предметов», ориентировка на листе бумаги.

Обоснуйте способность ребенка использовать знание эталонов в практической деятельности.

Первая серия экспериментов на различение, вторая - на обозначение словом.

 

Задание № 2. Выявление особенностей развития внимания.

Методы: наблюдение, в учебной деятельности, трудовой деятельности.

Задание. Игра «Что изменилось?», «Найди отличия», «Дорисуй чего не хватает».

Выводы: насколько развито произвольное внимание. Как проявляются качества: объем, устойчивость, переключение, концентрация. Наблюдаются ли признаки рассеянности? Укажите причины этого. В каком виде деятельности ребенок более внимателен?

Рекомендации: как улучшить внимание этого ребенка.

 

 

Задание № 3. Выявление особенностей развития памяти.

Методы: - я назову тебе слова, ты их запомни, потом назовешь;

- посмотри на картинки, закрываю, назови картинки.

Результаты опроса (см. таблицу):

Слова Первый повтор Второй повтор Третий повтор Через час
Например, кот + + -  
         
Итого ? ?    

Прим.: мл., ср. - 10 слов и картинок, ст., подг. - 15 слов и картинок.

 

Картинки Первый повтор Второй повтор Третий повтор Через час
Например, окно + + -  
         
Итого ? ?    

Оценивается механическое запоминание. Норма: с первого раза /после всех повторений

для детей 3 - 4 лет - не менее3 слов / 6 - 7 слов;

для детей 5 - 7 лет - не менее5 слов / 9 - 12 слов.

Выводы: особенности запоминания, его длительность, сохранение и качество воспроизведения, как развита кратковременная, наблюдается ли долговременная, ставит ли ребенок цель запомнить, т.е. произвольности.

Из повседневных наблюдений определите: пытается ли ребенок овладеть приемами запоминания, например, быстро зарисуй слова, которые я тебе буду говорить, посмотри на рисунки, назови слова! (Как помнит события, стихи, рассказы и т.д.)

Задание № 4. Выявление особенностей развития мышления.

Методы: 1. Эксперимент «Утонет - не утонет» (таз с водой, предметы из разного материала).

2.Нарисуй схему изображения комнаты (расставь мебель).

3.Дидактическая игра «Четвертый - лишний» или игра «Разложи предметы по любому признаку» (логическое мышление).

4.Ответь на вопросы «Что такое?»... (овладение понятиями).

Выводы: Выделить в объяснениях ребенка операционные компоненты: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

Укажите, по какому признаку обобщают предметы: по случайным связям, по смежностям, коллекционным, по функции (по материалу, подведение под вид, род) Чем пользуется в рассуждениях: представлениями или понятиями (низкий уровень определяют через действие, высокий - через родовидовые признаки). Наблюдается ли интерес к решению мыслительных задач? Наличие уровня качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость, инициативность и т.д. Определите ведущий или доминирующий тип мышления. В итоге - уровень мышления: норма, задержка, вундеркинд, умственно отсталый.

Задание № 5. Выявление особенностей развития воображения.

Методы: «Оживи фигуру» (дорисуй). На что похожи кляксы (любые фигуры). Расскажи, что было потом (придумать новую сказку, рассказ, историю).

Если бы ты был птичкой, какое доброе дело сделал бы для людей?

Выводы: Определите доминирующий вид, воссоздающий или творческий. Обоснуйте.

Какими способами пользуется ребенок при создании образов? (агглюцинация, гипербола, заострение, схематизация, типизация). Раскройте способности ребенка к фантазированию. В каких видах деятельности они больше проявляются?

Примечание: Анализируется игра, вхождение в роль, действия с предметами, имитация ребенка, рисунки, рассказы поделки и т.д.

Задание № 6 Выявление особенностей развития речи, речевого общения.

Сделайте выводы из речевого общения с ребенком: какая речь преобладает - диалогическая (наличие указаний, оценок, согласований) или монологическая (построение сообщений, предложений, связной речи).

Четкость звукопроизношения, словарный запас (существительные, глагол, прилагательные, местоимения).

Характеристика эмоциональной особенности речи, присутствие диалектов, вульгаризма в речи, владение ситуативной, контекстной, объяснительной речью. Эгоцентрическая речь. Определите уровень развития активной речи.

Задание № 7. Психолого–педагогическая характеристика дошкольника.

Раздел: Особенности познавательной сферы

Анкетные данные: Дата заполнения представления ______ 20_______ года

Фамилия, имя, ребенка ____________________________________

Возраст ___________________________________________________ группа _________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.159 с.)