Потребитель. Потребление: доход, расход.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребитель. Потребление: доход, расход.



 

Основная потребительская единица в экономике – домохозяйство. Домохозяйство получает доходы и тратит их на потребительские расходы.

В разных экономических системах положение потребителей разное.

Экономическая система Положение потребителей
Традиционная     Командно-административная   Рыночная Все определяется традициями. Различия в потреблении незначительны. Пример: крестьяне общинники потребляют примерно поровну.   Больше всего потребляет правящая верхушка,, а для простых - постоянный дефицит ТНП и нет свободы выбора в товарах и услугах.   В ней существует суверенитет потребителя (свобода) Это обеспечивается свободой выбора товаров и услуг и достаточной степенью информированности о качестве и свойствах товара.  

 

Виды доходов потребителей рассмотрим на примере семьи Сидоровых

 

Вид дохода Экономическое название
Зарплата родителей Доход от проф. деятельности (оплата труда)
Вклад в банке (на него процент) Доход от сбережений
Арендная плата (за дачу) Доход от собственности
Акции завода Доход от собственности (т.к. акции – это тоже собственность)
Стипендия (сына студента) Социальные трансферты
Продукты с дачи Натуральный доход прямо в виде благ
Бабушка торгует семечками Доход от предпринимательской деятельности.
Пенсия бабушки Социальный трансферт

 

Но бывают еще виды доходов - выигрыш или дарения. До этого мы говорили о доходах, а теперь о расходах

Все потребительские расходы делятся на две части:

1. Обязательные (фиксированные) – по сути, создают минимальный потребительский бюджет, обеспечивая прожиточный минимум (питание и т.д.),

2. Произвольные (переменные) – это расходы выше прожиточного минимума.

Семья не может позволить себе произвольные расходы, если ее доход не превышает прожиточный минимум. Если страна богатая, то у ее жителей будут преобладать произвольные расходы (выше прожиточного минимума).

Бюджет семьи = расходы + доходы

Если расходы = доходам, то бюджет сбалансированный

Если расходы > доходов, то бюджет дефицитный

Если расходы < доходов, то бюджет избыточный (профицитный)

 

Типы потребления

 

 

Если семья имеет если доходы = если доходы выше если преобладают произ-

доходы ниже про- прожит. мин.- прожиточн. мин., то вольные расходы –семья житочного мин., то - семья бедная. это семья средняябогатая.

она за чертой бед- (но произвольные ???

ности. расходы не выше

обязательных)

* Закон Энгеля. С ростом доходов семьи ее расходы на питание снижаются; на одежду и жилье остаются прежними; а на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд увеличиваются (все в процентах).

 

Показателем благосостояния данной страны будет являться доля расходов ее жителей на питание. Падение жизненного уровня россиян можно доказать ростом доли расходов на покупку хлеба и снижением доли расходов на покупку непродовольственных товаров.

Говоря о доходах нужно учитывать уровень инфляции (т.е. «стоимость жизни»). Исходя из этого, различают:

 

Доходы

       
   

 


Номинальные доходы – это сумма денег, получаемая семьей за определенный период Реальные доходы – это количество товаров и услуг, которые семья может приобрести на номинальный доход.

 

Реальный доход = номинальный доход – уровень инфляции (все в %).

 

Задача: Зарплата рабочего за год выросла на 6%, а цены за это же время выросли на 8%. Реальные доходы рабочего упали на 2%.

Для того, чтобы сравнить уровень жизни в разных странах экономисты выясняют, сколько часов надо проработать, что на полученный доход купить основной набор потребительских товаров. (В Цюрихе надо проработать 141 ч., а в Маниле 1333 ч). Вывод: В Швейцарии уровень жизни выше, чем на Филиппинах в 9 раз.

Как правило, люди стараются не тратить сразу весь доход, а отложить часть его в виде сбережений.

Сбережения - это добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих.

Сбережения – это располагаемый доход минус расходы на потребление.

