Английский абсолютизм при Тюдорах. Первоначальное накопление капитала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английский абсолютизм при Тюдорах. Первоначальное накопление капитала.



С 1485 по 1603г. Англией правили короли из династии Тюдоров; они значительно укрепили свою власть, сделав ее, по существу, неограниченной. Генрих 6 успешно боролся с крупными феодалами, противниками усиления королевской власти в стране. «Звездная палата», созданная им для наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооруженных дружин знати, превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. В первой пол. 16в. была усилена власть английского короля над слабо связанными с Лондоном окраинами – Уэльсом, Корнуоллом и северными графствами, для управления которыми были созданы специальные учреждения.

Английскую абсолютную монархию отличало от абсолютистских монархий других стран три особенности.

1. Бюрократический аппарат на местах был слаб. Местное управление, как и при сословной монархии, продолжало сохранять свое значение – оно осуществляло политику короля. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители джентри и привилегированной верхушки городской буржуазии.

2. Для усиления своей власти Тюдоры использовали также парламент, потому, что нижняя палата парламента, состоявшая главным образом из мелких и средних дворян и городской верхушки, поддерживала сильную власть короля, а верхняя палата, в которую входили в основном представители аристократии, получившей от Тюдоров большие земельные пожалования, также была покорной королю.

3. Еще одной особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. В силу географического положения своего государства Тюдоры обращали главное внимание на создание сильного военного флота, а армия сохраняла характер старинного ополчения, собираемого и экипируемого за счет свободных подданных короля в соответствии с их имущественным достатком.

11. Предпосылки и начало революции

 

Материальные предпосылки революции были связаны с развитием капиталистического уклада в недрах т. н. старого порядка, ее движущие силы были вызваны к жизни противоречиями, сопровождавшими этот процесс. Непосредственной причиной революции стало банкротство государства, оказавшегося не способным расплатиться с чудовищными долгами без отказа от системы архаичных привилегий, основанной на знатности, родовых связях. Безуспешные попытки королевской власти реформировать эту систему усугубили недовольство дворян падением их влияния и посягательствами на их исконные привилегии. В поисках выхода из финансового тупика Людовик XVI вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789), не собиравшихся с 1614. Отказавшись обсуждать частности, 17 июня депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а 23 июня по предложению Мирабо отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске. 9 июля Собрание назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. 14 июля 1789 была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.

 

 

Конституционная монархия

 

После взятия Бастилии по стране прокатилась волна «муниципальных революций», в ходе которых создавались новые выборные органы местного управления. Формировалась армия революции — национальная гвардия, во главе которой стал Лафайет. Вспыхнули волнения и в деревне: крестьяне жгли замки, уничтожали документы феодального права и сеньориальные архивы. Учредительное собрание на ночном заседании 4 августа, названном «ночью чудес», объявило о «полном уничтожении феодального порядка» и отмене некоторых наиболее одиозных сеньориальных прав. Остальные повинности крестьян подлежали непосильному для них выкупу. Принципы нового гражданского общества были закреплены в «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789).

 

«Декларация» послужила преамбулой к тексту конституции, выработка которого продолжалась до сентября 1791. Конституционные дебаты в Собрании сопровождались принятием декретов, регламентирующих важнейшие стороны жизни Франции. Было утверждено новое территориально-административное деление страны, создавшее современные департаменты. «Гражданское устройство духовенства» — выборность церковных служителей, обязательная присяга священников на верность конституции — лишило католическую церковь самостоятельной политической роли. Предпринятая для уплаты государственного долга и покрытия текущих расходов продажа т. н. национальных имуществ (конфискованных церковных и эмигрантских земель, а также владений короны), выпуск под их обеспечение ассигнатов, имевших принудительный курс и быстро обесценивавшихся, привели к перераспределению собственности. На первом этапе революции власть оказалась в руках той части дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии к королевской власти и стремилась удовлетворить их любой ценой.

 

Политическое руководство страной осуществлялось в то время группировкой фейянов. Самым знаменитым из т. н. «патриотических обществ» стал Якобинский клуб. Через разветвленную сеть филиалов в провинции он оказал огромное влияние на политизацию большой части населения. Небывалое значение приобрела журналистика: «Друг народа» Ж. П. Марата, «Папаша Дюшен» Ж. Эбера, «Французский патриот» Ж. П. Бриссо, «Железные уста» Н. Бонвиля, «Деревенские листки» Ж. А. Черутти и другие газеты знакомили читателей со сложной палитрой политической борьбы.

