Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для осуществления производства нужно соединение факторов производства или ресурсов.

Поиск

Экономика.

Понятие экономики.

* Первоначально слово экономика (греч.) означало искусство ведения домашнего хозяйства.

Рассмотрим понятие экономика в двух смыслах:

(1) Экономика как сфера деятельности человека.

Экономикасистема общественного производства, т.е. система жизнеобеспечения страны.

 

Общественное производство – это процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для развития и существования общества. Блага – это предметы, удовлетворяющие ту или иную потребность человека (т.е. их главное свойство – полезность). Экономика – это совокупность отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда на данной ступени развития общества. В системе общественного производства взаимодействуют две стороны (их выделил Карл Маркс).

 
 
Система общественного производства

 

 


Первая сторона Вторая сторона

 

 


Производство должно быть непрерывным, возобновляемым, ибо это материальная основа жизни общества.

Экономика
Если рассматривать экономику как совокупность отраслей народного хозяйства, то ее структура будет выглядеть так:

 

       
   

 


 

       
 
Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)
 
Оказание нематериальных услуг (армия, образование,медицина меиди)
 

 

 


 

Сфера услуг

       
 
Производство материальных благ (с/х., промышленность, Капитальное строительство)
 
Создание нематериальных благ (наука, культура, искусство)
 

 


 

 

(2) Экономика как наука.

Определений очень много, т.к. много экономических школ. Экономика как наука возникла в 17 веке (вместе с капитализмом, тогда она получила название политэкономия).

 

Экономические шк Их идеи

1) Меркантилизм Эта школа занималась сферой обращения (торговлей) и считала главным источником богатства удачную торговлю страны, чтобы экспорт превышал импорт.
2) Физиократы (власть природы) Эта школа стала заниматься сферой производства (только с/х). Источник богатства– труд на земле.
3) Классическая школа политэкономии (Адам Смит) Объект экономической науки – это общественное производство. Труд – источник богатства. Создал теорию трудовой стоимости (цена товара определяется вложенным в него трудом).
4) Марксизм «Капитал» - учение о прибавочной стоимости и эксплуатации рабочих.
5)Теория предельной (маржинальной) полезности   Стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом (т. е его полезностью)

 

* В настоящее время изучение экономической теории ведется в курсе «Экономика» - современная экономика.

Экономика – это учение о том, как наши ограниченные ресурсы используются для удовлетворения безграничных человеческих потребностей в экономических благах (это платные блага, а не экономические блага - бесплатные).

Поскольку ресурсы ограничены, человек не может иметь все, что ему захочется. Поэтому он постоянно должен делать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуацию через альтернативную стоимость (издержки) – это цена, измеряемая через цену другой вещи, от которой пришлось отказаться в пользу первой (т.е. это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов).

Проиллюстрировать эффект необходимость выбора и альтернативной стоимости можно с помощью кривой производственных возможностей. Рассмотрим сказочное королевство «Экомания». В нем производится только два вида продукции: пушки и масло. Эксперты установили, что если все население будет производить только масло, то можно произвести 15000 тонн (а пушек 0), а если все - на пушки, то в год будет произведено 6000штук (а масло 0). Естественно, что и пушки и масло могут производиться одновременно. Построим кривую производственных возможностей.

     
     
Точка M    
Точка A    
Точка B    
Точка N    
     

Кривая (граница) производственных

возможностей

Эта граница показывает максимальный объем производства, который может позволить себе нация, использую все ресурсы. Но предположим, что в королевстве производиться 6000 тонн масла и 3500 пушек (точка Х), значит, в стране есть дополнительные недоиспользованные ресурсы (производство можно увеличить). Но если король захочет, чтобы масла производилось 12000 тонн масла, а пушек 4000 штук (точка У), то сделать этого не сможет, т.к. не хватит ресурсов. Однако сам король может изменить условия: 1) привлечь иностранные инвестиции, 2)модернизировать экономику и добиться экономического роста (устремляясь к точке У).

Закон убывающей отдачи.

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, если вкладываются дополнительные ресурсы, объем выпускаемой продукции растет. Но что же при этом происходит с производительностью?

Пример:

Фермер произвел – 1 копна в день

Фермер + 1 работник – произвели 3 копны в день (1,5 копны/чел.) Возрастающая отдача.

Фермер +2 работника – произвели 6 копен в день (2 копны/чел.)

Фермер +3 работника – произвели 8 копен в день (2 копны/чел.)

Фермер +4 работника –произвели 9 копен в день (1,5 копны/чел.) Убывающая отдача.

