Закон спроса – при увеличении цены спрос уменьшается (товара покупают меньше), а при уменьшении цены спрос увеличивается (товара покупают больше). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон спроса – при увеличении цены спрос уменьшается (товара покупают меньше), а при уменьшении цены спрос увеличивается (товара покупают больше).



ЗАКОН СПРОСА

Закон спроса – при увеличении цены спрос уменьшается (товара покупают меньше), а при уменьшении цены спрос увеличивается (товара покупают больше).

Важно различать движение по кривой спроса и изменение спроса (сдвиг кривой спроса). Движение по кривой спроса – это когда мы смотрим, как изменится спрос при изменении цены при прочих равных условиях. Изменение же неценовых факторов, таких как изменение цен на другие товары, изменение доходов покупателей, изменение вкусов покупателей, изменение ожиданий покупателей, введение государством дополнительных налогов или субсидий и т.п. приводит к сдвигу кривой спроса.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Закон предложения – при увеличении цены товара предложение увеличивается – то есть этот товар начинают производить в больших объёмах, а при уменьшении цены товара предложение уменьшается – то есть товар будет производиться в меньших объёмах.

Рыночное равновесие

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD — линия спроса, SS — линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS).5

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Рента потребителя

Рента (излишек) потребителя – разность между максимумом цены, которую готов заплатить за товар потребитель, и той ценой, которую он заплатил на самом деле.

Рента (излишек) производителя – разность между минимальной ценой, за которую производитель готов продать свой товар, и той ценой, за которую он продал товар на самом деле.

Рента потребителя плюс рента производителя равняются общим выгодам торговли.

Применение анализа спроса и предложения для выявления последствий импортных квот и тарифов

Влияние субсидирования цен

Эластичность спроса по цене показывает то, как изменяется объём продаж в зависимости от увеличения или уменьшения цены.

Если цена увеличивается или уменьшается на один процент и при этом объём продаж соответственно уменьшается или увеличивается ровно на один процент, то это единичная эластичность.

Если небольшое изменение цены приводит к большому изменению объёма продаж, то такой спрос называется эластичным.

Если большое изменение цены приводит к небольшому изменению объёма продаж, то такой спрос называется неэластичным.

Но всё это примеры относительно эластичного и неэластичного спроса.

Совершенно неэластичный спрос – это когда сколько бы вы не предлагали за товар, вы всё равно получите определённое количество товара, и ни единицей больше, ни единицей меньше.

Совершенно эластичный спрос – это когда по определенной цене вы можете продать бесконечно много товара, но стоит поднять цену пусть даже на рубль, и объёмы продаж упадут до нуля.

Как рассчитать коэффициент эластичности:

Q1 – величина спроса до её изменения, Q2 - величина спроса после её изменения

Р1 – цена до изменения, Р2 - цена после изменения

Эластичность (Q2 - Q1)/ (Q2 + Q1)

спроса по цене = (Р2 - Р1)/ (Р2 + Р1)

Если этот коэффициент равен единице, то это единичная эластичность, если меньше – то спрос неэластичный, а если больше единицы, то спрос эластичный.

Что влияет на размер эластичности по цене.

1. Количество товаров-заменителей (субститутов)

Чем больше субститутов, тем эластичнее спрос

Удельный вес товара в доходе потребителя

Чем выше удельный вес, тем эластичнее спрос

Предметны роскоши – эластичный спрос,

Товары первой необходимости – неэластичный спрос.

Фактор времени. В краткосрочной перспективе спрос менее эластичен, а в долгосрочной перспективе более эластичен.

Эластичность предложения

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- мера чувствительности изменения количества предлагаемого продавцами товара к изменению цены на этот товар или других, неценовых факторов предложения. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены. Ценовая эластичность предложения - величина положительная (т.е. больше нуля), так как при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот. Однако эластичность предложения по отношению к ценам на используемые в производстве ресурсы (сырье, материалы, оборудование, труд) является отрицательной величиной (т.е. меньше нуля), так как рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и приводит к сокращению предложения.

10. Кардиналистский вариант теории полезности.

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности для другого.

Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ.

11. Ординалистский вариант теории полезности: кривые безразличия, бюджетное ограничение, равновесие потребителя.

