Операция 5. Присваивание значения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операция 5. Присваивание значения.



Ранее мы рассмотрели операцию присваивания имени классу.Однако в зависимости от наших целей классы объектов имеют для меня различное значение. Стакан может быть инструментом для питья, помещением для пойманной мухи, инструментом агрессии в телепередаче. Поведение, связанное с данным объектом и определяет его значение. Для любой культуры набор значений объекта определен. Например использование стакана для того, чтобы выплеснуть воду в лицо оппоненту не предписано культурой и поэтому это значение не культурно. Можно сказать, что любая культура приписывает объектам определенный набор значений, то есть программы поведения, которые связаны с объектами, с которыми имеют дело люди данной культуры. Умственное моделирование ситуации человеком всегда предполагает приписывание значений.

Посредством каких операций происходит присваивание значения?. На поверхности мы видим только присвоение имени. Имя - компактный, удобный объект для манипулирования. В каком случае операция присвоения имени будет выступать как присваивание значения, класса? Очевидно, что только в случае, если имя соотнесено с классом, а значение этого класса объектов определено. Перейдем к смыслу слова "значение".

Значение свидетельствует о том, что нечто, обозначенное именем, имеет некоторое значение. Это нечто может быть предметом, который интересует нас не сам по себе, а тем, какое значение оно имеет. Запах пищи для голодного имеет значение пищевого объекта. Отпечаток следа на снегу говорит о животном, которой оставило этот след. Имя - это объект, которым мы можем пользоваться, называть его, писать, помнить, но которое имеет для нас смысл только тем, что оно обозначает, значением, а не само по себе.

Значение имени может быть единичным, например имя Петр может принадлежать моему другу. Тогда этот акт приписывания значения будет иметь простую форму: "Этот человек - Петр". Всякий из моего окружения, кто употребляет имя Петр, подразумевает под ним моего друга, конкретного единичного человека, не путая с другими людьми из иного окружения. имеющих такое же имя. Таким образом, присваивание имени в данном случае можно рассматривать как приписывание единичного значения имени, хотя само имя Петр не единично, может быть много людей, имеющих это имя.

Присваивая имена люди хотят закодировать свой опыт. Поэтому имена могут иметь свою особую семантику. Имя Петр означает твердый, хотя это может и не иметь отношения к его единичному значению. Известно что апостол Петр проявил отсутствие твердости характера, отказавшись от своего Учителя.

Значение имени может быть и не единичным, например, слово "твердый" - имя, которое присваивается объектам, которые могут быть отнесены к классу твердых предметов, в противоположность мягких. А каково значение этого слова? Мы различаем твердый от мягкого, но никто не поручится за точность, так как то, что для одного мягко, для другого окажется твердым. Поэтому было бы неверным под значением понимать то, что нам кажется. Значение это те действия, которые применяются к объекту обозначенному именем. Что тверже, стекло или нож. Если нож может поцарапать стекло, то мы будем считать, что нож тверже. Однако на стекле не остается следов от ножа. Поэтому стекло тверже, чем нож, который признается нами за "мягкий" в данной ситуации. Что тверже, бумага или графит карандаша. На ощупь графит кажется тверже, но он оставляет след на бумаге, что свидетельствует о том, что бумага, оказывается, тверже графита применительно к той операции, которую мы применили для определения значения "твердый".

Сказанное позволяет считать, что значение чего либо это результаты тех действий, которые составляют значение. Что значит умный или глупый"?. Содержание этих слов-имен имеет расплывчатое значение, пока мы точно не определим какие поведения этих людей считать умными или глупыми. Прилагательные описывают свойства объектов, а наречия - свойства поведения, а черты - свойства личности.

Сказанное позволяет свести операцию присвоения значения к присвоению класса, к присвоению имени, значение которого известно. Однако проблема состоит в том, чтобы выработать класс, который обозначен именем. Сейчас мы перейдем к описанию того как вырабатывается класс посредством абстрагирования и обобщения.

 

Операция 6. Абстрагирование.

Как происходит то, что имя становится обозначением некоторого устойчивого класса объектов, который принимается за исходный пункт в движении классификации.

Имя - это прежде всего слово, то есть некоторое устойчивое поведение речевой системы в котором скоординированы реакции артикуляции, голосового аппарата, дыхательных мышц, которые кроме обслуживания легких и обеспечения организма кислородом, принимают на себя еще и информационные функции, в данном случае обозначения вещи путем произнесения слова.

В отличие от вещей окружающего мира, которые не подчиняются человеку, слово находится в полном нашем распоряжении. Обозначив некий вид объектов словом мы можем думать об этих вещах в любой момент, когда нам это нужно.

