Древнейшее население на современной территории Крыма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшее население на современной территории Крыма



Реферат

на тему:

«Крым в древности и в эпоху средневековья»

Выполнил:

студент группы М-12д

Чухломин А. Е.

 

Проверил:

старший преподаватель

Даховник Л. Л.

 

Севастополь

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

1.Древнейшее население на современной территории Крыма………………………………….…...4

1.1.Первобытные стоянки…………………………………………………………………………….4

1.2.Киммерийцы……………………………………………………………………………………….6

1.2.1.Древнейшие известия о киммерийцах…………………………………………………..…..6

1.2.2.Занятия киммерийцев………………………………………………………………….……6

1.3.Тавры……………………………………………………………………………………………….7

1.3.1.Древнейшие известия о таврах……………………………………………………………….7

1.3.2.О происхождении тавров…………………………………………………………………...8

1.3.3.Хозяйство и быт тавров……………………………………………………………………..8

1.4.Скифы………………………………………………………………………………………………9

1.4.1.Война скифов с персами…………………………………………………………………..11

1.4.2.Общественный строй……………………………………………………………………..11

1.4.3.Хозяйство скифов…………………………………………………………………………….12

1.4.4.Малая Скифия………………………………………………………..…………………..13

1.5.Cарматские племена……………………………………………………………………….…..16

1.5.1.Этническая принадлежность. Язык…………………………………………………..……16

2.Античные поселения в Крыму…………………………………………………………………….17

2.1.Греческая колонизация северного Причерноморья………………………………..................17

2.2.Причины греческой колонизации …………………………………………………………..….18

2.3.Политическая организация античных городов-государств………………………………..…18

2.4.Херсонес……………………………………………………………………………………….19

2.5.Боспор…………………………………………………………………………………………..….20

2.6.Пантикапей…………………………………………………………………………………………20

3.Средневековье………………………………………………………………………………………....22

3.1.Раннесредневековая Таврика (IV-VII вв.)……………………………………………….…22

3.1.1.Вторжение готов и гуннов………………………………………………………………...22

3.1.2.Под властью Византии (V-VII вв.)……………………………………………………23

3.2. Таврика в VIII-IX вв………………………………………………………………………....25

3.3.Позднее средневековье ………………………………………………………..…………..26

3.3.1.Итальянские торговые фактории в Крыму…………………………………………….26

3.3.2.Упадок Херсонеса …………………………………………………………….……….....28

Заключение…………………………………………………………………………………………..29

Библиография…………………………………………………………………………………………...30

Введение

Первые следы человеческого обитания на территории со­временной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобожденными от ходьбы руками. К середине последнего ледникового периода (около 40 тыс. лет до н. э.) он оконча­тельно превратился в кроманьонца, от которого происходит современный человек. Кроманьонец – сравнительно высокое прямоходящее существо, обладающее значительными умственными способностями. Охотники и со­биратели плодов, кроманьонцы приспосабливались к холодно­му суровому климату, преодолевали все трудности выживания и добывания пищи при помощи невиданных технических изо­бретений (кремневое оружие и резец, рыболовные крючки, гарпуны, жилище из звериных костей и шкур).

Примерно за 10 тыс. лет до нашей эры послед­ний ледник отступил на север, оставив после себя тот ланд­шафт, который мы видим в Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. «Революционное» значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли наконец к самостоятельному ее производству.

Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада – междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появ­ляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины – так называемая три­польская. Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500-2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600-700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженный угол с глинобитной печью, Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто-черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разно­образными ритуалами и верованьями в сверхъестественные силы.

Пер­вое в Украине механическое устройство – сверло для проделывания отверстий в камне и дереве – появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие стало более надежным способом существования, чем охота. Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: использование первого из металлов – меди.

Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставля­ла людей уходить на новые, необжитые. Одни продвигались в глубь степей. Другие, жившие в долине Днепра, шли на север, в дремучее Полесье и дальше. К 2000 г. до н. э. трипольцы как единый исторический народ более не существовали. Оче­видно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воин­ственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.