Фермер + ………….. – производительность труда еще меньше

 

Дело в том, что слишком много работников начинают мешать друг другу, если количество других факторов производства останется неизменным. Если же фермер увеличит число тележек, грабель, то рано или поздно он все равно столкнется с тем, что площадь его участка ограничена.

Вывод:начиная с некоторого объема производства, отдача (производительность ресурса) при неизменном количестве других ресурсов, начинает падать. Это явление и получило название закона убывающей отдачи (т.е. надо увеличивать все ресурсы, а не один, если вы хотите на много увеличить объем производства).

 

Разделение труда.

 

Вид хозяйства, при котором семья производит все, что ей необходимо своими силами для внутреннего потребления, а не для продажи называется натуральным. Но делать все самому невыгодно и неудобно (высоки трудозатраты и время). Гораздо удобнее заниматься производством тех благ, которые можно производить с наименьшими затратами. Необходимо разделение труда – при нем каждый специализируется в тех отраслях производства или производстве тех товаров, где он имеет какие-то преимущества (например, из-за климата). Специализация позволяет экономить ресурсы и добиваться высокой производительности труда. Специализация ведет к усилению взаимосвязи и взаимозависимости людей (из-за обмена).

 

Спрос.

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного промежутка времени.

(цена) P

 

 

Q (количество товара)

 

Мы видим, что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса и наоборот. Это соотношение называется законом спроса. Его можно проиллюстрировать графиком, который называется кривой спроса (D).

В основе закона спроса лежат две причины:

1)Эффект дохода

2)Эффект замещения: покупатели склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

Если меняется цена, то идет перемещение по самой D. Но величина спроса может меняться даже если цены останутся теми же. Тогда произойдет перемещение (сдвиг) самой кривой:

а) если величина спроса увеличивается, то кривая перемещается вверх и вправо;

б) если величина спроса уменьшается, то кривая перемещается вниз и влево.

Факторы, влияющие на это (неценовые детерминанты):

  1. Цены на товары-заменители. Товары-заменители они удовлетворяют те же потребности что и данный товар. Например, различные цветы, напитки. Спрос на данный товар будет выше, если будут расти цены на его заменители и наоборот.
  2. Цены на дополняющие товары – это товары, необходимые покупателям вместе с данным товаром для удовлетворения потребности в нем.(шнурки-ботинки, бензин- авто, торт-коробка)

Если цена на дополняющий товар растет, то величина спроса на данный товар будет падать и наоборот.

  1. Доходы потребителей: чем они выше, тем выше спрос на товары и услуги (высокая покупательская способность населения).
  2. Вкусы потребителей (мода).
  3. Ожидания потребителей: если он ожидает роста цен на данный товар в скором будущем, нынешний спрос возрастет.

*Существует нетрадиционное поведение покупателей как бы вопреки закону спроса.

  1. «Эффект Гиффена» (касается бедных людей): с ростом цен на товар растет и ажиотажный спрос на него. Это, как правило, касается товаров первой жизненной необходимости (хлеб, мука, картофель). Товары «низшей категории» или «блага Гиффена»
  2. «Эффект Веблена» (касается богатых людей): растут цены на престижные товары, но это не делает их менее привлекательными для определенного круга покупателей, т.к. для них важен престиж. Веблен это назвал «демонстративное поведение».

*По мере увеличения у нас единиц какого-то товара, мы ценим его все меньше и меньше. Такую особенность экономисты назвали законом уменьшающейся предельной (маржинальной) полезности: каждая дополнительно получаемая нами единица данного товара воспринимается как все менее полезная (у нас произошло насыщение в данный момент).

 

Предложение.

Предложение – это сложившаяся в определенный период времени зависимость объема предложения данного товара от уровня цен, по которым этот товар будет продан.

Величина предложения – это количество товара, которое будет предложено для продажи по данной цене в данный период.

Закон предложения (прямая зависимость): чем выше цена, тем выше величина предложения данного товара и наоборот.

(цена) P

 

 

Q (количество)

 

Если меняется цена, то перемещение идет по самой S.Однако возможно увеличение (или уменьшение) предложения при тех же ценах. Если увеличивается, то кривая перемещается вниз и вправо, а если уменьшается, то кривая - вверх и влево.

Неценовые детерминанты, влияющие на величину предложения:

1.В с/х. из-за неблагоприятных климатических условий, эпидемии скота (происходит уменьшение величины предложения).

2.Забастовка шахтеров – нет угля.

