Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умственные операции управления поведением.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Акты управления поведением обязательно совершаются в уме, независимо от того, осознаются они или нет, реализуются в действиях или нет. Поэтому мы должны рассматривать их, не различая, в уме они происходят и скрываются в нашей душе бесследно, или обнаруживаются вовне в поведении, реально. Для облегчения усвоения имеет смысл освежить в памяти содержание лекции о структуре подведения.
Операция 10. Целеполагание. Поведение невозможно без цели, которая является основанием для всех актов управления поведением. Операция по определению цели связана с актуализацией прошлого опыта по удовлетворению потребности, вызывающей и поддерживающей данный вид поведения. Образы, возникающие в сознании голодного человека способствуют определению цели поведения: достижение такого результата, после чего становится возможной удовлетворение голода. Из множества объектов, пригодных к пище, выбирается такой, вероятность овладения которым наибольшая.
Операция 11. Намерение. Ранее мы описали операцию определения ситуации. В данном случае голод позволяет определить ситуацию в соответствии с целью, диктуемой потребностью. Возникает пищевая установка, готовность к действию по созданию условий удовлетворения потребности. Установка к действию является важным фактором управления поведением. В зависимости от обстоятельств и прошлого опыта цель может быть достигнута разными путями. В процессе ориентировки из множества программ выбирается подходящая для данного случая. Намерение возникает с момента акта присваивания установке к действию имени, обозначающей программу поведения. "Я иду в ресторан", или "Я покупаю полуфабрикаты из которых готовлю обед" или "Я открываю холодильник и делаю бутерброды, наливаю кофе из термоса" и т.п. В данном случае операция присваивания предстоящему еще неопределенному действию определенной программы превращает неопределенную установку в определенное намерение. Выбор присваиваемой программы зависит от ее уместности, привычности и от экономии усилий на е реализацию.
Операция 12. Пуск и прекращения поведения. Начало любого действия или большого поведенческого цикла происходит вследствие умственной операции, дающей команду "Пуск!". Когда мы вели речь о закономерностях поведения, то обращали внимание на понятие порога действия. Действие всегда начинается под воздействием некоторого главного ключевого стимула. Если его интенсивность достигает некоторого порога, то действие начинается. Намерение состоит в том, что объектом манипуляции становится повышение или понижение порога определенного действия. Умственное управление поведением приводит к тому, что переживание определенных эмоций приводит к изменению порога конкретного действия, в результате чего произойдет или пуск или его прекращение. Существует взаимосвязь между порогами различных действий, что приводит к некоторому автоматизму управления поведением. Например, при голоде, порог пищевых действий снижается, а пороги сексуального поведения повышаются. А в сексуальной ситуации - наоборот. Гнев снижает пороги агрессии, а любовь их повышает- Воля состоит в сознательном усилии повышения или понижения порогов некоторых действий. Самообладание проявляется, например, в том, что гнев не вызывает агрессии, поскольку порог этого поведения волевым образом повышается, вопреки естественной тенденции к снижению его. Многие действия однообразны и повторяются. В этом случае умственный контроль этих действий зависит от некоторых внешних стимулов и критериев, восприятие которых поэтапно повышают порог действия. Например, определенное число жеваний у собаки в павловском эксперименте с фистулой пищевода приводило к прекращению жевания. Можно обоснованно предполагать, что с каждым актом жевания и глотания происходило повышение порога пищевого поведения. В определенный момент, когда порог достигает некоторого критического значения, это поведение прекращается и чему соответствует субъективное чувство насыщения. Известный сексолог Г.С.