 

 

Древнейшее население на современной территории Крыма

Первобытные стоянки

Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего человека: мягкий и теплый климат, большое количество сухих и теплых пещер, наличие источников воды, богатая флора и фауна.

В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад. В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.

Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия — ручные рубила длиной до 15–20 см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.

Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2–4 семьи, численностью по 6–7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.

В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.

В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба, в нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной рекой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки.

Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерсти­стый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.

В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребёнок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определённая обрядность при захоронениях.Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

Широкую известность получили и другие стоянки древ­нейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Старосельская – близ Бахчисарая, 3аскальная – около Белогорска, Волчий грот – недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы – в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба – на речке Чepнoй, Фатьма-Коба – у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке существенно измени­лись орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. 3начительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило мето­ды охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретённый в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.

Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство.

Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский Навес, Кукрек, Фатьма-коба, Мурзак-коба, Таш-Аир I, 3амиль-Коба I, Сюрень II и др.

Важнейшим признаком новокаменного века является широкое использование глиняной посуды. Увеличивается роль скотоводства. Из собирательства возникает земледелие.

В период энеолита и бронзового века ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.

В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.

 

Киммерийцы

Занятия киммерийцев

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах.

В течение IX–VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в вид каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми на­конечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а позднее – из железа. Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменныестелы (без головы), на верхней части которых изобра­жали ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображен широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств.При появлении в Крыму скифов, как повествует пре­дание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побе­режья Черного моря в Азию. А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-­видимому, в VII веке до нашей эры.

Тавры

О происхождении тавров

Сведения о происхождении таврских племен очень скудны и разноречивы.

Возможно, что таврские племена формировались в условиях смешения разных этнических групп, пришлых и местных. Трудно сказать, как называли себя сами тавры. Историки древности приводят отдельные названия таврских племен: арихи, синхи, напеи.

После киммерийцев тавры были наиболее древним и многочисленным населением Крыма, о котором имеются письменные свидетельства. Культура тавров проявляется как бы внезапно в IX–VIII веках до нашей эры и быстро распространяется по всей Таврике. В происхождении тавр­ской культуры прослеживаются три главных источника: местный, северокавказский, дунайско-днестровский.

Хозяйство и быт тавров

По свидетельству Геродота, во главе отдельных тавр­ских племен в VI–V веках до нашей эры стояли вожди – басилевсы. Скифы пытались втянуть тавров в борьбу с персидскими полчищами Дария, вторгшимися в Северное Причерноморье, но таврские басилевсы не согласились принять участие в войне и заявили: «Если враг ворвется в нашу землю и обидит нас, то и мы не стерпим этого».

В письменных источниках также говорится о занятиях тавров скотоводством: «тавры народ многочисленный и любит кочевую жизнь со стадами». Однако скотоводство у них еще не отделилось от земледелия, и хозяйство носило пастушеско-земледельческий характер.

О важной роли земледелия говорят костяные, каменные, позже железные мотыги, серпы, зернотерки и мно­жество зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, гороха и других культур.

Рыболовство и охота у горных тавров были, как правило, не основными, а подсобными занятиями. Тавры прибрежных районов помимо рыболовства занимались и сбором моллюсков.

Гончарство, ткачество, прядение, обработка кож, камня, дерева, кости – все эти ремесла у тавров носили до­машний и примитивный характер.

Обмен товарами был развит слабо и лишь несколько увеличился в первые века нашей эры. Об этом говорят находки античности керамики и изделий из металла в могильниках поздней поры. Тавры вели обмен со скифами, с народностями и племенами Северного Кавказа и с греками.

Родоплеменной строй и обычаи тавров отличались особой устойчивостью. Об этом говорят родовые могильники и погре­бальные сооружения, сложенные из огромных каменных плит, что требовало затраты труда. Коллективные семейные погребения прослеживаются у тавров на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры. По свидетельству историков, тавры погребали вместе с вождями рода их преданнейших друзей и в знак траура отрезали себе часть уха.