Выбирая, в какой форме хранить сбережения, люди в первую очередь учитывают доходность и надежность. Однако, эти свойства плохо сочетаются: как правило банки, обещающие высокие доходы не надежны (они организованы по принципу финансовой пирамиды). Наибольшей популярностью в России пользуются следующие формы сбережений:

 

1.Вклады в сбербанк РФ. *Враг сбережений инфляция, т. е они обесцениваются

2.Покупка иностранной валюты.

3.Покупка недвижимости.

На Западе множество семей (причем молодых) имеют собственные дома. Там развита система потребительского кредита (все живут в долг). Это позволяет человеку тратить больше, чем он имеет доходы сегодня. Использование системы кредита ведет к подъему всей экономики: увеличивается спрос на товары и услуги, что ведет к росту производства.

Ипотечный кредит – кредит, данный под залог недвижимости (ипотека).

 

 

Фирмы. Капитал. Прибыль.

Основные действующие лица в рыночной экономике это:

Продают свои товары и услуги

 
 


Потребители Продают им свой труд и Фирмы

другие факторы производства

 
 


Фирма – организация, приобретающая факторы производства и соединяющая их для создания и последующей продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.

 

Земля Труд Капитал
  Фирма
Производство товаров и услуг
  Продажа
Цель: получение прибыли.

 

  1. Фирма нанимает рабочую силу.
  2. Землю в аренду, покупает сырье.
  3. А вот капитал обычно принадлежит ей самой.

 

Виды капитала.

       
   


Физический – это изготовленные людьми блага, которые будут использованы для производства других благ (станки, оборудование – это средства производства) Финансовый – это деньги вложенные в производство ….

превращается

 

Средства производства.

Основной капитал (основные фонды):
  1. Земля
  2. Здания и сооружения
  3. Машины, оборудование и транспортные средства.
Оборотный капитал (оборотные фонды): 1. Сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты.
  1. Незавершенное строительство.

Затраты на приобретение физического капитала – инвестиции (капиталовложения). Окупятся они не сразу. Цена здания и оборудования будет включаться в цену продукта постепенно.

Новые фирмы создают люди, которым приходит в голову предпринимательская идея, но реализована она будет в том случае, если удастся: достать деньги и оборудование, нанять работников, организовать производство. Но и после этого надо следить и за производством и за осуществлением сбыта. Такая деятельность называется менеджментом (управление).* Маркетинг занимается только сбытом. Четыре принципа маркетинга: продукт, цена, его продвижение, место продажи

Создание фирмы и ее существование всегда связаны с риском, т.к. фирма может обанкротится (т.к. в срок не заплатит свои долги). *По российскому законодательству фирма будет признана банкротом, если она не заплатит долг более 500 минимальных зарплат в течение 3-х месяцев после срока его погашения. Имущество фирмы продается, а вырученные средства распределяются между кредиторами.

Максимализация прибыли.

TR=P·Q TR – выручка, общий доход.

P – цена товара.

Q – количество.

Но не вся выручка достанется владельцу, значительная часть ее уйдет на издержки (затраты) производства (зарплата, плата за сырье, воду, материалы, арендная плата за землю, плата процента за кредит банку, налоги и т.д.) + амортизация основных фондов (затраты на износ оборудования).

Издержки (TS)

*имеются ввиду только внешние издержки

       
   


Постоянные (фиксированные FS) Они не меняются в зависимости от изменения объемов производства (электричество,? вода, арендная плата, %банку и т.д.). Переменные VS – меняются в зависимости от изменения объема производства. (Сырье, м атериалы)

 

Пост Перем

TS=FS+VS – валовые общие издержки производства.

Часть доходов, оставшаяся после возмещения затрат – прибыль.

TR – TS = прибыль.

Выручка издержки

Прибыль.

Валовая (балансовая) - прибыль от продажи продукции, от основных фондов предприятия, от сдачи имущества в аренду, доходы от ценных бумаг. Чистая – эта прибыль остается в распоряжении фирмы = Валовая прибыль - (налоги + другие обязательные платежи).

