Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для осуществления производства нужно соединение факторов производства или ресурсов.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономика. Понятие экономики. * Первоначально слово экономика (греч.) означало искусство ведения домашнего хозяйства. Рассмотрим понятие экономика в двух смыслах: (1) Экономика как сфера деятельности человека. Экономика – система общественного производства, т.е. система жизнеобеспечения страны.
Общественное производство – это процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для развития и существования общества. Блага – это предметы, удовлетворяющие ту или иную потребность человека (т.е. их главное свойство – полезность). Экономика – это совокупность отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда на данной ступени развития общества. В системе общественного производства взаимодействуют две стороны (их выделил Карл Маркс).
Первая сторона Вторая сторона
Производство должно быть непрерывным, возобновляемым, ибо это материальная основа жизни общества.
(2) Экономика как наука. Определений очень много, т.к. много экономических школ. Экономика как наука возникла в 17 веке (вместе с капитализмом, тогда она получила название политэкономия).
Экономические шк Их идеи
* В настоящее время изучение экономической теории ведется в курсе «Экономика» - современная экономика. Экономика – это учение о том, как наши ограниченные ресурсы используются для удовлетворения безграничных человеческих потребностей в экономических благах (это платные блага, а не экономические блага - бесплатные). Поскольку ресурсы ограничены, человек не может иметь все, что ему захочется. Поэтому он постоянно должен делать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуацию через альтернативную стоимость (издержки) – это цена, измеряемая через цену другой вещи, от которой пришлось отказаться в пользу первой (т.е. это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов). Проиллюстрировать эффект необходимость выбора и альтернативной стоимости можно с помощью кривой производственных возможностей. Рассмотрим сказочное королевство «Экомания». В нем производится только два вида продукции: пушки и масло. Эксперты установили, что если все население будет производить только масло, то можно произвести 15000 тонн (а пушек 0), а если все - на пушки, то в год будет произведено 6000штук (а масло 0). Естественно, что и пушки и масло могут производиться одновременно. Построим кривую производственных возможностей.
Кривая (граница) производственных возможностей Эта граница показывает максимальный объем производства, который может позволить себе нация, использую все ресурсы. Но предположим, что в королевстве производиться 6000 тонн масла и 3500 пушек (точка Х), значит, в стране есть дополнительные недоиспользованные ресурсы (производство можно увеличить). Но если король захочет, чтобы масла производилось 12000 тонн масла, а пушек 4000 штук (точка У), то сделать этого не сможет, т.к. не хватит ресурсов. Однако сам король может изменить условия: 1) привлечь иностранные инвестиции, 2)модернизировать экономику и добиться экономического роста (устремляясь к точке У). Закон убывающей отдачи. Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, если вкладываются дополнительные ресурсы, объем выпускаемой продукции растет. Но что же при этом происходит с производительностью? Пример: Фермер произвел – 1 копна в день Фермер + 1 работник – произвели 3 копны в день (1,5 копны/чел.) Возрастающая отдача. Фермер +2 работника – произвели 6 копен в день (2 копны/чел.) Фермер +3 работника – произвели 8 копен в день (2 копны/чел.) Фермер +4 работника –произвели 9 копен в день (1,5 копны/чел.) Убывающая отдача. Фермер + ………….. – производительность труда еще меньше
Дело в том, что слишком много работников начинают мешать друг другу, если количество других факторов производства останется неизменным. Если же фермер увеличит число тележек, грабель, то рано или поздно он все равно столкнется с тем, что площадь его участка ограничена. Вывод:начиная с некоторого объема производства, отдача (производительность ресурса) при неизменном количестве других ресурсов, начинает падать. Это явление и получило название закона убывающей отдачи (т.е. надо увеличивать все ресурсы, а не один, если вы хотите на много увеличить объем производства).
Разделение труда.
Вид хозяйства, при котором семья производит все, что ей необходимо своими силами для внутреннего потребления, а не для продажи называется натуральным. Но делать все самому невыгодно и неудобно (высоки трудозатраты и время). Гораздо удобнее заниматься производством тех благ, которые можно производить с наименьшими затратами. Необходимо разделение труда – при нем каждый специализируется в тех отраслях производства или производстве тех товаров, где он имеет какие-то преимущества (например, из-за климата). Специализация позволяет экономить ресурсы и добиваться высокой производительности труда. Специализация ведет к усилению взаимосвязи и взаимозависимости людей (из-за обмена).
