Абстрагирование и психосоматические отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абстрагирование и психосоматические отношения.



Этим операциям ума врачи обычно не придают значения, полагая, что эти чистые продукты умозрения не связаны с чувствами и работой нашего тела, особенно с его болезнями. На самом же деле абстракции и результаты обобщения могут вызывать эмоции, и сильные изменения в соматическом поведении организма.

Если вы сдуру отнесете мирно бегущую собаку, психически травмированную, у которой понуро опущен хвост, к категории бешеных, то опомнитесь только после того, как найдете себя взобравшимся на дерево. Если же присвоите этому объекту класс "собак, потерявших хозяина", ваше поведение, чувства и обмен веществ в вашем организме будут иными. В данном случае страх и целая серия психосоматических реакций, связанных с угрозой будут платой за ошибку классификации.

Операция присваивания класса чаще всего бывают в виде суждений, умственного действия, в котором мы судим о некотором предмете. Абстракции, зафиксированные в слове - это материал, из которых наш ум может сконструировать любое суждение. Например, слова "виновный", "наказание", "должен" - абстракции, которые могут быть скомбинированы в мысль, к примеру, "Виновный должен быть наказан". Мы можем представить эту мысль в виде операции присваивания признака "виновный" к конкретному человеку, скажем Василию. А потом совершить новую операцию присваивания к виновному, отнеся его к классу "человек, который должен быть наказан". Таким образом эти две операции могут привести к попытке наказать Василия. Что из этого произойдет зависит не только от нас не и оттого, кого мы хотим наказать.

Построение такого рода суждений не проходит бесследно для вашего организма и личности. Представьте на минуту, что ваш друг Василий виновен, вы должны его наказать и одновременно вы его, виновного, любите. Следовательно, суждение, в котором сформулирована определенная программа наказания виновного, неминуемо вызывает эмоциональный стресс.

Разрешение этого конфликта между готовой культурной программой поведения и Вашими чувствами может быть разным. В одном случае вы мыслите патогенно и следуете готовой программе как биоробот и оказываетесь в стрессе, а во втором - саногенно, то есть следуете советам Спасителя, который учил прощать и различать: "Кесарю – кесарево, а Богу - богово". Этим он хотел сказать, что не ваше дело наказывать виновных. Кесарь наказывает, а Любовь прощает. Спаситель дает вам свободу: если вы любите виноватого, то простите; не бойтесь, что вы его испортите безнаказанностью, ибо желающие его наказать сами найдутся. Ведь в каждом человеке, как и в вас сидит свой кесарь.

 

ОПЕРАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОГО.

Построение вещи в уме происходит вследствие последовательных операций приписывания свойств объекту, расположенному в пространстве и времени. Однако этот умственный конструкт приобретает качество целого только в том случае, если целому можно присвоить свойство, присвоение которого недоступно ни для одной ее части, то есть такого свойства нет ни у одной из ее частей. Вода обладает свойствами, которые не имеют ни одна ее часть в отдельности, ни водород ни кислород. Понять некоторое целое значит сконструировать его в уме из его частей. Холистический акт - это действие построения целого в нашем уме.

Представление о целом и его частях предполагает выделение этих объектов с помощью операций анализа и синтеза.

 

Операция 7. Различение целого и части.

Ища неисправность в велосипеде, разбирая его, я должен знать, как его потом собрать. Я должен быть в состоянии выполнить все умственные операции синтеза. Иначе я его не соберу. Расчленение целого на части с целью воспроизвести это целое в представлении, является обычной работой нашего ума. Но оно чаще всего происходит бессознательно. Мы просто сознательно разбираем и собираем вещи и в результате можем повторить их уже в уме. Ребенок - ломает вещи и это дает ему информацию о строении целого.

Выделение части из целого - сложная процедура. Неразвитое мышление склонно ошибочно наделять целое свойствами частей и наоборот. Первобытное мышление также полагало, что операции, выполненные на части, оказывают воздействие и на целое. На этом основывается гомеопатическая магия, когда колдун совершает вредоносные действия над обрезками ногтей, волос, экскретами человеческого организма и считает, что эти действия распространяются и на организм, личность.

Когда дело касается механических целостностей различение целого и части очевидно. Два колеса и цепь не обладают свойствами велосипеда. Но когда идет речь об организме, то трудно различить целое и часть. На самом деле ноготь является частью руки или сама рука частью человека, если принять во внимание, что молекулярное строение клеток имеет сходство в ДНК.

 

Акт приписывания функции.

Чтобы облегчить различение целого и части полезно ввести понятие функции. Часть выполняет для целого определенную функцию. С этой точки зрения рука может выполнять много функций: защиты, исследования, удовольствия, обеспечение потребностей, которые представляют в свою очередь части функций руки. Функция - это действия, которые совершает часть ради целого.

Любую программу поведения можно рассматривать как целое, состоящее из частей, организованных в определенной последовательности операций. Различение целого и части здесь просто. Пункция вены включает в себя наложение жгута, операция, которая не имеет свойства целого, но без этого инъекция не может быть выполнена.

Психосоматическое отношение в этом смысле тоже можно рассматривать как взаимодействие части и целого. Например, язвенная личность, склонна реагировать на социальные ситуации пищеварительно;

желудок реагирует как будто вполне нормально, а в результате возникает болезнь, которую классифицируют как болезнь желудка, в то время как это болезнь организации целого, личности. В данном случае взаимодействия целого и части происходит патогенно, так как желудок берет на себя не свойственные ей функции: ведь он должен реагировать на пищевые ситуации, а не социальные.