Себестоимость продукции – это денежная оценка затрат на производство и реализацию продукции. Она включает:

  1. Материальные затраты (стоимость сырья, материалов)
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.
  5. Прочие затраты.

В себестоимости отражается уровень технической оснащенности фирмы, уровень организации производства. Снижение себестоимости – это важнейшее условие роста прибыли. Себестоимость является ценообразующим фактором.

Цена – стоимость товара, выраженная в денежной форме. Товар проходит три стадии товародвижения.

 

 

1 стадия 2 стадия 3 стадия
Предприятие ®оптовая торговля®розничная торговля®потребитель

 

3 вида цен

 

Оптовые цены фирмы (отпускные) – эта цена, с которой товар приходит с предприятия. Цопт=с/с + П + НДС С/с - себестоимость, П – прибыль, НДС – налог на добавленную стоимость. Оптовые цены торговли – помимо прочего включают в себя снабженческо-сбытовую наценку (Нс). Цопт.=с/с + П + НДС + Нс Розничные цены завершают процесс ценообразования. Цр=с/с + П + НДС + Нс + Нт Нт – торговая надбавка, определяемая продавцом.

 

Рентабельность.

Рентабельностьпроизводства – она показывает насколько результативно используется имущество и денежные средства предприятия.

R’п-ва – рентабельность производства в процентах.

ПБ – балансовая прибыль

Фосн – стоимость основных фондов

Фоб – стоимость оборотных фондов.

 

Рентабельность продукции – определяется отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости продукции и показывает эффект использования текущих затрат.

R’прод – рентабельность реализуемой продукции

ПР – прибыль от реализации

С/С – себестоимость продукции.

 

Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции т.е. средние издержки.

Средние издержки = Аs = постоянные издержки Соответственно средние постоянные издержки (AFS)= количество произведенной продукции Средние переменные издержки(Avs)= переменные издержки

Кривая средних издержек имеет V- образную форму. Сначала средние издержки достаточно

высокие, но по мере роста объема производства они быстро падают (за счет экономии на постоянных издержках), доходя до минимума в точке М ( в ней объем продукции оптимальный). Последующий рост продукции вызовет значительный рост средних издержек (потому что вступит в силу закон убывающей отдачи).

P

 

 

Q

Предельные издержки (МS) – это прирост издержек в увеличении производства товара на одну единицу.

 

Соответственно можно определить и предельную выручку

 

MR=

MR

Фирма достигает максимума прибыли при таком V производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MS).

MS

 

Виды фирм

  1. Единоличное т.е. частное владение (индивидуальная)частная фирма

- во главе одно лицо (частный владелец)

- он получает весь доход

- он несет ответственность по всем обязательствам, рискуя даже личным имуществом, а не только имуществом фирмы.

- в основном действует в сфере торговли и услуг, где не нужны крупные суммы.

  1. Товарищество ( партнерство)

 

В товариществе происходит объединение средств нескольких участников для совместного ведения дел, но каждый готов рисковать в разной степени.

 

ВИДЫ ТОВАРИЩЕСТВ:

  1. Полное товарищество (ТНО – товарищество с неограниченной ответственностью) –

все участники равны в правах и обязательствах по делам фирмы.

- полученная прибыль делится пропорционально взносу каждого.( например, внес 20% в уставной капитал, 20% и получишь, а трудовой вклад не учитывается)

- при неудаче рискуют личным имуществом, причем каждый в полной мере, а не пропорционально своей доле в капитале. Такая ответственность называется солидарной.

2. ТОО (ООО) – товарищество с ограниченной ответственностью.

- самая безопасная форма для партнеров, т.к. при неудаче они теряют только деньги, вложенные в фирму, но не рискуют личным имуществом.