3.Увеличение величины предложения происходит при увеличении числа продавцов (данная отрасль является прибыльной и туда идет усиленное вложение капитала, пока не наступит насыщение).

 

 

Величина предложения зависит от времени рассматриваемого периода. Например: рыбаки в данный день привезли рыбу, но какова бы ни была ее цена, они не смогут увеличить предложение рыбы, т.к. в море в этот день не выйдут. В этом случае кривая предложения будет вертикальной. (цена) P

S

 

 

Q (количество)

 

Величина предложения тоже может быть эластичной и неэластичной.

Примеры:

1.Дворникам подняли зарплату на 200 руб. Предложение услуг дворников увеличивается. Ибо альтернативная стоимость работы дворником незначительна. Значит, оно эластично (здесь зависимость прямая).

2.Врачам подняли зарплату на 200 руб. Предложение рынка труда врачей не эластично (цена выросла, а величина предложения нет). Высоки альтернативные издержки профессии врача, они не окупаются дополнительными 200 рублями

 

Равновесная цена.

*Впервые это исследовал экономист А.Маршалл «Ножницы Маршалла». При равновесной цене величина спроса будет равна величине предложения, по ней товар будет продан (наступит рыночное равновесие). На деле цены всегда колеблются вокруг этой цены.

(цена) P

 

Q (количество товаров)

 

Типы потребления

 

 

Если семья имеет если доходы = если доходы выше если преобладают произ-

доходы ниже про- прожит. мин.- прожиточн. мин., то вольные расходы –семья житочного мин., то - семья бедная. это семья средняябогатая.

она за чертой бед - (но произвольные???

ности. расходы не выше

обязательных)

* Закон Энгеля. С ростом доходов семьи ее расходы на питание снижаются; на одежду и жилье остаются прежними; а на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд увеличиваются (все в процентах).

 

Показателем благосостояния данной страны будет являться доля расходов ее жителей на питание. Падение жизненного уровня россиян можно доказать ростом доли расходов на покупку хлеба и снижением доли расходов на покупку непродовольственных товаров.

Говоря о доходах нужно учитывать уровень инфляции (т.е. «стоимость жизни»). Исходя из этого, различают:

 

Доходы

       
   

 


Номинальные доходы – это сумма денег, получаемая семьей за определенный период Реальные доходы – это количество товаров и услуг, которые семья может приобрести на номинальный доход.

 

Реальный доход = номинальный доход – уровень инфляции (все в %).

 

Задача: Зарплата рабочего за год выросла на 6%, а цены за это же время выросли на 8%. Реальные доходы рабочего упали на 2%.

Для того, чтобы сравнить уровень жизни в разных странах экономисты выясняют, сколько часов надо проработать, что на полученный доход купить основной набор потребительских товаров. (В Цюрихе надо проработать 141 ч., а в Маниле 1333 ч). Вывод: В Швейцарии уровень жизни выше, чем на Филиппинах в 9 раз.

Как правило, люди стараются не тратить сразу весь доход, а отложить часть его в виде сбережений.

Сбережения - это добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих.

Сбережения – это располагаемый доход минус расходы на потребление.

Выбирая, в какой форме хранить сбережения, люди в первую очередь учитывают доходность и надежность. Однако, эти свойства плохо сочетаются: как правило банки, обещающие высокие доходы не надежны (они организованы по принципу финансовой пирамиды). Наибольшей популярностью в России пользуются следующие формы сбережений:

 

1.Вклады в сбербанк РФ. *Враг сбережений инфляция, т. е они обесцениваются

2.Покупка иностранной валюты.

3.Покупка недвижимости.

На Западе множество семей (причем молодых) имеют собственные дома. Там развита система потребительского кредита (все живут в долг). Это позволяет человеку тратить больше, чем он имеет доходы сегодня. Использование системы кредита ведет к подъему всей экономики: увеличивается спрос на товары и услуги, что ведет к росту производства.

Ипотечный кредит – кредит, данный под залог недвижимости (ипотека).

 

 

Фирмы. Капитал. Прибыль.

Основные действующие лица в рыночной экономике это:

Продают свои товары и услуги

 
 


Потребители Продают им свой труд и Фирмы

другие факторы производства

 
 


Фирма – организация, приобретающая факторы производства и соединяющая их для создания и последующей продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.

 

Земля Труд Капитал
  Фирма
Производство товаров и услуг
  Продажа
Цель: получение прибыли.

