Тема №4: Представление. Воображение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №4: Представление. Воображение.



ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Специальность:

Дисциплина: 5В130200 «стоматология»

Кафедра: истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин

Курс 1

Темы № 1- 14

 

 

Составитель:

 

Старший преподаватель __________ Куклина Н.М.

 

Семей – 2014

 

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2014 г.

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2015 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2016 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2017 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2018 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

 

1. Тема №1: Этапы развития психологии и психики. Основные психические процессы, свойства и состояния личности.

2. Цель: познакомить с историей становления психологии как науки, с современным научным пониманием психики и особенностями психического отражения. Показать, что знание этапов развития психики, особенностей психического отражения и основных психических процессов, свойств и состояний - это фундамент, на котором будут базироваться дальнейшие знания студентов.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: э тапы развития психологии, психики и сознания.

Три формы (физическое, физиологическое и психическое) отражения. Особенности развития психического отражения. Нейрофизиологические механизмы сознания: строение ЦНС. Основные законы процессов возбуждения и торможения: закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.

Основные характеристики психических процессов, свойств и психических состояний.

o Студент должен уметь: овладевать новыми знаниями, терминами и понятиями, использовать полученные знания в учебной деятельности и медицинской практике.

4. Основные вопросы темы:

  1. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.
  2. Этапы развития психики и сознания.
  3. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая особенность психического отражения.
  4. Нейрофизиологические механизмы сознания. Закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.
  5. Классификация мира психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
  6. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на вопросы семинарского занятия. индивидуальная Защита и обсуждение СРО «Современные данные о функциональной организации мозга, разработанные А.Р. Лурия». Работа с глоссарием. Тестирование.

  1. Литература:

Основная:

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.
  2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
  3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

4. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1.Как вы думаете, как давно возникла психология?

2.Можно ли психологию души считать наукой?

3.Как вы думаете, методом интроспекции мы можем проверить: верно ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове?

4.Можно ли считать психологию сознания наукой?

5.Каким методом будет определять бихевиорист дисциплинированного студента и недисциплинированного студента (на лекции)?

5.Можно ли считать поведенческую психологию подлинно научной?

6.Что является структурной единицей нервной системы?

7.В виде чего хранится вся информация, которую получает человек?

8.В результате чего возникает сознание?

9.Чем психическое отражение отличается от других форм отражения?

10.Что является более продолжительным по времени психические свойства, психические процессы или психические состояния?

1. Обезьянам раздали фишки желтого, красного и зеленого цвета. За желтую фишку им давали банан, за красную хурму, за зеленую яблоко. Индивидуальные особенности обезьян проявились сразу же: одни обезьяны предъявляли фишки по мере появления голода, другие спускали их сразу. Затем дело дошло до того, что обезьяны стали обмениваться фишками, получая на них те фрукты, которые им были больше по вкусу. Как можно объяснить такое поведение обезьян?

А. Обезьяны обладают сознанием.

Б. Обезьяны обладают интеллектом.

С. Обезьяны уловили связь между явлениями.

D. В основе такого поведения лежат инстинкты.

Е. Все ответы верны.

2. Какие функции выполняют три основных блока, выделенные А.Р.Лурия в головном мозгу человека?

А. Обеспечения общего тонуса коры.

Б. Сохранения следов возбуждения длительное время.

В. Приема, переработки и хранения полученной человеком информации.

Г. Формирования намерений, выработки программы действия, выполнения

этих программ и контроля за протекающими действиями.

Д. Все ответы верны.

3. Больному с поражением мозга предлагают зажечь свечу (по А.Р. Лурия). Он берет спичку и свечу, зажигает спичку, вставляет свечу в рот и пытается прикурить, словно это папироса. По просьбе экспериментатора он легко воспроизводит словесную формулировку инструкции. Какая из причин может детерминировать подобное поведение?

А. Дефект в функционировании памяти.

Б. Повреждение в блоке регуляции тонуса и бодрствования (ретикулярная

формация)

В. Повреждение в блоке программирования, регуляции и контроля

деятельности (лобные доли).

Г. Повреждение в блоке приема, переработки и хранения информации

(теменно-височно-затылочные области коры).

