Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лечащий врач - права, обязанности, ответственностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
28 марта 2008 г. Просмотров: 2063 Комментариев: 1 Права врачей Лечащий врач - врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в медицинской организации, а также врач, занимающийся частной практикой.
Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека[1]. Врач — также лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности. Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства,[2] как то: исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного общения с пациентом, его нуждами и страданиями. Успешное лечение, даже при использовании последних достижений медицинской науки, в большой степени является искусством. Ветеринарный врач — лицо с высшим ветеринарным образованием. Зубной врач (в отличие от врача-стоматолога) — имеет среднее медицинское образование.[3]
[править]Этимология слова «Врач» — слово исконно славянское и образовано с помощью суффикса «-чь» и слова «вьрати», что значит «говорить». Первоначально — «заговаривающий, волшебник».[4] [править]Синонимы § Ординатор § Доктор § Лекарь § Медик (лат. medicus) § Эскулап § Лечец, лечитель (др.-рус. лечец) § Целитель § Врачеватель § Кудесник § iatros (греч. ἰατρός) [править]История Основная статья: История медицины Профессия врача относится к одной из самых древних. Корни врачевания имеют тесную связь с мистикой, теологией, философией. [править]Этические основы врачевания [править]Клятва врача Перед началом профессиональной деятельности российский врач клянётся соблюдать принципы, изложенные в «Клятве врача» (1999 г). «Клятва» содержит 8 этических принципов и обязательств[5]. Врач является профессией имеющей специальный раздел в УК РФ, описывающий профессиональные правонарушения. Ранее существовали следующие клятвы: § «Присягу врача Советского Союза» (1971 год, с 1983 года — с дополнением); § «Факультетское обещание русских врачей» (конец XIX — начало XX веков) было полностью основано на христианских ценностях, оно призывало служить больному человеку, а не рассматривать его как средство для личной наживы[6]; § «Женевская декларация» (1948 год) принята Генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации, представляет собой современное переложение Гиппократовой «Клятвы». В 1949 году декларация вошла в «Международный кодекс медицинской этики». «Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств: § 1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками, § 2) принцип непричинения вреда (noli nocere), § 3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия), § 4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного, § 5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии, § 6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам, § 7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами, § 8) обязательство личного совершенствования, § 9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).[5] Кроме того, в России существуют этические обязательства различных медицинских сообществ. Так, «Клятву православного врача» принимают члены Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). [править]Медицинская этика Занимаясь медицинской деятельностью, врач руководствуется[2]: § Этическим кодексом российского врача (Кодекс врачебной этики РФ, утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994; одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.) § этическими требованиями ассоциации, в которой состоит врач § международными нормами профессиональной этики, исключая, не признаваемое Ассоциацией врачей России, положение о допустимости пассивной эвтаназии § «Международным кодексом медицинской этики» § «Всеобщей Декларацией о биоэтике и правах человека» ЮНЕСКО (2005г.) Медицинская этика исследует понятия о врачебном долге (Деонтология), о заболеваниях и их осложнениях, связанных с действиями медицинского персонала (ятрогениями).[7] В обязанностях врача состоит хранить врачебную тайну — обусловленное юридическими нормами и этическими мотивами требование к представителям врачебной профессии не оглашать сведений, касающихся состояния здоровья, личной или семейной жизни больных, сведений, ставших известными мед. работникам в силу их профессии, в силу особого доверия, оказываемого обычно лицам врачебной профессии со стороны пациентов в расчете, что всё доверяемое не найдет дальнейшей огласки.[8] Конституция России формулирует врачебную тайну, как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении».[9] [править]Кризис морали Этика — наука о морали, которая изучает общечеловеческие взгляды о добре и зле[10]. Деонтология, как часть этики — наука оврачебном долге. Обсуждаются этические аспекты следующих вопросов: медицинской науки — § экстракорпоральное оплодотворение; § суррогатное материнство; § клонирование людей; § генетическая паспортизация; § генная терапия; § донорство при трансплантологии; § констатация смерти, смерть мозга и т. д., социального характера — § отношение к ВИЧ-инфицированным. К сожалению, деонтология не может предоставить какую-либо значимую определенность по многим вопросам сегодняшнего дня и многовековой давности (например по этическим аспектам абортов, эвтаназии, сокрытия информации, экспериментам в лечении больных). Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики — вызывают серьёзную озабоченность общества.[11] Неопределённость в теории приводит к противоречиям и трагедиям на практике, например, в трансплантологии. В практической медицине на первый план выходят следующие проблемы[12]: § неготовность граждан заниматься собственным здоровьем, отсутствие эффективной деятельности по просвещению населения, § безразличие общества к медицинским проблемам, § нежелание лечить стариков, § отсутствие серьёзной медицинской науки, § ложное представление о роли денег в медицине, § проблема абортов, демографическая проблема, § низкая квалификация врача, § низкая квалификация среднего медицинского персонала, § неукомплектованность лечебно-профилактических учреждений. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе, по мнению некоторых людей, представляет собой угрозу будущему человечества и является признаком моральной деградации.[11] Существует мнение, что верность учению о святости человеческой жизни от самых её истоков («Клянусь… проявлять высочайшее уважение к жизни человека» — см. «Клятва врача») несовместима с признанием свободы выбора женщины в распоряжении судьбой плода. [править]Социальная роль Врач традиционно пользуется особым статусом в любом обществе, и к нему предъявляются высокие этические и правовые требования. Социальный статус врача в России — противоречив. Следует признать несоответствие уровня квалификации и тягот труда величине материального вознаграждения. Так, врачи часто работают долго, перенормировано, по негибкому графику, а зарабатывают меньше, чем другие специалисты, чье образование является сопоставимым по продолжительности и сложности. Принято считать, что «настоящий» врач является эталоном для широкой общественности в вопросах не только охраны здоровья (должен, к примеру, не курить, не употреблять алкогольные напитки, вести активный образ жизни, правильно питаться), но и морали. Существует мнение, что врач должен быть всецело предан делу Медицины, милосерден, требователен к себе, скромен в быту и потребностях, трезв в оценках, проявлять силу духа и решительность в сложных жизненных ситуациях. Медицина, как отрасль человеческой деятельности, занимает совершенно особое место потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода — сострадание — человеческий подход, вне которого медицины вовсе не существует. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение. Отклик достаточно творческий, чтобы подвигнуть врача к действию, основанному на уважении к конкретному человеку и значительности этого человека.[13] [править]Проблемы врачей в России [править]Участковый терапевт Реформа системы отечественного здравоохранения предполагает приблизить к пациенту медицинскую помощь на догоспитальном этапе. Огромное количество поликлиник, построенных в прошлые годы, тысячи подготовленных врачей и медицинских сестёр существенно не повысили качество диагностики и лечения. Участковый терапевт, имеющий большую нагрузку и не располагающий современной материально-технической базой, превратился в диспетчера, направляющего больного или к «узким» специалистам, или на госпитализацию. Врач делил ответственность за больного со многими специалистами, в результате снизилась квалификация, упал профессиональный интерес и престиж.[14] Проблемы, с которыми встречается участковый врач, снижают качество его медицинской деятельности и довольство своим трудом[15]: 1. Потеря времени, отводимого для непосредственного общения с пациентом, из-за: § длительности работы с документами, включая: § необходимость рутинного заполнения больничных листов, справок и иных документов, § требования финансовой отчетности, в том числе о выдаче лекарств по льготным рецептам, § ежемесячная выдача одинаковых рецептов хроническому больному, не имеющему нужды в совете лечащего врача Решение проблемы: § часть бремени заполнения документов переложить на специальных работников, § эффективно использовать новейшие технологии, внедрять специальное программное обеспечение. 2. Вопрос о медико-экономических стандартах. Бытует мнение, что существующие стандарты лечения — причина следующих проблем[15]: § ограничение учёта индивидуальности пациента, § малый спектр стандартного выбора лекарств и методов терапии, § «закоснение» клинического мышления врача. Эти проблемы — следствие «дефекта» существующих стандартов, поскольку они устарели. Необходимо принятие новых регламентирующих документов[16] Некоторые врачи считают, что суть врачебной профессии и заключается в выполнении выработанных стандартов, которые существуют сейчас почти на все случаи медицинской практики. «Стандарты защищают больного от гениальности врача». Иные медики полагают, что в России врачей, следующих этим стандартам, ничтожно мало.