- Но такая форма товарищества опасна для тех, кто имеет дело с ним, т.к. если фирма обанкротится у кредиторов меньше шансов добиться возмещения всей суммы, т.к. нельзя добраться до личного имущества ее владельцев. На Западе закон требует, чтобы такое товарищество включало в свое название приставку «Лимитед» (LTD), что означает – ограниченное.

 

  1. Промежуточное между ТНО и ООО – смешанное или коммандитное или «товарищество на вере». Его члены изначально поставлены в разные условия.

В этом товариществе две категории участников:

а) полные – главные участники, они руководят и неограниченно отвечают по всем обязательствам фирмы, рискуя личным имуществом.

б) коммандитные (второстепенные) они просто вносят в фирму деньги, но в деятельности не участвуют, а в случае банкротства потеряют только вложенную сумму, не рискуя личным имуществом.

 

3. Кооператив (артель).

В основном бывают сельскохозяйственные, промысловые, строительные.

- члены кооператива вносят свой пай (денежный взнос)

- каждый имеет право голоса на собрании независимо от величины пая

- обязателен личный трудовой вклад каждого

- доход будет исходя из трудового вклада.

4. Акционерное общество (АО, корпорация)

Уставной капитал АО образуется за счет выпуска и продажи акций.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающая право на получение дивиденда.

Дивиденд – это определенный процент с прибыли АО.

По характеру функционирования акции бывают двух видов:

  1. Именные (их не продать)
  2. На предъявителя (безымянные) – с ними можно совершать любые сделки.

По форме присвоения доходов также – 2 вида

  1. Обыкновенные – будет прибыль, будут и дивиденды и наоборот, плюс они дают право голоса на собрании акционеров
  2. Привилегированные (безголосые) – в любом случае гарантируется получение фиксированного дивиденда, но не дают право голоса на собрании акционеров.

 

Черты АО:

- владельцы АО – его акционеры

- акционеры не имеют права требовать деньги назад от АО за купленные акции.

Этим обеспечивается стабильность работы АО.

- в случае банкротства АО, акционер теряет только деньги, вложенные в

акции, но ничем другим не рискует.

- высшим органом является собрание акционеров

- на собрании избирается совет директоров, который будет руководить АО

- однако реальная власть будет у того , кому принадлежит КПА(контрольный пакет акций). На первый взгляд кажется, что это 50% + 1 акция, но это необязательно: достаточно 10-15% акций, если другие распределены между мелкими держателями акций.

 

Акционерное общество

 

1 вид АОЗТ (закрытого типа) – продает акции только своим работникам по подписке. 2 вид АООТ (открытого типа) – оно продает акции всем желающим.

Значение акционерных обществ:

  1. Возможность собирать огромные суммы для осуществления гигантских проектов.
  2. АО увеличивает число собственников и доходы населения.
  3. АО стабильны, потому что зачастую его работники есть его акционеры - совладельцы.

*Самое первое АО создал шотландский финансист Джон Ло в 1717 г. «Миссисипская компания».

Виды фирм Кому принадлежит Кто управляет Кому прибыль и убытки
1. Частная фирма Частному лицу Либо сам, либо нанятый менеджер Частное лицо - владельцу
2. Товарищество (ТНО, ТОО, смешанное) Товарищи (партнеры) Товарищи или нанятый управляющий Согласно учредительному договору
3. Артель (кооператив) Пайщики Правление, избранное пайщиками Доход согласно труду, а убытки поровну.
4. АО Акционеры Совет директоров Прибыль акционерам в виде дивидендов, а убытки это только деньги вложенные в акциях.

 

Глава №9 Типы рынков. Конкуренция.

Рынки можно разделить по трем признакам:

  1. По объектам купли-продажи.

а) рынок товаров и услуг. Посредник – это товарные биржи, ярмарки, аукционы.