Спрос. Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного промежутка времени. (цена) P
Q (количество товара)
Мы видим, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот. Это соотношение называется законом спроса. Его можно проиллюстрировать графиком, который называется кривой спроса (D). В основе закона спроса лежат две причины: 1)Эффект дохода 2)Эффект замещения: покупатели склонны заменять дорогие товары более дешевыми. Если меняется цена, то идет перемещение по самой D. Но величина спроса может меняться даже если цены останутся теми же. Тогда произойдет перемещение (сдвиг) самой кривой: а) если величина спроса увеличивается, то кривая перемещается вверх и вправо; б) если величина спроса уменьшается, то кривая перемещается вниз и влево. Факторы, влияющие на это (неценовые детерминанты):
Если цена на дополняющий товар растет, то величина спроса на данный товар будет падать и наоборот.
*Существует нетрадиционное поведение покупателей как бы вопреки закону спроса.
*По мере увеличения у нас единиц какого-то товара, мы ценим его все меньше и меньше. Такую особенность экономисты назвали законом уменьшающейся предельной (маржинальной) полезности: каждая дополнительно получаемая нами единица данного товара воспринимается как все менее полезная (у нас произошло насыщение в данный момент).
Предложение. Предложение – это сложившаяся в определенный период времени зависимость объема предложения данного товара от уровня цен, по которым этот товар будет продан. Величина предложения – это количество товара, которое будет предложено для продажи по данной цене в данный период. Закон предложения (прямая зависимость): чем выше цена, тем выше величина предложения данного товара и наоборот. (цена) P
Q (количество)
Если меняется цена, то перемещение идет по самой S.Однако возможно увеличение (или уменьшение) предложения при тех же ценах. Если увеличивается, то кривая перемещается вниз и вправо, а если уменьшается, то кривая - вверх и влево. Неценовые детерминанты, влияющие на величину предложения: 1.В с/х. из-за неблагоприятных климатических условий, эпидемии скота (происходит уменьшение величины предложения). 2.Забастовка шахтеров – нет угля. 3.Увеличение величины предложения происходит при увеличении числа продавцов (данная отрасль является прибыльной и туда идет усиленное вложение капитала, пока не наступит насыщение).
Величина предложения зависит от времени рассматриваемого периода. Например: рыбаки в данный день привезли рыбу, но какова бы ни была ее цена, они не смогут увеличить предложение рыбы, т.к. в море в этот день не выйдут. В этом случае кривая предложения будет вертикальной. (цена) P S
Q (количество)
Величина предложения тоже может быть эластичной и неэластичной. Примеры: 1.Дворникам подняли зарплату на 200 руб. Предложение услуг дворников увеличивается. Ибо альтернативная стоимость работы дворником незначительна. Значит, оно эластично (здесь зависимость прямая). 2.Врачам подняли зарплату на 200 руб. Предложение рынка труда врачей не эластично (цена выросла, а величина предложения нет). Высоки альтернативные издержки профессии врача, они не окупаются дополнительными 200 рублями
Равновесная цена. *Впервые это исследовал экономист А.Маршалл «Ножницы Маршалла». При равновесной цене величина спроса будет равна величине предложения, по ней товар будет продан (наступит рыночное равновесие). На деле цены всегда колеблются вокруг этой цены. (цена) P
Q (количество товаров)
Типы потребления
Если семья имеет если доходы = если доходы выше если преобладают произ- доходы ниже про- прожит. мин.- прожиточн. мин., то вольные расходы –семья житочного мин., то - семья бедная. это семья средняябогатая. она за чертой бед - (но произвольные??? ности. расходы не выше обязательных) * Закон Энгеля. С ростом доходов семьи ее расходы на питание снижаются; на одежду и жилье остаются прежними; а на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд увеличиваются (все в процентах).
