Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Злоупотребление должностными полномочиями. 2. Превышение должностных полномочий. 3. Присвоение полномочий должностного лица. 4. Взяточничество – содержание объективной и субъективной стороны Отличие от коммерческого подкупа. 5. Служебный подлог. Источники и литература: 1. Постановление Пленума ВС РФ от 10 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000, № 4. 2. Курс уголовного права. Особенная часть: Учеб. Для вузов. Т.5 / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова, проф. В.С. омисарова. - М., Зерцало- М., 2002. 3. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. А.С. Михлина. М., 2004. 3. Уголовное право Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамой-Хегай. – М., 2006. 4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. /Под ред. В.М. Лебедева. – М., 2004. 5. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации: По состоянию на 1 марта 2004 г./ Отв. Ред. А. И. Рарог. – М.: Проспект, 2006. 6. Волженкин Б.В. Корыстные злоупотребления по службе: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации. – М., 1991. 7. Гришаев П.И., Здравомыслов Б.В. Взяточничество: понятие причины, квалификация. М., 1998. 8. Квициния А.К. Должностные преступления. М., 1992. Действующий УК относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их к разделу X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Родовой объект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т.е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений. Отличительными признаками преступлений, предусмотренных гл.30 УК, являются следующие: а) все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т.е. с исполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению; б) они совершаются вопреки интересам службы, т.е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы; в) они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения; г) они совершаются специальным субъектом, за исключением ст.291 УК, ответственность по которой могут нести любые лица. Вопрос о субъекте преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является наиболее важным и сложным для характеристики данной группы преступлений. Субъектом подавляющего большинства рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо.Уголовно-правовое понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК, в силу которого следует выделять три категории должностных лиц: а) лица, выполняющие функции представителя власти (см. примечание к ст. 318 УК); б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах государственной власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных вилах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие там же административно-хозяйственные функции. Одно и то же лицо может выполнять функции всех трех (или двух) видов, но для признания его должностным достаточно выполнения какой-либо одной разновидности указанных функций. В четырех составах преступления (ст. 285, 286, 287 и 290 УК) квалифицирующим признаком является совершение соответствующих деяний лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главой органа местного самоуправления (кроме ст. 287 УК). Все эти лица являются должностными, но они занимают особо ответственное должностное положение. Отнесение субъекта к числу указанных особо ответственных должностных лиц сопряжено с известными трудностями. Понятие лиц, занимающих государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, дается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК, а также в ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» и специально принимаемых в субъектах РФ законах о государственных должностях соответствующего субъекта РФ. Важно помнить, что должностное лицо и публичный служащий — пересекающиеся в логическом плане, но не идентичные понятия, ибо есть должностные лица, не состоящие на публичной службе (судьи, Президент РФ, присяжные и арбитражные заседатели, капитаны судов, осуществляющие функции дознания и т.п.) и, с другой стороны, вовсе не любой публичный служащий выполняет указанные в примечании 1 к ст. 285 УК функции. Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется тем, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границах его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызываются необходимостью. Побудительной причиной к такому поведению выступают специальные мотивы — корыстная или иная личная заинтересованность; их содержание раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Должностное злоупотребление причиняет общественно опасные последствия, описываемые в законе с использованием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 УК, весьма схоже — в ст. 288 УК. Обоснование причинения по конкретному делу таких последствий является весьма сложной в практическом плане задачей. Известные, хотя и не вполне определенные ориентиры в этом отношении содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. Вывод о том, что деяние виновного повлекло именно существенное нарушение правоохраняемых интересов, должен быть мотивирован. Сказанное в полной мере относится и к такому квалифицирующему признаку должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий, как причинение тяжких последствий. Требуется понять отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими. Закон исходит из того, что при превышении должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав по должности. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. и в учебной литературе приводятся типовые формы этого преступления. По четвертому вопросу надо учесть, что получение взятки (ст. 290 УК) – самый опасный вид преступлений из числа предусмотренных данной главой, представляющий собой наиболее острые и весьма распространенные формы коррупции. Анализируя состав преступления, нужно иметь в виду, что: а) по общему правилу привлечение к уголовной ответственности б) взяткой может считаться лишь такое предоставление в пользу в) в составах получения и дачи взятки необходимым признаком г) если должностное лицо за взятку совершает какое-либо преступление, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статьей Особенной части (например, ст. 299, 300 УК). Взяткодатель, осведомленный, что взяткой он побуждает должностное лицо к совершению какого-нибудь преступления, также отвечает по совокупности ч. 2 ст. 291 УК и соответствующей статье особенной части со ссылкой на ст. 33 УК; д) вымогательством взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК) Верховный Суд РФ признает не любое требование ее дачи под угрозой совершения действий (бездействия) по службе, а только то, которое подкрепляется угрозой нарушить именно законные интересы потерпевшего. Так же узко высший судебный орган трактует и завуалированную форму вымогательства взятки. Следовательно, если должностное лицо требует взятку под угрозой совершения правомерных действий (бездействия) по службе (например, предъявить обвинение в действительно совершенном преступлении), вымогательство взятки отсутствует. При квалификации служебного подлога особое внимание следует уделить предмету этого преступления. К сожалению, судебная практика нередко отступает от легального понятия официального документа, данного в ФЗ от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.127 (0.009 с.) |