Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция спроса, инфляция предложения.

Поиск

Открытая инфляция может принимать формы инфляции спроса или инфляции издержек (предложения).

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. Она может вызываться:

а) ростом денежной массы (монетарный импульс);

б) увеличением государственных расходов и (или) инвестиций;

в) адаптивными инфляционными ожиданиями, усиливающими скорость денежного обращения и др.

На начальной стадии инфляции спроса цены увеличиваются медленно, отставая от темпов роста денежной массы, так как. во—первых, в экономике еще существуют неиспользованные производственные ресурсы и, во-вторых, с увеличением доходов на первых порах усиливается склонность к сбережению.

На основной стадии инфляции, если денежная масса продолжает увеличиваться, происходит резкое увеличение темпов роста цен, которое еще усиливается от быстрого обращения денег.

Инфляция издержек может возникнуть в результате увеличения издержек. Это отразится снижением предложения. Уменьшение предложения товаров и услуг вызовет рост цен. Главным источником инфляции издержек являются:

1) увеличение номинальной заработной платы, не уравновешиваемое соответствующим ростом производительности труда;

2) повышение цен на сырье и энергию;

3) изменения в законодательстве (рост налогов и др.);

4) инфляционные ожидания.

Данные события в экономической системе, характеризующиеся шоками предложения, получили название стагфляции.

Стагфляция — такое состояние экономики, при котором снижение объема производства сопровождается ростом цен. Дальнейшие события зависят от изменения совокупного спроса: если он не изменится, то недоиспользование фирмами своих производственных мощностей, чрезмерная безработица, рост товарно-материальных запасов вызовут снижение заработной платы и цен. Кривая совокупного предложения начнет возвращаться в свое исходное положение, норма безработицы и реальный объем производства вернутся к своему естественному значению.

Если же начнет осуществляться экспансионистская макроэкономическая политика с целью расширения совокупного спроса, то произойдет сдвиг кривой совокупного спроса от АD в положение АD 1, и экономика достигнет равновесия в точке В.

Восстановление от последствий шока предложения через расширение спроса пойдет быстрее, чем от корректировки относительных цен, но издержки в виде повышения уровня цен будут более значительными, т. е. цена увеличится до Р 2 (рис. 6.7). Кроме того, если расширение совокупного спроса окажется чрезмерным, появятся симптомы инфляции, инспирированной спросом.

В чистом виде инфляция спроса и инфляция издержек практически не встречаются, они переплетаются, чередуясь одна с другой.

Рисунок 6.7 — Преодоление инфляции издержек
через расширение спроса.

Различают также инфляцию ожидаемую (прогнозируемую) и непредвиденную (не прогнозируемую).

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

Непредвиденная инфляция — это инфляция, которая стала для экономических субъектов неожиданной.

 

 

26. Экономические и социальные последствия инфляции.

Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие инфляции - это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые «издержки меню» - расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов - прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX - XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен.

 

 

Антиинфляционная политика.

 

Бороться с инфляцией — значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер функционирования рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.

Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.

Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.

Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.

Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.

Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране:

а) уровнем реальных доходов;

б) состоянием промышленности;

в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования;

г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.

При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.

При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

– преодоление инфляционных ожиданий;

– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;

– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета;

– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.

Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы:

а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.013 с.)