Рекомендованные для просмотра видео материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендованные для просмотра видео материалы



РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ДЛЯ ПРОСМОТРА ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

1. Х/ф Звезда пленительного счастья

2. Час истины. Павел Пестель. (http://statehistory.ru/2621/CHas-istiny--Dekabristy--Pavel-Pestel-online/)

3. История России. 49. Никита Михайлович Муравьёв. (http://video.edu-lib.net/uchebny-e-fil-my/istoriya-rossii-nikita-mihajlovich-murav-ev)

4. История России. 48. Павел Иванович Пестель (http://video.edu-lib.net/uchebny-e-fil-my/istoriya-rossii-pavel-ivanovich-pestel)

5. История России 47. Сергей Петрович Трубецкой (http://video.edu-lib.net/uchebny-e-fil-my/istoriya-rossii-sergej-petrovich-trubetskoj)


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

Список источников:

Из «Записок» А.М.Муравьёва.

Из записок кн. С.П. Трубецкого.

Из воспоминаний Н.В. Басаргина.

Из воспоминаний и писем М.И. Муравьёва-Апостола.

Устав Ордена русских рыцарей.

Законоположение Cоюза благоденствия.

Устав Общества соединённых славян.

Правила» Общества соединенных славян.

И. И. Горбачевский О структуре и цели общества соединенных славян.

П. Пестель Русская правда (2–я редакция).

Н. Муравьёв Конституция.

Договор, заключенный в 1825 г. между Южным обществом декабристов и Польским патриотическим обществом.

Программа манифеста, найденная 14 декабря 1825 г. в бумагах «диктатора» восстания князя С.П. Трубецкого.

Православный катехизис». Прокламация С. И. Муравьева-Апостола.

Устав Ордена русских рыцарей

1. Ограничение самодержавной власти:

1. лишением права издавать новые законы и отменять старые без воли Сената;

2. лишением права налагать налоги без согласия Сената;

3. лишением права объявлять войну и заключать трактаты без воли Сената;

4. лишением права ссылать и наказывать без воли Сената;

5. лишением права оставлять государство и отъезжать за границу;

6. лишением права жаловать в княжеское и графское Российское достоинство, в фельдмаршалы, в канцлеры, в государственные министры, в генерал-губернаторы пограничных губерний и Сибири, в главнокомандующие армиями, в кавалеры св. Андрея, св. Георгия 1 и 2 класса и св. Владимира I степени, в сенаторы, в командиры корпусов и в послы к дворям: Английскому, Французскому, Прусскому, Турецкому и Австрийскому без согласия Сената.

2. Учреждение Сената, составленного из 200 наследственных перов (Pairs), магнатов или вельмож государства, из 400 представителей дворянтства и из 400 представителей народа.

3. Дарование 200 наследственным вельможам государства уделов городами и поместьями.

4. Конечное и всегдашнее истребление имени Польша и Королевства Польского и обращение всей Польши, как Прусской, так и Австрийской, в губернии Российские.

5. Присоединение Венгрии, Сербии, всех славянских народов к России.

6. Изгнание Турков из Европы и восстановление греческих республик под протекторатом России.

7. Учреждение флота в Архипелаге и постановление возможных препятствий английской торговле в оном краю.

8. Упразднение рабства в России;

9. Правило всегда содержать комплектными армии на границах и флоты, как в Балтийском, так и Черном море и Архипелаге.

10. Ччреждение торговой компании для Китая, для Японии и Сибири.

11. Построение гавани при устьи реки Амура.

12. Переселение половины жидов из Польши в ненаселенные губернии России и обращение их в веру.

13. Истребление раскола скопцов и всех расколов, брачное состояние отвергающих.

14. Назначение земель солдатам, урочные леты выслужившим, и дарование им привелегий и льгот с обязанностью пахать.

15. Дарование достоинства дворянского тем купцам, кои учредят к Сибири заведения, могущие приносить обществу пользу ежегодную от 400,000 до 500,000. - Сей случай один, коим купцу дано будет приобесть звание дворянина.

16. Уменьшение монастырей.

17. Печатание и обнародование актов Сената.

18. Вольнок книгопечатание.

19. Общее размежевание земель в России и раздача оных по государственным уважениям частным людям.

20. Вольная продажа соли.

21. Вольная продажа вина и упразднение винного откупа.

22. Учреждение инвалидных домов в Москве на 5,000 человек, в С.-П-бурге на 5,000 человек, в Киеве на 2,000, в Риге на 2,000, в Одессе на 2,000 и в Казани на 2,000.

