Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая монополия. Виды монопольных структур.

Поиск

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Основные характеристики монополии:

- единственный продавец (монополист);

- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вы­нужден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара);

- полный контроль монополиста над ценой товара и объе­мом продаж;

- для потенциальных конкурентов монополист устанавли­вает труднопреодолимые барьеры.

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее эко­номическую абстракцию. В качестве примера чистой монополии можно привести систему телефонной связи. Однако не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потен­циальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

 

Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция - это относительно боль­шое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистичес­кая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые пред­почтения».

На рынке монополистической конкуренции продукция мо­жет быть дифференцирована также и по условиям послепродаж­ного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким об­разом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперни­чество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соперничество фирм в условиях дифференци­ации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных про­дуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Модель рынка монополистической конкуренции описыва­ет множество реально существующих рынков (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банков­ских услуг, в производящих отраслях - это производство одеж­ды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычисли­тельной техники).

 

Олигополия и её признаки.

Олигополия. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступ­ление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, произ­водимая фирмами, может быть как однородна, так и дифферен­цирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полу­фабрикатов, дифференциация - на рынках потребительских то­варов (например, автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупно­масштабным производством олигополистических фирм.

Производители-олигополисты знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к па­дению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая результативна в условиях совершенной конкуренции, олигопо-листы используют неценовые методы борьбы: техническое пре­восходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, ха­рактер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию ус­ловий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка-за­висимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения кон­курентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм край­не немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олиполистами в целях поддержа­ния цен и максимизации прибыли. Производители договарива­ются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка - картельное соглашение.

Картель представляет собой соглашение нескольких пред­приятий, устанавливающее для всех участников объем производ­ства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патен­тами, разграничение рынков сбыта и долю (квоту) каждого учас­тника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности учас­тников.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти ин­дустриальных стран.

 

Понятие издержек и их классификация.

Приобретая на рынке факторы производства, фирмы несут издержки. Соединив ресурсы и произведя продукцию, компании реализуют ее на рынке и получают доход. Показателем эффектив­ности компании является ее прибыль, которая представляет собой разность между выручкой (валовым доходом) и издержками.

Явные издержки представляют собой денежные издержки фирмы при покупке необходимых ресурсов на рынке. Денежная зарплата, расходы на сырье и покрытие износа оборудования, арен­дная плата - являются показателями того, чем фирме приходится жертвовать, чтобы привлечь необходимые ей труд и капитал.

Скрытые издержки представляют собой затраты времени и капитала владельцев фирмы. Они измеряются тем доходом, ко­торый владельцы фирмы могли бы получить, затратив свое время и капитал на другой привлекательный вид деятельности, и следо­вательно также представляют собой издержки упущенных возмож­ностей владельцев фирмы (затраты внутренних ресурсов фирмы).

Издержки делятся на зависящие и не зависящие от объема произведенной продукции.

Постоянные издержки (fixed cost) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К ним относятся издержки, связанные с использованием зда­ний и сооружений, машин и производственного оборудования и т.д.

Переменные издержки (variable cost) - это издержки, величи­на которых изменяется в зависимости от увеличения или умень­шения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, материалы, зарплата рабочих и т.д.

 

Понятие экономической и бухгалтерской прибыли.

Показателем эффектив­ности компании является ее прибыль, которая представляет собой разность между выручкой (валовым доходом) и издержками. Главная цель, которую ставит перед собой фирма, - дости­жение максимальной прибыли.

В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными из­держками (total cost): П=ТК-ТС.

Бухгалтерская прибыль (БП) - это разница между совокуп­ным доходом и явными издержками.

 

Классификация предприятий.

Предприятие представляет собой самостоятельный хозяй­ствующий субъект, созданный для производства продукции, вы­полнения работ и оказания услуг для удовлетворения обществен­ных потребностей и получения прибыли.

Предприятия можно классифицировать по различным ко­личественным и качественным параметрам. Основными количе­ственными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

- мелкие предприятия, или малый бизнес;

- средние предприятия, или средний бизнес;

- крупные предприятия, или крупный бизнес.

Среди качественных параметров классификации предприя­тий можно назвать:

- тип собственности (частные или государственные);

- характер и содержание деятельности;

- объем ассортимента выпускаемой продукции;

- способы и методы ведения конкурентной борьбы;

- способ вхождения в различные союзные объединения;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ различают: государственные, коллективные, индивидуальные (семейные) частные, предприятия общественных организаций, предприятия муниципальные и пред­приятия смешанной формы собственности, арендные.

Наибольшую долю составляют государственные предприя­тия.

Государственное предприятие учреждается государственны­ми органами управления, является юридическим лицом, имеет собственное наименование с указанием организационно-право­вой формы предприятия.

Государственное предприятие имеет вышестоящий орган (министерство, гос. комитет), которому подотчетно и от которо­го получает заказ или план.

Частное - это предприятие, принадлежа­щее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними.

ПО РАЗМЕРАМ предприятия делятся на малые, средние и крупные (в зависимости от количества занятых, а следователь­но и от размеров производственной деятельности). Нормативы для отнесения предприятия к той или иной категории в различ­ных странах различны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.009 с.)