Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая монополия. Виды монопольных структур.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Основные характеристики монополии: - единственный продавец (монополист); - реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); - полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж; - для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры. Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. В качестве примера чистой монополии можно привести систему телефонной связи. Однако не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.
Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции. Повсеместное соперничество фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль. Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях - это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники).
Олигополия и её признаки. Олигополия. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов, дифференциация - на рынках потребительских товаров (например, автомобили). Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Производители-олигополисты знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая результативна в условиях совершенной конкуренции, олигопо-листы используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. Характерная особенность олигополистического рынка-зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олиполистами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка - картельное соглашение. Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю (квоту) каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Понятие издержек и их классификация. Приобретая на рынке факторы производства, фирмы несут издержки. Соединив ресурсы и произведя продукцию, компании реализуют ее на рынке и получают доход. Показателем эффективности компании является ее прибыль, которая представляет собой разность между выручкой (валовым доходом) и издержками. Явные издержки представляют собой денежные издержки фирмы при покупке необходимых ресурсов на рынке. Денежная зарплата, расходы на сырье и покрытие износа оборудования, арендная плата - являются показателями того, чем фирме приходится жертвовать, чтобы привлечь необходимые ей труд и капитал. Скрытые издержки представляют собой затраты времени и капитала владельцев фирмы. Они измеряются тем доходом, который владельцы фирмы могли бы получить, затратив свое время и капитал на другой привлекательный вид деятельности, и следовательно также представляют собой издержки упущенных возможностей владельцев фирмы (затраты внутренних ресурсов фирмы). Издержки делятся на зависящие и не зависящие от объема произведенной продукции. Постоянные издержки (fixed cost) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К ним относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования и т.д. Переменные издержки (variable cost) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, материалы, зарплата рабочих и т.д.
Понятие экономической и бухгалтерской прибыли. Показателем эффективности компании является ее прибыль, которая представляет собой разность между выручкой (валовым доходом) и издержками. Главная цель, которую ставит перед собой фирма, - достижение максимальной прибыли. В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): П=ТК-ТС. Бухгалтерская прибыль (БП) - это разница между совокупным доходом и явными издержками.
Классификация предприятий. Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых выделяют: - мелкие предприятия, или малый бизнес; - средние предприятия, или средний бизнес; - крупные предприятия, или крупный бизнес. Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать: - тип собственности (частные или государственные); - характер и содержание деятельности; - объем ассортимента выпускаемой продукции; - способы и методы ведения конкурентной борьбы; - способ вхождения в различные союзные объединения; - организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ различают: государственные, коллективные, индивидуальные (семейные) частные, предприятия общественных организаций, предприятия муниципальные и предприятия смешанной формы собственности, арендные. Наибольшую долю составляют государственные предприятия. Государственное предприятие учреждается государственными органами управления, является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия. Государственное предприятие имеет вышестоящий орган (министерство, гос. комитет), которому подотчетно и от которого получает заказ или план. Частное - это предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними. ПО РАЗМЕРАМ предприятия делятся на малые, средние и крупные (в зависимости от количества занятых, а следовательно и от размеров производственной деятельности). Нормативы для отнесения предприятия к той или иной категории в различных странах различны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.009 с.) |