Васильченко утверждает, что 40-50 фрикций достаточно для завершения полового акта в виде мужского оргазма. Некоторые восточные практики секса полагают, что удовлетворение может быть достигнуто и без оргазма. Во всех случаях следует думать, что изменение порога сексуального поведения возрастает с каждым актом удовольствия. Обыкновение подавляющего большинства мужчин "отключаться" после оргазма свидетельствует о резком возрастании порога, делающего его совершенно нечувствительным к эротической стимуляции. Субъективное чувство насыщения и пресыщения зависит от изменения порога, происходящего от выполнения действия. Тот, кто знает хотя бы один язык программирования может представить схему работы операторов организации цикла, в котором цикл прекращается, когда управляющая переменная достигает некоторого граничного значения. В этом смысле операция пуска действия или прекращение действия сводится к присваиванию определенного критического значения порог. Мы описали механизм переработки информации в операциях пуска и прекращения действия и они одни и те же независимо от того, где это происходит, в пищевой или репродуктивной функциональной системе или в компьютере. Законы поведения одни и те же, будь это в космосе, в уме или физиологической функциональной системе. Проложим наши рассуждения. Надо усвоить, что любое действие имеет порог, значение которого может быть разным. Механизм прост: при повышении значения порога действие прекращается, а при понижении -действие запускается. Можно представлять это так. Имеется набор программ с их порогами. С возникновением намерения какая то программа становится объектом манипуляции нашего ума, сознающего или не сознающего это. В спящей программе порог высок. Пуск происходит в результате умственной операции присваивания малого значения порога. Прекращение действия - в результате присваиванию активному действию порога высокого значения. Таким образом, начало и прекращение действия - результат примитивной уже известной умственной операции присваивания значения управляющей переменной, порогу. Теперь мы знаем все о начале и прекращении действия на психологическом уровне, а что при этом происходите синапсах - предмет физиологии нервной деятельности.
Операция 13. Сличение программы поведения с ее реализацией. Установлено, что наш мозг чувствителен к рассогласованию программы поведения, с результатами поведения. При рассогласовании возникает состояние напряженности, некоторого дискомфорта, стресса, который может быть разрешен только или изменением программы или приведя поведение в соответствие программе. Если полученный результат поведения функциональной системы совпадает с акцептором действия, то поведение прекращается. Умственные операции управления поведением повторяются до тех пор, пока не произойдет соответствие результата с ожидаемым результатом. Если я забиваю гвоздь, то увидев, что шляпка сравнялась с поверхностью доски, перестаю бить молотком. Тот же кто будет продолжать работать молотком и после этого, вызывает у окружающих озабоченность за состояние его ума.
Операция 14. Сравнение. Когда мы говорили о сличении, понятие сравнения было не определено и мы основывались на интуитивном представлении о том, что сравнение это нахождение сходства в двух разных объектах и различия в сходных. Однако сами понятия сходства и различия не операциональны. Итак мы должны установить какие уже известные нам умственные операции составляют более сложный акт сравнения. Нам известны две операции: акт присваивания значения и акт признания допустимости или недопустимости операции к данному операнду, объекту.. Исходя из этого без труда можно сделать следующий вывод. Если относительно некоторых двух объектов допустима к каждой из них одна и та же операция присваивания значения, то оба объекта одинаковы с точки зрения этой операции, эти объекты равны. Сказанное не согласуется с обыденным представлением, так как коробка с пятью карандашами и коробка с пятью спичками оказываются одним и тем же объектом. Вое дело в той операции, которое мы применили. Если бы применялась операция взвешивания, то объекты были бы признаны не равны ми. А если применять операции сосчитывания, в результате сосчитывания каждому объекту приписывается одно и то же числовое значение. Но если же присваиваемое значение будет иным значением, некоей функцией, то они окажутся различными. Если критерием сравнения окажется функция зажигания, то пять спичек и пять одноразовых зажигалок, будут равны, хотя каждый из элементов этого множества будет не равен другому элементу из другого множества по другим признакам. Математики с удивительной скрупулезностью исследуют операции, составляющие акты сравнения объектов различной природы.