Данные раскопок подтверждают рассказ Геродота о том, что тавры уже строили дома с очагами и дымоходами. Часть домов примыкала тыльной, а иногда и боковыми сторонами к скалам. Крыши, по-видимому, были односкатными, бревенчатыми, сверху засыпались землей. Не­значительные по площади дома, очевидно, были рассчи­таны на одну семью.

Родовой быт тавров и их культура в это время приобре­тают наибольшую законченность. Именно к этому времени относятся таврские могильники с каменными ящиками классического типа: строго прямоугольной формы, из четырех больших, поставленных на ребро, хорошо пригнанных плит, перекрытых пятой, покровной.

В могильниках тавров находили глиняную посуду, бронзовые вещи, металлические изделия. Особенно много бронзовых украшений: шейные гривны, височные кольца, булавки, бляшки, подвески. Реже клали в могилы брон­зовые наконечники стрел и железное вооружение, железные наконечники стрел и копий, короткие мечи – акинаки. Попадаются принадлежности конской сбруи.

Скифы

Скифией древнейшие авторы называли обширную территорию в Причерноморье. Становление скифского племенного союза происходило в VIII–VII вв. до н. э.

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифский язык исследователи относят к севе­роиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Сообщение Геродота о том, что все киммерийское насе­ление якобы покинуло степи Причерноморья и скифы заняли пустующую страну, является явным преувеличением. Часть киммерийцев, безусловно, осталась на месте и была ассимилирована скифами. Об этом убедительно свидетельствуют преемственность ряда форм материальной культуры, а также легенды о происхождении скифов, в которых можно уловить местные традиционные элементы.

Одержав решительную победу над киммерийцами, скифы в «поисках» новых соперников устремились далеко за пределы Таврики.

Основное занятие скифов, скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвятить себя ратному делу. Это позволило соз­дать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитым луком и умеющую этим оружием владеть с детства. Первоклассные наездники, скифы стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.

В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, где находились богатые государства 3акавказья и Передней Азии – Урарту, Манна, Лидия, Мидия, Ассирия. Дошедшие до нас сведения древних авторов рассказывают о стремительном нападении скифов, об их постоянных войнах то с одним, то с другим государ­ством. Оставив всё обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке. Переднеазиатский поход продолжался достаточно долго – от 20 до 60 лет. 3а это время скифское войско достигает Египта и Палестины.

Долгое, полувековое, пребывание скифов в Передней Азии оказало большое влияние на скифское общество. Соприкасаясь с высокоразвитыми странами того времени, скифы обогатили свою культуру, более быстрыми темпами стали развиваться социальные процессы. Но завершение этого длительного похода принесло скифам неудачу. По­терпев ряд поражений от усилившихся Мидии и Нововавилонского царства, скифское войско вынуждено было покинуть территорию Лидии и вернуться в степи Предкав­казья и Причерноморья в начале VI в. до н. э.

Но на этом «неприятности» для скифов не закончились. Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившихся из Передней Азии скифов «ожидали трудности не меньшие, чем война с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско».Большая часть исследователей признают, что сра­жались скифы со своими рабами на территории Крыма.

О пребывании скифов на территории Таврики с давних времен красноречиво говорят курганы – скифские захо­ронения. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты археологами недалеко от Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у села Филатовки. Одним из самых известных исследованных курганов в Крыму явля­ется курган Куль-оба («холм пепла») недалеко от Керчи.

Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тёсаного камня, почти квадратная в плане – 4,6 на 4,2 м – со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода – 5,3 м. Склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий дере­вянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют табор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор – остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребённого находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке - от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями.

В специальном отделении помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями живот­ных, оселок в золотой оправе, золотая чаша – фиала. Слева от ложа, в capкoфaгe из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или на­ложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Её пог­ребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса.

У южной стенки склепа лежали останки возницы-оруженосца, рядом с которыми в особом углублении находились кости коня, два наконечника копий, бронзо­вые поножи и шлем. Вдоль стенок склепа стояли металлические сосуды – бронзовые котлы с костями бараш­ка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуаль­ной посуды, а также амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина. По всему склепу были разбросаны бронзовые наконечники стрел, а под полом находился тайник, сразу же обнаруженный исследователями и раз­грабленный «золотоискателями». Среди находившихся в нем предметов особенно интересна выкупленная у грабителей большая золотая бляха в виде лежащего оленя.

