Реформирование отношений собственности в России. Роль приватизации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование отношений собственности в России. Роль приватизации.



В СССР в 30-х годах 20в. Утвердился общественный строй, который представлял собой государственный социализм, то есть возникло безраздельное господство общего совместного присвоения в форме государственной собственности. Таким образом возникло полное огосударствление экономики.

Также было проведена культурная революция. Огосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства, необходимостью его использования в интересах всего народа и господством государственной собственности, применявшейся в иных интересах. Выходом из этого противоречия стало разгосударствление собственности. Разгосударствление собственности проводилось в России в форме приватизации. Приватизация началась с октября 1992г. Она имела несколько этапов:

1- ваучерная приватизация - с помощью ваучеров происходила передача гражданам предприятий, имуществ, акций и долей в акционерных обществах и товариществах.

2- имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Это делалось для появления новых собственников, которые будут развивать производство и вложат в него средства для его развития. Однако развитию собственников мешал ряд обстоятельств.

В итоге, приватизация разрушила государственную собственность как основу социализма, но не принесла положительных результатов.

Но возникла многоукладная экономика:

1. общее совместное;

2. частное;

3. Общее долевое.

Сущность и функции рынка. Структура рынка.

Рынок –форма контактов между продавцом и покупателем товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

Функции рынка:

- информационная - через меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какой продукции произведено в избытке.

- регулирующая – регулирует распределение ресурсов по отраслям таким образом, чтобы уровень и структура производства были приближены к уровню и структуре потребностей.

- стимулирующая – рынок стимулирует технический прогресс.

- санирующая - через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.

Структура рынка:

1.По географическому положению:

- местный(село, город),

- национальные(внутренний),

- мировой(внешний).

2.По объектам рынка:

- рынок товаров и услуг;

- рынок капиталов;

- рынок труда;

- финансовый рынок;

- рынок информации.

3.По механизму функционирования:

-рынок свободной конкуренции;

- монополизируемый рынок;

-регулируемый рынок.

4.по степени насыщенности:

- равновесный,

- дефицитный,

- избыточный;

5.ссоответствующимзаконодательством:

- легальный;

-нелегальный.

 

Конкуренция: сущность, основные виды.

Конкуренция – соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Виды конкуренции:
1) Функциональная конкуренция – возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами.
2)Видовая конкуренция – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристиками.

3)Предметная конкуренция – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.

Характеристика рынка в условиях совершенной конкуренции.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интересными, но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной.
Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Особенности поведения фирмы в условиях монополии.

Монополия – состояние рынка, при котором на нем присутствует один или несколько крупных продавцов.

Пути образования монополий:

1) естественный – возникает при разработке уникальных природных месторождений и при эксплуатации дорогостоящих сетевых. Гос. регулирование естественных монополий регламентировано законом об естественных монополиях и об антимонопольной деятельности.

2) Искусственные монополии – результат кратковременного превышения спроса над предложением и монопольных сговорах о разделе рынка. В результате возникают следующие монопольные структуры:

а) картель – объединение различных независимых производителей, дополняющих технологическую цепочку;

б) корпорация – слияние производителей дополняющих технологическую цепочку;

в) Конгломерат – слияние производителей различных независимых товаров;

г) трест – вертикально-интегрированная система, замыкающая цепочку производства, сбыта и финансирования.

Рынок монополизирован, если :

1) Три и меньше фирм контролируют 30 и более % рынка;

2) 5 и менее фирм контролируют 50 и более % рынка;

3) 7 и менее фирм контролируют 75 и более % рынка.

Ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая дискримииация.

Конкуренция- особый тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке и особый тип взаимоотношений между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

2 основные группы методов конкуренции: ценовые и неценовые.

Ценовая конкуренцияпредставляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкуренция включает:

а) изменение свойств продукции;

б) придание продукции качественно новых свойств;

в) создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей.

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Она проводится при следующих условиях:

- покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности её перепродать;

- существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

 

Олигополия.

Олигополия– ситуация на рынке, когда на нем находятся несколько крупных продавцов (больше чем в монополии) во главе с ценовым лидером. Ценовой лидер осуществляет самые дешевые продажи и контролирует самую большую часть рынка. Товар детализирован по сортам, группам и т.д. Это необходимо для того, чтобы завоевать свою долю рынка. Классический пример олигополии – большая тройка: «GM», “Ford”, “Crysler”



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.013 с.)