[12] Тем не менее, врачи едины в том, что полностью исключать стандарты в медицине — неразумно, и мало кто сомневается в необходимости их существования. 3. Ограничение необходимых лабораторных и технических возможностей для правильной диагностики и соответствующего лечения. 4. Забвение активных визитов, т. н. «стационаров на дому», осложняет отслеживание клиники заболеваний. 5. Разлад преемственности между взаимосвязанными медицинскими учреждениями: § «недовод» до поликлиник результатов обследования пациента, § неполучение эпикриза больного, госпитализированного в плановом порядке. 6. Ограничение времени приема пациентов решение проблемы: увеличить время приема первичного больного до 30 минут, повторного до 15 минут Понятие брака и семьи Понятие брака. Законодательство не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять суть брака, приходится обращаться к теории семейного права. Существует несколько подходов к определению-брака. Так, например, во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи. Отечественная доктрина семейного права тяготеет к иному определению брака. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. § 2. Понятие брака и семьи В древнерусском лексиконе слово "брачити" означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова "брак" и в семейном праве, и в обыденной речи ("забракованный товар"). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом "шлюб" (от древнеславянского термина "сълюбъ", "сълюбытись", что означает "договориться"). Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак — это союз мужчины и женщины. Слово "союз" шире, чем слово "сделка" или "договор". Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определенно) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак — это единобрачный союз, т. е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. Однако в некоторых странах, где господствует мусульманская религия, существуют полигамные браки (многоженство). В-третьих, брак — это свободный союз. Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвертых, брак — это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, брак — это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). Фактические (незарегистрированные) брачные отношения, сколько бы они ни продолжались, не могут перейти в брачные отношения, которые поддерживает, защищает государство. В-шестых, брак — это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд. Некоторые авторы указывают, что брак — это пожизненный союз мужчины и женщины. Конечно, в норме это так и должно Глава XII Семейное право § 3. Оформление брака быть, однако практика свидетельствует об обратном: например, Москве из каждых 100 заключенных браков расторгается 51. Иные авторы добавляют такой признак брака, как наличи цели рождения и воспитания детей. Однако статистика показыва ет, что в мире около 20% браков являются бездетными. Таким образом, включение этого признака в определение брака было бь: некорректным. Понятие семьи. Семейный кодекс не дает ни легального определения семьи, ни указаний состава семьи, пригодного для всех случаев. Более того, круг членов семьи, определяемый в Гражданском кодексе, Жилищном кодексе и других актах, отличается друг от друга. Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи. В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В данном случае во главу угла ставятся фактические семейные отношения, забота, внимание. Семья в социологическом смысле может существовать и тогда, когда в юридическом понимании таковой не образуется, например, фактическое сожительство мужчины и женщины, не состоящих в зарегистрированном браке. В качестве примера социологического понимания семьи можно привести определение видного дореволюционного ученого-юриста Г. Ф. Шершеневича: "Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, т. е. представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих". В юридическом понимании семья — это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Другими словами, семья понимается как правоотношение. Семейное право придает юридическое значение прежде всего брачным и родительским отношениям, а также некоторым степеням родства (ребенок и бабушка с дедушкой, брат и сестра), свойства (отчим, мачеха и пасынок, падчерица), отношениям, вытекающим из усыновления, опеки, попечительства, принятия детей в приемную семью. Юридическая семья может существовать и в том случае, когда семья в социальном плане уже распалась или вообще никогда не существовала. Так, сохраняется юридическая семейная общность ребенка с отцом, который ушел из семьи и уже много лет не интересовался своим ребенком. Кроме того, семейные правоотношения могут существовать не только внутри одной семьи, но и между отдельными членами разных семей. Так, например, бывает, когда отец семейства еще имеет внебрачных детей, детей "на стороне".
|