И. И. Горбачевский О структуре и цели общества соединенных славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. И. Горбачевский О структуре и цели общества соединенных славян

Поиск

...Управление Общества поручалось президенту и се­кретарю, выбранным на один год и подлежащим ответ­ственности пред Обществом. Первый назначал время и место обыкновенных и чрезвычайных собраний, давал направление действиям Общества и старался привести в исполнение все намерения и планы, служащие к рас­пространению оного. Последний способствовал взаим­ным сношениям между членами, равно отношениям их с президентом; кроме того, ему вверялась общественная сумма, из коей по согласию президента выделялись деньги, назначаемые для всякого предприятия, признан­ного полезным Обществу...

Общество имело главною целию освобождение всех славянских племен от самовластия; уничтожение суще­ствующей между некоторыми из них национальной не­нависти и соединение всех обитаемых ими земель феде­ративным союзом. Предполагалось с точностию опре­делить границы каждого государства; ввести у всех на­родов форму демократического представительного прав­ления; составить конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае надобности, общих корен­ных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений.

Вникая в основания благоденствия частного челове­ка, мы убеждаемся, что они бывают физические, нрав­ственные и умственные. Посему гражданское общество, как целое, составленное из единиц, необходимо зиж­дется на тех же началах и для достижения возможного благосостояния требует промышленности (под промышленностью в то время понималось занятие всякой производительной деятельностью), отвращаю­щей бедность и нищету; нравственности - исправляю­щей дурные наклонности, смягчающей страсти и внушающей человеколюбие; и, наконец, - просвещения, вернейшего сподвижника в борьбе противу зол, нераз­лучных с существованием, которое делает умнее и ис­куснее во всех предприятиях. Развертывать, распро­странять сии три основные начала общественного блага поставлялось в первую и неизменную обязанность славянина. Он должен был по возможности истреблять предрассудки и порочные наклонности, изглаживать различие сословий и искоренять нетерпимость верова­ния; собственным примером побуждать к воздержанию и трудолюбию; стремиться к умственному и нравствен­ному усовершенствованию и поощрять к сему делу дру­гих; всеми способами помогать бедным, но не быть расточительным; не делать людей богатыми, но научать их, каким образом посредством труда и бережливости, без вреда для себя и других пользоваться оными. Убеждение в сих правилах заставляло славян выводить следующие заключения: никакой переворот не может быть успешен без согласия и содействия целой нации, посему, прежде всего, должно приготовить народ к но­вому образу гражданского существования и потом уже дать ему оный; народ не иначе может быть свободным, как сделавшись нравственным, просвещенным и про­мышленным. Хотя военные революции быстрее достига­ют цели, но следствия оных опасны: они бывают не колыбелью, а гробом свободы, именем которой соверша­ются (данный тезис И.И. Горбачевского породил в декабристоведении дискуссию о тактических принципах Общества) Славяне, убежденные в том, что надежды их не могут так скоро исполниться, как они того желали, не хотели терять времени в пустых и невозможных усили­ях; но вознамерились сделать все, что зависит от них и ведет, хотя медленно, к предпринятой цели. Во исполнение сего намерения они положили определить некоторую часть общественной суммы на выкуп кре­постных людей; стараться заводить или споспешество­вать заведению небольших сельских и деревенских училищ; внушать крестьянам и солдатам необходимость познания правды и любовь к исполнению обязанностей гражданина и таким образом возбудить в них жела­ние [свободы] и изменить унизительное состояние раб­ства и пр.

Не взирая, однако же, на сии постепенные и крот­кие меры, Славянский союз носил в себе отпечаток какой-то воинственности. Страшная клятва, обязываю­щая членов оного посвящать все мысли, все действия благу и свободе своих единоплеменников и жертвовать всей жизнью для достижения сей цели, произносилась на оружии; от одних своих друзей, от одного оружия славяне ожидали исполнения своих желаний; мысль, что свобода покупается не слезами, не золотом, но кровью, была вкоренена в их сердцах, и слова знаме­нитого республиканца, сказавшего: «обнаживши меч против своего государя, должно отбросить ножны сколь возможно далее», долженствовали служить руководст­вом их будущего поведения...

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в./ Сост.: В.А. Фёдоров, Н.И. Цимбаев. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 134-136.

 

П. Пестель Русская правда (2–я редакция)

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§1. Всякое Общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной.

Всякое Соединение нескольких человек для достижения какой либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает Удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех Людей одинаковы. Из сего следует что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к Действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ними сильные Споры и безконечные Несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели; а тем еще менее устроить оные, и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякого Действия. А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.

§ 2. Разделение Членов Общества на Повелевающих и Повинующихся.

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположить Действие? Все сии Затруднения разрушаются двояким образом. В первом случае Нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные Затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжать общим Действием. В том и другом случае разделяются члены общества на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.