 

Король, сохранивший статус главы государства, но пребывавший в Париже фактически на правах заложника, 21 июня 1791 пытался вместе с семьей тайно бежать в австрийские Нидерланды, но был опознан и задержан в местечке Варенн. «Вареннский кризис» скомпрометировал конституционную монархию. 17 июля на Марсовом поле в Париже была расстреляна массовая манифестация, требовавшая отречения Людовика XVI. Пытаясь спасти монархию, Собрание позволило королю подписать наконец принятую конституцию и, исчерпав свои полномочия, разошлось. Тот же «Вареннский кризис» послужил сигналом к образованию коалиции европейских держав против революционной Франции.

 

 

Жирондисты у власти

 

В новом Законодательном собрании фейяны были оттеснены на второй план вышедшими из недр Якобинского клуба жирондистамиво главе с Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе. С начала 1792 жирондисты приступили к обсуждению мер, подготавливавших отделение церкви от государства. 18 июня и 25 августа Законодательное собрание отменило выкуп феодальных прав, за исключением тех случаев, когда предъявлялись «первоначальные» документы, обуславливавшие передачу земли определенными повинностями. По инициативе жирондистов 20 апреля 1792 Франция объявила войну Австрии, на стороне которой вскоре выступила Пруссия.

 

Неизбежная для каждой революции разруха, инфляция, рост дороговизны вызывали все больший протест сельского и городского населения. Неудачи первых месяцев войны породили подозрения в измене. Толпа парижских санкюлотов 20 июня 1792 ворвалась в Тюильрийский дворец, но так и не добилась от короля санкции на декреты о высылке неприсягнувших священников и о создании в окрестностях Парижа военного лагеря для спасения столицы от австрийской и прусской армий.

 

В июле Законодательное собрание объявило отечество в опасности. В революционную армию хлынул поток добровольцев. 10 августа парижские секции, территориальные низовые объединения, опираясь на поддержку провинции, возглавили восстание. Свержение монархии стало вершиной политического успеха жирондистов.

 

21 сентября 1792 законодательная власть перешла к Конвенту, в котором с жирондистами соперничали монтаньяры во главе с М. Робеспьером. Сторонники последнего еще во времена Учредительного собрания усаживались в зале заседаний на самые верхние скамьи, за что и получили прозвище Горы.

 

Начавшееся сразу вслед за восстанием 10 августа 1792 выступление прусско-австрийских войск вызвало новый национальный подъем, одновременно спровоцировав очередные слухи о заговоре в тылу. Массовые избиения заключенных в парижских тюрьмах в начале сентября 1792 стали предвестником грядущего террора. 20 сентября под Вальми (к западу от Вердена) французская революционная армия под командованием генералов Ф. Э. Келлермана и Ш. Ф. Дюмурье одержала свою первую победу. 6 ноября при Жемапе Дюмурье разбил австрийцев и занял Бельгию. Однако война требовала все новых сил. Призыв в армию 300 тыс человек, декретированный Конвентом в феврале 1793, вызвал недовольство в ряде департаментов и послужил поводом к началу Вандеи, кровопролитной крестьянской войны на западе Франции, а также к восстаниям на юго-востоке, в Тулоне и Марселе.

12. Мировоззрение человека эпохи возрождения

 

Эпоха возрождения длилась с 15 по 18 века, она предзнаменовала конец феодальных отношений и зарождение буржуазного общества. Но почему именно «Возрождение»? Выдающиеся деятели этой эпохи стремились возродить идеалы античности, возродить былые ценности людей. Однако у этого слова было еще одно значение. Возрождение – появление чего-то нового, прогрессивного, творческого. Нельзя повернуть время вспять… Новые мысли, идеи двигают общество к прогрессу, оно постоянно развивается. Однако накопленный опыт поколений, культурный потенциал – все это имело определенное воздействие на мировоззрение эпохи возрождения.

 

Для деятелей возрождения наследием была эпоха средневековья. Несмотря на то, что возрождение было некой противоположностью или противопоставлением христианству, оно все же имело на себе отпечатки средневековой культуры. Эпоху возрождения можно характеризовать как переходную эпоху, это некий мост к новым укладам жизни, к Новому времени. Именно в период возрождения зародились буржуазные отношения в обществе, стала развиваться наука, поменялись отношения между государством и церковью, писались труды по экономике, начала развиваться промышленность, также формируются идеи гуманизма и секуляризма.

