Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обобщенная характеристика второго курса
Студенты второго курса, как и первого, видят в первую очередь (фактор 1 «Стремление к построению завершенной рациональной картины мира») в учебной деятельности возможность построения рациональной картины мира, которая позволит и собственную деятельность подчинить достижению значимых для себя ясных целей. Но второкурсники уже видят не просто возможность, но осознают себя носителями рациональной картины мира, которую они для себя выстраивали и выстраивают, и которая для них имеет высокую значимость. Они уже попробовали на себе опыт рационального познания, этот опыт им понравился, и теперь, они еще в большей степени стремятся придать своей рациональной картине мира законченный вид. Они уже смотрят на мир через присвоенные в учебной деятельности профессиональные формы мышления (фактор 2 «Профессиональное мышление (мировоззрение)») и могут обосновать свои мировоззренческие позиции. Обратим внимание, что первый фактор вдвое более выражен (18,4%) чем второй (9,6%), не говоря о третьем и четвертом. Это свидетельствует, что рациональная установка становится на втором курсе гипертрофированной и поглощает другие стороны учебной деятельности. В учебной деятельности именно она культивируется и выдвигается как основополагающая. Но установка на развитие профессионального мышления и рациональной картины мира своей другой стороной имеет мотив избегания неопределенности и личностных усилий (фактор 3 «Избегание работы над собой»), страх разрушения устоявшихся шаблонов, в том числе касающихся и способов учения, и отказ от нового. Второкурсник хочет видеть себя развивающимся, но избегает проблематизации себя и приложения личностных усилий. Он готов работать со своими представлениями о мире, но не готов работать с собой и изменять себя. Собственно, это избегание неопределенности (личностной ответственности) было обнаружено и на первом курсе (факторы 3 «Стремление к однозначности, чтобы снять неопределенность» и 4 «Вовлеченность в неизменность»). Однако, если там студенты уповали на то, что эта неопределенность будет снята за счет получения однозначных конечных формул, то второкурсники, похоже, почувствовали, что за счет представлений это сделать нельзя и поэтому обратились к чувствам, которые бы могли их захватить и не требовали бы личностных усилий. Они пытаются заменить необходимость личностного усилия и работу над собой, чувством интереса, который бы сам по себе приводил их к развитию.
Отсюда источник развития они видят не в себе, а в устоявшейся форме деятельности, на которую определились и готовы ее воспроизводить (фактор 4 «Выбор устоявшейся формы деятельности»). И если на первом курсе мы имеем, так сказать, пассивную вовлеченность и нежелание прерывать устоявшуюся форму деятельности, то на втором мы видим уже активный выбор сложившейся формы учебной деятельности. Если первокурсники не желали по-другому смотреть на мир и на себя, то второкурсники желают смотреть именно так, то есть сквозь призму рациональности, не допускающей место личностному усилию. Третий курс Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика третьего курса. Таблица 3 Факторный профиль третьего курса
Обобщенная характеристика третьего курса
Мы видим глобальную трансформацию смысловой основы деятельности, произошедшей на третьем курсе. Ведущей установкой (фактор 1 «Установка на личностный смысл или поиск себя»), определяющей направленность учебной деятельности, становится установка на поиск себя, на конструирование личностного смысла. Третьекурсники, в отличие от предыдущих курсов, озабочены не построением рациональной картины мира, но вопросом самоосуществления себя в учебной деятельности, проблемой конструирования ее смысловой основы. Это означает, что они обратили свой взор к себе и начали рассматривать деятельность в контексте своего жизненного призвания, вопроса личностной самореализации. Можно сказать, что учебная деятельность здесь рассматривается не относительно профессионального мышления и построенной на его основе рациональной картины мира, но относительно жизни и поиска ее смысла. Профессиональная картина мира больше ничего не может дать учебной деятельности (фактор 2 «Завершенная рациональная картина мира»), в ней больше нет задела, который бы заставлял развиваться в ее направлении, студенты ею полностью удовлетворены и считают завершенной, а значит, она потеряла личностную значимость. Если раньше их усилия были направлены на развитие своего мышления и овладение его понятийными формами, которые превращали его в опосредованный, самостоятельно выстраиваемый процесс обнаружения объективных связей мира, то теперь студенты озабочены пониманием себя и развитием своего самосознания, пониманием своего места в мире. Собственно то, что предыдущими курсами исключалось, на третьем стало во главу угла. Произошла кардинальная трансформация направленности сознания в деятельности с формирования представления о мире на понимание личностного смысла деятельности, то есть с вопроса «как устроен мир» на вопрос «каково мое место в мире». Эти сдвиги привели к тому, что третьекурсники стали ориентироваться на будущее (фактор 3 «Открытость будущему») и искать новые основания своей деятельности, которые бы позволяли реализовывать себя как личность. Другими словами, они готовы работать над собой, своей личностью, а не объективными представлениями о мире. Фактически, студенты-третьекурсники стоят перед необходимостью выбрать свой собственный жизненный путь, что обращает их взоры не к прошлому, а будущему, в котором они хотят увидеть, узнать и понять себя, найти основание того, что с ними происходит сегодня. Если еще более обострить акценты, то можно сказать, что если предыдущие курсы на «сегодня» смотрели из «вчера», то третьекурсники смотрят из «завтра». А это предполагает принятие своего реального жизненного положения (фактор 4 «Принятие себя») и освобождение места для будущего. Четвертый курс Ниже представлена таблица с содержанием факторов и дается обобщенная характеристика четвертого курса. Таблица 4 Факторный профиль четвертого курса
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.005 с.) |