1. Тема №2: Познавательные психические процессы. Ощущения.

2. Цель занятия: закрепить знания о познавательных процессах человека: ощущениях. Показать, что основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения, которые дают человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в собственном теле, т. как ощущения являются первой ступенью познавательного процесса, показать их роль и значение для активной жизни человека и медицинской практики.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, строение анализатора, интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные ощущения, нижний, верхний, разностный пороги ощущений, латентный период и последействие ощущений.

o Студент должен уметь: использовать полученные знания в медицинской практике, например, познакомить с понятием «иррадирующая боль» и показать его значение для постановки диагноза, научить тактике поведения с больными, страдающими сильными болями.

4.Основные вопросы темы:

1. Определение ощущений. Анализаторы как органы ощущений. Строение

анализатора.

2. Систематическая классификация ощущений И. Шеррингтона.

3. Общие свойства ощущений. Пороги ощущений.

4. Основные формы изменения чувствительности: адаптация, синестезия,

сенсебилизация.

5.Виды ощущений.

5. Методы обучения и преподавания:

После устных ответов студентов на 1-4 вопросы семинарского занятия проводится работа в малых группах: составить схему «Виды ощущений». Проведение опыта- эксперимента «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании». I опыт – пассивное осязание неподвижной фигуры-стимула; II опыт – пассивное осязание при движении фигуры –стимула; III опыт- редуцированное активное осязание; IY опыт – активное осязание; Y опыт – бимануальное осязание. При обсуждении результатов опыта возможна дискуссия. Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Как вы думаете, в чем состоит биологический смысл процесса адаптации?

2. Как звучит психофизический закон Вебера-Фехнера?

3. Что такое синестезия?

4. Какие ощущения включает в себя осязание?

5. Что понимается под сенсорной депривацией?

6. Что такое негативная и позитивная адаптация?

7. О чем сигнализируют человеку болевые ощущения?

8. Как вы думаете почему пираты закрывали один глаз черной повязкой?

9. Каковы функции движения пальцев в процессе активного осязания?

10. Приведите пример синестезии, сенсибилизации.

 

1. В каком из суждений речь идет об ощущении?

А. Субъективное отражение объективной реальности.

В. Отражение существенных свойств предметов и явлений.

С. Отражение отдельных свойств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

D. Отражение предметов и явлений, воздействующих на наши органы чувств.

Е. Целостное отражение предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств.

2. Какой из элементов не входит в состав анализатора?

А. Рецептор. С. Проводящие нервные пути.

В. Стереотип. D. Корковый отдел.

 

4. Человек, вошедший в комнату, где чувствуется запах духов, вскоре перестает его

ощущать. Как называется это явление?

А. Разностная чувствительность.

В. Отрицательное последействие.

С. Негативная адаптация.

D Сенсорная депривация.

Е. Позитивная адаптация.

5. Какой должна быть прибавка к грузу в 200 г, чтобы ощутить едва заметное прибавление в весе?

А. 2 г. В. 4 г. С. 6 г. D. 8 г. Е. 10г.

6. Если стены комнаты окрашены в синий, зеленый или голубой цвет, то находящемуся в ней человеку кажется, что температура в комнате на несколько градусов ниже, чем на самом деле. Этот факт является проявлением:

А. Интенсификации.

В. Сенсибилизации.

С. Адаптации.

D. Синестезии.

Е. Последействия ощущений.

7. На белой стене висят часы с черным циферблатом, заключенным в овал серебристого цвета. Человек пристально всматривается в циферблат, пытаясь определить положение стрелок, а затем переводит взгляд на белую стену и вдруг «видит» там часы в несколько измененном виде. Как называется данное явление?

А. Положительный последовательный образ.

В. Отрицательный последовательный образ.

Тема №3: Восприятие.

2. Цель: закрепить знания о познавательных процессах человека: восприятии. Показать, что восприятие – непосредственное отражение целостного образа предметов и явлений, а наблюдение есть активное, направленное восприятие – важный прием медико-психологического обследования больного, показать их роль и значение для активной жизни человека и медицинской практики.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, физиологические основы восприятия и понимание того, что воспринимает мозг, а решение принимает сознание, что при восприятии совершается сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга.

o Студент должен уметь: использовать полученные знания в медицинской

практике, например, овладеть методами наблюдения как активного, направленного восприятия и применять его для медико-психологического обследования больного и сбора анамнеза.