Функция отличается от значения. Первое порождается целым, а второе - потребностями и желаниями человека, которые могут менять функции в зависимости от поведения. Многообразие значений, например, жгута выходит за границы пункции вены.

Чтобы лучше понять связь целого и части нужно взаимодействие целого и части рассматривать как управление целого работой частей, а это уже исключает понимание частей как механических элементов такого целого как, скажем, личность.

Сказанное выше свидетельствует о том, что операции анализа и синтеза не являются первичными, а они составлены из более элементарных операций.

 

Операция 8. Анализ.

Если любознательная обезьяна или ребенок, владеющий гаечным ключом и отверткой разберет на части велосипед, то можем ли мы считать, что они совершили практический анализ объекта, как это написано в некоторых учебниках? Разумеется нет, даже если они в уме смогут повторить те операции по расчленению целого, которые они выполнили практически. Ясно, что они не смогут снова собрать велосипед. Если это так, то возникает вопрос, отсутствие какой умственной операции лишает единству анализа и синтеза?

Отвечаем. Из-за отсутствия акта приписывания частям функций для целого. Шестеренка или колесо, наложение жгута, выделение кислого сока желудком становятся объектами анализа только в результате приписывания им нашим умом функций для целого: для велосипеда, для пункции вены, для поведения язвенной личности. Теперь можем описать операции анализа и синтеза.

Анализ - это умственная операция присваивания каждой части, соответствующих ей функций для целого. Наложение жгута имеет разные функции в зависимости от тою, частью какого целого является, или оно должно сделать удобным проникновение в вену или служит прекращению кровотечения при ранении. Отделение сока - пищеварительная функция желудка в ситуации, в которой предстоит еда, а у язвенной личности выделение сока становится функцией защиты от обиды или неудачи. Анализ в данном случае обнаруживает принятие желудком не свойственной ей функции, что ведет к болезни.

Любая реальная или воображаемая, живая или мертвая вещь може! стать предметом анализа и синтеза. Психоанализ, например, занят расчленением на элементы переживаний и эмоций человека. Однако эту задачу психоанализ только поставил, но не довел до конца.

Как устроены эмоции, то есть как функционируют части, порождающие эмоцию, анализ не знает. Только в системе саногенного мышления произведен полный анализ эмоций человека, поскольку описаны те умственные операции, которые вызывают эти эмоции.

Рассмотрим для иллюстрации элементы эмоции обиды.

Для начала примем, что эмоция представляет некоторую целостную психическую функциональную систему, целое, которое состоит из определенных умственных операций, каждая из которых в отдельности не является эмоцией, подобно тому как ни водород ни кислород не являются водой. Эта психическая функциональная система, именуемая обидой, зарождается еще в детстве и ее структура остается неизменной в течение жизни, только способы переживания обиды могут меняться. Вот рассмотрим эту структуру. Сначала поставим вопрос: Из каких элементов (умственных операций), возникает обида?

В лекции об эмоциях и чувствах и о саногенном мышлении мы узнали, что обида включает в себя привычные и не контролируемые сознанием и волей акты: акт построения ожиданий, акт восприятия реального поведения другого, акт оценки и сличения этого поведения с этими ожиданиями. Каждая из этих умственных действий сами по себе не являются эмоцией. Это, можно сказать, части обиды, которые вместе, организованные в целостность, осуществляясь автоматически, по привычке, бессознательно производят эмоцию, которая переживается осознанно. Если из этого целого изъять хотя бы один акт, скажем, акт сличения ожиданий и реальности - эмоция не возникнет. Спаситель знал как освободить человека от тирании эмоций: "Не судите!" и тогда акт сличения выпадает из эмоции и она делается невозможной.

Если мне удастся сознательно провести анализ и синтез этой программы, производящей эмоцию обиды, осознать ее, то, естественно, я овладею этой эмоцией и обида не станет досаждать мне. Овладение саногенным мышлением предполагает, что мы научились сознательно анализировать свои эмоции, желания, переживания.

 

Операция 9. Синтез.

Синтез состоит не в собирании целого из выделенных и осознанных частей, элементов, а в разложении целого на функции ее частей и присвоении каждому из этих эти элементов функций для целого. В данном случае, велосипед мыслится как взаимодействие его частей, пункция вены предстает как синтез и реализация программы, обида как последовательность умственных актов, ведущих к эмоции. После осознания элементов программы обиды человек может любую свою обиду осознавать как синтез этой программы, в результате чего эта работа перестанет быть бессознательной и автоматической- Он приобретает способность правильно думать о своей обиде и, соответственно, управлять этой эмоцией. Следовательно, анализ и синтез выступают в качестве важных умственных действий по управлению поведением. Повторяю, синтез - совокупность умственных операций присвоения элементам целого функций, которые являются результатом исполнения их частями этого целого. Таким образом для понимания целого анализ функций целого является синтезом этого целого из его составляющих.

В контексте приведенных примеров синтез выступает как способность мыслить, скажем, пункцию вены как результат исполнения функции частей: наложения жгута, наполнения шприца, проверки на удаление воздуха для выполнения упомянутой процедуры. Работу велосипеда можно мыслить как функции его частей.

Функцию не всегда следует рассматривать как действие, но и как противодействие, или сохранение конфигурации или состояния, например, при размышлении о раме или багажнике велосипеда. Способность к синтезу в данном случае свидетельствует о понимании того, как работает, например, велосипед, хотя понимание - это не только синтез.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.021 с.)