Любая вещь, когда она становится предметом внимания, выступает как совокупность признаков, свойств, которые связаны с определенным именем, расположено в пространстве здесь и теперь. Сами эти признаки, свойства являются продуктом операций приписывания свойств объекту, который вследствие этих операций уже становится для воспринимающего вещью.

Однако, для приписывания свойства, нужно это свойство выделить и обозначить именем. Эта операция ума называется абстрагированием, а ее продукт - абстракцией. Абстрагирование означает отвлечение, то есть выполнение операции приписывания имени некоторому одному свойству и признание недопустимости акта приписывания этого имени любым другим свойствам.

Допустимость или недопустимость операции применительно к предмету определяется не только свойствами этого предмета, но и от субъекта, который может считать отдельную операцию или все иные, кроме данной операции недопустимыми, делает их недоступными.

Предметы могут быть круглы, угловаты, иметь разные цвета, вес, запахи. Абстрагирование же совершает приписывание имени "круглый" значение "крутости при ощупывании или восприятии" только тем предметам, в манипулировании которыми происходят операции восприятия круглости. Одновременно делается недоступной любая иная операция, кроме приписывания имени - круглый. Когда мы собаку натаскиваем "на шерсть", она не реагирует "на перо". В данном случае наш ум реагирует только на круглое, отвлекаясь от всего иного. Такова суть абстракции.

Поскольку в сфере опыта человека круглыми могут быть разные предметы, то эти акты абстрагирования повторяются, запечатлеваясь в памяти в связи со словом "круглый". Потом становится почти безразличной степень круглости предмета, а главное, называется ли он круглым. При упоминании имени "круглый" в сознании актуализируются те операции, которые усвоены ранее в связи с круглыми предметами.

Абстрагирование связано с отношениями людей. Между людьми возникает согласие и при произнесении или написании слова "круглый" в уме каждого возникают одни и те же операции, свойственные их опыту. С этого момента приписывание объекту имени становится приписыванием свойства.

 

Операция АБСТРАГИРОВАНИЯ состоит:

во первых, в присваивании имени признаку;

во вторых, в выделении какого то отдельного признака из множества предметов, вовлеченных в опыт.

в-третьих повторение акта приписывания имени этому признаку, в результате чего происходит научение признаку и имени.

в-четвертых, приписывание имени становится актом приписывания признака, обозначенного этим именем.

 

Научная абстракция.

В обычных отношениях согласие на счет того, что считать круглым достигается легко. В отношениях же ученых обыденное согласие не действует. Ученые несносны в своем сомнении. "Докажите, что это круг, а не эллипс!" вопрошают они. Поэтому научная абстракция в отличие от обыденного мышления предполагает точные операциональные определения для любого признака. Поэтому для геометра круглое может быть двояким, или это круг, или это окружность и каждому из них дается точное определение. Для этого создаются еще более широкие абстракции, как "точка", "множество", "расстояние", которое в свою очередь разлагаются на элементы "равно", "больше", "меньше", "не меньше". Тогда окружность предстает как множество точек, равноудаленных от одной точки, которую называют центром окружности, а круг предстает в виде множества точек, расстояние которых от центра не больше некоторого расстояния, именуемого радиусом.

 

Операция 7. Обобщение.

После того, как появились имена с точно определенным значением свойств предметов, становится возможным обобщение.

Я держу в руках растение, которое имеет признаки длины, веса, упругости, строения частей, из которого оно состоит. Наименование этих признаков не представляет проблемы. Язык имеет эти имена уже в готовом виде и отдельный человек использует этот интеллектуальный общественный механизм как готовый инструмент, который делает операцию абстрагирования доступной для каждого человека, так как от отдельного человека не требуется изобретения имен, за исключением случаев, когда он обнаруживает объекты, без имени. Так появляется научная терминология. Однако большей частью новые термины изобретаются для того, чтобы отделиться от обычных, неточных представлений в пользу точно определенных терминов;

Обобщение возможно только на основе результатов абстрагирования и предполагает

во первых, построение представления или понятия о некоторой группе объектов и присвоения ей имени, к которому могут быть отнесены любые наблюдаемые предметы обладающие определенным набором признаков.

Во вторых, обобщение предполагает операцию определения рода, то есть более широкого класса, к которому может быть отнесен данный вид объектов и различение данного вида от других подобных видов, относимых к данному роду.

В практике логики эта операция называется определением через ближайший род и видовое отличие. Береза это дерево (род), которое отличается от иных деревьев тем-то и тем. На самом же деле, обобщение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.013 с.)