 

  1. Фирма нанимает рабочую силу.
  2. Землю в аренду, покупает сырье.
  3. А вот капитал обычно принадлежит ей самой.

 

Виды капитала.

       
   


Физический – это изготовленные людьми блага, которые будут использованы для производства других благ (станки, оборудование – это средства производства) Финансовый – это деньги вложенные в производство ….

превращается

 

Средства производства.

Основной капитал (основные фонды):
  1. Земля
  2. Здания и сооружения
  3. Машины, оборудование и транспортные средства.
Оборотный капитал (оборотные фонды): 1. Сырье, топливо, материалы, полуфабрикаты.
  1. Незавершенное строительство.

Затраты на приобретение физического капитала – инвестиции (капиталовложения). Окупятся они не сразу. Цена здания и оборудования будет включаться в цену продукта постепенно.

Новые фирмы создают люди, которым приходит в голову предпринимательская идея, но реализована она будет в том случае, если удастся: достать деньги и оборудование, нанять работников, организовать производство. Но и после этого надо следить и за производством и за осуществлением сбыта. Такая деятельность называется менеджментом (управление).* Маркетинг занимается только сбытом. Четыре принципа маркетинга: продукт, цена, его продвижение, место продажи

Создание фирмы и ее существование всегда связаны с риском, т.к. фирма может обанкротится (т.к. в срок не заплатит свои долги). *По российскому законодательству фирма будет признана банкротом, если она не заплатит долг более 500 минимальных зарплат в течение 3-х месяцев после срока его погашения. Имущество фирмы продается, а вырученные средства распределяются между кредиторами.

Максимализация прибыли.

TR=P·Q TR – выручка, общий доход.

P – цена товара.

Q – количество.

Но не вся выручка достанется владельцу, значительная часть ее уйдет на издержки (затраты) производства (зарплата, плата за сырье, воду, материалы, арендная плата за землю, плата процента за кредит банку, налоги и т.д.) + амортизация основных фондов (затраты на износ оборудования).

Издержки (TS)

*имеются ввиду только внешние издержки

       
   


Постоянные (фиксированные FS) Они не меняются в зависимости от изменения объемов производства (электричество,? вода, арендная плата, %банку и т.д.). Переменные VS – меняются в зависимости от изменения объема производства. (Сырье, м атериалы)

 

Пост Перем

TS=FS+VS – валовые общие издержки производства.

Часть доходов, оставшаяся после возмещения затрат – прибыль.

TR – TS = прибыль.

Выручка издержки

Прибыль.

Валовая (балансовая) - прибыль от продажи продукции, от основных фондов предприятия, от сдачи имущества в аренду, доходы от ценных бумаг. Чистая – эта прибыль остается в распоряжении фирмы = Валовая прибыль - (налоги + другие обязательные платежи).

Себестоимость продукции – это денежная оценка затрат на производство и реализацию продукции. Она включает:

  1. Материальные затраты (стоимость сырья, материалов)
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация основных фондов.
  5. Прочие затраты.

В себестоимости отражается уровень технической оснащенности фирмы, уровень организации производства. Снижение себестоимости – это важнейшее условие роста прибыли. Себестоимость является ценообразующим фактором.

Цена – стоимость товара, выраженная в денежной форме. Товар проходит три стадии товародвижения.

 

 

1 стадия 2 стадия 3 стадия
Предприятие ®оптовая торговля®розничная торговля®потребитель

 

3 вида цен

 

Оптовые цены фирмы (отпускные) – эта цена, с которой товар приходит с предприятия. Цопт=с/с + П + НДС С/с - себестоимость, П – прибыль, НДС – налог на добавленную стоимость. Оптовые цены торговли – помимо прочего включают в себя снабженческо-сбытовую наценку (Нс). Цопт.=с/с + П + НДС + Нс Розничные цены завершают процесс ценообразования. Цр=с/с + П + НДС + Нс + Нт Нт – торговая надбавка, определяемая продавцом.

 

Рентабельность.

Рентабельностьпроизводства – она показывает насколько результативно используется имущество и денежные средства предприятия.

R’п-ва – рентабельность производства в процентах.

ПБ – балансовая прибыль

Фосн – стоимость основных фондов

Фоб – стоимость оборотных фондов.

 

Рентабельность продукции – определяется отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости продукции и показывает эффект использования текущих затрат.

R’прод – рентабельность реализуемой продукции

ПР – прибыль от реализации

С/С – себестоимость продукции.

 

Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции т.е. средние издержки.