Война скифов с персами

Скифы пришли в Крым в VII веке до нашей эры из Азии. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали также племена скифов-пахарей, скифов-кочевников и другие).

Самым замечательным событием в ранней истории Скифии явилось вторжение в её пределы персидского царя Дария в 513 году до нашей эры. Дарий имел намерение покорить скифов и сделать их своими данниками.

С огромным войском Дарий вступил в Скифию. Перед лицом нависшей опасности скифы обратились за помощью к соседним народам, но те отказались помочь, так как были заинтересованы в ослаблении скифов – своего могу­щественного и сильного соседа.

Не имея достаточно сил, чтобы вступить с персами в открытый бой, скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своем пути они засыпали колодцы и источники, уничтожали траву.

Истощив силы в бесплодных преследованиях, Дарий послал к скифскому царю своего гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или, признав себя слабым, покориться и стать его данником. На это царь скифов ответил: «Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе скажу: у нас нет ни городов, ни заселенной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они не были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится. За то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Скифы послали Дарию символические оскорбительные «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эти дары означали следующее: «Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в земле, подобно мышам, или не прыгнете в озера, превратившись в лягушек, то не вернетесь назад, будучи поражены этими стрелами».

Вынужденный признать свою неудачу в войне, Дарий поспешил покинуть Скифию.

Общественный строй

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя.

Впоследствии, в IV в. до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы, эта зависимость выражалась в уплате дани.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая инди­видуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной. Существовало представление о божественном происхож­дении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.

В определённой степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.

Хозяйство скифов

Основную отрасль хозяйства скифов составляло ското­водство. Скот имел огромное значение – он был основным средством существования. Главная забота кочевников сводилась к сохранению и увеличению поголовья скота.

Основу кочевого хозяйства в степях составляло коне­водство. В состав стада входили также крупный рогатый кот, овцы, небольшое количество коз. Скифские лошади были небольшими, однако отличались резвостью и вы­носливостью.

Скифы кочевали большими группами. Скот круглый год содержался на подножном корму. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снег, добывая сохранившуюся траву для себя и других животных.

Жилищами у кочевых скифов служили войлочные помещения на повозке с четырьмя или шестью колесами. Кибитки, защищавшие от ветра, дождя и снега, предназначались для женщин и маленьких детей; в них также хранилось имущество.

Одежда и экипировка скифов была хорошо приспособлена к условиям кочевой жизни. В их быту большое место занимали различные изделия из кожи, шкур, войлока и шерсти. Из этих материалов изготовляли одежду, обувь, бурдюки и множество других вещей домашнего обихода. Изготовлением их занимались в основном женщины.

Очень удобной была одежда скифов – короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полуса­пожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадная одежда богатых скифов расшивалась множест­вом золотых украшений.

Посуда, использовавшаяся в кочевом быту скифов, была преимущественно деревянной и металлической: бронзовые котлы для приготовления мясной пищи, брон­зовые миски, деревянные подносы и чаши.

Большинство предметов бытового обихода из металла, кости, а также, очевидно, из дерева, тканей, войлока и кожи художественно оформлялись с определенным свое­образием. Мотивы такого оформления находили свое воплощение в изоб­ражениях фигурок или каких-то частей животных, птиц или рыб. Этот вид изящного прикладного искусства получил название скифского звериного стиля.

В дальнейшем, под влиянием греческого искусства, скифский стиль утрачивает свою особенность. В то же время получают распространение реалистические сюжеты – сцены борьбы и терзания зверей и изображения различных животных.

Изображения в зверином стиле не только отвечали эстетическим вкусам скифов, но и воплощали определен­ную магическую символику. Они играли роль амулетов­-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство и помощь доброжелательных богов.

