Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешние экономические сделки.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Понятие и признаки внешних экономических сделок. 2. Коллизионное регулирование внешних экономических сделок в законодательстве РФ. 3. Понятие, классификация и основные черты международных обычаев хозяйственного (делового) оборота. Международные организации, занимающиеся кодификацией международных обычаев. 4. Краткая характеристика условий поставки товара (Инкотермс, редакция 2000/2010). 5. Краткая характеристика принципов международных коммерческих договоров (контрактов), принципов международных коммерческих договоров (принцип УНИДРУА, 1994/2004.) 6. Основные положения Венской Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 года. 7. Краткая характеристика Оттавской Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» 1988 года, Оттавской Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» 1988 года.
1 вопрос.
В ГК дважды употребляется понятие «внешняя экономическая сделка» (п. 3 ст. 162 ГК, п. 2 ст. 1209). Этот термин неоднократно используется в юридической литературе, однако ни один правовой источник в РФ не раскрывает содержания такого рода правоотношения. Тем не менее, потребности практики и теории, в том числе, требуют, чтобы такое определение существовало. Поэтому в теории МЧП используют различного рода квалифицирующие признаки таких сделок. Так, например, Лунц и Богуславский используют 2 квалифицирующих признака. Мусин использует до 15 признаков.
Так, Лунц утверждал, что к внешнеэкономическим сделкам надо отнести те сделки: 1) в которых одна из сторон – иностранец (гражданин или юридическое лицо), 2) когда содержанием такой сделки является внешнеэкономическая операция, то есть действия по вывозу товаров, работ, услуг за рубеж или наоборот ввозу их в РФ.
В современных условиях, подходы к определению внешнеэкономических сделок изменились и, по сути, такое понятие в МЧП является собирательным. Это продиктовано двумя аспектами: 1) внешнеэкономическая сделка, как таковая, представляет собой сложное гражданское правоотношение, которое состоит из основного соглашения (купля-продажа, подряд, исполнение услуг, работ) и вспомогательных сделок и юридические значимых действий, иногда публично-правового характера, которые позволяют реализовать основное соглашение. К таким вспомогательным сделкам относятся: · заключение договора международной транспортной перевозки, иногда таких договоров требуется 2 и более, · договор на экспедиторское обслуживание – перемещение груза по территории нескольких государств необходимо контролировать и это осуществляет экспедитор, · с перевозкой товаров связано возникновение рисков повреждения или утраты товара, а поэтому необходимо минимизировать такого рода риски и это делается с помощью страхования, · для того чтобы проконтролировать количество и качество поставляемого товара необходимо вступить в соглашение со специализированными инспектирующими организациями, которые проведут независимый анализ таких показателей, к таким организациям относятся SGS Inspection Service, · для того чтобы проконтролировать грамотное таможенное оформление товара часто приходится вступать в соглашения с таможенным брокером, который осуществляет таможенное оформление и таможенную отчистку товара, · при международном сотрудничестве осложняется возможность получения платежей за проданный товар (работы и услуги), поэтому приходится вступать в дополнительные соглашения с кредитными организациями по поводу осуществления сложных форм расчётов (международное платёжное поручение, аккредитив, инкассо и т. д.), а также дополнительно обеспечивать исполнение обязательств по основному соглашению (вступать в договоры банковской гарантии и поручительства), 2) под категорию внешнеэкономической сделки попадают не только отдельные виды договоров, как купля-продажа, подряд, перевозка, но и такие односторонние сделки, как доверенность. Анализируя такого рода аспект И.С. Зыкин отмечал, что практически пари использовании термина «внешнеэкономические сделки» имеется в виду совокупность каких-либо договоров, так как кроме оформления доверенностей, иных односторонних сделок во внешнеэкономической деятельности больше не осуществляется, поэтому термин «внешнеэкономические сделки» в литературе признаётся неудачным. В настоящий момент, для характеристики таких сделок выделяют 2 основных признака и несколько дополнительных. К основным признакам относят: · нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах, термин берётся из ст. 1 Венской Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» и он означает не субъекта права как такового, а место нахождения и осуществления основной деятельности стороны по