5. Основные вопросы темы:

1. Восприятие как отражение целостного образа предметов и явлений, его

физиологические основы.

2. Основные операции восприятия: обнаружение, различение, идентификация, опознание, их характеристика.

3. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, апперцепция. Избирательность восприятия.

5. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на 1-2 вопросы семинарского занятия. Работа в малых группах: решение ситуационных задач на ошибки восприятия. Индивидуальная работа: заполняется терминологический словарь (глоссарий). Защита и обсуждение презентации «Сложные формы восприятия». Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Как вы понимаете фразу «Мозг видит только то, что знает»?

2. Какие операции включает процесс восприятия?

3. Что значит сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга при восприятии?

4. Когда мы можем сказать, что процесс восприятия завешен?

5. Что понимают под объемом восприятия?

6. Можно ли измерить объем восприятия в обычных условиях.

7. Почему в шрифте Брайля (для слепых) для обозначения букв и цифр используют шесть точек?

 

Тема №5: Память. Внимание.

2. Цель: закрепить знания о познавательных процессах человека: памяти и внимании, показать, что все познавательные процессы человека зависят от внимания, памяти, особенностей личности. Показать их роль и значение памяти и внимания для активной жизни и деятельности человека.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, виды ассоциаций, виды и типы памяти и внимания.

o Студент должен уметь: использовать мнемотехнические способы запоминания и различные техники развития внимания. Использовать полученные знания в медицинской практике и в разных видах учебной и практической деятельности.

4.Основные вопросы темы:

1. Общее представление о памяти, теории памяти: ассоциативные, нейронная, биохимическая.

2. Типы памяти (образная, логическая, механическая).

3. Виды памяти: мгновенная, кратковременная, промежуточная, оперативная, долговременная, вечная, генетическая и их характеристика.

4. Определение внимания. Физиологические механизмы внимания. Основные виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

5. Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение,

переключаемость, объем. Отвлекаемость внимания и рассеянность.

5. Методы обучения и преподавания:

Защита и обсуждение СРО «Теории памяти». Устные ответы студентов на 2-3 вопросы семинарского занятия. Проведение тестов на проверку кратковременной, механической и эмоциональной видов памяти с последующим обсуждением результатов тестирования. Устные ответы на 4-5 вопросы. Проведение теста «Интеллектуальная лабильность».

Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1.Каков объем кратковременной памяти?

2. Что такое замещение, характерное для кратковременной памяти?

3. Что понимается по мнемотехническими средствами запоминания?

4. Какой тип памяти самый прочный?

5. Какой тип памяти самый эффективный?

6. Какой тип памяти самый неэффективный?

7. Какой тип памяти самый распространенный?

8. Какой вид внимания называют послепроизвольным?

9. Как по другому называют мнимую рассеянность?

10. К какому свойству внимания ближе мнимая рассеянность?

1. Какое из следующих суждений истинно?

А. Животные способны к запечатлению отдельных элементов действительности, но памятью не обладают.

Б. Памятью наделены только высшие животные (собаки, обезьяны, медведи и т.д.).

В. Все живые существа (в том числе и беспозвоночные) обладают памятью.

Г. Память у животных есть, но ее функции принципиально отличны от функций человеческой памяти.

2. Соотнесите вид ассоциаций и соответствующие примеры.

А. По смежности. 1. Луна – медный грош.

2. Стена – картина.

3. Тепло – холод.

Б. По сходству. 4. Тревога – спокойствие.

5. Росинка – изумруд.

В. По контрасту. 6. Удар – гол.

7. Выключатель – свет.

8. Глаза – бусинки.

Г. Причина – следствие. 9. Корова – пастух.

3. Разновидностью какого вида памяти является эйдетическая память?

А. Эмоциональной. С. Непроизвольной.

В. Двигательной. D. Образной.

Тема №7: Рубежный контроль

2. Цель: оценка уровня полученных знаний у студентов по пройденным темам.