23. Учреждение мещанских кадетских корпусов.

24. Соединение Волги и Дона каналом.

25. Дарование Ордену поместьев, земель и фортеций на подобии рыцарей Темплиеров, Тевтонского и прочих и название рыцарей рыцарями русского креста.

26. Благословение Ордна Собором Греческих патриархов и Грекороссийских митрополитов на брань противу неверных.

27. Лишение иноземцев всякого влияния на дела государственные.

28. Соединение Волги с Западную Двиною посредству канала.

29. Переселение Грендандов в Сибирь.

30. Сочинение проекта выгодной войны против Персиян и вторжения в Индию.

31. Рассеяние донских казаков.

32. Введение платья русского в легких войсках.

33. Образование Политехнических школ в военных городах, из коих по усмотрению успехов будут поступать учащиеся в Кадетские корпуса. Образование Кавалерийских школ (Ecoles de Cavalerie), как во Франции.

34. Упразднение ненужных Университетов и учреждение вместо того в Москве и С.-П-бурге обсерваторий, Ботанических садов, Публичных библиотек, лабораторий и зверинцев.

35. Усовершенствование военно-сиротских заведений и учреждение больниц во всех губернских городах.

36. Уничтожение постыдного для человечества хода судов людьми на лямках в Перми.

37. Улучшение состояния солдата.

38. Отверстие каждому путей жаловаться на притеснения губернских начальств.

39. Скорое наказание лихоимств смертию или торговою казнью.

40. Обрабатывание золотой руды в Олонце.

41. Размножение в конских заводах в России горских и Черноморских лошадей.

42. Присоединение Норвегии к России.

43. Упразднение ордена Иезуитов и школ их в России.

44. Конечное падение а, ес<ть>ли возможно, смерть иноземцев, государственные посты занимающих.

45. Дарование городам: Москве, Владимиру на Клязьме, Киеву, Казани, Великому Новгороду, Нижнему Новгороду и Ярославлю прав и приви<лег>ий, коими пользовались в Римской Империи вольные имперские Гансеатические города.

46. Дарование городам, наследие перов государства состовляющим, права графств в Англии и перств во Франции

http://decemb.hobby.ru

Законоположение Cоюза благоденствия

КНИГА 1-я

Цель Союза Благоденствия

§1. Убедясь, что добрая нравственность есть твердый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об оном заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые с своей стороны ему в сих благотворных намерениях содействовать не станут, Союз Благоденствия в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена.

§2. Имея целью БЛАГО ОТЕЧЕСТВА, Союз не скрывает оной от благомыслящих сограждан, но для избежания нареканий злобы и зависти действия оного должны производиться втайне.

§3. Союз, стараясь во всех своих действиях соблюдать в полной строгости правила справедливости и добродетели, отнюдь не обнаруживает тех ран, к исцелению коих немедленно приступить не может, ибо не тщеславие или иное какое побуждение, но стремление к общему благоденствию им руководствует.

§4. Союз надеется на доброжелательство правительства, основываясь особенно на следующих изречениях Наказа в бозе почивающей государыни императрицы Екатерины второй: «Если умы их недовольно приуготовлены к ним (к законам), то возьмите на себя труд их приуготовить, и вы тем уже много сделаете». И в другом месте: «Весьма дурная политика та, которая исправляет законами то, что должно исправить нравами».

§5. В цель Союза входят следующие четыре главные отрасли: 1-я - человеколюбие, 2-я - образование, 3-я - правосудие, 4-я - общественное хозяйство.

КНИГА 2

Общие законы Союза Благоденствия

Глава I

Глава II

Распределение занятий

§1. Членам, в той или другой отрасли находящимся, поручен от Союза надзор в отечестве за всем, к их отрасли принадлежащим; они ведут все к цели учреждения оного и о состоянии всего уведомляют Союз, дабы он мог, что требует исправления, принять должные меры и довести до сведения правительства. Предмет каждой отрасли и способ действия определен ниже. (…)

