Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нидерландская буржуазная революция 16в.: предпосылки, особенности, периодизация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
12. Американское Просвещение
Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775-1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737-1809), Т.Джефферсон (1743-1826) и Б.Франклин (1706-1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/
Ведущими деятелями американского просвещения были: Б. Франклин - учёный, экономист, писатель, организатор Американского философского общества (1743); Т. Джефферсон -- революционный демократ, автор Декларации независимости 1776; Т. Пейн -- самый радикальный из американских просветителей. Для американского просвещения характерна резко выраженная антиклерикальная позиция, противопоставление христианскому религиозному культу культа разума. С особенно резкими нападками на христианскую церковь выступали Пейн, И. Аллен, К. Колден. Американские просветители были деистами (не атеистами), ведущим здесь было радикальное, демократическое крыло деистов. Они пропагандировали и другие передовые философские и общественные теории своего времени: стояли на позициях рационализма, теории естественного права, развивали положение о врождённом, естественном равенстве людей, были сторонниками республики. Демократизм, непосредственное участие в революции были характерны для большинства американских просветителей, делавших из своей философии революционные выводы, отстаивавших идеи народного суверенитета, обосновывавших право народа на революцию. Помимо научных трудов и политической публицистики, просвещение получило отражение в художественной литературе (поэзия Ф. Френо, сатирические романы X. Брекенриджа). Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 107Английское Просвещение как зарождение целой эпохи
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д. Локка (1632-1704) и его последователей Г. Болингброка (1678-1751), Д. Аддисона (1672-1719), А.Э. Шефтсбери (1671-1713), Ф. Хатчесона (1694-1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: "общее благо", "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". В учении о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/
В Англии просветительская мысль имела своим истоком идеологию, рожденную Английской буржуазной революцией 17 в. Однако английское просвещение сложилось уже в послереволюционную эпоху, когда "героический период" революции завершился компромиссом между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. В условиях быстрого технического прогресса и возраставшего экономического могущества Англии просвещение в начале 18 в. проходило под знаком социального оптимизма. Большой популярностью пользовалось учение о всеобщей гармонии (А. Шефтсбери и др.). Оптимистическое мироощущение окрашивало английскую философскую и художественную мысль 1-й половины 18 в. Просветители прославляли экономическое процветание, пафос покорения природы, предприимчивого человека, не теряющего присутствия духа в самых тяжёлых обстоятельствах. Индивид становился исходным пунктом для построения всей системы общественных отношений. Однако не все просветители разделяли оптимистические иллюзии. Некоторые из них отвергали миф о гармонии и универсальном добре и утверждали, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления. Английские "вольнодумцы" 18 в. -- Дж. Толанд, А. Коллинз, Дж. Пристли и др. -- развивали в деистической форме идеи материализма, пропагандировали основные идеи просвещения -- культ разума, призванного заменить слепую веру, равенство людей от рождения, свободу совести и др. Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 106 14. Французское Провещение
Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе -- от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
Во Франции просвещение на первых порах заимствовало многие идеи у англичан, но, в отличие от "послереволюционного" английского просвещения, французы применяли их в преддверии революции, в условиях острой политической борьбы. Просветительская критика была здесь более действенной и получила огромный общественный резонанс, будучи направлена в первую очередь против феодальных учреждений, а не общественных нравов. просвещение 18 в. имело здесь таких блестящих предшественников, как П. Гассенди, П. Бейль и выдающийся революционный демократ, материалист, атеист Ж. Мелье. Идейными вождями "старшего поколения" французских просветителей 18 в. были Вольтер и Ш. Монтескье. Философской основой их воззрений был деизм. С позиций разума французские просветители боролись с религиозным мировоззрением, решительно выступая против католической церкви, против феодального деспотизма и юстиции, они внесли большой вклад в разработку просветительской философии истории. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали его с политическим развитием масс, возлагая надежды на "просвещенного монарха" (Вольтер) или пропагандируя конституционную монархию по английскому образцу и "разделения властей" теорию (Монтескье). Деятели второго этапа французского просвещения -- Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах и др. - были в своём большинстве материалистами и атеистами. Центральным событием этого этапа стал выпуск "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел" (1751-1780). Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 106-107 Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы - ученые, писатели, инженеры.