Показателем благосостояния данной страны будет являться доля расходов ее жителей на питание. Падение жизненного уровня россиян можно доказать ростом доли расходов на покупку хлеба и снижением доли расходов на покупку непродовольственных товаров. Говоря о доходах нужно учитывать уровень инфляции (т.е. «стоимость жизни»). Исходя из этого, различают:
Доходы
Задача: Зарплата рабочего за год выросла на 6%, а цены за это же время выросли на 8%. Реальные доходы рабочего упали на 2%. Для того, чтобы сравнить уровень жизни в разных странах экономисты выясняют, сколько часов надо проработать, что на полученный доход купить основной набор потребительских товаров. (В Цюрихе надо проработать 141 ч., а в Маниле 1333 ч). Вывод: В Швейцарии уровень жизни выше, чем на Филиппинах в 9 раз. Как правило, люди стараются не тратить сразу весь доход, а отложить часть его в виде сбережений. Сбережения - это добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих. Сбережения – это располагаемый доход минус расходы на потребление. Выбирая, в какой форме хранить сбережения, люди в первую очередь учитывают доходность и надежность. Однако, эти свойства плохо сочетаются: как правило банки, обещающие высокие доходы не надежны (они организованы по принципу финансовой пирамиды). Наибольшей популярностью в России пользуются следующие формы сбережений:
1.Вклады в сбербанк РФ. *Враг сбережений инфляция, т. е они обесцениваются 2.Покупка иностранной валюты. 3.Покупка недвижимости. На Западе множество семей (причем молодых) имеют собственные дома. Там развита система потребительского кредита (все живут в долг). Это позволяет человеку тратить больше, чем он имеет доходы сегодня. Использование системы кредита ведет к подъему всей экономики: увеличивается спрос на товары и услуги, что ведет к росту производства. Ипотечный кредит – кредит, данный под залог недвижимости (ипотека).
Фирмы. Капитал. Прибыль. Основные действующие лица в рыночной экономике это: Продают свои товары и услуги Потребители Продают им свой труд и Фирмы другие факторы производства Фирма – организация, приобретающая факторы производства и соединяющая их для создания и последующей продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.
Виды капитала.
превращается
Средства производства.
Затраты на приобретение физического капитала – инвестиции (капиталовложения). Окупятся они не сразу. Цена здания и оборудования будет включаться в цену продукта постепенно. Новые фирмы создают люди, которым приходит в голову предпринимательская идея, но реализована она будет в том случае, если удастся: достать деньги и оборудование, нанять работников, организовать производство. Но и после этого надо следить и за производством и за осуществлением сбыта. Такая деятельность называется менеджментом (управление).* Маркетинг занимается только сбытом. Четыре принципа маркетинга: продукт, цена, его продвижение, место продажи Создание фирмы и ее существование всегда связаны с риском, т.к. фирма может обанкротится (т.к. в срок не заплатит свои долги). *По российскому законодательству фирма будет признана банкротом, если она не заплатит долг более 500 минимальных зарплат в течение 3-х месяцев после срока его погашения. Имущество фирмы продается, а вырученные средства распределяются между кредиторами. Максимализация прибыли. TR=P·Q TR – выручка, общий доход. P – цена товара. Q – количество. Но не вся выручка достанется владельцу, значительная часть ее уйдет на издержки (затраты) производства (зарплата, плата за сырье, воду, материалы, арендная плата за землю, плата процента за кредит банку, налоги и т.д.) + амортизация основных фондов (затраты на износ оборудования). Издержки (TS) *имеются ввиду только внешние издержки
Пост Перем TS=FS+VS – валовые общие издержки производства. Часть доходов, оставшаяся после возмещения затрат – прибыль. TR – TS = прибыль. Выручка издержки Прибыль.
Себестоимость продукции – это денежная оценка затрат на производство и реализацию продукции. Она включает:
В себестоимости отражается уровень технической оснащенности фирмы, уровень организации производства. Снижение себестоимости – это важнейшее условие роста прибыли. Себестоимость является ценообразующим фактором. Цена – стоимость товара, выраженная в денежной форме. Товар проходит три стадии товародвижения.
3 вида цен
Рентабельность.
Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции т.е. средние издержки.
Кривая средних издержек имеет V- образную форму. Сначала средние издержки достаточно высокие, но по мере роста объема производства они быстро падают (за счет экономии на постоянных издержках), доходя до минимума в точке М (в ней объем продукции оптимальный). Последующий рост продукции вызовет значительный рост средних издержек (потому что вступит в силу закон убывающей отдачи). P
Q Предельные издержки (МS) – это прирост издержек в увеличении производства товара на одну единицу.
Соответственно можно определить и предельную выручку
MR= MR Фирма достигает максимума прибыли при таком V производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MS). MS
Виды фирм
- во главе одно лицо (частный владелец) - он получает весь доход - он несет ответственность по всем обязательствам, рискуя даже личным имуществом, а не только имуществом фирмы. - в основном действует в сфере торговли и услуг, где не нужны крупные суммы.