Изменение цены какого-либо товара оказывает влияние на объем спроса на н е го двумя способами. Во-первых, посредством изменения соотношения цен, что приводит к смещению спроса с одних товаров на другие (с относительно дор о гих на относительно дешевые) и, во-вторых, посредством изменения покуп а тельной способности или реального дохода потребителя, когда рост или сн и жение реального дохода индивидуума в результате изменения цены данного товара приводит соответственно к росту или снижению спроса на этот товар, впрочем, как и на другие товары.

Изменение объема спроса, достигнутое с помощью первого способа, назыв а ется эффектом замены, а с помощью второго способа – эффектом дохода. При этом предполагается, что оба эффекта возникают в условиях стабильности денежного дохода потребителя и цен всех других товаров, кроме рассматр и ваемого. Существуют две точки зрения относительно того, как следует делить общий эффект изменения цены (в качестве которого выступает изменение об ъ ема спроса) на эффект замены и эффект дохода. Одна из них принадлежит ан г лийскому экономисту Дж. Хиксу, а другая – русскому математику и эконом и сту Е. Слуцкому.

Хикс полагал, что для выполнения этой процедуры необходимо воспольз о ваться вспомогательной бюджетной линией А'В" (рис. 1.13). Ее следует пр о вести таким образом, чтобы она, во-первых, была параллельна бюджетной л и нии АВ' и, во-вторых, являлась касательной к исходной кривой безразличия U 1.

Классификация фирм.

1. Вид деятельности:

- производство товаров личного и производственного назначения

- услуги производственного характера

- научно-исследовательские работы

- услуги бытового назначения

- транспортные перевозки грузов и населения

- торговля (оптовая, розничная)

- услуги связи

- финансово-кредитные услуги

- посреднические и другие услуги

2. Форма собственности:

- государственная

- муниципальная

- собственность общественных объединений (организаций)

- частная

- прочие формы собственности

3. Размер:

- крупные

- средние

- мелкие

4. Уровень регулирования:

- объекты федерального значения

- объекты регионального значения

- объекты местного значения

Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона.

Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего коли­чества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производи­тельности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизмен­ности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к сни­жению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут ме­шать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится.

Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда:

,

В долгосрочном периоде важнейшее значение имеет эффект масштаба. Как правило, по мере роста предприятия средние издержки уменьшаются, но когда предприятие становится слишком большим, то при дальнейшем увеличении наблюдается обратный эффект.

Экономия за счёт увеличения масштаба обусловлена действием следующих основных факторов:

Неделимостью некоторых производственных ресурсов, что предполагает обязательное наличие определенного минимума постоянных затрат для производства любого объема продукции; специализацией производственных ресурсов, включая труд, оборудование, управление; снижением удельной стоимости машин и оборудования по мере увеличения их мощности (производительности).

Дезэкономия за счёт увеличения масштаба обусловлена прежде всего трудностями управления крупными предприятиями. Рост масштабов производства сопровождается развитием внутри крупных предприятий бюрократических структур и снижением в связи с этим эффективности управления. Кроме того, при достижении определенного масштаба производства факторы, обусловливающие экономичность от масштаба, оказываются исчерпанными и фаза экономичности сменяется фазой неэкономичности.

Поскольку этих издержек нельзя избежать (в коротком периоде), их не следует принимать во внимание при выборе поведения. Для разработки стратегии дальнейшего поведения невозвратные издержки прошлых периодов не имеют значения, а важны открывающиеся возможности и будущие перспективы.

Нормальная прибыль равняется альтернативным (вменённым) издержкам, и по сути своей это не прибыль, а издержки, которые мы не можем отнести на себестоимость, и поэтому вынуждены их компенсировать за счёт прибыли. Это издержки, маскирующиеся под прибыль.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль.

Закон предложения – при увеличении цены товара предложение увеличивается – то есть этот товар начинают производить в больших объёмах, а при уменьшении цены товара предложение уменьшается – то есть товар будет производиться в меньших объёмах.

Пример. Допустим, вы можете сдать свою кровь и получить за это деньги. Чем выше цена, тем больше желающих будет сдать кровь, и тем больше крови поступит в больницы. Чем ниже оплата, тем меньше будет желающих, и тем меньше крови поступит в больницы.