б) рынок факторов производства (труд, земля, капитал): на рынке труда особый товар- это рабочая сила, а посредники здесь биржи труда и центры занятости. Рынок земли – земельные участки, недра, полезные ископаемые, цена земли – рента. Рынок капиталов делится на рынок денег, который обслуживает банки (посредники) и рынок ценных бумаг (акции, облигации), а обслуживает его фондовая биржа. Рынок научной информации: патенты, ноу-хау, лицензии и т.д.

  1. Территориальный признак.

а) местные

б) региональные

в) национальные

г) мировые.

  1. По типу конкуренции:

а) рынок совершенной конкуренции

б) рынок несовершенной конкуренции:

- монополия

- олигополия

- монополистическая конкуренция

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за лучшие условия производства и сбыта своей продукции. Достоинство конкуренции – это возможность распределения ограниченных ресурсов.

 

Методы конкурентной борьбы

  1. Ценовая конкуренция («война цен»): чтобы привлечь покупателя фирма предлагает более низкую цену за товар, чем ее конкурент вплоть до демпинговых.

Демпинговый цены – это цены ниже себестоимости товара («бросовые»)

  1. Неценовая конкуренция:

- борьба за качество

- реклама

- система послепродажного обслуживания (установка, бесплатная доставка и т.д.)

- дегустация.

*Монополия – крупные предприятия объединяются в одно и полностью контролируют рынок данного товара.

к

Виды монополий: о

н

ц

е

Трест р

Объединяется все: н

Синдикат производство, сбыт

Картель Создаются единые и финансы

договор о ценах сбытовые конторы

(объединяют сбыт)

и рынках сбыта

(но предприятия не

объединяются)

 

Объединение в рамках одной отрасли


Тип рынка Степень конкуренции Количество продавцов Возможность проникновения Однородность товара Примеры «+» «-»
1)Совершенная конкуренция (свободная) Сильная Много: мелкие фирмы Неограниченна (можно свободно прийти и уйти) Однородный и примерно одинакового качества Рынок зерна, мяса, картофеля, т.е. рынок сельхоз. продуктов. Для потребите лей: богатый выбор и низкие цены из-за конкуренции. Для производителя: Высока конкуренция, поэтому легко можно раззориться.
2)Монополия Нет Один Отсутствует Однороден Монополии бывают 2 видов. 1.Естественные: а) возникают из-за уникальных природно-климатических условий (вода Боржоми – Кавказ, алмазы - Якутия), б)возникает там, где существование конкурента бессмысленно, оно не окупится,т.к. высока альтернативная стоимость (Газпром, РАО «ЕЭС», ж/д). 2.Искусственные: несколько крупных фирм объединяются, устраняют конкурентов и контролируют рынок. Например: страны ОПЕК, Лукойл. (нефтяные монополии) Для монополии: некоторое время она может диктовать потребителю очень высокие цены и получать сверхприбыль. Для потребителей: очень высокие цены, которые вскоре придут в разрез с узкой покупательской способностью населения. Это может привести к кризису перепроизводства, к отсутствию сбыта, монополия обанкротится, безработица и т.д. Поэтому в мире действует антимонопольное законодательство. Если на твою долю приходится более 50% продаж, ты по суду будешь признан монополистом, на тебя - штрафы и разукрупнят, для того чтобы сохранилась конкуренция.
3)Олигополия Слабая Мало: крупные фирмы вытеснили остальных, предпочитают неценовую конкуренцию. Ограничена Неоднородный Черная, цветная металлургия, автомобильная промышленность, самолетная («ЯК», «ТУ», «ИЛ», «АН») промышленность. Высокое качество. Поскольку слабая конкуренция – довольно высокие цены.
4)Монополистическая конкуренция Сильная Много, но их продукция защищена патентами и торговыми марками Ограничена (сначала надо купить патент) Неоднородный Рынок шоколада, марочных вин, духов, косметики и т.д. Цены разумные, товар качественный, неограниченная свобода выбора у покупателя.  

* Монопсония – это ситуация на рынке, когда на нем один покупатель, а продавцов много (например, покупатель государство). Такое было при Петре I

 

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.016 с.)