 

Главной отличительной особенностью мировоззрения человека эпохи возрождения стало то, что в центре внимания оказались человеческие чувства, внутренняя и внешняя красота человека, его способности и возможности. В античной философии на первое место выходила природно-космическая жизнь, в эпоху средневековья центром внимания была религия, а возрождение обратило свой взор на человека, его светскую жизнь, его деятельность, достижение счастливой жизни на земле.

 

Философия стала наукой о человеке, о том, как помочь ему найти и осознать себя. Центральной фигурой становится человек, а не Бог. Человек – это центр мира, в то время как Бог – это начало всех начал. Общество вокруг – это результат труда и жизни людей. Человек считался всемогущим, он мог достичь любых целей, и в своих замыслах он не ограничен. Человек смотрит на самого себя с другой стороны, он осознает себя как сильного, талантливого, жизнерадостного и свободомыслящего члена общества. Именно поэтому в эпоху возрождения себя смогли проявить многие люди, они открыли свой талант, показали свою яркую образованную личность миру. Человек, в мировоззрении эпохи возрождения, – сам творец своей судьбы, он свободное существо. Несмотря на все это, деятели эпохи возрождения верили в Бога, они не были материалистами или атеистами. По их мнению, Бог создал человека свободного, волевого, и теперь все в жизни зависит только от самого человека. В период возрождения мотив греховности ослабевает, человек рассчитывает не на божью помощь, а только на самого себя. Таким образом, эту эпоху можно охарактеризовать как эпоху веры, оптимизма и возможностей человека.

 

Одним из главных элементов эпохи возрождения является мотив к творческой деятельности. В эту эпоху деятельность воспринималась по-другому, нежели в античные времена и средние века. Древние греки считали, что любой труд, и даже искусство, не были чем-то существенным, главной ценностью были размышления, созерцания, считалось, что именно эта деятельность приобщала человека к космосу. В христианстве же главной ценностью была молитва, которая вела к «спасению души». Все эти виды деятельности были созерцательными, человек не выступал как творец и деятель. Эпоха возрождения придала материальной, чувственной и в частности творческой деятельности священный характер. Человек создает вокруг себя новый мир, делает его красивей и прекрасней, он раскрывает самого себя. Именно в этот период возникла идея прометеизма, которая указывала на то, что человек – это помощник Бога. Также присутствовал культ тела. Телесная оболочка не была «греховным сосудом», возрождался культ телесной красоты. Было написано множество картин, на которых изображаются лицо, тело человека. Мировоззрение человека эпохи возрождения помогло ему встать на ноги и взглянуть на мир под другим углом, с позиции красоты и разума. Научная революция 17 века

Опубликовано admin в Пнд, 06/06/2011 - 23:29

Рубрика: Наука и техника нового времени

Метки: история

 

 

Прошло почти полтора века после появления книги «Об обращениях небесных сфер», когда в 1687 году были опубликованы «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона. К тому времени коренным образом изменились не только знания о природе, но и способы ее изучения. Основы классической механики Ньютона как бы подвели итог научным открытиям 17 века, которые совершили революцию в науке. С тех пор ее историю принято делить на два больших периода: до и после выхода в свет великой книги.

 

Революции в физике, химии или другой естественной науке происходят, если становится ясно, что ее основная теория не может объяснять всех накопившихся экспериментальных и теоретических фактов и находится в состоянии кризиса. Тогда эту теорию заменяют на другую.

 

Так произошло в начале 20 столетия, когда возникли теория относительности и квантовая механика. Но научная революция 17 века утверждала нечто более важное и значительное - новый научный метод, основанный на рациональном обобщении результатов экспериментов, поставленных для проверки ранее выдвинутых гипотез. Наука нового времени стремилась к синтезу наблюдения и математического расчета, техники и науки. А потому ее невозможно представить без постоянного совершенствования измерительных приборов.

 

Важность повышения точности измерений и создания новых научных приборов хорошо понимали ученые еще эпохи Возрождения. Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) в обсерватории Ураниборг близ Копенгагена изготовил целый набор великолепных астрономических приборов. Предмет гордости Браге – огромный квадрант радиусом около двух метров.

 

С его помощью ученый мог определить координаты звезд с небывалой до того точностью. – до 5 угловых секунд. Итогом наблюдений, длившихся 20 с лишним лет, стал каталог более чем 1000 звезд. Результаты этой титанической работы использовал ученик и помощник Браге - выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) для вывода своих знаменитых законов движения небесных тел.

 

Таким образом, многие великие открытия естествоиспытателей, совершивших в 18 столетии революцию в науке, прямо и косвенно связаны с менее великими техническими изобретениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.019 с.)