3. Задачи обучения: прохождение текущего контроля знаний по изученным темам.

  • Студент должен знать: основные понятия, термины и определения по изученным темам
  • Студент должен уметь: применять полученные знания для решения тестов, ситуационных и практических задач, уметь работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

Тема №9: Эмоции и воля.

2. Цель: приобрести и закрепить знания об эмоционально-волевых качествах личности, о конфликтных эмоциональных состояниях (стресс, аффект, фрустрация) о воле, как психической активности, направленной на преодоление препятствий, жизненных трудностей, при достижении цели.

3. Задачи обучения: познакомиться с различными эмоциональными состояниями человека: настроение, эмоции, чувства, стресс, аффект, фрустрация, показать значение эмоционального состояния пациента на течение болезни.

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, семерку заболеваний, возникающих в результате отрицательных эмоций, пути выхода из стресса.
  • Студент должен уметь: регулировать проявление своих эмоций, использовать и применять это умение в разных видах коммуникативной деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям, развивать толерантность к фрустрации.

4. Основные вопросы темы:

  1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы.
  2. Виды эмоций: высшие и низшие, положительные и отрицательные, стеничные и

астеничные. Возрастные особенности проявления эмоций.

  1. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние эмоций на течение болезни.
  2. Конфликтные эмоциональные состояния: аффект (физиологический и патологический), стресс (физиологический и эмоциональный). Этапы их протекания.
  3. Настроения и их виды. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.

6. Понятие о воле. Этапы волевого действия. Борьба мотивов.

5. Методы обучения и преподавания: По первому вопросу защита и обсуждение СРО «Нейрофизиологические механизмы эмоций», ответы студентов на 2-5 вопросы семинарского занятия их обсуждение. Дискуссия «Нужно ли сдерживать эмоции?». Фронтальный опрос «Знаете ли вы пути выхода из стресса»? Работа в малых группах составление таблицы «Этапы волевого действия». Подведение итогов занятия – контрольное тестирование.

6. Литература:

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

3. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1. Какие образования включает в себя круг Папеца?

2. В каком образовании головного мозга находится центр наказания и центр поощрения?

3. Какое участие принимает кора головного мозга в переживании эмоций.

4. Что называют вегетативной бурей?

5. Перечислите семерку заболеваний, возникающих в результате отрицательных эмоций.

6. В чем отличие протекания эмоций у ребенка и взрослого человека?

7. Мужчины должны плакать?

8. Для чего происходит сдвиг и резкое изменение функционирования организма при переживании эмоций?

9. Назовите два способа выхода из стресса.

10. Назовите отрицательные и положительные моменты фрустрации.

 

1. Какое из утверждений является верным?

А. Эмоции и чувства – одно и то же явление, называемое разными словами.

В. Эмоции присущи животным, чувства – человеку.

С. Чувства невозможны без участия эмоций.

D. Эмоции не могут появиться, если отсутствуют чувства.

2. Что представляют собой эмоции?

А.Физиологические реакции. В. Субъективные переживания.

Б. Мимическое выражение. Г. Все выше перечисленное.

3. Базовые эмоции у взрослых проявляются мимически в течение ограниченного времени. Какой из временных интервалов может являться свидетельством того, что человек действительно переживает эмоцию, а не «изображает» ее?

А. 30 – 60 сек. С. 4,5 – 9 сек

В. 0,5 - 4 сек. D. 10-30 сек.

4. Сколько эмоций мы можем переживать в одно и тоже время?

А. Одну.

В. Как одну так и несколько.

С. Две и более.

D. Несколько, но обязательно одинаковых по знаку.

5. Что измеряет детектор лжи?

А. Степень правдивости сообщаемой человеком информации.

В. Ритмы мозга.

С. Физиологические показатели возбуждения.

D. Химические изменения в организме.

6. Выполнение какого задания вероятнее всего облегчит высокий уровень возбуждения?

А. Серия свободных бросков при игре в баскетбол.

В. Запоминание стихотворения.

С. Бег на сто метров.

D. Экзамен по психологии.

7. Что влияет на интенсивность эмоции, проявляющейся в следующем факте: нам труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня?