Операция 15. Сосчитывание. Когда мы сравнивали коробку спичек и коробку карандашей то нас интересовал результат, полученный путем сосчитывания. В данном случае сосчитывание происходило сознательно. Каждый акт счета представляет собою совокупность организованных операций: создание образа объекта, поиск и выделение объекта из фона, приписывание ему числа в определенной шкале, его устранение или если его снова возвращаем на место, отметка, что объект сосчитан, чтобы исключить повторное применение операции счета к этому объекту, приписывание числа к результату счета. С этой точки зрения число не может быть ничем иным, как результатом сосчитывания. Наша система счисления определяется нашими десятью пальцами на руках. Если число - результат сосчитывания, то все мистические представления о сущности числа, вошедшие в мир с легкой руки Пифагора - бессмыслица, которая держится в умах людей лишь только потому, что превратившись в привычку. Сосчитывание становится бессознательным и человек осознает только результат сосчитывания в виде имени числа. Окружающий мир допускает операции сосчитывания и измерения. Если при этом признать факт бессознательного сосчитывания, осуществляемого организмом в его поведении, как это мы видели в случае с числом жеваний в еде, которые изменяют значения управляющей переменной пищевого поведения. Число не может иметь иной сущности, чем сосчитывание и мир не содержит в себе ничего от числа, кроме ритмических и повторяющихся процессов, элементов и структур, частиц, которые могут быть сосчитаны всяким, кого это касается, будь это человек, инфузория, атом, солнечная система или Бог. Мы рассмотрели основные операции управления поведением, Знание их позволяет человеку лучше и быстрее осознать интимные механизмы мышления, управляющего поведением. Этим он расширяет свое сознание. Теперь перейдем к операциям, связанным с работой нашего ума по структурированию времени.
Операция 16. Импликация. Эта операции является элементом ориентировки и определения ситуации. Она связывает прошлое и настоящее. Приведу пример. Перед вами гриб, вызывающий сомнение в съедобности. Информационный процесс предполагает следующие операции: В настоящем: "Этот гриб обладает приятным запахом и у него крепкая ножка". В прошлом: "Грибы, обладающие данными двумя признаками были - съедобны." В настоящем: "Данный гриб имеет эти признаки", "Этот гриб - съедобен". В будущем: "Съедая этот гриб, я не отравлюсь." Здесь мы имеем определенным образом организованные операции. структурирующие время на прошлое, настоящее и будущее. Этот ход мыслей со времен Аристотеля принято называть силлогизмом. Импликацией называют сложную операцию ума, которую можно иллюстрировать формулой "Если... то...": "Если гриб обладает такой-то ножкой и издает этот запах, то он съедобен". В этом суждении операции со временем устранены. Суждение абстрактно, существует вне времени и места, однако его применение структурирует время. Данная операция решает вопрос о допустимости некоторой операции присваивания объекту значения, при условии допустимости присваивания этому же объекту иного значения. Любое условное высказывание содержит связь между допустимостью операций присваивания. С этой точки зрения все операции по управлению поведением содержат импликации. Например, если порог достигает данного уровня, то действие прекращается или начинается. Все зависит от того, возрастает или убывает управляющая переменная и каким образом происходит приписывание ей значения. Часто фактором, присваивающим значение порогу является время. Голодание в течение 6 часов или 12 часов отличаются разным снижением порога пищевого поведения. Ломка у наркомана происходит под влиянием времени абстиненции, снижающей количество эндорфинов в крови. Лечение как раз состоит в том, чтобы влиять на эту переменную, например путем электрической стимуляции активных точек на коже. У здорового человека уровень эндорфинов поддерживается обычными жизненными актами работы, любви, секса, успеха и иных нормальных удовольствий.
Операция 17. Предвидение. Будущее моделируется в настоящем на основе опыта прошлого. Наиболее важными единицами опыта являются знания закономерностей, которые часто выражаются в форме импликации. Если в прошлом было это верно, то это верно и сейчас и будет верным в будущем. Если пятак нагреть, то он расширится. Это кто-то уже проверил и поэтому будет верно и для любых пятаков в любом обозримом для человека будущем. Поэтому тот, кто намерен нагревать металлические тела, должен ожидать их расширения. То же можно сказать и о поведении живых существ. Если в прошлом при неудаче у Иванова возникало несварение желудка, то и в будущем следует ожидать жалобы на желудок, если предполагается неудача в чем либо. Однако это только предполагается. Несварения может и не быть. Вероятность ожидаемой реакции желудка Иванова может быть малой или достаточно большой, чтобы быть достоверной. Если Иванов страдает гастритом, то эта вероятность больше, в противном случае - меньше. Сказанное позволяет считать, что предвидение состоит не только в построении модели будущего, но и оценке вероятности того, что эти ожидания подкрепятся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.008 с.) |