Она стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/ В этом издании, распространявшем антифеодальную критику на все области идеологии, принимали участие Дидро -- главный организатор "Энциклопедии", Д'Аламбер, Вольтер, Монтескьё, Гельвеций, Гольбах, Ф.Кенэ, А. Тюрго, Э.Б. Кондильяк, Ж.А. Кондорсе и мн. др. По мере приближения революции росло влияние произведений, содержавших более радикальную критику феодального строя и воспринимавшихся как прямой призыв к революции. Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 107
Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/
Руссо считал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем которой выступит государство. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. В этом и был корень аскетической добродетели якобинцев -- последователей Руссо. Учение о новой морали и о царстве разума, несмотря на субъективную убеждённость французских просветителей в том, что их проекты несут счастье всему человечеству, на самом деле было "... не чем иным, как идеализированным царством буржуазии...". Выразителями особых стремлений и чаяний народных низов, только формирующейся демократической идеологии стали создатели ранних коммунистических утопических теорий -- Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли. Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 107Немецкое Просвещение
На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/
В Германии на просвещение наложили отпечаток относительная экономическая и политическая отсталость страны, её раздробленность, политическая незрелость нарождавшейся буржуазии. Просветительская деятельность в Германии отражала протест против феодальной раздробленности, абсолютистского произвола, идейной нетерпимости. Творчество ранних немецких просветителей носило умозрительный, теоретический характер. Первое выражение просвещения получило в сфере науки и философии. Труды Х. Томазия, Г.В. Лейбница, Х. Вольфа знаменуют ранний, оптимистический этап просвещения, связанный с утверждением всемогущества разума, который способен разрешить любые противоречия реального мира. Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 107
Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70--80-х годов XVIII века «Буря и натиск» (название -- по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему принадлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744--1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751--1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752--1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752--1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739--1791), Иоганн Генрих Фосс (1751 -- 1826), Готфрид Август Бюргер (1747--1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759--1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749--1832) и др. Движение «Буря и натиск» противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индивидуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов -- 4-е изд. -- М.: - Академический Проект, Трикста, 2003. cтр. 156
Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г. Гердер (1744-1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784-1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки.
Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759-1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729-1781) и особенно Фауст (1808-1832) И. В. Гете (1749-1832). В формировании идей Просвещения важную роль играли философы Г.В. Лейбниц (1646-1716) и И. Кант (1724-1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И. Кант (1724-1804), ставший основателем немецкой классической философии. Интернет-сайт http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/
С конца 50 -- 60-х гг. 18 в. усилились критика существующего строя, протесты против феодального произвола. Ф.Г. Клопшток открывает традицию гражданской лирики, утверждает самобытный путь немецкой поэзии. И.И. Винкельман, в противовес немецким условиям жизни, превозносит породившую великое искусство демократию древних греков. И.Г. Гердер утверждает единство исторического процесса, развивает принципы историзма и национального своеобразия в искусстве. Эти идеи оказали большое влияние на деятелей немецкого просвещения, связанных с движением "Бури и натиска". Это движение, проникнутое духом бунтарства, отразило рост антифеодальных настроений. Последний этап немецкого Просвещения связан с переворотом в умах, порожденным Великой французской революцией. Выход за пределы рационализма просвещения обозначился и в философии И. Канта, взгляды которого Маркс назвал "... немецкой теорией французской революции...". Немецкое просвещение 2-й половины 18 в. существенно обогатило развитие общеевропейской просветительской мысли и явилось своего рода итогом всего западноевропейского просвещения. Большая Советская энциклопедия том 21 стр. 107 В Италии театральную реформу осуществляет Карло Гольдони, которому удалось создать литературную комедию нравов. В своих 267 пьесах он показал жизнь всех сословий, неуклонно проводя идею сословного равенства («Трактирщица», «Слуга двух господ»). Другой известный итальянский драматург, Карло Гоцци, впервые ввел на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).
Лучшие драматургические произведения XVIII века до сих пор радуют зрителей. Пьесы Шеридана, Шиллера, Бомарше, Гольдони, Гоцци вошли в репертуар мирового театра.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII веке занимала музыка. Если изобразительное искусство украшало жизнь, театр обличал и развлекал, то музыка поражает глубиной анализа человеческой души, выражением драматизма нового мировоззрения. В музыке воплотились и конфликтность жизни, и ее гармоническая ясность. Первая половина века ознаменовалась грандиозным, насыщенным философскими идеями творчеством И.С. Баха - корифея полифонии. Он работал во всех жанрах, выражая трагическое начало в жизни человека и просветительский гуманизм.
Во Франции и Италии достигает расцвета опера, синтезирующая зрелищность и публичность театра с присущей музыке глубиной выражения человеческих чувств. В Милане строится знаменитый театр «Ла Скала». Величайший вклад в развитие музыкального искусства внесли «венские классики» Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Любимым жанром Гайдна была симфония. Моцарт написал около пятидесяти симфонических концертов, сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», около двадцати опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его музыка отражала идеи немецкого просвещения и движения «Буря и натиск».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.013 с.) |