§3. Разделение Государства на Правительство и Народ.

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до Гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название Государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоить в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества, а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданского Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа. Из сего явствует что Главные или Первоначальные составные части каждого Государства суть: Правительство и Народ.

§4. Взаимные отношения Правительства и Народа.

Правительство имееет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося кобщественному и частному благоденствие и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и переходит Государство при потере сего равновесия из природного и здорового своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждого Законодателя.

§5. Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности.

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходить право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он обязан сохранять свое Бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или 3ловластием.

§6. Основные Понятия о Государственном благоденствии и сопряженных с ним обязанностях.

Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственного Устройства должна быть Возможное благоденствие Всех и Каждого. А посему все ведущее к благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенные суть первейшие и непременнейшие. Они связывают духовный Мир с Естественным, жизнь бренную со жизнию Вечною; и потому все Постановления Государственные должны быть в связи и Согласии с обязанностями человека в отношении к Вере и Всевышнему Создателю Миров. Сей первой род обязанностей касается мира Духовного. Они нам известны из Священного Писания. Второй род обязанностей касается мира Естественного. Они нам известны из законов природы и нужд Естественных. Бог творец Вселенные есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления Государственные должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы как и со святыми Законами Веры. Наконец Третий Род обязанностей порождается составлением Гражданских обществ или Государств. Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными. Второе правило: что все Государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию Гражданского общества: при чем всякое Действие сему благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением. Третье правило: что благоденствие общественное должно щитаться важнее благоденствия частного и ежели оные находятся в противоборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило: что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности Народа; из чего следуетъ что истинная цель Государственного Устройства должна непременно быть: Возможно Большее благоденствие многочисленнейшего числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или одного Нераздельного уступать Выгодам целого: признавая целым Совокупность или Массу Народа. Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другого; то есть что благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

§ 7. Основное Понятие о Народе и его Значении.

Выше пояснено что Государство состоит из Правительства и Народа. Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное благоденствие Всех и каждого. Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенные обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышняго призвавшего Людей на сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в равной мере и следовательно все имеют равное право на его исполнение. А по сему Народ РоссиЙский не есть принадлежность или Собственность какого либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народного а не Народ существует для Блага Правительства.

§8. Основное Понятие о Правительстве и разделение оного на Верховную Власть и Государственное Правление.

Правительство есть Совокупность Всех лиц занимающихся отправлением Дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять Народу благоденствие и потому право имеет Государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом оно должно иметь и соразмерную власть дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия Власть посредством которой Правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели есть Верховная Власть. - Из общего Предмета или Состава благоденствия Государства изтекают особенные предметы сей общей цели и как общей цели благоденствия соответствует Верховная Власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная Власть. Сии особенные Власти изтекают из Верховной, которая обьемлет всю цель учреждения Правительства; почему и должны особенные Власти совершенно Зависеть от Верховной и действовать по Направлению от нея исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных Властей составляет Государственное правление, которое также названо быть может Чиноначальством. - Из сего явствует что правительство не может выполнить своей обязанности и Государству доставить благоденствие если не будет иметь Власти соразмерной важности и обширности цели Гражданского общества и что сия Власть распространяет свое Действие по всем предметам на Целое Государство: имея при том много подчиненных Властей, кои уже действуют на отдельные только предметы или на отдельные только части оного. Общая Власть именуется Верховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.

§9. Разделение Государственного благоденствия на Безопасность и благосостояние.

Государственное благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а благосостояния есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства потому что может быть достигнута посредством общего только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве именно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояния если не существует Безопасности; а потому и служит она осно нием сооружению Государственного здания. - благосостояние должно быть Второю Целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение оного должно быть предоставлено каждому члену Гражданского Общества особенно и что участие Прав в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которые бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут одними частными своими силами утвердить Безопасность.

§10. Необходимость Россию переобразовать и Новые законы издать.

Таковы Коренные Начальные понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякого благоустроенного Государства: дабы оное находилось под властью и управлением Законов общественных а не прихотей личных Властителей и доставляло бы Возможное благоденствие Всем и каждому а не зловластвовало над всеми для Выгоды Единого или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противуречит есть 3ловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и Гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные Коренные правила к России ясно видеть можно что самые сии коренные правила непременно требуют изменения существующего ныне Государственного порядка в России и введения на место его такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах и Постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластью и в совершенной точности удостоверяло бы Народ Российский в том что он составляет устроенное Гражданское Общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: Первая состоит в совершенном Переобразовании Государственного порядка и Устройства а вторая в издании полного нового Уложения или свода Законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное.

§ 11. О Необходимости Русской Правды и Временного Верховного Правления.

