Последствия международной миграции рабочей силы. Количественные показатели миграции. Государственное регулирование внешней трудовой миграции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия международной миграции рабочей силы. Количественные показатели миграции. Государственное регулирование внешней трудовой миграции.



Последствия миграции для страны происхождения:

воздействие на рынок труда. Миграция рабочей силы может уменьшить безработицу, но если она (безрабо​тица) велика, то уменьшение может оказаться незначительным;

миграция рабочей силы из сельскохозяйственных районов может замедлить их развитие и послужить причиной сокращения выпуска сельхозпродукции. Примеры — Египет, Пакистан, Йемен;

утечка мозгов и утечка трудовых навыков (квалифи​цированных профессионалов) — потеря инвестиций в человеческий капитал;

денежные переводы рабочих-мигрантов могут:

1​ составлять источник валюты для их родной стра​ны;

2​ составлять значительную часть ВВП;

3​ стимулировать производство, если они использу​ются как инвестиции;

возвращение мигрантов, которые улучшили свои про​фессиональные навыки. Они могут составить основу местных квалифицированных трудовых ресурсов (например, в Филиппинах). (Проблема в том, что возвращаются не самые высококвалифицированные рабочие, которые чаще всего оседают в развитых странах.);

«социальный эффект» — вернувшиеся работники при​носят с собой стереотипы, привычки, вкусы, культуру той страны, в которой они работали.

Последствия для принимающей страны:

мигранты являются поддержкой для местных тру​довых ресурсов. Так как основные потоки направлены в развитые страны, а население этих стран стареет, то мигранты могут оказаться значительной частью ак​тивных трудовых ресурсов. Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях доходит до 70% рабочей силы. Нередко без иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

повышается конкурентоспособность продукции и осваиваются новые производства за счет высококвалифицированных иностранных специалистов и исследователей

иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату ведет к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников (преимущество для предпринимателей, недостаток для страны-реципиента и работников)

иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

расизм и ксенофобия (Франция, Германия, Австра​лия). Появляются дебаты внутри принимающих стран по поводу количества, места размещения ми​грантов, работы, которую они могут выполнять, зар​платы, которую им можно платить. Обычно это за​канчивается рестрикциями в иммиграционной политике принимающей страны. Возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.;

«социальный эффект» — приезжие рабочие привозят с собой свою культуру, обычаи, стиль поведения. Это все оказывает влияние на местную культуру, услож​няя и обогащая ее.

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.

Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временно находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

Миграционная политика – это государственная политика, представляющая целенаправленную деятельность государства по регулированию экспорта и импорта рабочей силы.

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для страны-реципиента масштаба иммиграции,а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и проч. Россия имеет подобные соглашения с Германией и Финляндией.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности)

Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или ПТУ, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране-доноре. Приоритет при найме на работу отдается специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стаж работы по специальности. Могут потребоваться рекомендательные письма.

2. количественное квотирование

- законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы, в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом, стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (Азии, Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

3. ограничения личного характера

а) состояние здоровья, т.е. иммигранты обязаны предоставлять заверенную консульством справку о состоянии своего здоровья либо пройти соответствующее медицинское обследование (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями)

б) возрастной ценз устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно колеблется в пределах 20-40 лет.

в) социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа, членов террористических и профашистских организаций).

3. временные ограничения – установление максимальных сроков пребывания мигрантов в стране, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую стажеры и студенты обязаны выехать на родину, находиться там минимум несколько лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

4. экономическое регулирование – установление определенных финансовых ограничений, что ведет за собой сокращение числа желающих въехать в страну

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Европа выгоняет мигрантов: ей нужны их рабочие места

Экономический кризис и усиливающаяся безработица заставили европейцев обратить серьезное внимание на миграционную политику.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.013 с.)