В товариществе происходит объединение средств нескольких участников для совместного ведения дел, но каждый готов рисковать в разной степени.
ВИДЫ ТОВАРИЩЕСТВ:
все участники равны в правах и обязательствах по делам фирмы. - полученная прибыль делится пропорционально взносу каждого.(например, внес 20% в уставной капитал, 20% и получишь, а трудовой вклад не учитывается) - при неудаче рискуют личным имуществом, причем каждый в полной мере, а не пропорционально своей доле в капитале. Такая ответственность называется солидарной. 2. ТОО (ООО) – товарищество с ограниченной ответственностью. - самая безопасная форма для партнеров, т.к. при неудаче они теряют только деньги, вложенные в фирму, но не рискуют личным имуществом. - Но такая форма товарищества опасна для тех, кто имеет дело с ним, т.к. если фирма обанкротится у кредиторов меньше шансов добиться возмещения всей суммы, т.к. нельзя добраться до личного имущества ее владельцев. На Западе закон требует, чтобы такое товарищество включало в свое название приставку «Лимитед» (LTD), что означает – ограниченное.
В этом товариществе две категории участников: а) полные – главные участники, они руководят и неограниченно отвечают по всем обязательствам фирмы, рискуя личным имуществом. б) коммандитные (второстепенные) они просто вносят в фирму деньги, но в деятельности не участвуют, а в случае банкротства потеряют только вложенную сумму, не рискуя личным имуществом.
3. Кооператив (артель). В основном бывают сельскохозяйственные, промысловые, строительные. - члены кооператива вносят свой пай (денежный взнос) - каждый имеет право голоса на собрании независимо от величины пая - обязателен личный трудовой вклад каждого - доход будет исходя из трудового вклада. 4. Акционерное общество (АО, корпорация) Уставной капитал АО образуется за счет выпуска и продажи акций. Акция – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающая право на получение дивиденда. Дивиденд – это определенный процент с прибыли АО. По характеру функционирования акции бывают двух видов:
По форме присвоения доходов также – 2 вида
Черты АО: - владельцы АО – его акционеры - акционеры не имеют права требовать деньги назад от АО за купленные акции. Этим обеспечивается стабильность работы АО. - в случае банкротства АО, акционер теряет только деньги, вложенные в акции, но ничем другим не рискует. - высшим органом является собрание акционеров - на собрании избирается совет директоров, который будет руководить АО - однако реальная власть будет у того, кому принадлежит КПА(контрольный пакет акций). На первый взгляд кажется, что это 50% + 1 акция, но это необязательно: достаточно 10-15% акций, если другие распределены между мелкими держателями акций.
Акционерное общество
Значение акционерных обществ:
*Самое первое АО создал шотландский финансист Джон Ло в 1717 г. «Миссисипская компания».
Глава №9 Типы рынков. Конкуренция. Рынки можно разделить по трем признакам:
а) рынок товаров и услуг. Посредник – это товарные биржи, ярмарки, аукционы. б) рынок факторов производства (труд, земля, капитал): на рынке труда особый товар- это рабочая сила, а посредники здесь биржи труда и центры занятости. Рынок земли – земельные участки, недра, полезные ископаемые, цена земли – рента. Рынок капиталов делится на рынок денег, который обслуживает банки (посредники) и рынок ценных бумаг (акции, облигации), а обслуживает его фондовая биржа. Рынок научной информации: патенты, ноу-хау, лицензии и т.д.
а) местные б) региональные в) национальные г) мировые.
а) рынок совершенной конкуренции б) рынок несовершенной конкуренции: - монополия - олигополия - монополистическая конкуренция Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за лучшие условия производства и сбыта своей продукции. Достоинство конкуренции – это возможность распределения ограниченных ресурсов.
Методы конкурентной борьбы
Демпинговый цены – это цены ниже себестоимости товара («бросовые»)
- борьба за качество - реклама - система послепродажного обслуживания (установка, бесплатная доставка и т.д.) - дегустация. *Монополия – крупные предприятия объединяются в одно и полностью контролируют рынок данного товара. к Виды монополий: о н ц е Трест р Объединяется все: н Синдикат производство, сбыт Картель Создаются единые и финансы договор о ценах сбытовые конторы (объединяют сбыт) и рынках сбыта (но предприятия не объединяются)
Объединение в рамках одной отрасли
|