Экономическая система и ее функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая система и ее функции.



 

Каждое общество должно ответить на три вопроса:

1) Что производить? (т.е. какие товары и услуги, помня об ограниченности ресурсов)

2) Как производить? (т.е. какие технологии использовать)

Эти два вопроса относятся к сфере производства.

3) Кто будет потреблять произведенные блага?

* В Западном обществе это зависит от получаемого дохода и от владения собственностью. Этот вопрос относиться к сфере распределения.

Ответ на эти вопросы дают три типа экономических систем.

Экономическая система – это определенный способ организации экономической жизни.

 

Экономическая система Ее характерные черты
Традиционная
  1. Ее основа – с/х. (т.е. это агарные страны)
  2. Ответы на три вопроса решаются исходя из обычаев и традиций.
Существует до сих пор в отсталых странах «Третьего мира».
Командно–плановая, командно-административная, централизованная, командная * СССР, Китай (раньше), Куба (до сих пор) 1.Вся экономика страны централизована и огосударствлена (средства производства принадлежат государству, а бизнес под запретом). 2.Существуют государственные плановые органы: они разрабатывают экономические планы и спускают их на предприятия (в этих планах определяется, что производить, сколько и по какой цене продавать государству). 3.Слабые материальные стимулы к труду (уравниловка в зарплате) 4.Дефицит ТНП (товаров народного потребления). Причина: приоритетное развитие группы отраслей А.(Тяжелая металлургия)
Рыночная 1.Право частной собственности конкуренция 2.Построена на личном интересе 3.Все определяется отношениями купли - продажи через рынок. Рынок – организованная деятельность людей по обмену товаров и услуг.
* в чистом виде рыночной экономики нет, существует смешанная. Рыночная экономика + сила государства (к регулированию рынка подключается государство: законы, налоги, планирование, руководство государственным сектором экономики).

* А. Смит (18 век Англия) выдвинул идею экономического либерализма: государство не должно вмешиваться в экономику, ибо рынок – это самонастраивающийся механизм. Но он не прав, потому что жил в период совершенной конкуренции, а монополий тогда еще не было.

* Причина вмешательства гос-ва в экономику также состоит в неспособности рынка решать задачи общества по распределению материальных благ.

Спрос.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного промежутка времени.

(цена) P

 

 

Q (количество товара)

 

Мы видим, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот. Это соотношение называется законом спроса. Его можно проиллюстрировать графиком, который называется кривой спроса (D).

В основе закона спроса лежат две причины:

1)Эффект дохода

2)Эффект замещения: покупатели склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

Если меняется цена, то идет перемещение по самой D. Но величина спроса может меняться даже если цены останутся теми же. Тогда произойдет перемещение (сдвиг) самой кривой:

а) если величина спроса увеличивается, то кривая перемещается вверх и вправо;

б) если величина спроса уменьшается, то кривая перемещается вниз и влево.

Факторы, влияющие на это (неценовые детерминанты):

  1. Цены на товары-заменители. Товары-заменители они удовлетворяют те же потребности что и данный товар. Например, различные цветы, напитки. Спрос на данный товар будет выше, если будут расти цены на его заменители и наоборот.
  2. Цены на дополняющие товары – это товары, необходимые покупателям вместе с данным товаром для удовлетворения потребности в нем.(шнурки-ботинки, бензин- авто, торт-коробка)

Если цена на дополняющий товар растет, то величина спроса на данный товар будет падать и наоборот.

  1. Доходы потребителей: чем они выше, тем выше спрос на товары и услуги (высокая покупательская способность населения).
  2. Вкусы потребителей (мода).
  3. Ожидания потребителей: если он ожидает роста цен на данный товар в скором будущем, нынешний спрос возрастет.

*Существует нетрадиционное поведение покупателей как бы вопреки закону спроса.

  1. «Эффект Гиффена» (касается бедных людей): с ростом цен на товар растет и ажиотажный спрос на него. Это, как правило, касается товаров первой жизненной необходимости (хлеб, мука, картофель). Товары «низшей категории» или «блага Гиффена»
  2. «Эффект Веблена» (касается богатых людей): растут цены на престижные товары, но это не делает их менее привлекательными для определенного круга покупателей, т.к. для них важен престиж. Веблен это назвал «демонстративное поведение».

*По мере увеличения у нас единиц какого-то товара, мы ценим его все меньше и меньше. Такую особенность экономисты назвали законом уменьшающейся предельной (маржинальной) полезности: каждая дополнительно получаемая нами единица данного товара воспринимается как все менее полезная (у нас произошло насыщение в данный момент).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.007 с.)