Нет сомнения в том, что в кочевьях скифов существо­вали оружейные, литейные, кузнечные, ювелирные и другиемастерские. Изделия их широко представлены в разнообразном составе предметов скифской материальной культуры. Однако ремесло носило характер домашнего производства.

У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племен, так и с другими народами. Огромное значение имели торговые связи с населением Кавказа и с греческим миром.

Из Скифии вывозили скот, хлеб, мед, воск, кожу, а также огромное количество рабов, захваченных в военных походах. Ввозили в Скифию вино и оливковое масло в амфорах, ткани, различные изделия греческого ремесла, в частности, посуду, украшения.

Малая Скифия

На рубеже IV–III вв. до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарма­тов), которые в VI–IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV в. до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Всё это приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей тер­ритории, своих кочевий и зимников, своих очагов.

Но напор сарматов был слишком сильным, и скифы вынуждены были постепенно уступать свою территорию. В течение III в. до н. э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром. Как отмечает Диодор Сицилийский, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».

С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Они постепен­но превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Ко­ренные изменения в экономике привели к существенным новшествам и в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов. С этого момента скифы уже основательно осваивают территорию Таврики. Археологами открыты поселения скифов на реках Альма, Западный Булганак, Кача, Бельбек, Зуя, Биюк- и Кучук-карасу, Бештерек и Салгир.

В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифских крепости в Таврике – Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно эти городища и описывал Страбон.

В III веке до нашей эры скифы основывают значительный укрепленный пункт, который становится столицей.В греческих письменных источниках ее именуют Неаполис – «новый город», что, наверняка, являет­ся переводом скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось услов­ное название: Неаполь скифский.

Городище «Неаполь скифский» – главный архео­логический памятник Симферополя, пользующийся мировой известностью. Если подняться на городище, то откроется обширное, бугристое поле, поросшее травой.

Пристальное внимание историков к городищу привлек­ла случайная находка в 1827 году мраморных плит с рельефным изображением скифского всадника и над­писями, упоминающими скифского царя Скилура. Первые раскопки, проведенные в том же году, дали еще один мраморный рельефный парный портрет мужчин, пожилого и молодого (по всей вероятности, царя Скилура и его сына Палака).

С тех пор на городище работали многие ученые. Обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями Малой Скифии, прослежена система оборонительных стен и башен, выявлены остатки жилых и культурных построек с интересной росписью. Обнаружен целый ряд объектов самобытной скифской культуры.

Путь на городище преграждает высокая крепост­ная стена с башнями. За воротами лежит про­сторная площадь. По ту сторону площади – длинное здание с портиками. Между колоннами портиков высятся бронзовые статуи богов и царей. Парадная стена здания украшена мраморными рельефами. Среди них выделяются портреты Скилура и Палака. Они изображены едущими рядом на лошадях. Дальше находился рельеф уже одного возмужавшего Палака на коне с копьем в руках. Под каждой статуей и рельефом высечены надписи на грече­ском – международном языке того времени. За «зданием с портиками» стоял дворец скифских царей. На стенах парадного зала причудливая «растительная» роспись, на резных дубовых скамьях – яркие ковры, в глу­боких нишах стоит заморская чернолаковая посуда. Из парад­ного зала скрытая драпировкой дверь ведет в жилую часть дворца, обставленную с неменьшей роскошью.

К западу от дворца был расположен еще один богатый дом («здание с подвалом»). Наверное, сына царя или кого-то из самых приближенных к царю людей. На противопо­ложной стороне, на площади, где курился священный огонь, расположены храмы. Если в росписи гражданских помещений преобладал зе­леный цвет, то в храмах основной декор – красный.

От площади с храмами разбегались путаные улочки, где в скромных домишках жил простой люд Неаполя. Не из одних мирных будней складывалась его жизнь. Врагов у Неаполя скифского хватало. Прежде всего Хер­сонес – самостоятельное греческое государство, жаждавшее сосредоточить в своих руках торгов­лю скифским хлебом с Грецией. Скифы, естественно, не могли примириться с таким самозванным посредником. Между скифами и херсонеситами т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.07 с.)