Средние издержки = Аs = постоянные издержки Соответственно средние постоянные издержки (AFS)= количество произведенной продукции Средние переменные издержки(Avs)= переменные издержки

Кривая средних издержек имеет V- образную форму. Сначала средние издержки достаточно

высокие, но по мере роста объема производства они быстро падают (за счет экономии на постоянных издержках), доходя до минимума в точке М (в ней объем продукции оптимальный). Последующий рост продукции вызовет значительный рост средних издержек (потому что вступит в силу закон убывающей отдачи).

P

 

 

Q

Предельные издержки (МS) – это прирост издержек в увеличении производства товара на одну единицу.

 

Соответственно можно определить и предельную выручку

 

MR=

MR

Фирма достигает максимума прибыли при таком V производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MS).

MS

 

Виды фирм

  1. Единоличное т.е. частное владение (индивидуальная) частная фирма

- во главе одно лицо (частный владелец)

- он получает весь доход

- он несет ответственность по всем обязательствам, рискуя даже личным имуществом, а не только имуществом фирмы.

- в основном действует в сфере торговли и услуг, где не нужны крупные суммы.

  1. Товарищество (партнерство)

 

В товариществе происходит объединение средств нескольких участников для совместного ведения дел, но каждый готов рисковать в разной степени.

 

ВИДЫ ТОВАРИЩЕСТВ:

  1. Полное товарищество (ТНО – товарищество с неограниченной ответственностью) –

все участники равны в правах и обязательствах по делам фирмы.

- полученная прибыль делится пропорционально взносу каждого.(например, внес 20% в уставной капитал, 20% и получишь, а трудовой вклад не учитывается)

- при неудаче рискуют личным имуществом, причем каждый в полной мере, а не пропорционально своей доле в капитале. Такая ответственность называется солидарной.

2. ТОО (ООО) – товарищество с ограниченной ответственностью.

- самая безопасная форма для партнеров, т.к. при неудаче они теряют только деньги, вложенные в фирму, но не рискуют личным имуществом.

- Но такая форма товарищества опасна для тех, кто имеет дело с ним, т.к. если фирма обанкротится у кредиторов меньше шансов добиться возмещения всей суммы, т.к. нельзя добраться до личного имущества ее владельцев. На Западе закон требует, чтобы такое товарищество включало в свое название приставку «Лимитед» (LTD), что означает – ограниченное.

 

  1. Промежуточное между ТНО и ООО – смешанное или коммандитное или «товарищество на вере». Его члены изначально поставлены в разные условия.

В этом товариществе две категории участников:

а) полные – главные участники, они руководят и неограниченно отвечают по всем обязательствам фирмы, рискуя личным имуществом.

б) коммандитные (второстепенные) они просто вносят в фирму деньги, но в деятельности не участвуют, а в случае банкротства потеряют только вложенную сумму, не рискуя личным имуществом.

 

3. Кооператив (артель).

В основном бывают сельскохозяйственные, промысловые, строительные.

- члены кооператива вносят свой пай (денежный взнос)

- каждый имеет право голоса на собрании независимо от величины пая

- обязателен личный трудовой вклад каждого

- доход будет исходя из трудового вклада.

4. Акционерное общество (АО, корпорация)

Уставной капитал АО образуется за счет выпуска и продажи акций.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в акционерном капитале и дающая право на получение дивиденда.

Дивиденд – это определенный процент с прибыли АО.

По характеру функционирования акции бывают двух видов:

  1. Именные (их не продать)
  2. На предъявителя (безымянные) – с ними можно совершать любые сделки.

По форме присвоения доходов также – 2 вида

  1. Обыкновенные – будет прибыль, будут и дивиденды и наоборот, плюс они дают право голоса на собрании акционеров
  2. Привилегированные (безголосые) – в любом случае гарантируется получение фиксированного дивиденда, но не дают право голоса на собрании акционеров.

 

Черты АО:

- владельцы АО – его акционеры

- акционеры не имеют права требовать деньги назад от АО за купленные акции.

Этим обеспечивается стабильность работы АО.

- в случае банкротства АО, акционер теряет только деньги, вложенные в

акции, но ничем другим не рискует.

- высшим органом является собрание акционеров

- на собрании избирается совет директоров, который будет руководить АО

- однако реальная власть будет у того, кому принадлежит КПА(контрольный пакет акций). На первый взгляд кажется, что это 50% + 1 акция, но это необязательно: достаточно 10-15% акций, если другие распределены между мелкими держателями акций.