внешнеэкономической сделке (place of business), · внешнеэкономическая сделка должна быть связана с предпринимательской деятельностью, косвенно на такого рода признак указывается в п. 2 ст. 1209 ГК, дополнительные признаки: o широкий круг источников (нормативных) применяемых в внешнеэкономическим сделкам, особенность касается их правового регулирования этих сделок, такие источники можно поделить на 3 группы: I. международные соглашения: 1) торговые соглашения – долгосрочные (или бессрочные) двухсторонние договоры, которые государство заключает по поводу общих принципов осуществления финансово-хозяйственной деятельности на территории друг друга, как правило, в таких договорах определяются следующие 3 позиции: § правовой режим деятельности субъектов (как правило, наибольшего благоприятствования), § устанавливается круг субъектов, которые могут осуществлять такую деятельность, § устанавливается порядок осуществления платежей между такими субъектами, в том числе, может определяться валюта платежа, 2) соглашения о взаимных поставках и платежах – это также двухсторонние соглашения, которые по своему содержанию очень похожи на предыдущие, однако они заключаются на более короткий срок (от 6 месяцев до 2-х лет) и они более конкретны по своему содержанию, поскольку в них могут быть обозначены конкретные юридические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность между договорившимися государствами. К таким соглашениям прилагаются специальные списки товаров (индикативные списки), которые устанавливают перечень товаров, подлежащих взаимной поставке. В таких соглашениях могут устанавливаться специальные поощрительные надбавки за поставку товаров повышенного качества, и такие надбавки называются «бонификации», 3) международные многосторонние соглашения, касающиеся регулирования отдельных видов сделок и правоотношений. Такие соглашения могут быть как коллизионно-правового характера (например, Женевская Конвенция 1934 года «О простом и переводном векселе»), так и материально-правового характера (например, Венская Конвенция ООН 1980 года «О международных договорах купли-продажи товаров», Оттавская Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге, Нью-Йоркская Конвенция 1974 года «Об исковой давности по международным договорам купли-продажи товаров»), II. внутригосударственное регулирование внешнеэкономических сделок. Здесь существует не только гражданско-правовое регулирование, но и значительное количество норм публично-правового характера. К гражданско-правовому регулированию относится гл. 6 ГК в части коллизионного регулирования, а к публично-правовому можно отнести несколько блоков вопросов: a) общее законодательство о ведении внешнеэкономической деятельности, сюда относится, прежде всего: ФЗ «Об основах государственного регулирования внешней торговой деятельности (08.12.03), ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (20.04.1998), b) таможенное законодательство, в том числе Таможенный Кодекс государств-членов Таможенного Союза, c) законодательство о валютном регулировании и контроле – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкция ЦБ от 15.06.2004 №117-И «О порядке предоставления резидентами и не резидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, в порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», d) законодательство о нетарифных мерах регулирования – в таких нормативах либо на уровне Правительства РФ, либо на уровне каких-то министерств и ведомств устанавливаются специальные требования о ввозе и вывозе товаров. Это могут быть: § установление квот на ввоз и вывоз товара, а сама мера называется «квотирование», § лицензирование, то есть необходимо получение лицензии, § сертификация товара, то есть получение необходимого сертификата, специальные нетарифные меры необходимы для контроля за вывозом либо товаров двойного применения, либо прекурсоров, либо иных опасных веществ. Для того, чтобы узнать облагается или нет товар нетарифными мерами регулирования очень удобно пользоваться специализированными справочно-правовыми компьютерными программами, например, «Феонор» или «Участник ВЭД». Программы работают на основе кода товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности (код ТН ВЭД) – это девятизначная цифра, которой обозначается любой товар, подлежащий ввозу или вывозу, III. обычаи делового (хозяйственного) оборота – при регулировании внешних экономических сделок используются обычаи делового оборота, к ним относятся: § Инкотермс, § унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, § унифицированные правила по банковским гарантиям и т. д., o споры по внешнеэкономическим сделкам, как правило, имеют специфическую форму рассмотрения. Они могут быть рассмотрены