А. Уровень бодрствования.

В. Количество контактов с людьми.

С. Характер сновидений.

D. То с какой ноги встал.

8. Какие из эмоций повышают активность личности, способствуют преодолению трудностей?

А. Амбивалентные. С. Стенические.

В. Астенические. D. Отрицательные.

1. Тема №10: Психологическая структура личности. Типология личности -TBL

2. Цель: закрепить знания студентов по основным понятиям темы: «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность», «потребности», «мировоззрение», «убеждения». Показать защитность, как свойство личности, как прочный поведенческий защитный стереотип, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознавания явлений, порождающих тревогу и сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.

 

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: основные термины и определения, используемые в изучаемой теме, основные характеристики направленности личности, особенности формирования и развития личности по Э. Эриксону и З. Фрейду.
  • Студент должен уметь: распознавать механизмы психологической защиты, с целью сознательного решения возникающих проблем, формировать механизмы преодоления защиты.

4. Основные вопросы темы:

1. Понятие личности в психологии. Общественная сущность личности. Соотношение

понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность».

2. Направленность личности. Основные характеристики направленности: интересы,

потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы.

3. Формирование и развитие личности. Стадии развития личности по

Э. Эриксону.

4. Три уровня личности человека по З.Фрейду: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

5. Механизмы психологической защиты личности.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Специальность:

Дисциплина: 5В130200 «стоматология»

Кафедра: истории Казахстана и общеобразовательных дисциплин

Курс 1

Темы № 1- 14

 

 

Составитель:

 

Старший преподаватель __________ Куклина Н.М.

 

Семей – 2014

 

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2014 г.

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2015 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2016 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2017 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 2018 г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Заведующий кафедрой, к.и.н. ____________________ Сергазина Г.М.

 

 

1. Тема №1: Этапы развития психологии и психики. Основные психические процессы, свойства и состояния личности.

2. Цель: познакомить с историей становления психологии как науки, с современным научным пониманием психики и особенностями психического отражения. Показать, что знание этапов развития психики, особенностей психического отражения и основных психических процессов, свойств и состояний - это фундамент, на котором будут базироваться дальнейшие знания студентов.

3. Задачи обучения:

  • Студент должен знать: э тапы развития психологии, психики и сознания.

Три формы (физическое, физиологическое и психическое) отражения. Особенности развития психического отражения. Нейрофизиологические механизмы сознания: строение ЦНС. Основные законы процессов возбуждения и торможения: закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.

Основные характеристики психических процессов, свойств и психических состояний.

o Студент должен уметь: овладевать новыми знаниями, терминами и понятиями, использовать полученные знания в учебной деятельности и медицинской практике.

4. Основные вопросы темы:

  1. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.
  2. Этапы развития психики и сознания.
  3. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая особенность психического отражения.
  4. Нейрофизиологические механизмы сознания. Закон иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов.
  5. Классификация мира психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
  6. Методы обучения и преподавания:

Устные ответы студентов на вопросы семинарского занятия. индивидуальная Защита и обсуждение СРО «Современные данные о функциональной организации мозга, разработанные А.Р. Лурия». Работа с глоссарием. Тестирование.

  1. Литература:

Основная:

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону: Феникс. 2008. – 592с.
  2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. испр. и доп. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.
  3. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

4. Столяренко Л.Д. Психология: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - [б. м.]: Лидер. 2007. – 589с.

7. Контроль:

1.Как вы думаете, как давно возникла психология?

2.Можно ли психологию души считать наукой?

3.Как вы думаете, методом интроспекции мы можем проверить: верно ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове?

4.Можно ли считать психологию сознания наукой?

5.Каким методом будет определять бихевиорист дисциплинированного студента и недисциплинированного студента (на лекции)?

5.Можно ли считать поведенческую психологию подлинно научной?

6.Что является структурной единицей нервной системы?

7.В виде чего хранится вся информация, которую получает человек?

8.В результате чего возникает сознание?

9.Чем психическое отражение отличается от других форм отражения?

10.Что является более продолжительным по времени психические свойства, психические процессы или психические состояния?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.228 с.)