Отрасль первая: человеколюбие

§9. Сия добродетель есть не только отличное качество истинного христианина, но даже и самых непросвещенных людей. Нет такого на свете человека, который бы совершенно был равнодушен к несчастию ближнего и в котором бы сострадание не возбудилось при виде подобного себе творения, в самых крайних потребностях нуждающегося. Когда же сея добродетели не лишены и дурных свойств люди, кольми паче должна она одушевлять Союз, целью своею поставивший трудиться к благоденствию соотечественников. Всякий при виде несчастного подаст ему помощь, нищему милостыню - но такое единовременное вспоможение может ли навсегда успокоить получающего оное; - кроме того, сколько видим и таких беспутных людей, которые для удовлетворения своей лености скитаются по миру и снискивают нужное себе подаянием, тогда когда бы они могли трудолюбием сами в свою очередь принести пользу отечеству и другим истинным несчастливцам; - но вместо того они только тяготят отечество, возбуждают в других охоту к праздности и истребляют даже до остатков доброй нравственности. Сие-то зло искоренить и заменить его всеми противными ему благами есть предмет сей отрасли и попечение членов, к оной приписавшихся, и для того Союз бдительным оком надзирает за всеми заведениями в отечестве, к сей отрасли относящимися, и старается о их усовершенствовании.

§10. Союз приглашает в сию отрасль общее уважение и состояние имеющих жителей городов - всех тех, кои под ведением своим имеют человеколюбивые заведения, места заточения и исправления, также членов, врачебным искусством занимающихся.

§11. Члены сей отрасли обращают внимание помещиков на отклонение крестьян бродить по миру: - и тех, у коих более таковых, подвергают суждению соотечественников, дабы тем заставить их взять меры к прекращению праздношатания.

§12. Вообще стараются склонять помещиков к хорошему с крестьянами обхождению, представляя: что подданные такие же люди и что никаких в мире отличных прав не существует, которые дозволили бы властителям жестоко с подвластными обходиться.

§13. Уговаривают соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений и вступают во все уже ныне существующие.

§14. Снабжают праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и безнужное пропитание.

§15. Для таких, которые уже не в силах кормиться трудами своими, устраивают пристанища. В сем числе находятся много дряхлых и изувеченных воинов, кои, употребя цветущие годы жизни своей на охранение отечества, лишены бывают всех способов провести остатки дней своих в спокойствии и большею частию вынуждены добывать пропитание подаянием. Сим благодарное отечество обязано оказать признательность за полученные от них услуги и успокоить их старость. Союз старается помещать их к казенным и частным спокойным местам и сооружать для них общими силами спокойные убежища.

§16. В губернских и больших городах члены Союза заводят приказы, в которые приглашают являться всех желающих иметь места или упражнения свободных людей. Сии приказы доставляют им оные, смотря по их способностям, обращая строжайшее внимание на поведение представляющихся; и от тех, которые окажутся дурного поведения, требуют исправления и дают им способы к оказанию оного; буде же они пребывают худого поведения или правил, то им отказывают. Управляющие для сих приказов избираются согласием советов управ, в городе находящихся, которым и отдают отчет в исполнении принятого поручения.

§17. Надзор за всеми человеколюбивыми заведениями и местами, где страждет человечество, поручен Союзом членам сей отрасли; описание находящихся таковых в местах жительства их присылают члены правлению Союза и доводят до сведения его все недостатки и злоупотребления, какие в них замечены будут.

§18. Члены сей отрасли в путешествиях своих осматривают заведения, к оной принадлежащие, и о состоянии их уведомляют Союз.

§19. Прививанье коровьей оспы, как важная предосторожность к сохранению жизни младенцев, распространяется членами сей отрасли.

§20. Они также изыскивают способы к усовершенствованию человеколюбивых заведений в отечестве.

§21. Обозревают по возможности или описывают таковые в чужих краях.

§22. Издают повременные сочинения по сей части и распространяют касательно оной существующие уже сочинения.

Отрасль вторая образование

§23. Хотя распространение правил нравственности и добродетели есть самая цель Союза и, следственно, обязанность каждого члена оного, однако ж, поелику члены других отраслей особенно занимаются обозрением и улучшением уже существующего по части человеколюбия, правосудия и общественного хозяйства, то распространение сказанных правил особенно входит в обязанность членов отрасли образования, и важность сего достославного добровольно принятого ига с избытком может вознаградить за труды и неприятности, с оными сопряженные.

§24. Союз приглашает в сей отдел духовных особ и всех тех, кои по положению своему в обществе могут более действовать на нравственность.

§25. Распространение принятых Союзом правил производится: личным примером, словом и письмом. (…)

Отрасль третья: правосудие

§56. Все дела по разным частям управления в отечестве состоят под надзором членов сей отрасли.