как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах государственной системы судов. Третейские суды могут быть 2-х видов: I. одноразовый арбитраж, который создаётся для рассмотрения одного единственного спора и такой арбитраж называют арбитраж «ad hoe». Деятельность такого арбитража или подробно расписывается в тексте внешнеэкономического контракта или применяется типовой регламент ЮНСИТРАЛ (это комиссия при ООН для рассмотрения права международной торговли), II. постоянно действующий или институционный арбитраж, он, как правило, создаётся при торговых или торгово-промышленных палатах конкретного государства: · так, наиболее известным в России является Международный Коммерческий Арбитражный Суд При Торгово-Промышленной Палате РФ (103683, Москва, ул. Ильинка, 6), · не хуже будет обратиться в Арбитраж При Московской Торгово-Промышленный Палате (Москва, ул. Шарикоподшипниковая, 38, стр. 1), · Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма (P.O. Box 160 50, S-103 21 Stockholm, Sweden), · Международный арбитражный суд Международной Торговой Палаты (38 Cours Albert 11, 75008 Paris, France), · Лондонский международный арбитражный (третейский) суд (70 Fleet street London EC4Y 1EU, United Kingdom), · Международный Арбитражный Суд при Палате экономики Австрии, Венский Международный Арбитражный Суд, ВМАС (1-1045 Wien, Wiedner Haupstase 63), · Японская ассоциация коммерческого арбитража в Токио, · Американская арбитражная ассоциация, · Арбитражный суд при Польской торговой палате (ul. Trebacka 4, 00-074 Warzawa), o внешнеэкономические сделки, как правило, содержат в себе иностранный элемент, поэтому к их регулированию могут быть применимы нормы не одного, а, как минимум, нормы 2-х и более государств. Поэтому, чтобы разрешить коллизионную проблему, в таких договорах обязательно надо предусматривать применимое к ним право (лучшее применимое право – право РФ), o исполнение внешнеэкономических сделок, как правило, касается территории нескольких государств, поэтому важно предварительно разрешить вопросы возможных форс-мажорных обстоятельств (обстоятельства вне контроля сторон). Для российских контрагентов порядок свидетельствования таких обстоятельств установлен в положении «О порядке свидетельствования торгово-промышленной палаты РФ обстоятельств форс-мажора» от 30.09.94 №28-4. В конкретном контакте желательно чтобы была сделана, так называемая, оговорка о форс-мажоре, в которой должно быть указано: 1) перечень обстоятельств, которые подлежат свидетельствованию, 2) сроки о порядок предоставления документов о такого рода обстоятельствах, 3) необходимо указывать те документы, которые будут надлежащим образом подтверждать форс-мажор, o формы внешнеэкономической сделки. Для участников из РФ должна быть предусмотрена обязательная письменная форма, даже если к договору применяется право того государства, в котором к внешнеэкономическим сделкам письменная форма не обязательна, для российского партнёра действует императив п. 3 ст. 162 ГК.
2 вопрос.
Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок возникают тогда, когда к такого рода правоотношению партнёры не выбрали применимое право и когда к такому соглашению не применяются международные материально-правовые нормы,
Даже если стороны выбирают применимое право, то в таком случае они всё равно используют коллизионный метод регулирования и здесь применяется несколько правил: 1) при выборе права стороны могут подчинить конкретному правопорядку как весь договор в целом, так и его отдельные части, возможна ситуация когда разные части договора будут регулироваться разными правопорядками. Такая ситуация в праве называется юридической биотехнологией, 2) воля сторон при выборе права должна быть явно выражена, то есть должен действовать принцип «expressis verbis» (явно выраженная воля). В некоторых странах применяется принцип молчаливо выраженной воли, это ситуация, когда одна из сторон заявляет о выборе права, а другая не возражает и таким образом считается, что она дала согласие на такой выбор, 3) выбор сторонами права может происходить и после написания внешнеэкономической сделки, и в этом случае он будет иметь обратную силу по отношению к контракту (см. п. 3 ст. 1210 ГК), 4) выбор сторонами права может быть несколько ограничен: · во-первых, не ко всем элементам внешнеэкономической сделки применятся автономия воли, так в РФ в ст. 1215 ГК перечислены те элементы, которые подчиняются выбранному праву, · во-вторых, выбор права не должен противоречить публичному порядку, · в-третьих, в некоторых странах (не в РФ) выбирать можно только из тех правопорядков, к которым принадлежат стороны в правоотношении (см. ст. 1-105 единообразного торгового кодекса США).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.007 с.) |