Сия двойная цель не может иначе с Успехом быть достигнута как посредством учреждения Временного Верховного Правления и обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть следующия: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом. Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы Государство не подверглось безпорядкам, волнениями превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшие постепенность в ходе Государственного Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного Дела как не Временному Верховному правлению: Прежняя Верховная Власть довольно уже доказала враждебные свои чувства против Народа Русского; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительного Верховного Порядка в России еще не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верховное Правление точно будет действовать для одного только Блага России и для Всевозможного Усовершенствования Положения и состояния ЕЯ по всем предметам и статьям,то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верховному Правлению. С другой стороны составление Уложения или полного свода Законов есть Дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи оного в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или положительные Законы и Постановления утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно содержать:

  1. Ни воспоминания о ныне существующемпорядке: ибо оный прекратит свое существование;
  2. Ниже изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительные и переводные меры суть Действия преходящие;
  3. Ниже наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих Государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в Состав Положительных Законов или Уложения.

Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ея возрождения и Переобразовани я, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской Правде, которая излагая коренные Начала и основания сего Переобразования, содержала бы Указания на Целое Государство и на все оного части члены и Отрасли.

§ 12. Определение: цель и Действие Русской Правды.

Русская Правда есть по сему Верховная Всероссийская грамота определяющая все перемены в Государстве последовать имеющию, все предметы и Статьи уничтожению и низпровережению подлежащие и наконец коренные Правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового Государственного порядка и составлении нового Государственного Уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и Постановлений будущего порядка Вещей, изчисление главных предполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение коренных Соображений, начальных причин и основных Доводов утверждающих предполагаемое для России Государственное Устройство. И так Русская правда есть Наказ или Наставление Временному Верховному Правлению для его Действий, а вместе с тем и обьявление Народу от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит Обязанности на Временное Верховное Правление возлагаемые и служит для России ручательством что Временное Верховное Правление единственно ко Благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой Грамоте ввергнул многие Государства в Ужаснейшие бедствия и междоусобия потому что в оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам не имея перед собою ясного и полного наставления коим бы обязано было руководствоваться, и что Народ между тем никогда не знал что для него принимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал беспокойные Действия и наконец междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие Зло и приводит Государственное Переобразование в положительные ход и Действие тем что все определяет и на все предметы коренные правила издает. По сему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное Верховное Правление со всеми частями, отраслями и степенями Правительства, так равно и весь Народ со всеми оного членами или Гражданами. Временное Верховное Правление обязано новый Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными меропринятиями ввести и устроить а Народ обязан сему введению не только не противиться но на против того Временному Верховному Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народного Возрождения и Государственного Преобразования.

§13. Разделение Русской Правды на Главы.

Для сего составлена Русская Правда из Десяти Глав:

Первая Глава рассуждает о границах Государства и о разделении земельного пространства оного: она показывает где обретается Российское Государство.

Вторая Глава рассуждает о Народе в отношении к различным племенам Российское Государство населяющим.

Третья Глава рассуждает о Народе в отношении к различным Сословиям в Российском Государстве обретающимся.

Четвертая Глава рассуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Политическому или общественному Состоянию.

Пятая Глава рассуждает о Народе в отношении к приготовляемому для него Гражданскому или частному состоянию.

Шестая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Верховной Власти.

Седьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Государственного Правления.

Восьмая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству Безопасности в Государстве.

Девятая Глава рассуждает о Правительстве в отношении к Устройству благосостояния в Государстве.

Десятая Глава содержит Наказ для составления Государственного Уложения долженствующего быть полным сводом всех Законов и всех постановлений.

Сверх сего содержит Русская Правда в виде Предисловия изложение общих Понятий и об основах всякого Государственного Установления, а в Виде 3аключения краткое извлечение из Русской Правды, содержащее главнейшия определения и постановления русскою правдою учиненные. При сем надлежит Заметить:

  1. что Вторая, Третья, Четвертая и Пятая Главы рассуждают о Народе, а Шестая, Седьмая, Восьмая и Девятая Главы рассуждают о Правительстве.
  2. Что из четырех глав рассуждающих о Народе первые две касаются ныне еще существующего порядка Вещей указывая на перемены которые с оными воспоследовать имеют а последния Две касаются нововводимого порядка Вещей с изложением коренных Оснований сего Нового порядка и
  3. Что из четырех Глав, рассуждающих о Правительстве, первые две касаются Главных основ образования Правительства или общего Учреждения оного, а последния две касаются частных подробностей и Действий Правительства. При рассуждении о каждом предмете в сих четырех Главах излагаются наставления как для изменения существующих Установлений, так и для введения новых с Целью благоустроенного Государства сообразнейших.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.45.159 (0.018 с.)