§57. Они не только не отказываются и не уклоняются от должностей, особенно по выборам дворянства, но, напротив, ищут таковых мест; собственным непорочным и бескорыстным прохождением службы оные возвышают и сохраняют им всю их важность и достоинство. Строгое и ревностное исполнение возложенных по службе или государственных обязанностей есть отличная черта члена Союза Благоденствия.

§58. Наблюдают за чиновниками, вне Союза находящимися, и понуждают их с помощью прочих членов Союза к честному служению и вообще к таковому ж обхождению во всех делах житейских, буде они от оного уклоняются.

§59 Вникают во все решаемые дела в присутственных местах, военных судах; клонят все на сторону справедливости.

§60 Соглашают различные племена, состояния, сословия и роды службы, в отечестве находящиеся,- представляя, что оные одинаково полезны, и всех их к одной цели направляют - к благоденствию России... (…)

Отрасль четвертая: общественное хозяйство

§68. По сей отрасли Союз занимается изысканием непреложных правил общественного богатства, о которых в течение стольких веков множество было различных прений и рассуждений,-способствует усовершенствованию всякого рода полезной промышленности,- старается водворить общественную доверенность,- противится вредному единоторжеству, собирающему богатство в одни руки. (….)

§77. Все сии отрасли могут еще быть пополнены, и многоразличные действия их описать подробно невозможно; тем более, что они часто истекают от положения и способов членов, равно как и обстоятельств; но во всяком случае, во всяком месте и во всяком звании член Союза Благоденствия должен помнить, что он обязался рачительно и неутомимо содействовать благу отечества и во всех действиях своих поступать сообразно сей великодушной цели. Награда его - уважение соотечественников. (…)

Союз объявляет ложным всякий список, не скрепленный печатью Союза и не подписанный блюстителем коренного совета.-- Блюститель.----

Печать: улей, окруженный пчелами, с литерами С. Б.

http://decemb.hobby.ru

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§1. Всякое Общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной.

Всякое Соединение нескольких человек для достижения какой либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью оного бывает Удовлетворение общим нуждам, которые, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех Людей одинаковы. Из сего следует что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к Действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ними сильные Споры и безконечные Несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особенного нрава и личных качеств каждого человека в особенности. Нрав и личные качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели; а тем еще менее устроить оные, и к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякого Действия. А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.

§ 2. Разделение Членов Общества на Повелевающих и Повинующихся.

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположить Действие? Все сии Затруднения разрушаются двояким образом. В первом случае Нравственное превосходство одного или нескольких членов соглашает все сии различные Затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другие посторонние обстоятельства. Во втором случае возлагают члены общества на одного или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжать общим Действием. В том и другом случае разделяются члены общества на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностях и правах тех и других.

§3. Разделение Государства на Правительство и Народ.

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до Гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название Государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоить в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общие и частные. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества, а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждого члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданского Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа. Из сего явствует что Главные или Первоначальные составные части каждого Государства суть: Правительство и Народ.

§4. Взаимные отношения Правительства и Народа.

Правительство имееет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося кобщественному и частному благоденствие и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и переходит Государство при потере сего равновесия из природного и здорового своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждого Законодателя.

§5. Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности.

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей. Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходить право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он обязан сохранять свое Бытие. Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или 3ловластием.

§6. Основные Понятия о Государственном благоденствии и сопряженных с ним обязанностях.

Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственного Устройства должна быть Возможное благоденствие Всех и Каждого. А посему все ведущее к благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторые основные или коренные правила. Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенные суть первейшие и непременнейшие. Они связывают духовный Мир с Естественным, жизнь бренную со жизнию Вечною; и потому все Постановления Государственные должны быть в связи и Согласии с обязанностями человека в отношении к Вере и Всевышнему Создателю Миров. Сей первой род обязанностей касается мира Духовного. Они нам известны из Священного Писания. Второй род обязанностей касается мира Естественного. Они нам известны из законов природы и нужд Естественных. Бог творец Вселенные есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления Государственные должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы как и со святыми Законами Веры. Наконец Третий Род обязанностей порождается составлением Гражданских обществ или Государств. Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными. Второе правило: что все Государственные постановления должны стремиться единственно к благоденствию Гражданского общества: при чем всякое Действие сему благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением. Третье правило: что благоденствие общественное должно щитаться важнее благоденствия частного и ежели оные находятся в противоборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило: что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности Народа; из чего следуетъ что истинная цель Государственного Устройства должна непременно быть: Возможно Большее благоденствие многочисленнейшего числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или одного Нераздельного уступать Выгодам целого: признавая целым Совокупность или Массу Народа. Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другого; то есть что благоденствие одного человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому. Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственные должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

§ 7. Основное Понятие о Народе и его Значении.