Монополия имеет место, когда на рынке существует только один продавец некоторого товара, причем товар этот не имеет близких заменителей, рынки которых могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара. Допустим также, что в рассматриваемой отрасли (в отличие от отрасли с совершенной конкуренцией) существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм (наличие государственной разрешительной системы на право ведения данного вида деятельности; контроль единственной фирмы над некоторым специфическим ресурсом, необходимым для производства товара и т. д.). Такая рыночная структура называется в экономической теории чистой монополией.

Простая монополия - Монополия, которая продает каждую единицу продукции по одной и той же цене.
Легальная монополия - Возникает, когда лицензии или патенты предотвращают конкуренцию, устанавливая барьеры для входа в отрасль.
Р > МС - Доказательство неэффективности простой монополии.
Естественная монополия - Отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

Сговор (картель) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

Прибыли до нуля.

Рисунок 1а показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Убывающей кривой.

Прямоугольником.

Рынок других фирм.

Ее прибыль к нулю.

Равновесный уровень занятости для монопсонии определяется следующим образом. На основании исходных данных, представленных на рисунке, построим кривую предельной доходности ресурса с которой сталкивается фирма.

Правило определения:

  • Максимальная прибыль достигается при таком количестве труда для которого предельные издержки ресурса равны его предельной доходности.
  • Равновесная ставка заработной платы не определяется пересечением кривых предельных затрат и предельной доходности ресурса. Равновесная ставка заработной платы находится на кривой предложения под пересечением этих кривых.

Монопсония на рынке труда.

Проанализируем теперь случай с монопсонией - монополией одного покупателя рабочей силы (иллюстрация: добывающее серебро предприятие может оказаться основным источником занятости в отдаленном городке), олигопсонией, когда три или четыре фирмы нанимают большую часть предложенного труда на конкретном рынке, и которая а тенденции проявляется как монопсония.

В отличии от конкурентного рынка монопсонист нанимает значительную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда, поэтому ставка заработной платы, которую он выплачивает, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих. Фирма в условиях монопсонии вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы получить больше труда

Но более высокую зарплату, установленную для привлечения дополнительных рабочих, монопсонист должен выплачивать всем рабочим, уже нанятым по более низким ставкам заработной платы, с целью сохранения среди рабочих нормального морального климата.

В подобной ситуации издержки на дополнительного рабочего, или предельные издержки на ресурс (труд), - MRC -будут превышать ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех уже нанятых рабочих до нового уровня заработной платы. Т.е. для монополиста предельные издержки ресурса (труда) будут превышать цену на ресурс, или ставку заработной платы.

Риск и методы его снижения.

Риск характеризуется как опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Его величина измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.

Самое лучшее, если предоставляется такая возможность – это предварительное изучение статистики потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности. На основе такого изучения следует построить таблицу или график частоты возникновения данного уровня потерь.

Анализ общего равновесия.

В обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка состоит главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке.

Существующие в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран, в т. ч. Стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

Или потребления благ.

Внешние эффекты – это разница между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают все последствия внешних воздействий с точки зрения общества.

Положительные внешние эффекты - это когда наблюдается рост полезности потребителей - третьих лиц (вашими розами на балконе любуются соседи);

ЗАКОН СПРОСА

Закон спроса – при увеличении цены спрос уменьшается (товара покупают меньше), а при уменьшении цены спрос увеличивается (товара покупают больше).

Важно различать движение по кривой спроса и изменение спроса (сдвиг кривой спроса). Движение по кривой спроса – это когда мы смотрим, как изменится спрос при изменении цены при прочих равных условиях. Изменение же неценовых факторов, таких как изменение цен на другие товары, изменение доходов покупателей, изменение вкусов покупателей, изменение ожиданий покупателей, введение государством дополнительных налогов или субсидий и т.п. приводит к сдвигу кривой спроса.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Закон предложения – при увеличении цены товара предложение увеличивается – то есть этот товар начинают производить в больших объёмах, а при уменьшении цены товара предложение уменьшается – то есть товар будет производиться в меньших объёмах.

Рыночное равновесие

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2.5,a DD — линия спроса, SS — линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS).5

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от PE, рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.

Рента потребителя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.062 с.)