 

Акционерное общество

 

1 вид АОЗТ (закрытого типа) – продает акции только своим работникам по подписке. 2 вид АООТ (открытого типа) – оно продает акции всем желающим.

Значение акционерных обществ:

  1. Возможность собирать огромные суммы для осуществления гигантских проектов.
  2. АО увеличивает число собственников и доходы населения.
  3. АО стабильны, потому что зачастую его работники есть его акционеры - совладельцы.

*Самое первое АО создал шотландский финансист Джон Ло в 1717 г. «Миссисипская компания».

Виды фирм Кому принадлежит Кто управляет Кому прибыль и убытки
1. Частная фирма Частному лицу Либо сам, либо нанятый менеджер Частное лицо - владельцу
2. Товарищество (ТНО, ТОО, смешанное) Товарищи (партнеры) Товарищи или нанятый управляющий Согласно учредительному договору
3. Артель (кооператив) Пайщики Правление, избранное пайщиками Доход согласно труду, а убытки поровну.
4. АО Акционеры Совет директоров Прибыль акционерам в виде дивидендов, а убытки это только деньги вложенные в акциях.

 

Глава №9 Типы рынков. Конкуренция.

Рынки можно разделить по трем признакам:

  1. По объектам купли-продажи.

а) рынок товаров и услуг. Посредник – это товарные биржи, ярмарки, аукционы.

б) рынок факторов производства (труд, земля, капитал): на рынке труда особый товар- это рабочая сила, а посредники здесь биржи труда и центры занятости. Рынок земли – земельные участки, недра, полезные ископаемые, цена земли – рента. Рынок капиталов делится на рынок денег, который обслуживает банки (посредники) и рынок ценных бумаг (акции, облигации), а обслуживает его фондовая биржа. Рынок научной информации: патенты, ноу-хау, лицензии и т.д.

  1. Территориальный признак.

а) местные

б) региональные

в) национальные

г) мировые.

  1. По типу конкуренции:

а) рынок совершенной конкуренции

б) рынок несовершенной конкуренции:

- монополия

- олигополия

- монополистическая конкуренция

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за лучшие условия производства и сбыта своей продукции. Достоинство конкуренции – это возможность распределения ограниченных ресурсов.

 

Методы конкурентной борьбы

  1. Ценовая конкуренция («война цен»): чтобы привлечь покупателя фирма предлагает более низкую цену за товар, чем ее конкурент вплоть до демпинговых.

Демпинговый цены – это цены ниже себестоимости товара («бросовые»)

  1. Неценовая конкуренция:

- борьба за качество

- реклама

- система послепродажного обслуживания (установка, бесплатная доставка и т.д.)

- дегустация.

*Монополия – крупные предприятия объединяются в одно и полностью контролируют рынок данного товара.

к

Виды монополий: о

н

ц

е

Трест р

Объединяется все: н

Синдикат производство, сбыт

Картель Создаются единые и финансы

договор о ценах сбытовые конторы

(объединяют сбыт)

и рынках сбыта

(но предприятия не

объединяются)

 

Объединение в рамках одной отрасли


Тип рынка Степень конкуренции Количество продавцов Возможность проникновения Однородность товара Примеры «+» «-»
1)Совершенная конкуренция (свободная) Сильная Много: мелкие фирмы Неограниченна (можно свободно прийти и уйти) Однородный и примерно одинакового качества Рынок зерна, мяса, картофеля, т.е. рынок сельхоз. продуктов. Для потребите лей: богатый выбор и низкие цены из-за конкуренции. Для производителя: Высока конкуренция, поэтому легко можно раззориться.
2)Монополия Нет Один Отсутствует Однороден Монополии бывают 2 видов. 1. Естественные: а) возникают из-за уникальных природно-климатических условий (вода Боржоми – Кавказ, алмазы - Якутия), б)возникает там, где существование конкурента бессмысленно, оно не окупится,т.к. высока альтернативная стоимость (Газпром, РАО «ЕЭС», ж/д). 2. Искусственные: несколько крупных фирм объединяются, устраняют конкурентов и контролируют рынок. Например: страны ОПЕК, Лукойл. (нефтяные монополии) Для монополии: некоторое время она может диктовать потребителю очень высокие цены и получать сверхприбыль. Для потребителей: очень высокие цены, которые вскоре придут в разрез с узкой покупательской способностью населения. Это может привести к кризису перепроизводства, к отсутствию сбыта, монополия обанкротится, безработица и т.д. Поэтому в мире действует антимонопольное законодательст


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.14.245 (0.015 с.)