Выше пояснено что Государство состоит из Правительства и Народа. Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное благоденствие Всех и каждого. Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенные обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другого основания своему Бытию и Образованию, как только благо Народное; между тем как Народ существует для собственного своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышняго призвавшего Людей на сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и счастливыми. Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в равной мере и следовательно все имеют равное право на его исполнение. А по сему Народ РоссиЙский не есть принадлежность или Собственность какого либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народного а не Народ существует для Блага Правительства.

§8. Основное Понятие о Правительстве и разделение оного на Верховную Власть и Государственное Правление.

Правительство есть Совокупность Всех лиц занимающихся отправлением Дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять Народу благоденствие и потому право имеет Государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом оно должно иметь и соразмерную власть дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия Власть посредством которой Правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели есть Верховная Власть. - Из общего Предмета или Состава благоденствия Государства изтекают особенные предметы сей общей цели и как общей цели благоденствия соответствует Верховная Власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная Власть. Сии особенные Власти изтекают из Верховной, которая обьемлет всю цель учреждения Правительства; почему и должны особенные Власти совершенно Зависеть от Верховной и действовать по Направлению от нея исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных Властей составляет Государственное правление, которое также названо быть может Чиноначальством. - Из сего явствует что правительство не может выполнить своей обязанности и Государству доставить благоденствие если не будет иметь Власти соразмерной важности и обширности цели Гражданского общества и что сия Власть распространяет свое Действие по всем предметам на Целое Государство: имея при том много подчиненных Властей, кои уже действуют на отдельные только предметы или на отдельные только части оного. Общая Власть именуется Верховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.

§9. Разделение Государственного благоденствия на Безопасность и благосостояние.

Государственное благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а благосостояния есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства потому что может быть достигнута посредством общего только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве именно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояния если не существует Безопасности; а потому и служит она осно нием сооружению Государственного здания. - благосостояние должно быть Второю Целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение оного должно быть предоставлено каждому члену Гражданского Общества особенно и что участие Прав в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которые бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут одними частными своими силами утвердить Безопасность.

§10. Необходимость Россию переобразовать и Новые законы издать.

Таковы Коренные Начальные понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякого благоустроенного Государства: дабы оное находилось под властью и управлением Законов общественных а не прихотей личных Властителей и доставляло бы Возможное благоденствие Всем и каждому а не зловластвовало над всеми для Выгоды Единого или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противуречит есть 3ловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и Гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные Коренные правила к России ясно видеть можно что самые сии коренные правила непременно требуют изменения существующего ныне Государственного порядка в России и введения на место его такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах и Постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластью и в совершенной точности удостоверяло бы Народ Российский в том что он составляет устроенное Гражданское Общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: Первая состоит в совершенном Переобразовании Государственного порядка и Устройства а вторая в издании полного нового Уложения или свода Законов, сохраняя при том все полезное и уничтожая все вредное.

§ 11. О Необходимости Русской Правды и Временного Верховного Правления.

Сия двойная цель не может иначе с Успехом быть достигнута как посредством учреждения Временного Верховного Правления и обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть следующия: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом. Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которые должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы Государство не подверглось безпорядкам, волнениями превращениям, которые вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшие постепенность в ходе Государственного Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важного Дела как не Временному Верховному правлению: Прежняя Верховная Власть довольно уже доказала враждебные свои чувства против Народа Русского; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительного Верховного Порядка в России еще не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верховное Правление точно будет действовать для одного только Блага России и для Всевозможного Усовершенствования Положения и состояния ЕЯ по всем предметам и статьям,то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верховному Правлению. С другой стороны составление Уложения или полного свода Законов есть Дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи оного в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или положительные Законы и Постановления утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно содержать:

  1. Ни воспоминания о ныне существующемпорядке: ибо оный прекратит свое существование;
  2. Ниже изложения переводных и приуготовительных мероприятий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительные и переводные меры суть Действия преходящие;
  3. Ниже наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих Государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в Состав Положительных Законов или Уложения.

Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ея возрождения и Переобразовани я, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской Правде, которая излагая коренные Начала и основания сего Переобразования, содержала бы Указания на Целое Государство и на все оного части члены и Отрасли.

§ 12. Определение: цель и Действие Русской Правды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.06 с.)